Приложение 4
к Адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
3, 4 и 4 дополнительный класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Плешакова А.А. «Окружающий мир» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с АООП заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.
В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:
- сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
- развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для детей, получающих образование по варианту 7.2 обусловлено не только «цензовым» характером их образования. Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира. Учащиеся с ЗПР преимущественно не умеют:
- вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;
- задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
- целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
- выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.
Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности учащихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
В соответствии с ФГОС обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут, закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.
Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья. Обучение происходит с опорой на учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир». Разработана специальная рабочая тетрадь, позволяющая конкретизировать и уточнить учебное содержание. Специфика познавательной деятельности учащихся и их особые образовательные потребности потребовали внесения весьма существенных поправок в предложенную учебником последовательность изучения тем.
Для получения более точных представлений обязательно планируются экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира в конкретный сезон, а также обращает внимание учащихся на характер труда людей, социальные явления.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.
Формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения.
Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.
Учитель начальных классов может активно привлекать родителей учащегося к изучению предмета «Окружающий мир», поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной компетентности ребенка.
Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор учащихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной активности.
Место предмета в учебном плане
В 3, 4 и 4 дополнительном классах на предмет «Окружающий мир», отводится по 68ч (2 ч в неделю, 34 учебных недель в каждом классе).
Планируемые результаты изучения учебного предмета « Окружающий мир »
Учебный предмет «Окружающий мир» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с АООП позволяет получить:
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
- осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
- личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе
- использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
- оперировать со знаково-символическими изображениями;
- находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;
- понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Регулятивные УУД позволяют:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:
- формулировать ответы на вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО учащихся с ОВЗ и конкретизацией в АООП проявляются в перечисленных ниже знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:
– в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
– в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
– в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляется:
– в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия учащегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
– в адекватности бытового поведения учащегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
– в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;
– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
– в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
– в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа.
Значение воздуха для растений, животных, человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия
Человек и общество
Семья — самое близкое окружение человека. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Составление режима дня школьника.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России,
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Россия — многонациональная страна.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.
Правила безопасного поведения в природе.
Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.
Тематическое планирование
3 класс
Наименование раздела
|
Количество часов |
Примерное содержание занятий |
1. Как устроен мир |
7 |
Природа, ее разнообразие. Неживая природа. Живая природа. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество. Государство, его символика. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу: загрязнение воздуха и воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников; ответственность каждого человека за свое поведение в природе. Экскурсии: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека. Практические работы: -посадка дерева или кустарника, -изготовление кормушек для птиц. |
2. Эта удивительная природа |
18 |
