АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс
Оценка 4.8

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
администрации
1 кл
11.02.2017
АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для учащихся с диагнозом ЗПР в соответствии с ФГОС - 1 класс. Данная программа поможет учителям начальных классов и заместителю директора по учебно - воспитательной работе. Это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образованияАООП НОО для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС
Адаптированная программа (ЗПР) на 2016-2017 уч. год.doc
Отдел образования МО «Еравнинский район» МБОУ «Гундинская средняя общеобразовательная школа» Утверждено Решением педсовета Приказ №1 от 1 сентября 2016 года Председатель педсовета: _________________________________ Директор школы: Т.Н. Барьбеева Адаптированная основная образовательная программа  начального общего образования  для детей с задержкой психического развития. муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения  «Гундинская средняя общеобразовательная школа» с. Гунда, 2016 Раздел I. Паспорт Программы. Наименование    Программы Основания для  разработки  Программы  Заказчик  Программы Стратегическая  цель  Программы Стратегические  задачи  Программы   Сроки реализа­ ции Программы Основные мероприятия программы  Адаптированная   образовательная   программа   для   обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Гундинская средняя общеобразовательная школа»    В своей деятельности школа руководствуется Уставом, федеральными законами,   указами   и   распоряжениями   Правительства   Российской Федерации,   постановлениями   и   распоряжениями   Правительства Российской   Федерации,   международными   актами   в   области   защиты прав ребенка и его законных интересов.  Программа   разработана на основе нормативно­правовой базы:  ­  Федеральный закон №273 от 29.12.2012г.  «Об образовании в РФ» ­   Санитарные   правила   СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных   учреждениях»   (постановление   Главного санитарного врача России от 29.12.2010г. «№ 189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011г. № 189). ­ Конституция РФ  ­ Конвенция о правах ребенка  ­ Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" Администрация  Муниципального   бюджетного   общеобразовательного учреждения «Гундинская средняя общеобразовательная школа»  Создание   в   МБОУ   «Гундинская   СОШ»    гуманной   адаптированной среды для детей  с задержкой  психического  развития  (далее ЗПР) и особой   педагогической   среды   для   умственно   отсталых   (далее   УО) учащихся   с   целью   социально–   персональной   реабилитации   их   и последующей интеграции в современном социально­экономическом и культурно­нравственном пространстве. Обеспечение   условий   для   реализации   прав   обучающихся   с   ОВЗ   на получение бесплатного образования; Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; Сохранение   и   укрепление   здоровья   обучающихся   с   ОВЗ   на   основе совершенствования образовательного процесса; Создание   благоприятного   психолого­педагогического   климата   для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ; Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ; Совершенствование системы кадрового обеспечения.  2016­2017 учебный год. Создание   в   школе   условий,   необходимых   для   получения обучающимися   с   ОВЗ,   в   том   числе   и   умственно   отсталыми обучающимися   академического   уровня   общеобразовательных   и трудовых   знаний,   умений   и   навыков,   необходимых   для   успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве. Качественная   организация   социально–персональной   реабилитации школьников с умственной отсталостью. Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в   культурных,   цивилизованных   формах:   привитие   способности   к саморегуляции своей  деятельности, отношений, поведения;  привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания. Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся. Сохранение   и   укрепление   здоровья   обучающихся   на   основе совершенствования образовательного процесса. Качественное   повышение   уровня   профессионализма   педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ. Обеспечение   хорошего   уровня   качества   образования   для обучающихся в ОВЗ. Достижение высоких показателей коррекционной работы: ­уменьшение   количества   детей   с   заключением   «обучение   по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ЗПР» на ранней ступени обучения; ­ подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации; Организация качественного профессионально­трудового обучения для учащихся, обучающихся по общеобразовательной программе для детей с УО. Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.  Ожидаемые  результаты  реализации  Программы и  показатели  социально­ экономической  эффективности Пояснительная записка. Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО   является   обеспечение   условий   для   индивидуального   развития   всех учащихся,   в   особенности   тех,   кто   в   наибольшей   степени   нуждается   в специальных условиях обучения — детей с задержкой психического развития. Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития — это   комплексная   программа,   направленная   на   обеспечение   коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического   развития   и   оказание   помощи   детям   этой   категории   в освоении образовательной  программы начального общего образования. Нормативно­правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются: ∙   Закон Российской Федерации «Об образовании»; ∙   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования; ∙   СанПиН,   2.4.2.2821­10   «Гигиенические   требования   к   режиму образовательного   процесса»   (постановление   главного   государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.; ∙   Типовое положение  « Об инклюзивном (интегрированном) обучении детей с   ограниченными   возможностями   здоровья»  от   17.01.2012   г.  Протокол Педагогического совета № 6 от 14.09.2014 г. ∙   Рекомендации   по   организации   обучения   в   первом   классе   четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13­13 от 20.04.2001); ∙   О недопустимости   перегрузок  обучающихся в начальной  школе (Письмо МО РФ № 220/11­13 от 20.02.1999); ∙   Рекомендации   по   использованию   компьютеров   в   начальной   школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002); ∙   Гигиенические   требования   к   условиям   реализации   основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.); ∙   О создании условий для получения образования детьми с ограниченными  возможностями здоровья и детьми­инвалидами.(Письмо МО РФ N АФ­150/06 от 18 апреля 2008 г.); ∙   Об   основных   гарантиях   прав   ребенка   в   Российской   Федерации   (от   24 июля 1998 г. N 124­ФЗ); ∙   Положение   «О   специальных   коррекционных   классах VII вида   в общеобразовательных учреждениях»  Адаптированная   программа   ступени   начального   общего   образования сформирована   для   контингента   детей с   задержкой   психического развития,  учащихся в учреждении. Всё большее число ребят относят к группе риска ­ проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в   обучении,   поведении.   Повышенная   уязвимость  детей   из   группы   риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом   социальной   и   психолого­педагогической   компенсации   трудностей развития и обучения. Цель программы: Обеспечить  системный   подход   к   созданию   условий   для   развития   детей   с задержкой   психического   развития   и   оказание   комплексной   помощи   детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего   образования,  коррекцию   недостатков   в  физическом   и   психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации. Задачи программы: ­ своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития; ­   определять   особые   образовательные   потребности   детей   с   задержкой психического развития; ­определять   особенности   организации   образовательного   процесса   для рассматриваемой   категории   детей   в   соответствии   с   индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; ­   создать   условия,   способствующие   освоению   детьми   с   задержкой психического   развития   основной   образовательной   программы   начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;   осуществлять   индивидуально   ориентированнуюпсихолого­медико­ ­ педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей  детей  (в соответствии  с рекомендациями  психолого­медико­ педагогической комиссии); ­   обеспечить   возможности   обучения   и   воспитания   по   дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; ­ оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Содержание   программы   коррекционной   работы   определяют следующие принципы: —Соблюдение   интересов   ребёнка.   