ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Задание 1. Поставьте индивидуальную цель, используя схему построения – см. Приложение 1:
Индивидуальная цель _____________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Запишите общую цель занятия.
_________________________________________________________________________________________________________________________
Задание3. Ознакомьтесь с определениями Информации и составьте выводное знание:
Древо Понятия (ДП) ИНФОРМАЦИЯ (лат. Information – разъяснение, изложение) |
|||
|
|||
… – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, устных обозначений) либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.) |
…- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств |
… - это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов |
… - это мера устранения неопределенности в отношении исхода интересующего нас события |
Выводное Знание ИНФОРМАЦИЯ – это ____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4. Исследуйте понятие Информация по предложенной схеме и ответьте на поставленные вопросы.
Критерий исследования |
Свойства критерия |
Задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды информации |
По способу восприятия: 1. зрительная (визуальная) 2. звуковая (аудиальная) 3. тактильная (осязание, на ощупь) 4. вкусовая 5. обонятельная
Практически 90%
информации человек получает при помощи органов зрения,
|
Определите виды подучаемой информации в предложенных ситуациях 1. Хищник догоняет добычу, при этом он получает: ____________________ ________________________________________________________________ 2. Вы слушаете радио, при этом вы получаете _________________________ _________________________________________________________________ 3. Когда едите пересоленный суп ____________________________________ ___________________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
По форме представления: 1.текстовая 2.числовая 3.графическая a. растровая b. векторная 4.звуковая 5.видео
Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили. |
1. Опишите форму представления музыкальной информации __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Опишите форму представления записи: (a2+b2)=a2+2ab+b2 __________________________________________________________________ ______________________________________________________ 3. Опишите форму представления информации, указанной на рисунке: ___________________________________________________ ___________________________________________________ 4. Приведите примеры, в которых числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
По общественному значению:
1.личная · наследственность · знания, умения, опыт · эмоции, интуиции 2.массовая · обыденная · общественно-политическая · эстетическая 3.специальная · научная · производственная · техническая · управленческая
|
Какой вид информации получает человек в приведенных ситуациях 1. При просмотре передачи Новости _________________________________ __________________________________________________________________ 2. При изучении дисциплины Математика ____________________________ __________________________________________________________________ 3. К какому виду информации можно отнести опыт всего человечества ____ _________________________________________________________________ 4. К какому виду информации можно отнести умение человека разгадывать кроссворды _______________________________________________________ 5. К какому виду информации можно отнести умение человека разбираться в искусстве и моде __________________________________________________ 6. К какому виду информации можно отнести сферу деятельности человека (его профессиональные обязангности) _________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы представления информации - кодирование информации
|
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода, с целью сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.
Для кодирования информации используют: Цифры, Буквы, Знаки, Символы
Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.) Наряду с естественными языками разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.). Основное отличие формальных языков от естественных состоит в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса. Некоторые языки используют в качестве кодов не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе) и др. Для представления в ВТ числовой информации используют системы счисления: позиционную (двоичную, восьмеричную, и т.д) и непозиционную - аддитивную (римскую – набор 7 символов: I=1, V=5,X=10,L=50 C=100,D=500, M=1000). Для кодирования текстовой информации используют ASCII, ISO Универсальная система кодирования - Unicode |
1.Установите соответствие форм представления с примерами
2. Определите, в каком случае используют естественный язык, в каком формальный: a. b. Quidquid latet apparebit. c. d. Японское письмо называется слоговым, там один значок обозначает слог 3. Представьте в математической форме следующее утверждение: Если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то в результате получится пять ______________________ Какая форма является использует формальный язык, какая естественный?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свойства информации |