Тела, вещества, частицы. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании. Разрушение твердых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры. Почва. Состав почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы от разрушения. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделении кислорода. Растения – источник питательных веществ и кислорода для животных и человека. Размножение и развитие растений: представление об опылении, распространении плодов и семян, развитии растения из семени. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Размножение и развитие животных: насекомых (на примере бабочки), рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Забота о потомстве у животных. Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в Красную книгу нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности. Роль заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных. «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители Практические работы: -обнаружение крахмала в продуктах питания; -изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; -рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; -распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя. |
3. Мы и наше здоровье |
7 |
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Науки о человеке: анатомия человека, физиология человека, гигиена. Органы восприятия: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Мозг, его функции. Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение). Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц. Наше питание: продукты питания растительного и животного происхождения, органы пищеварения, использование организмом питательных веществ. Гигиена питания. Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья. Практические работы: -знакомство с внешним строением кожи; -упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; - изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); -подсчет ударов пульса |
4. Наша безопасность |
8 |
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсии: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы. Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды. |
5. Чему учит экономика |
12 |
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. 10 Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Необходимость бережного использования полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке. Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Деньги. Виды обмена: бартер, купля-продажа. Цена товара. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экономика и экология. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Эко-логические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке. Практические работы: -рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; -знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; -знакомство с современными российскими монетами. |
6. Путешествие по городам и странам |
19 |
Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи: Норвегия, Финляндия, Прибалтийские страны, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея, Япония, США. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран Европы, Азии, Африки, Австралии, Америки (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. |
Итого |
68 |
|
Тематическое планирование
4 и 4 дополнительный класс
Наименование раздела
|
Количество часов |
Примерное содержание занятий |
1. Земля и человечество |
10 |
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времѐн года. Звѐздное небо - великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счѐт лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звѐздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами. |
2. Природа России |
11 |
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озѐр реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесѐнные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учѐта в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озѐр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков. |
3. Родной край - часть большой страны |
13 |
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоѐмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоѐмов в результате деятельности человека. Охрана водоѐмов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, еѐ значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоѐма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края. |
4. Страницы Всемирной истории |
5 |
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чѐм рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. |
5. Страницы истории России |
20 |
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв. Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв. Россия в XVIII в. Пѐтр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник. Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учѐных: запуск первого искусственного спутника Земли полѐт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посѐлков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села), Практические работы: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. |
6. Современная Россия |
9 |
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребѐнка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. |
Итого |
68 |
|
Календарно-тематическое планирование
3класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
||
План |
Факт |
|||
Как устроен мир (7ч) |
||||
1/1 |
Знакомство с учебником. Разнообразие природы. |
|||
2/2 |
Человек – часть природы. |
|||
3/3 |
Проект «Богатства, отданные людям» |
|||
4/4 |
Общество. |
|||
5/5 |
Что такое экология? |
|||
6/6 |
Природа в опасности! Охрана природы. |
|||
7/7 |
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». |
|||
Эта удивительная природа (18ч) |
||||
8/1 |
Тела, вещества, частицы. |
|||
9/2 |
Разнообразие веществ. |
|||
10/3 |
Воздух и его охрана. |
|||
11/4 |
Вода. Свойства воды. |
|||
12/5 |
Превращения и круговорот воды. |
|||
13/6 |
Берегите воду! Меры по охране воды. |
|||
14/7 |
Что такое почва? |
|||
15/8 |