Принцип   определяет   позицию специалиста,   который   призван   решать   проблему   ребёнка   с   максимальной пользой и в интересах ребёнка. —Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,   т.   е.   системный   подход   к   анализу   особенностей   развития   и коррекции нарушений детей с задержкой психического развития, а также все­ сторонний   многоуровневый   подход   специалистов   различного   профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. —Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. —Вариативность. Принцип   предполагает   создание   вариативных   условий для   получения   образования   детьми,   имеющими   различные   недостатки   в физическом и (или) психическом развитии. —Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение   гарантированных   законодательством   прав   родителей  (законных представителей) детей с задержкой психического развития выбирать формы получения   детьми   образования,   образовательные   учреждения,   защищать законные   права   и   интересы   детей,   включая   обязательное   согласование   с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей   с   задержкой   психического   развития   в   классы,   занимающиеся   по адаптированной образовательной программе. Психолого­педагогические   и   организационные   условия   реализации программы: ­реализация   коррекционно­развивающих   мероприятий   в   соответствии   с образовательным маршрутом ученика; ­наличие   оборудования,   учебных   пособий,   методик  соответствующих типологии отклоняющего развитие детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности; ­учет особенностей развития каждого ребенка; ­предоставление   психологических   и   социальных   индивидуальных консультаций; ­создание условий по охране и укреплению здоровья детей; ­формирование мотивационной готовности к обучению; ­развитие   и   совершенствование   высших   психических   функций   (память, внимание, восприятие, мышление, речь); ­развитие   и   совершенствование   произвольности,   регуляции   собственного поведения,   умения   планировать   и   выполнять   по   плану   учебные   и внеучебные  действия; ­совершенствование и развитие эмоционально­личностной сферы; ­коррекция детско­родительских отношений;  Кадровое обеспечение программы: ­ учителя;  ­  педагог – психолог. Адаптированная   образовательная   программа позволяет   реализовать личностно­ориентированный подход через медико­психолого­педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с задержкой психического   развития   стандарта   образования.   Она   имеет   подчиненную, вспомогательную   функцию   по   отношению   к Образовательной   программе, может уточняться и корректироваться. К   числу основных   условий необходимых   для   повышения   эффективности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития относятся: ­   введение   системы   регулярного,   комплексного   и   углубленного, разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье; ­   интеграция   полученных   в   ходе   медицинского,   психологического   и педагогического   изучения   ребенка   данных,   объединяемых   в симптомокомплексы; ­   разработка   и   реализация   педагогических   технологий   (диагностико­ информационных, обучающе­образовательных, коррекционных); ­  объединение   усилий   педагогов,  медицинских   и   социальных   работников   в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с задержкой психического развития; ­ расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям; ­   развитие   системы   отношений   в   направлении   педагог­ребенок­родитель­ медицинские работники. Практическая образовательной программы адаптированной  предполагает: работа по реализации уровня     повышение       педагогической   компетентности   педагогов,   родителей;   применение   новых педагогических   технологий,   учитывающих   особенности   детей   с   задержкой психического   развития;   координацию   деятельности   медицинских   и образовательных   учреждений   по   осуществлению   комплексного   медико­ психолого­педагогического сопровождения. Программа позволяет педагогам обеспечить   возможность   оптимального   применения   методов   и   приемов коррекционно­развивающей работы с учетом индивидуально­типологических особенностей детей. Теоретико­методологическими основаниями программы     коррекционной работы является взаимосвязь трёх подходов: ­ нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей; ­   комплексного,   обеспечивающего   учет   медико­психолого­педагогических знаний о ребёнке; ­   междисциплинарного,   позволяющего   осуществлять   совместно­ распределённую   деятельность   специалистов,   сопровождающих   развитие ребенка, отражающую, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного   развития   детей   конкретным   содержанием   профессиональной работы   медицинских   работников,   педагогов   и   психологов,   а   с   другой   – интеграцию   действий   формирующегося   коллективного   субъекта   этого процесса   (от   осознания   необходимости   совместных   действий   к   развитому сотрудничеству). Структура и содержание программы: 1.           Пояснительная записка. 2.           Характеристика   контингента   учащихся   с   задержкой   психического развития. 3.           Пять   модулей:   концептуальный,   диагностико­консультативный, коррекционно­развивающий, профилактический, социально­педагогический. Концептуальный   модуль раскрывает   сущность   медико­психолого­ педагогического   сопровождения,   его   цели,   задачи,   содержание   и   формы соорганизации субъектов сопровождения. Диагностико­консультативный   модуль подразумевает   составление программы   изучения   ребенка   различными   специалистами   (педагогами, психологами,   медицинскими   работниками,   педагогами­дефектологами)   и консультативная деятельность. Коррекционно­развивающиий   модуль на   основе   диагностических   данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с   возрастными его индивидуально­типологическими особенностями,своевременную   специализированную   помощь   в   освоении   и содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии   проведение   модуль предполагает детей с ЗПР, способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся. Лечебно­профилактический профилактических мероприятий; соблюдение санитарно­гигиенических норм, режима дня, питания ребенка. Социально­педагогический   модуль нацелен   на   повышение   уровня профессионального   образования   педагогов;   организацию   социально­ педагогической помощи детям и их родителям. Характеристика   контингента   учащихся   с   задержкой   психического развития. В МБОУ «Гундинская СОШ» на  начало 2016­2017 учебного года количество детей, занимающихся по адаптированной программе для детей ЗПР   ­ 2  (учащиеся начальной школы). Законные   представители   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья   школьного   возраста   изъявили   желание   обучать   их   по   месту жительства в МБОУ «Гундинская СОШ».   