Достоверность – не искажает истинного положения дел Адекватность – создает образ объекта определенного уровня соответствия Краткость – не содержит в себе не нужных сведений Актуальность – несет необходимые сведения Полнота – определен уровень достаточности для понимания и принятия решения Ясность – выражена понятным языком для тех, кому она предназначена Своевременность (оперативность) – не потеряла свою значимость Ценность – мера совокупности сведений, которыми располагает потребитель Доступность – мера возможности получить ту или иную информацию. Объективность/субъективность
|
В следующих примерах определите свойства встречающейся информации: 1. Друг сообщает тебе: «На улице тепло» _______________________________ 2. Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ...не на русском языке. __________________________________________________ 3. На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач. ____________________________________________________ 4. В 1 году - 12 месяцев _________________________________________________ 5. Какая информация является своевременной и одновременно важной: контрольная работа по математике состоится завтра; неделю назад состоялись соревнования по футболу; 6.Приведите пример,в котором есть нарушение свойств информации: __________________________________________________________ __________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы передачи информации |
Сигнал – это физический процесс, имеющий информационное значение
* Мимика * Жесты * Устная речь * Письменное сообщение * Радиоволны * Химическая реакция * Генетический год
Дискретный (прерывистый) сигнал - может принимать конечное число значений в конечное число моментов времени (Цифровой сигнал)
Примером дискретного сигнала является сигнал светофора
Аналоговый – непрерывно меняющийся во времени
Примером аналогового сигнала является снятие кардиограммы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Действия над информацией |
Это процесс обработки информации по заданному правилу с помощью инструмента: - Мозг человека -Вычислительная машина Алгоритм обработки информации: 1. сбор информации – накопление информации 2. формализация– приведение в единую форму для сопоставления между собой, повышение уровня доступности 2. фильтрация – отсеивание лишнего 3. сортировка – упорядочение по заданному признаку 4. архивация – хранение в удобной форме 5. защита – комплекс мер по предотвращению утраты 6. преобразование – перевод из одной формы в другую, из одной структуры в другую 7. транспортировка - прием и передача между участниками информационного процесса Информационные процессы – действия, выполняемые с информацией. |
1. Перечислите действия с информацией, которые вы будете выполнять при написании реферата по дисциплине «Информатика»?
2. Приведите примеры ситуаций, в которых информация
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единицы измерения информации |
Прагматическая мера – измеряет ценность информации например, в экономике: как разность между ожидаемым экономическим эффектом при использовании информации, и тем же эффектом, но без ее использования Семантическая мера – смысловое содержание сообщения (сообщение равно нулю, если его сведения уже известны или субъект не в состоянии его понять) Это меры, предназначенные для качественного измерения. Количественная мера – вероятностный подход: i = log2N i – кол-во информации, содержащееся в сообщении, из N равновероятных событий.
Пример 1: В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар? т.к. N = 16 шаров, то I = log2 N = log2 16 = 4 бит.
В этом случае смысл сообщения не играет роли. Информация, которая не имеет смыслового значения называется данными.
1 бит – единичный объем данных 8 бит = 1 байт 1 Кбайт = 1024 байт 1 Мбайт =1024 Кбайт 1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта,
В ВТ при вводе текста 1 символ = 1 байт (один пробел = 1 байт)
1 клетка черно-белого рисунка (2-х цветное изображение) = 1 пиксель = 1 бит. Для кодирования 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, для кодирования 8-цветного изображения требуется три бита памяти на один пиксель Пример 2: Объем информации, содержащийся в книге, рассчитывается следующим образом: Страница содержит 35 × 50 = 1750 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах): 1750 × 100 = 175 000 байт. 175 000 : 1024 = 170,8984 Кбайт. 170,8984 : 1024 = 0,166893 Мбайт. |
1. Определите объем введенной фразы: Информатика_–_прикладная наука.
Объем равен: __________ 1. Определите объем черно-белого графического объекта. Объем равен: __________ 2. Информационное письмо имеет размер 24576 байт. Его размер в килобайтах равен ___________ 3. Объем текста составляет 984 бита, сколько символов было введено? ________ 4. Укажите сообщения, семантическая мера которых для вас равна нулю: a) Два умноженное на два равно четырем b) Доме́н (фр. domaine) — область; единица структуры. Домен (область) — владения короля либо какого-либо феодала в Средние века. c) d) ДРАЙВЕР (англ. driver — водитель, ведущий) — компьютерная программа, помогающая операционной системе работать с каким-либо устройством (например, управлять устройствами ввода-вывода, клавиатурой, принтером и т. д.).