Разнообразие растений. |
|||
16/9 |
Солнце, растения и мы с вами. |
|||
17/10 |
Размножение и развитие растений. |
|||
18/11 |
Охрана растений. |
|||
19/12 |
Разнообразие животных. |
|||
20/13 |
Кто что ест? Цепи питания. |
|||
21/14 |
Размножение и развитие животных. |
|||
22/15 |
Охрана животных |
|||
23/16 |
В царстве грибов |
|||
24/17 |
Великий круговорот жизни |
|||
25/18 |
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» |
|||
Мы и наше здоровье (7ч) |
||||
26/1 |
Организм человека. |
|||
27/2 |
Органы чувств |
|||
28/3 |
Надёжная защита организма |
|||
29/4 |
Опора тела и движение |
|||
30/5 |
Наше питание. Проект: «Школа кулинаров" |
|||
31/6 |
Дыхание и кровообращение. |
|||
32/7 |
Здоровый образ жизни. Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» |
|||
Наша безопасность (8ч) |
||||
33/1 |
Огонь, вода и газ. |
|||
34/2 |
Чтобы путь был счастливым. |
|||
35/3 |
Дорожные знаки. |
|||
36/4 |
Наши проекты: «Кто нас защищает" |
|||
37/5 |
Опасные места. |
|||
38/6 |
Природа и наша безопасность. |
|||
39/7 |
Экологическая безопасность |
|||
40/8 |
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» |
|||
Чему учить экономика (12ч ) |
||||
41/1 |
Для чего нужна экономика. |
|||
42/2 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
|||
43/3 |
Полезные ископаемые. |
|||
44/4 |
Растениеводство. |
|||
45/5 |
Животноводство |
|||
46/6 |
Какая бывает промышленность. |
|||
47/7 |
Наши проекты: «Экономика родного края" |
|||
48/8 |
Что такое деньги? |
|||
49/9 |
Государственный бюджет. |
|||
50/10 |
Семейный бюджет. |
|||
51/11 |
Экономика и экология. |
|||
52/12 |
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» |
|||
Путешествие по городам и странам (19ч) |
||||
53/1 |
Золотое кольцо России. (Сергиев Посад, Переславль, Залесский, Ростов) |
|||
54/2 |
Золотое кольцо России. (Углич, Ярослав, Кострома, Плёс) |
|||
55/3 |
Золотое кольцо России (Иваново, Суздаль, Владимир) |
|||
56/4 |
Наши проекты: «Музей путешествтий» |
|||
57/5 |
Наши ближайшие соседи |
|||
58/6 |
На севере Европы. |
|||
59/7 |
Что такое Бенилюкс? |
|||
60/8 |
В центре Европы. |
|||
61/9 |
Путешествие по Франции . |
|||
62/10 |
Путешествие по Великобритании. |
|||
63/11 |
На юге Европы. |
|||
64/12 |
По знаменитым местам мира |
|||
65/13 |
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам» |
|||
66/17 |
Милый сердцу край. Летние проекты |
|||
67/18 |
Повторение |
|||
68/19 |
Повторение |
|||
4 и 4 дополнительный класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
|
План |
Факт |
||
«Земля и человечество» (10 час) |
|||
1/1 |
Мир глазами астронома. |
||
2/2 |
Планеты Солнечной системы. |
||
3/3 |
Звёздное небо – Великая книга Природы. |
||
4/4 |
Мир глазами географа. |
||
5/5 |
Мир глазами историка |
||
6/6 |
Когда и где? |
||
7/7 |
Мир глазами эколога. |
||
8/8 |
Природное сообщество «Водоем». |
||
9/9 |
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие |
||
10/10 |
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. |
||
Раздел «Природа России» (11 ч) |
|||
11/1 |
Равнины и горы России. |
||
12/2 |
Моря, озёра и реки России. |
||
13/3 |
Природные зоны России. |
||
14/4 |
Зона арктических пустынь. |
||
15/5 |
Тундра. |
||
16/6 |
Леса России. |
||
17/7 |
Растения и животные леса. |
||
18/8 |
Лес и человек. |
||
19/9 |
Зона степей. |
||
20/10 |
Пустыни. |
||
21/11 |
У Чёрного моря. |
||
«Родной край – часть большой страны» (13 ч) |
|||
22/1 |
Родной край – часть большой страны. |
||
23/2 |
Наш край |
||
24/3 |
Поверхность нашего края |
||
25/4 |
Водные богатства нашего края |
||
26/5 |
Подземные богатства нашего края |
||
27/6 |
Земля - кормилица |
||
28/7 |
Жизнь леса. |
||
29/8 |
Жизнь луга. |
||
30/9 |
Жизнь в пресных водах. |
||
31/10 |
Растениеводство в нашем крае |
||
32/11 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
||
33/12 |
Животноводство в нашем крае |
||
34/13 |
Презентация проектов. |
||
«Страницы Всемирной истории» (5 ч) |
|||
35/1 |
Начало истории человечества |
||
36/2 |
Мир древности: далёкий и близкий |
||
37/3 |
Средние века: время рыцарей и замков |
||
38/4 |
Новое время: встреча Европы и Америки |
||
39/5 |
Новейшее время: история продолжается сегодня. |
||
«Страницы истории России» (20 ч) |
|||
40/1 |
Жизнь древних славян |
||
41/2 |
Во времена Древней Руси |
||
42/3 |
Страна городов |
||
43/4 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
||
44/5 |
Трудные времена на Русской земле |
||
45/6 |
Русь расправляет крылья |
||
46/7 |
Куликовская битва |
||
47/8 |
Иван Третий |
||
48/9 |
Мастера печатных дел |
||
49/10 |
Патриоты России |
||
50/11 |
Пётр Великий |
||
51/12 |
Михаил Васильевич Ломоносов |
||
52/13 |
Екатерина Великая. |
||
53/14 |
Отечественная война 1812 года |
||
54/15 |
Страницы истории XIX века |
||
55/16 |
Россия вступает в XX век |
||
56/17 |
Страницы истории 1920 – 1930-х годов |
||
57/18 |
ВПР |
||
58/19 |
Великая война и великая Победа. |
||
59/20 |
Страна, открывшая путь в космос. |
||
«Современная Россия» (9 ч) |
|||
60/1 |
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России |
||
61/2 |
Славные символы России. Такие разные праздники |
||
62/3 |
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) |
||
63/4 |
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) |
||
64/5 65/6 67/7 68/8 |
Путешествие по России (по Волге, по югу России) |
Материально-техническое обеспечение
1. Иллюстративный демонстрационный материал, соответствующий изучаемой теме.
2. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Мультимедийный проектор.
4. Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по окружающему миру.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.