Особенности   детей   с   задержкой   психического   развития   в   условиях образовательного процесса учреждения: ­ Снижение работоспособности; ­ повышенная истощаемость; ­ неустойчивость внимания; ­более низкий уровень развития восприятия; ­недостаточная продуктивность произвольной памяти; ­ отставание в развитии всех форм мышления; ­ дефекты звукопроизношения; ­ своеобразное поведение; ­ бедный словарный запас; ­ низкий навык самоконтроля; ­ незрелость эмоционально­волевой сферы; ­ ограниченный запас общих сведений и представлений; ­ слабая техника чтения; ­ трудности в счете, в решении задач. Рекомендуемые условия обучения и воспитания: ­ Организация детей с ЗПР в классе, занимающихся по адаптивной программе; ­   соответствие   темпа,   объема   и   сложности   учебной   программы   реальным познавательным   возможностям   ребенка,   уровню   его   когнитивной   сферы, уровню подготовленности т.е. уже усвоенным знаниям и навыкам; ­   целенаправленное   развитие   общеинтеллектуальной   деятельности   (умение осознавать   учебные   задачи,   ориентироваться   в   условиях,   осмысливать информацию); ­   сотрудничество   со   взрослыми,   оказание   педагогом   необходимой   помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем; ­ индивидуальная дозированная помощь ученику; ­ развитие у ребенка чувствительности к помощи, способность воспринимать и принимать помощь; ­ щадящий режим, соблюдение гигиенических и валеологических требований ­   специальная   подготовка   педагога   (курсы   повышения   квалификации)   (см. Приложение); ­создание у ученика чувства защищенности и  эмоционального комфорта; ­ поддержка ученика учителями школы. 3. Концептуальный модуль.   В   адаптированной   образовательной   программе  медико­психолого­ педагогическоесопровождение понимается   как   сложный   процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является   решение   и   действие   ведущее   к   прогрессу   в   развитии сопровождаемого. В   основе   сопровождения   лежит   единство   четырёх функций: диагностика сущности   возникшей   проблемы;   информация   о   сути   проблемы   и   путях   её решения;   консультация   на   этапе   принятия   решения   и   разработка   плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения. Основными   принципами   сопровождения ребёнка   в   образовательном учреждении   советов сопровождающего;   приоритет   интересов   сопровождаемого   («на   стороне рекомендательный   характер являются:       мультидисциплинарность   непрерывность   сопровождения; ребёнка»); (комплексный подход) сопровождения. Основная цель сопровождения­ оказание помощи в решении проблем. Задачи   сопровождения:   правильный   выбор   образовательного   маршрута; преодоление   затруднений   в   учёбе;   решение   личностных   проблем   развития ребёнка; формирование здорового образа жизни. Организационно­управленческой   формой   сопровождения является медико­психолого­педагогический   консилиум.   Его   главные задачи: защита прав   и   интересов   ребёнка;   массовая   диагностика   по   проблемам   развития; выявление   групп   детей,   требующих   внимания   специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса. Прием в школу детей с задержкой психического развития  осуществляется на основе   заключения   комиссией   РБ,   в   котором   указано,   что   ребенок   может   учиться   в общеобразовательной   школе   по   адаптированной   общеобразовательной   психолого­медико­педагогической    Региональной   программе   начального   общего   образования   для   детей   с   ЗПР.   Ведётся наблюдение ,фиксируются   психолого­педагогические   особенности   развития личности   учащегося;   результаты   педагогической   и   психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе. Психолого­педагогическое   сопровождение   ребенка   с   ЗПР   можно рассматривать   как   комплексную   технологию   психолого­педагогической поддержки   и   помощи   ребенку   и   родителям   в   решении   задач   развития, обучения,   воспитания,   социализации   со   стороны   специалистов   разного профиля, действующих координировано. Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ЗПР в образовательном   учреждении   имеет   проведение   информационно­ просветительской,   разъяснительной   работы   по   вопросам,   связанным   с особенностями   образовательного   процесса   для   данной   категории   детей,  со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так   и   не   имеющими   недостатки   в   развитии),   их   родителями   (законными представителями), педагогическими работниками. Система комплексного психолого – социально – педагогического сопровождения детей: Класс Подструктуры Направления Классный Педагог­психолог ы 1 личности Индивидуально ­ коррекционной работы Дисгармония руководитель Понимание Развитие   произ­ типологические особенности развития Нестабильность Сочувствие Снятие вольности   в   двига­ тельной сфере. личности и   ригидность нервной   сис­ напряжения Рационализация Развитие   произ­ вольности   в   позна­ темы Неразвитость воспитательно­об­ разовательного вательной сфере. Развитие   произ­ произвольности психических процесса Выравнивание вольности   в   эмо­ циональной сфере.   в процессов культурно­образо­ сравнении   со вательных Развитие   произ­ вольности   в   обще­ 2 Свойства субъекта общения сверстниками возможностей нии и поведении детей Личностная   пер­ Когнитивная трени­ ровка спектива Высокая   тре­ Доверие   Систематическая десенсибилизация к Игровая   коррекция вожность Слабая   соци­ личности ребенка Формирование ре­ поведения . Развитие   позитив­   альная лексия реф­ ально осознаваемых ного общения. Ролевое научение. Трудности общения мотивов поведения Коммуникативные игры и упражнения. Неадекватное поведение Формирование ре­ ально Расшатывание   тра­ диционных   позици­   Низкий со­ циальный статус действующих мотивов онных ролей. Статусное   переме­ щение. поведения Анализ конфликт­   ных ситуаций Пример   авторитет педагога отношении детям       и в к Позитивная   ирра­ диация авторитета педагога   на   отно­ шения   ребенка   со сверстниками 3 Свойства Дисгармония Позитивное Снижение субъекта деятельности мотивов учения Школьная стимулирование Авансирование значимости учителя Снижение силы   тревожность Низкая   учебно­ успеха Акцентуация потребностей, связанных   с познавательная активность достижений ребенка в внутренней позицией Несформи­ рованность деятельности Парциальная школьника Десенсибилизация к основных. учебных умений оценка результатов оцениванию. Формирование Слабая обучаемость Наглядные   опоры в обучении адекватной самооценки, Комментируемое управление школьных успехов Релаксация   и Создание учебных эмоциональное с ситуаций отреогирование   элементами новизны,   школьных страхов за­ нимательности   , опоры   на   жизнен­ ный   опыт   детей Поэтапное формирование умственных действий Опережающее консультирование по трудным темам 4 Свойства субъекта самосознания Щадящая  учебная нагрузка Безусловное принятие ребенка Идентификация Подтверждение Нарушенный образ «Я» Неадекватная Самооценка, Выборочное игнорирование уникальности ребенка школьная мотивация Неудовле­ творенное притязание на признание Комплекс неполноцен­ ности негативных поступков Развитие позитивно­ Эмоциональное поглаживание го   других восприятия ребенка Позитивное Самовнушение   («Я хочу», «Я могу», к побуждение «Я буду») деятельности   и Отслеживание   мотивации самооценки   и общению Ожидание завтрашней радости   Диагностико­консультативный модуль.  Педагог устанавливает   усвоенный   детьми   объем   знаний,   умений,   навыков; выявляет трудности, которые испытывают  они в обучении, и условия, при которых   эти   трудности   могут   быть   преодолены.   Педагог   отмечает особенности   личности,   адекватность   поведения   в   различных   ситуациях.   В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу). В содержание исследования ребенка психологом входит следующее: 1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб,   с   которыми   обращаются.   При   этом   необходимо   учитывать   сами проявления,   а   не   квалификацию   их   родителями,   педагогами   или   самими детьми. 2.   Изучение   истории   развития   ребёнка.   Подробный   анализ   собирает   и анализирует   врач.   Психолог   выявляет   обстоятельства,   которые   могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые   заболевания   в   первые   месяцы   и   годы   жизни).   