5. Определить объем информации, содержащийся на 1 странице, если страница содержит 60 строк, на каждой строке по 40 символов Ответ: ____________
6. В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение том, что выпал номер 15? (Подсказка: ответ не зависит от того, какой именно выпал номер)
Ответ: ________________________________________________________
7. Информационный объем текста, подготовленного с помощью компьютера, равен 3,5 Кб. Сколько символов содержит этот текст?
Ответ: ________________________________________________________
8. Сколько Кб составляет сообщение, содержащее 12288 битов?
Ответ: _______________________________________________________
9. Сколько книг объемом в 350 Кбайт можно разместить на трех дюймовойдискете 1, 44 Мбайта?
Ответ: _____________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Носители информации |
Вещественные объекты: бумага, дерево, камень, оптический диск, кассета и т.д Волны и поля различной природы: акустические, электромагнитные, электростатический заряд, гравитационное поле и т.д. Состояние вещества: температура, давление, объем, концентрация раствора, состояние нервных волокон человеческого мозга и т.д.
|
1. Какой вид носителя дает нам информацию о боли? ____________________________________________________________
2. К какому виду носителей относится светофор? ___________________
____________________________________________________________ 3.
|
Домашнее задание:
1. Подчеркните профессии тех людей, кто получает деньги за создание, хранение, передачу или обработку информации:
металлург, редактор, доярка, учитель, фотограф, переводчик, шофер, композитор, хирург, бухгалтер, директор, парикмахер, архитектор, художник, дворник, продавец, машинистка, балерина, поэт, программист.
2. Определите методы получения информации (ответ оформите в виде схемы):
3. . Заполните таблицу согласно ситуациям:
ситуация |
Вид информации |
Форма представления |
Способ передачи |
Источник |
Вид носителя информации |
a) |
|
|
|
|
|
b) |
|
|
|
|
|
c) |
|
|
|
|
|
d) |
|
|
|
|
|
a) Общение продавца с покупателем. |
b) Ремонт оборудования |
c) Просмотр телепередачи |
d) Изучение результатов анализа молока при приемки его на молокозаводе |
АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (АО)
Задание 1. Поставьте индивидуальную цель, используя схему построения – см. Приложение 1:
Индивидуальная цель _____________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Запишите общую цель занятия.
_________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Исследуйте материал схемы
Аппаратное обеспечение - Hard ware – комплекс технических средств |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||
виды ОСНОВНЫЕ (базовые)
Системный блок – предназначен ________________________________________________________________________________ Внутри него установлены наиболее важные компоненты – см схему «Структура компьютера» Монитор ________________________________________ ________________________________________ Клавиатура ________________________________________ ________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
Устройства ввода:
Мышь, трекбол, пенмаус, дигитайзер, джойстик _________________________________________
микрофон ______________________________, цифровые видео – и фотокамеры, WEB камеры _______________________________________, сканеры _______________________________, датчики измерительных приборов и т.д
Устройства вывода:
Принтер (матричный, лазерный, струйный, литерный), плоттер, _________________________ Колонки ______________________________,
Устройства хранения: (хранение, обмен, защита информации) – внешняя память компьютера
Стример- ________________________________
Флопи диск - ____________________________,
CD-диски - ______________________________,
Zip – накопитель - ________________________,
DVD – диски - ___________________________,
Флеш накопитель - ________________________
Устройства обмена: Модем, факс – модем.
Исследуйте характеристики состава системного блока: модель — Р-III 850/128/20/SVGA 32 Mb AGP/3" + 12 х DVD/SB - Win. Это значит, что предлагается IBM-совместимый компьютер (микропроцессор Пентиум-III с частотой 850 МГц), 128 Мб ОЗУ, жесткий диск (или винчестер) емкостью 20 Гб, видеокарта AGP с 32 Мб видеопамяти, флоппи-дисковод (гибкие диски) для чтения и записи дискет емкостью 1,44 Мб и двенадцатискоростной плеер DVD-дисков, звуковая карта (sound bluster). На компьютере предварительно установлена операционная система Windows.
|
Архитектура (структура) |
Свойства АО 1. энергозависимые 2. программно-зависимые 3. человекозависимые 4. комплектующезависимые |
||||||||||||||||
Это общее описание структуры ПК, его функций и принципов работы. Структура ПК
Основные принципы архитектуры предложены Джоном фон Нейманом.
