Антон Павлович Чехов
Общая характеристика «новой драмы»
Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия.
В них нет счастливых людей. Героям их, как правило, не везет ни в большом, ни в малом: все они в той или иной мере оказываются неудачниками.
У Чехова особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Поэтому у Чехова очень трудно найти явного виновника, конкретный источник человеческих неудач. Откровенный и прямой носитель общественного зла в его драмах отсутствует. Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе.
Зло скрывается в самих основах жизни общества, в самом сложении ее. Жизнь в тех формах, в каких она существует сейчас, как бы отменяет самое себя, бросает тень обреченности и неполноценности на всех людей. Поэтому в пьесах Чехова приглушены конфликты, отсутствует принятое в классической драме четкое деление героев на положительных и отрицательных.
Исторические истоки «новой драмы»
Драма Чехова выражает характерные особенности начинавшегося на рубеже веков в России общественного пробуждения:
· недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию от столиц до провинциальных глубин;
· совершается неуклонное нарастание, сгущение этого недовольства;
· освободительные порывы становятся достоянием не только ярких, исключительных личностей, но и каждого здравомыслящего человека;
· томление, брожение, неуспокоенность становятся фактом повседневного существования людей. Именно на этой исторической почве и вырастает "новая чеховская драма"
Особенности поэтики «новой драмы»
· Чехов разрушает "сквозное действие", нет ключевого события; судьбы героев перекликаются друг с другом и сливаются в общем "оркестровом звучании";
· уничтожается привычное деление героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных, каждый ведет свою партию, а целое, как в хоре без солиста, рождается в созвучии множества равноправных голосов и подголосков (полифонизм);
· Чехов приходит в своих пьесах к новому раскрытию человеческого характера.: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий бытия. Слова герое имеют скрытый душевный подтекст;
· речевая индивидуализация героев стушевана. Речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена, чтобы создать общее настроение драмы;
· события в драмах дана как репетиция, идет накопление сил, к решительным поединкам герои ещё не готовы;.
· каждая пьеса состоит из 4 актов.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.