Имеют   значение наследственность некоторые (психические   или       заболевания конституциональные   черты);   семья,   среда,   в   которой   живет   ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания   ребенка   (чрезмерная   опека,   отсутствие   внимания   к   нему   и другие). 3. Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.). 4.   Непосредственное   обследование   ребёнка.   Беседа   с   целью   уточнения мотивации,   запаса   представлений   об   окружающем   мире,   уровня   развития речи. 5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей. 6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке   сведения   и   данные   собственного   обследования,   выявляются   его резервные   возможности.   В   сложных   дифференциально­диагностических случаях проводятся повторные обследования. 7.   Выработка   рекомендаций   по   обучению   и   воспитанию.   Составление индивидуальных   образовательных   маршрутов   медико­психолого­ педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях   учебного   материала;   для   других   ­   формирование   произвольной деятельности,   выработка   навыка   самоконтроля;   для   третьих   необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д. Эти   рекомендации   психолог   обсуждает   с   учителем   и   родителями, осуществляя   постоянное   взаимодействие.   Составляется   комплексный   план оказания   ребенку   психолого­педагогической   помощи   с  указанием   этапов   и методов   коррекционной   работы.   Обращается   внимание   на   предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.   Таблица. Программа социально­педагогического   изучения ребёнка. Изучение ребенка Содержание работы Где и кем выполняется         Семья   ребенка.   Состав   семьи. Условия воспитания. работа Посещение   семьи   ребенка. (учитель, соц. педагог). Умение учиться. Организованность,   выполнение   Наблюдения во время занятий. Изучение   работ   ученика Социально­ педагогическое требований   самостоятельная педагогов, работа, (педагог). Анкетирование   по   выявлению     самоконтроль. овладении новым материалом.   Трудности   в школьных (учитель).   трудностей Мотивы учебной деятельности.     отношение   к Прилежание,     отметке, порицанию похвале     или учителя, Беседа   с   родителями   и учителями­предметниками. воспитателя. Эмоционально­волевая   сфера.     Преобладание настроения ребенка. Наличие аффективных   Специальный   (педагог, психолог). эксперимент     Способность   к вспышек. волевому усилию, внушаемость, Анкета   для   родителей   и проявления негативизма. Особенности учителей. личности.интересы, Наблюдение   за   ребёнком   в потребности, идеалы, убеждения.   Наличие   чувства   различных деятельности.   видах долга   и   ответственности. Соблюдение   правил   поведения в   обществе, Взаимоотношения   школе,   дома. с   коллективом: в коллективе, симпатии, дружба с роль     детьми,  отношение   к  младшим и   товарищам. старшим   Нарушения   в   поведении: гиперактивность,   замкнутость, аутистические обидчивость,   проявления, эгоизм.   Поведение. Уровень притязаний и самооценка.   Коррекционно­развивающий модуль. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном Педагогическом  Совете,  исходя из потребностей,  особенностей развития и возможностей   ребенка,   с   непосредственным   участием   его   родителей (законных   представителей).   Для   детей   выстраивается   корреционно­ развивающая   работа,   направленная   на   постепенное   увеличение   меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей   помощи  взрослого;  переключение   учащихся на   практическую   деятельность   с   предметами   или   на   другие   облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д. Учащиеся  занимаются  по   адаптированной   образовательной   программе   для детей   с   ЗПР —форма   дифференциации   образования,   которая   позволяет решать   задачи   своевременной   активной   помощи   детям   с   ограниченными возможностями здоровья. Обучение обеспечивает  организацию     ведется   по   УМК   «Школа   адаптационного   России», периода     которая обучения первоклассников   в   течение   2­х   первых   месяцев.   Это   способствует благоприятному вхождению ребенка в школьную жизнь,  позволяет провести необходимую коррекционную работу. Учебники разработаны с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается   возможность   обучения   детей   с   разным   уровнем   развития, возможность   выстраивания   дифференцированной   работы,   индивидуальных программ обучения, в том числе для так называемых правополушарных детей. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении. Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на  протяжении  всего  курса  и позволяет  каждому  учащемуся  обучаться  на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения. Содержание и формы коррекционной работы учителя: ­ наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно); ­   поддержание   постоянной   связи   с   учителями­предметниками,   школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; ­   составление   психолого­педагогической   характеристики   учащегося   с   ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где   отражаются   особенности   его   личности,   поведения,   межличностных отношений   с   родителями   и   одноклассниками,   уровень   и   особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка. ­ составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями­предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; ­ контроль  успеваемости и поведения учащихся в классе; ­   формирование   микроклимата   в   классе,   способствующего   тому,   чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно; ­ ведение документации (психолого­педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.); ­   организация   внеурочной   деятельности,   направленной   на   развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. Для   повышения   качества   коррекционной   работы   необходимо выполнение следующих условий: ­ формирование УУД на всех этапах учебного процесса; ­   обучение   детей   (в   процессе   формирования   представлений)   выявлению характерных,   существенных   признаков   предметов,   развитие   умений сравнивать, сопоставлять; ­ побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей; ­   установление   взаимосвязи   между   воспринимаемым   предметом,   его словесным обозначением и практическим действием; ­  использование   более   медленного   темпа   обучения,   многократного возвращения к изученному материалу; ­ максимальное использование сохранных анализаторов ребенка; ­ разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу; ­  использование   упражнений,  направленных   на  развитие   внимания,  памяти, восприятия. Еще   одним   условием   успешного   обучения   детей   с   ЗПР   является организация   групповых   и   индивидуальных   занятий,   которые   дополняют коррекционно­развивающую   работу,   и   направлены   на   преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ЗПР. Цель   коррекционно­развивающих   занятий–   коррекция   недостатков познавательной   и   эмоционально­личностной   сферы   детей   средствами изучаемого программного материала. Задачи, решаемые на коррекционно­развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению;   повышение   уровня   общего   развития,   восполнение   пробелов предшествующего   развития   и   обучения;   коррекция   отклонений   в   развитии познавательной   и   эмоционально­личностной   сферы;   формирование механизмов   волевой   регуляции   в   процессе   осуществления   заданной деятельности;   воспитание   умения   общаться,   развитие   коммуникативных навыков. Занятия   строятся   с   учетом основных   принципов   коррекционно­ развивающего обучения: Принцип   системности коррекционных   (исправление   или   сглаживание отклонений   и   нарушений   развития,   преодоление   трудностей   развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование,   обогащение   содержания   развития,   опора   на зону ближайшего развития) задач. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах. 1.           