1. Арифметико-логическое устройство – АЛУ ______________________________________________________________________________________________________________.
2. Устройство управления – УУ, __________________________ ________________________________________________________
АЛУ и УУ образуют ______________________________________
Процессор, выполненный в виде одной или нескольких интегральных схем, называется микропроцессором.
3. Память - ЗУ – для хранения информации.
ПАМЯТЬ
4. Устройства ввода (УВВ) - ______________________________ ________________________________________________________
5. Устройства вывода (УвыВ) - ____________________________
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Нормы работы · соблюдать нормы эксплуатации технических устройств · соблюдать правила техники безопасности при работе с электрическими приборами |
||||||||||||||||||
Принцип построения компьютера:
В основе архитектуры лежит магистрально- модульный принцип. Магистраль – системная шина или общая шина – совокупность проводов по которым происходит передача данных и управление сигналами между устройствами ПК. Модульный – следовательно можно менять модели периферийных и центральных устройств. (СМ. СХЕМУ «Структура ПК»)
Связь между устройствами ПК осуществляется с помощью интерфейсов – совокупность технических условий, обеспечивающих успешную и согласованную работу устройств |
||||||||||||||||||
|
схема «СТРУКТУРА КОМПЬЮТЕРА»
Задание 4. Изучите назначение Системных шин и контроллеров:
Системная шина – группа проводников связывающие составные части системного блока. Обмен информацией между модулями происходит по образующим магистраль трем много разрядным шинам.
Адресная шина |
Шина данных |
Шина команд |
|
|
|
Непосредственно к шине подключаются ___________________________________. Остальные устройства подключаются с помощью специальных согласующих устройств – _________________________.
Контроллер клавиатуры и контроллеры дисков смонтированы сразу на системой плате. Контроллеры других устройств располагаются на специальных платах, называемых адаптерами: видеоадаптер (или видеокарта), сетевой адаптер и др.
Периферийные устройства присоединяются к системному блоку через устройства, называемые портами.
Типы портов:
■ Последовательный порт (СОМ, PS/2). Через СОМ-порты подключают ________________________________________________________.
■ Через PS/2-порт _____________________________________________________________________________________________________
■ Параллельный порт (LPT) . Используется ________________________________________________________________________________.
■ Порт USB - универсальный порт, к которому можно присоединить до 127 внешних устройств: принтер, сканер, монитор, клавиатура, мышь и т.д. USB (Universal Serial Bus) - стандарт внешней высокоскоростной последовательной шины.
Задание 5. Изучите характеристики Жесткого диска.
Hop-Hard Disk Drive имеет следующую конструкцию: корпус из специального Al; группу дисков с магнитным покрытием, имеющих общую ось и вращающихся с высокой скоростью; головку.
К основным параметрам винчестера относятся ______________________ (зависит от технологий изготовления, сегодня наибольшим спросом пользуются диски _______________) и ___________________________(напрямую связана со скоростью внешней передачи данных (сегодня _________________) и средним временем доставки – это интервал времени необходимый для поиска нужных данных 5-10 микросекунд).