Началу   коррекционной   работы   должен   предшествовать   этап комплексного   диагностического   обследования,   позволяющий   выявить характер   и   интенсивность   трудностей   развития,   сделать   заключение   об   их возможных   причинах   и   на   основании   этого   заключения   строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом). 2.            Реализация коррекционно­развивающей работы требует от педагога постоянного   контроля   динамики   изменений   личности,   поведения   и деятельности,   эмоциональных   состояний,   чувств   и   переживаний   ребенка. Такой   контроль   позволяет   вовремя   вносить   коррективы   в   коррекционно­ развивающую работу. Деятельностный   принцип   коррекции определяет   тактику   проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе   которой   создается   необходимая   основа   для   позитивных   сдвигов   в развитии личности ребенка. Учет   индивидуальных   особенностей   личности позволяет   наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития. Принцип   динамичности   восприятия заключается   в   разработке   таких заданий,   при   решении   которых   возникают   какие­либо   препятствия.   Их преодоление  способствует   развитию   учащихся,  раскрытию   возможностей   и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей. Принцип   продуктивной   обработки   информации заключается   в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался  навык переноса обработки информации, следовательно ­ механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка   –   задание   должно   лежать   в   зоне   умеренной   трудности,   но   быть доступным,   так   как   на   первых   этапах   коррекционной   работы   необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты   усилий.   В   дальнейшем   трудность   задания   следует   увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Изучение   индивидуальных   особенностей   учащихся   позволяет   планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно­ развивающих занятий. По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ЗПР проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения. Материал для коррекционных занятий может быть разработан на основе УМК «Школа России». Принципами построения занятий являются: 1)   частая   смена   видов   деятельности.   Известно,   что   внимание   детей   с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребёнка снова привлекается и это даёт возможность продуктивно продолжать занятие; 2)   повторяемость   программного   материала.   Младшим   школьникам   с интеллектуальным недоразвитием требуется значительно большее количество повторений,   чем   детям   с   нормальным   интеллектом.   Занятия   должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам:  первая – чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая – для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально­групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно­ количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных   занятий   необходимо   также   помнить   и   об   особенностях восприятия   детьми   учебного   материала   и   специфике   мотивации   их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических   игр,   игровых   упражнений,   заданий,   способных   сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка. Выбор   методов   обучения   осуществляется   в  соответствии   с  особенностями познавательной   деятельности   детей   с   трудностями   в   обучении,   в   связи   с чем,  важное   место   занимает   метод   «маленьких   шагов»   с   большой детализацией, использованием предметно­практической деятельности.    развернутостью   действий   в   форме   алгоритмов   и Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами: ­ развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»; ­ развитие в адекватном темпе; ­ вовлечение в интересную деятельность; ­ воздействие через эмоциональную сферу; ­ объяснение материала в интересной форме; ­ гибкая система контроля знаний и их оценки.   Внеурочная деятельность Основной   формой   организации   внеурочной   деятельности   школьников выступает проектная  деятельность.   Включение   детей   с   ЗПР   в   проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная   деятельность   влияет   на   формирование личностных качеств обучающихся:   требует   проявления   личностных   ценностных   смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др. Организация   школьных   мероприятий  предполагает   возможность   участия   в них   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   наравне   со   своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений   развития   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   они включаются   в   проведении   воспитательных,   культурно­развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.   Лечебно ­ профилактические мероприятия В   МБОУ   «Гундинская   СОШ»   осуществляется  контроль  за   соблюдением санитарно­гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, игры с   перевоплощением,   особые   приемы   психотерапевтической   работы   при прослушивании   сказок,   рисовании,   использование   здоровье   сберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности). Социально­педагогические мероприятия: Программы   повышения   профессиональной   компетентности педагогов. Педагог   должен   быть   знаком   с   особенностями   развития   данной неоднородной   группы   детей.   Это   необходимо   для   того,   чтобы   иметь возможность разобраться в комплексе проблем,  грамотно поставить вопрос   правильно   интерпретировать   их перед   психологами­консультантами, рекомендации, координировать работу учителей­предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под   руководством   психолога   может   провести   диагностику,   используя несложные методики. Все педагоги проходят курсы повышения квалификации на   семинарах­практикумах,   курсах   переподготовки   по   направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».   В  школе  на 1  сентября  2016­2017    уч.  года   в  1­2  классе     преподают   – 3 педагога. Среди них нет специалистов, имеющих специальное образование для работы   с   детьми   с   ОВЗ,   поэтому   педагоги   повышают   квалификацию   на специальных курсах № ФИО учителя Должность  Место  Наименование курсов Дата  2015 – 2016 уч. год Афанасьева  Елена  Анатольевна Зам.  директора  по УВР проведения  РПМПК БГУ ИНО ГАУ ДПО РБ  «БРИОП» 3 8 Берсанова  Мария  Федоровна Учитель нач. классов РПМПК ГАУ ДПО РБ  «БРИОП» Токтохоева Оюна Беликтуевна Учитель  физкультуры РПМПК 9 Москвитина Анна Ильинична  Учитель нач. классов РПМПК 10.12.2015 30.10.2015 12.05.­  14.05.2016 г. (24  часа) 10.12.2015 12.05.­  14.05.2016 г. (24  часа) 10.12.2015 10.12.2015 «Создание специальных  условий, обеспечивающих  реализацию  адаптированных программ  в ОУ» Семинар «Внедрение ФГОС в условиях новой  образовательной  реальности» «Подготовка к реализации  ФГОС обучающихся с ОВЗ  и интеллектуальными  нарушениями» «Создание специальных  условий, обеспечивающих  реализацию  адаптированных программ  в ОУ» «Подготовка к реализации  ФГОС  обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными  нарушениями» «Создание специальных  условий, обеспечивающих  реализацию  адаптированных программ  в ОУ» «Создание специальных  условий, обеспечивающих  реализацию  адаптированных программ  в ОУ» ГАУ ДПО РБ  «БРИОП» «Формирование ключевых  УУД через организацию  нелинейного расписания» Апрель  2016 г. 10 Раднаева Жаргалма Дагбаевна Зам.  директора  по ВР РПМПК БГУ ИНО 11 Барьбеева Туяна Николаевна Директор  школы РПМПК ГАУ ДПО РБ  «БРИОП» 15 Тюрюханова Татьяна Анатольевна Учитель нач. классов ГАУ ДПО РБ  «БРИОП» 16 Дашинорбоев Бато Баирович Педагог ­  психолог ГАУ ДПО РБ  «БРИОП» «Создание специальных  условий, обеспечивающих  реализацию  адаптированных программ  в ОУ» Семинар «Внедрение ФГОС в условиях новой  образовательной  реальности» «Создание специальных  условий, обеспечивающих  реализацию  адаптированных программ  в ОУ» «Подготовка к реализации  ФГОС  обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными  нарушениями» «Подготовка к реализации  ФГОС  обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными  нарушениями» «Подготовка к реализации  ФГОС обучающихся с ОВЗ  и интеллектуальными  нарушениями» 10.12.2015 30.10.2015 10.12.2015 12.05.