Задание 6. Исследуйте устройства ввода информации:
Для ввода информации применяются два основных устройства - клавиатура и манипулятор «мышь», а также несколько типов дополнительных устройств. Клавиатура - основное устройство ввода информации. Служит для ввода различных команд и текстовой информации. Предлагаем классификацию клавиш:
НАЗВАНИЕ ГРУППЫ КЛАВИШ |
КЛАВИШИ И ИХ НАЗВАНИЕ |
НАЗНАЧЕНИЕ КЛАВИШ – домашнее задание |
Алфавитно-цифровая |
А…Я, A….Z, 1…0, знаки препинания, символы, пробел |
|
Функциональные |
F1… F12 |
|
Вспомогательные |
Shift |
|
Аlt |
||
Ctrl |
||
Клавиши корректировки текста |
Delete |
|
Backspace |
|
|
Insert |
|
|
Клавиши управления курсором |
Клавиши – стрелочки, Home, End, Page Up, Page Down |
|
Специальные клавиши |
Esc |
|
Enter |
|
|
Tab |
|
|
Caps lock |
|
|
Print Screen |
|
|
Scroll Lock |
|
|
Pause |
|
|
ÿ |
|
|
3 |
|
|
Клавиши – переключатели |
Insert |
|
Caps Lock |
|
|
Num lock |
|
|
Индикаторы |
Caps Lock |
|
Num lock |
|
|
Scroll Lock |
|
|
Вынесенная цифровая клавиатура (числовая, малая) |
Первый режим: 1…0, /, *, -, +, Второй режим: Insert, клавиши – стрелочки, delete, Home, End, Page Up, Page Down |
|
Задание 7. исследуйте устройства вывода информации:
Монитор . Основной способ создания изображения: вывод на экран окрашенных точек - пикселей (пиксель - сокращение от англ. picture element). Различают следующие стандарты мониторов:
■ на электронно-лучевой трубке - ЭЛТ.
■ на жидких кристаллах - ЖК.
Характеристика |
Описание |
Значения |
Диагональ |
|
15"; 17"; 18"; 19";21";22"; 24" |
Разрешающая способность |
|
800x600 1024x768 1280x1024 1600x1200 1880x1440 |
Частота смены кадров |
|
85 Гц; 100 Гц; 115 Гц |
Размер зерна (точка) |
|
0,24; 0,25; 0,27; 0,28; 0,29; 0,30; 0,31 |
Качество изображения на экране зависит не только от качества монитора, но и от качества видеокарты, а также от мощности процессора
Принтер -. Основной способ создания изображения - вывод на бумагу окрашенных точек. Два основных типа принтеров:
■ Струйный - изображение создается с помощью чернильных капель.
■ Лазерный - изображение создается путем напыления порошка и его фиксации с помощью нагрева.
Задание 8: Ответьте на вопросы:
1. Определите минимальный набор устройств из предложенных:
принтер, клавиатура, память, монитор, сканер, колонки, процессор ___________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выберите устройства, к которым должен быть подключен внешний модем: монитор, системный блок, принтер, телефонная сеть, электрическая сеть, _________________________________________________________________________________________________________
4. Впишите ответы на поставленные вопросы в отведенные области:
а) Укажите устройства, необходимые для ввода графических данных _____________________________, для вывода звуковой информации ____
___________________, для обмена информацией __________________, для обработки информации _______________________________________
б) Компьютер был выключен, где хранятся программы и данные __________________________________________________________________
в) Вы выключили компьютер, не сохранив введенные данные во внешней памяти, что с ними произошло? ______________________________
г) Поясните, где удобнее хранить резервные копии и почему? ______________________________________________________________________
д) Как определить активность клавиши Caps Lock? ______________________________________________________________________________
е) Какие клавиши расширяют возможности клавиш стрелочек _____________________________________________________________________
ж) Как переключить режимы работы вынесенной цифровой клавиатуры?____________________________________________________________
з) Как переключить режим ЗАМЕНА на режим ВСТАВКА? _____________________________________________________________________
5 Выполните классификацию предложенных устройств, распределив их согласно своим назначениям:
плоттер, колонки, сканер, принтер лазерный, джойстик, модем, TV – тюнер, пенмаус, микрофон, стример, трекбол.
Устройства Ввода |
Устройства Вывода |
Устройства Хранения |
Устройства Обмена |
||||
Вид |
Назначение |
Вид |
Назначение |
Вид |
Назначение |
Вид |
Назначение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание:
1. Ответьте на вопросы:
А) Вы набираете текст документа. Нажимаете клавишу на клавиатуре, и нужная буква появляется на экране монитора. Покажите стрелками, какой путь проходит информация от устройства к устройству, и расставьте около стрелок номера, указывающие на порядок прохождения
Б). Какие клавиши были нажаты при работе с текстом в следующих ситуациях, если первоначально текстовый курсор располагался, так как показано на примере:
1 ситуация: ______ 2 ситуация:_______
3 ситуация: _____ 4 ситуация ______
5 ситуация ________ 6 _________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.