­  14.05.2016 г. (24  часа) 12.05.­  14.05.2016 г. (24  часа) 12.05.­  14.05.2016 г. (24  часа) 2. Психотерапевтическая   работа   с   семьей. Цель   –   повышение   уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении   ребенка. специалистами, на родительских собраниях.   Проводится   на   индивидуальных   консультациях Реализация   индивидуального   образовательного   маршрута   требует постоянного   отслеживания   направления   развития   детей,   что   делает необходимым   разработку   системы   начальной,   текущей   и   итоговой диагностики по годам обучения. 3.       Этапы создания и реализации программы коррекционной работы. Реализация   программы   осуществляется   в   четыре   этапа:   концептуальный, проектный, технологический, заключительный. Первый   этап   ­концептуальный– направлен   на   раскрытие   смысла   и содержания   предстоящей   работы,   совместное   обсуждение   с   педагогами школы   предполагаемых   результатов   и   условий   сотрудничества,   уточнение профессиональных   ожиданий   и   функциональных   обязанностей.   В   процессе формирования   общих   целей,   задач,   мотивов   и   смыслов   формируется коллектив   участников   проекта   (учителя   начальных   классов,   психологи, медицинские   работники,   педагоги­дефектологи).   Коллективный   субъект осваивает   позиции   теоретика,   методолога   и   обсуждает   основания проектирования программы коррекционной работы. Второй   этап   –   проектный ­ включает   в   себя:   подготовку   учителей   к участию   в   реализациипрограммы   коррекционной   работы и   знакомство   с комплектом документов, входящих в структуру программы: карта медико­ психолого­педагогического   сопровождения   детей,   диагностическая   карта школьных   трудностей,  индивидуальный   образовательный   маршрут,  дневник наблюдений. Требования к специалистам, реализующим программу. Основной ресурс для реализации программы ­ человеческий (наличие специалистов, готовых работать   с   ребенком,   испытывающим   трудности   в   обучении).   Субъекты, осуществляющие   сопровождение   ребёнка,   в   ходе   проектного   этапа эксперимента   реализуют   несколько   профессиональных позиций – диагностическую,   проектную,   аналитическую,   последовательное прохождение   которых   обеспечивает   разработку   проекта   программы коррекционной работы:   Таблица. Направления и задачи коррекционной работы Направления Задачи Содержание   и Ожидаемые исследовательской формы работы результаты работы Диагностическо е Повышение компетентности Реализация спецкурса Характеристика образовательной   для педагогов   по   проблеме исследования. педагогов. Изучение ситуации в школе. Диагностические Диагностика   школьных трудностей индивидуальных карт   медико­ портреты (карты     детей медико­ обучающихся. Дифференциация   детей психолого­ педагогической психолого­ педагогической по   уровню   и   типу   их психического развития диагностики Анкетирование, диагностики, диагностические беседа, тестирование, наблюдение. карты   школьных трудностей). Характеристика дифференцированных Проектное Проектирование образовательных Консультирование учителей при   групп учащихся Индивидуальные карты   медико­ маршрутов   на   основе данных разработке индивидуальных психолого­ педагогического диагностического исследования. образовательных маршрутов сопровождения ребёнка с ОВЗ. Аналитическое Обсуждение   возможных сопровождения   и коррекции. Медико­ План   заседаний вариантов проблемы, решения     построение психолого­ педагогический медико­психолого­ педагогического прогнозов эффективности програм консилиум. консилиума школы. м   коррекционной работы.   этапе – технологическом ­ осуществляется практическая На третьем   реализация программы   коррекционной   работы. На   основе   наблюдения педагогами за поведением ребенка на уроке и переменах, качеством обучения, активностью   участия   ребенка   во   внеурочных   мероприятиях   определяются функции   содержание   дальнейшей         деятельности   учителей   начальных классов, родителей, логопед. (аналитико­обобщающий) Четвёртый   ­ включает   в   себя   итоговую   диагностику,   совместный   анализ   результатов этап ­заключительный   коррекционной работы, рефлексию. Результатом   коррекционной   работы   является   достижение   ребёнком   с   ЗПР планируемых результатов освоения Образовательной программы школы. Образовательная   программа   начального   общего   образования   школы разработана на основе нормативных документов: Нормативно­правовых документов федерального уровня: u Закон  « Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32); u Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ); u СанПиН,   2.4.2.2821­10   «Гигиенические   требования   к   режиму   учебно­ воспитательного   процесса»   (Приказ   Минздрава   от   29.12.2010г.   №   189);  раздел 2.9.; u Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования   (Приказ   МОиН   №   373   от   06   октября   2009 «   Об утверждении Минюст           №  17785 от 22 .12. 2009); введения     ФГОС   в   НОО»  зарегистрирован u Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 года       №  889 « О внесении изменений в федеральный базисный план»; u Приказ   Министерства   образования   и   науки   РВ   от   26.11.2010 года        №  1241 « О внесении изменений в ФГОС» u Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   24.12.2010 года           №  2080  «  Об   утверждении   федерального   перечня   учебников   на 2011­2012 учебный год"; u Приказ   ДО   НСО   №  691  от   20.04.2010 «О   переходе   ОУ  НСО   на  ФГОС начального общего образования»; u Приказ   департамента   образования   Новосибирской   области   от   31.08.2010 №1381 государственного   Федерального введении «О         начального образовательного  стандарта образовательных учреждениях, расположенных на территории   области».  Образовательная школы   сформирована,  исходя  из  положений  Закона Российской Федерации «Об  образовании»,  где  в  статье  32 программа  начальной общего  образования  в       (п.6)  говорится,  что  «разработка  и утверждение  компонента  образовательн ого  учреждения   государственного  образовательного стандарта   общего  образования,  образовательных  программ  и  учебных  пла нов  относятся  к компетенции   образовательного   учреждения».   В   качестве средства   реализации   начального   общего   образования   программа ориентирована   на   использование   УМК   «Школа   России»   (под   редакцией А.А.Плешакова),  Устава МКОУ « Ленинской средней общеобразовательной школы № 6»   Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального   общего   образования   и   направлена   на   формирование   общей культуры, духовно­нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие   обучающихся,   создание   основы   для   самостоятельной   реализации учебной   деятельности,   обеспечивающей   социальную   успешность,   развитие   саморазвитие   и   самосовершенствование, творческих   способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. (ФГОС НОО   п.14) Целевое назначение: Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) и на комплексное решение следующих задач: – формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире,   обеспечивающих   выполнение   требований   ФГОС   к   результатам начального   общего   образования   и   адекватных   возрастным   возможностям учащихся;   формирование   на   основе   этих   знаний   предметных   умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС; –  развитие   познавательных   психических   процессов   (восприятия,   памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов; –  формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной; –  становление   информационной   грамотности,   умения   находить   нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач; –  гражданское,   духовно­нравственное,   эстетическое   развитие   и   воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, –  воспитание   коммуникативной   культуры,   умения   взаимодействовать   с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме; – укрепление физического и духовного здоровья  учащихся. Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной  программой начального   общего   образования,   обеспечивается  реализацией системно­ деятельностного,  гуманно­личностного,  культурологического и здоровье сберегающего подходов. Основу организации образовательного процесса составляют принципы: – развития учащихся, который в рамках каждого учебного предмета за счёт особой   организации деятельности   детей   предполагает   целенаправленное совершенствование  различных сторон личности; – культуросообразности, содержания осуществляется  на более широком фоне знакомства учащихся с   согласно   которому,  освоение   предметного миром культуры, с элементами социально­исторического опыта людей; – целостности содержания, обеспечивается  органичное   слияние   изученного   и   вновь   изучаемого материала,   постепенное   расширение   уже   имеющегося   у   учащихся   личного соответствии которым в       с   опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами; – спиралевидности,   в   соответствии   с  которым   формирование   у   учащихся предметных и метапредметных умений происходит последовательно.         Для   введения   ФГОС  выбран   УМК   «Школа   России»,  который представляет   собой   целостную   модель   начальной   школы,   построенную   на единых   для   всех   учебных   предметов   концептуальных   основах   и   имеющую полное   программно­методическое   обеспечение.   Комплект   реализует федеральный   компонент   содержания   образования   и   охватывает   все образовательные области и учебные предметы, включая такие инновационные для   начальной   школы,   как   информатика   и   иностранный   язык.   В   нем реализованы   принципы   ,   в   которых   есть   равновесие   между   обучением   и развитием.   Принципиальная   особенность   комплекта­   его   построение   на   национально­ значимых   приоритетах,   что   выражается   в   совокупности   характеристик предлагаемой модели образования. Это образование личностно­развивающее, граждански­ориентированное,  глобально­ориентированное,  экоадекватное.  В данном   УМК  реализованы:   способы   организации   учебной   деятельности учащихся,   связанные   с   постановкой   учебной   задачи,   с   ее   решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое   является   необходимым   условием   формирования   учебной деятельности;   способы   формирования   понятий,   обеспечивающие   на доступном   для   младшего   школьного   возраста   уровне   осознание   причинно­ следственных   связей,   закономерностей   и   зависимостей.   Методическая интерпретация   в   комплекте   современных   тенденций   развития   начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для   гармоничных   отношений   учителя   с   учеником   и   детей   друг   с   другом, создание   для   каждого   ученика   ситуации   успеха   в   познавательной деятельности.        Рассматривая УМК «Школа России», как  целостную модель начальной школы,   построенную   на   концептуальных   основах,   интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, где в системе учебных заданий реализованы: ­ целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез,        сравнение, классификация, аналогия, обобщение); ­ приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания; ­ активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования; ­   разноплановое   рассмотрение   одного   и   того   же   объекта;  опору   на   опыт ребенка; ­ параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических,   схематических   и   символических   —   и   установление соответствия между ними; ­ единство интеллектуальных и специальных умений; ­   создание   каждому   ребенку   условий   максимального   эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний Ожидаемый результат: ­   достижение учащимися уровня элементарной грамотности в соответствии с требованиями программы; ­   адаптация к школьному обучению, осознание социального статуса ученика; ­   овладение основными учебными умениями и навыками; ­   осознание важности учения, положительная мотивация к образовательному процессу и   продолжению обучения в основной школе; ­   освоение правил поведения и общения, умения принимать ответственность за своё поведение, навыков личной гигиены; ­   овладение элементарными экологическими знаниями; ­   овладение начальными знаниями  в области истории и культуры родного края; ­   овладение навыками самоконтроля при выполнении классных и домашних заданий.           Образовательная   программа   начальной  школы  предназначена  для  ос уществленияпреемственности  дошкольного, начального  обучения  и  основной  школы, популяризации  наук, развития  интереса  учащихся   к  изучению  предметов   различных   циклов,   развития  индивидуальных способностей   учащихся. Преемственность образовательных программ, обеспечивается использованием учебно­методических комплектов одной линии. Технологии, используемые в образовательном процессе. 1.   Личностно­ориентированные   технологии.    2.   Дифференцированное обучение . активизации 3.   Технологии     познавательных   интересов, творческой  самостоятельности   учащихся. 4.   Технологии традиционного обучения . 5.   Технология игрового обучения. 6.   Здоровьесберегающаяобразовательная   и   обеспечение   безопасности жизнедеятельности. 7.   Проектные методы обучения. 8.   Информационно­коммуникативные технологии. 9.   Технология создания портфолио.    Методы и формы работы в начальной школе Классификация   методов   по   характеру   руководства   мыслительной деятельностью учащихся:  ­      объяснительно­иллюстративный, ­       репродуктивный, ­      проблемное изложение, ­       частично­поисковый, ­      исследовательский метод. Классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность).       В   соответствии   с   таким   подходом   методы   объединены   в   три   группы. 1.   Словесные   методы;   рассказ,   объяснение,   беседа,   работа   с   учебником   и книгой. 2.   Наглядные   методы:   наблюдение,   демонстрация   наглядных   пособий, кинофильмов диафильмов. и     3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы.           Содержание   каждого   предмета   определяет   в   значительной   степени   и методы его изучения. При выборе метода обучения учитель руководствуется общей целью воспитания и конкретной дидактической целью данного урока, учитывает  характер  материала  урока,  возраст  учащихся,  их  особенности  и уровень готовности к изучению учебного материала. С   целью   усиления   влияния   обучения   на   формирование   познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов   на   развитие   и   проявление   их личностей   младших   школьников, индивидуальных способностей используются разнообразные формы учебных занятий: ∙        урок  ­ экскурсия; ∙        урок – путешествие; ∙        урок – соревнование ∙        урок – игра; ∙        интегрированный урок. Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ.  Режим работы школы – 6 дней. Начало занятий в 8.30 часов. Продолжительность урока ­  45 минут. Продолжительность перемен от 10­20 минут. Период обучения – 4 учебных четверти, продолжительность учебного года: Общеобразовательные классы и инклюзивные классы  1 класс 2 ­ 11 33 недели (дополнительные каникулы в 3 четверти) 34­35 недель На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию специалистов отводятся часы   продолжительностью 30  минут. Форма образования:  очная,  очно­заочная, индивидуальное обучение на дому   (по   заключению   врачебной   комиссии,   по   заявлению   законных представителей). Объем   максимальной   учебной   нагрузки   соответствует   Санитарным нормам и правилам. В   школе   используются   следующие   формы   организации   учебного процесса:   классно   –   урочная   система,   индивидуально­групповые   занятия, внеурочные виды деятельности. Организация   учебного   процесса   ведется   в   целях   охраны   жизни   и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно­развивающий характер,   сопровождаются   в   течение   учебного   года   работой   социально­ психологической службы (консультации с психологом). В   школе   проводятся   регулярные   медосмотры,  беседы   на   уроках   и классных   часах   с   приглашением  специалистов.   На   уроках   применяются здоровьесберегающие технологии.  В школе проходят дни здоровья, декады безопасности,   предметные   недели,   учащиеся   занимаются   в   спортивных секциях,  Организован   летний   проходят   спортивные   соревнования. оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. В школе организовано горячее   питание.   Закрепленный   за   школой   по   договору   медицинский работник,   ответственный   за   организацию   питания   и   администрация   школы регулярно ведут контроль за качеством пищи. Организована внеурочная деятельность.    В   учреждении   существуют   следующие   меры   безопасности:   пожарная сигнализация. С учащиеся с ОВЗ постоянно проводятся беседы по технике безопасности, по ПДД, тренинги. Предусматривается   осуществление   постоянного   контроля   за организацией   антитеррористической   и   противопожарной   защищенности школы;   проводится   разъяснительная   работа   среди   учащихся   с   ОВЗ   и   их родителей.     Для   обеспечения   безопасности   учащихся   ведется   постоянный контроль   за   организованными   перевозками   учащихся,   за   безопасным проведением культурно­массовых мероприятий в школе. С   целью   отработки   алгоритма   действий   учащихся   с   ОВЗ   во   время чрезвычайных ситуаций в школе проводятся тренировки. Ведется работа по профилактике   детского   дорожно­транспортного   травматизма,   пропаганде техники безопасности. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями   общего здоровья   основной   образовательной   Программы   начального образования,   коррекции   недостатков   их   физического   и   психического развития  работает педагог­психолог. Уровень   знаний   учителей   повышается   за   счет   самообразования, организации   и   проведение   семинаров,   мастер­классов,   консультаций   со специалистами, работающих в этой области.  Материально­техническое оснащение           В   школе   функционируют   следующие   кабинеты   специального назначения:   библиотека, спортивные залы. Организовано питание: для детей   – организован завтрак. Учебно­методический комплекс.   В обучении детей с ОВЗ используются программы: Общеобразовательные программы ЗПР Особенности организации учебного процесса. Организация   образовательного   процесса   в   школе   регламентируется календарным   учебным   графиком.   Календарный   учебный   график   –   это составная   часть   образовательной   программы,   являющейся   комплексом основных   характеристик   образования и   определяет   количество   учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных четвертей (1­9 классы) и полугодий (10­11 классы). Учителя осуществляют составление рабочих программ и планирование прохождения учебного материала с учетом годового календарного учебного графика. Календарный учебный график Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гундинская средняя общеобразовательная школа»   на 2016 – 2017 учебный год. Продолжительность  учебного года Режим работы Начало учебного года Продолжительность  учебного года Продолжительность  учебной недели Продолжительность урока Продолжительность  учебных четвертей  1 сентября 2016 г.  Начало занятий:   8.30;   1 класс  – 33 учебные недели;  2­4 классы  – 34  учебные недели;  5­11 классы – 35 учебных недель 1  классы – пятидневная учебная неделя. 2 ­ 11 классы – шестидневная учебная неделя. Для учащихся 1­х классов применение «ступенчатого»  режима: в первом полугодии ­ по 35 минут, во втором ­ 45  минут; для учащихся 2­4 классов – 45 минут;  для учащихся 5­ 11 классов – 45 минут Начало и окончание Количество учебных недель четверти 1 четверть 01.09.2016 ­ 05.11.2016 14.11.2016­31.12.2016 2 четверть 3 четверть 9 недель  7 недель  16.01.2017 ­25.03.2017 8 недель – для 1 классов 9 недель – для 2­11 классов 4 четверть 03.04.2017 ­ 25.05.2017 03.04.2017 ­ 31.05.2017   8 недель   ­ для 1 классов 9 недель   ­ для 2­11 классов Учебный   план  МБОУ   «Гундинская   СОШ»,  реализующий   адаптированные общеобразовательные программы начального общего  для детей с  ЗПР в составе класса:  Учебный план (6­ти дневная неделя)  на 2016 – 2017 учебный год с русским языком обучения Начальное общее образование Вариант № 3 Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю Филология Обязательная часть Русский язык Литература Бурятский  язык как  государственный (второй) I 5 4 II III IV Всего 5 4 2 5 4 2 5 4 2 19 17 6 Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы духовно­нравственной  культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Математика и  информатика Общественно­научные  предметы Основы духовно­ нравственной культуры  народов России Искусство Технология Физическая культура   Итого Часть, формируемая участниками образовательного  процесса Риторика  Максимально допустимая недельная нагрузка 2 4 2 1 1 1 3 25 1 1 26 4 2 1 1 1 3 21 21 2 4 2 1 1 1 3 25 1 1 26 2 4 2 1 1 1 1 3 26 6 16 8 1 4 4 4 12 97 0,5 0,5 26,5 2,5 2,5 99,5 Для   развития   потенциала   обучающихся   и   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   могут   разрабатываться   с   участием   самих обучающихся   и   их   родителей   (законных   представителей)   индивидуальные учебные планы.  Контроль   и   управление   реализацией   адаптированной   образовательной программы Контроль   реализации   адаптированной   образовательной   программы основывается на системе управления школой, исходит из необходимости постоянно   осуществлять   научно­педагогический   поиск   в   выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять   методическое   сопровождение   образовательного   процесса. Методический   совет   школы   проводит   экспертную   оценку   программ, учебных планов, внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов   деятельности   коллектива   по   всем   направлениям. Методический   совет   дает   научное   обоснование   рекомендации   по изменению содержания образования, выбора средств и методов обучения, воспитания, развития. Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом. Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям,   предъявляемым   образованию   школьников   с   особыми педагогическими   потребностями   и   позволяющие   создать   гуманную лечебно­оздоровительную   коррекционно­развивающую   образовательную среду. Реализация   мероприятий   по   осуществлению   внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства   школы.  Проводимый   в  рамках   внутришкольного   контроля мониторинг   включает   в   себя   проверку,   оценку   и   сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии   учащихся,   эффективности   коррекционной   работы,   роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Внутришкольный   контроль   за   образовательным   процессом осуществляется по традиционным направлениям: 1. Контроль за качеством преподавания. выполнение учебных программ; эффективность урока; методический уровень учитель, рост профессионального мастерства; обеспеченность учебным и дидактическим материалом; индивидуальная работа с детьми; соответствие преподавания Программе развития школы; выполнение санитарно – гигиенических требований. 2. Контроль за качеством обучения. уровень знаний, умений и навыков учащихся; достижение государственных образовательных стандартов; навыки самостоятельного познания учащихся; готовность   к   освоению   содержания   образования   по   предметам художественно – эстетического цикла. 3. Контроль за ведением школьной документации. ведение школьных журналов; ведение ученических дневников; ведение ученических тетрадей; оформление личных дел учащихся. План   работы   внутришкольного   контроля   согласуется   с приоритетными   направлениями   работы   школы.   Формирование   плана внутришкольного   контроля   производится   на   основе   анализа   данных   мониторинга   образовательной диагностических   срезов   знаний, деятельности   школы.   Ежегодный   план   внутришкольного   контроля является самостоятельным документом школы.

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс

АООП НОО для детей с задержкой психического развития - 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017