Новый блестящий подъем древнерусского зодчества и золотой век монументальной русской архитектуры, начинается в XII веке во Владимиро-Суздальском княжестве. Этот подъем связан с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, бывшего до того второстепенным уделом Киевского государства и превращением его в новый центр объединения Руси.
Архитектура
Архитектура
Владимиро-
Владимиро-
Суздальского
Суздальского
княжества
княжества
• Новый блестящий
подъем
древнерусского
зодчества, золотой
век монументальной
русской архитектуры,
начинается в XII веке
во Владимиро-
Суздальском
княжестве. Этот
подъем связан с
возвышением
Владимиро-
Суздальского
княжества, бывшего
до того
второстепенным
уделом Киевского
государства и
превращением его в
новый центр
объединения Руси.
• В основе
архитектурного
творчества этого
периода лежала
идея
объединении
Руси под властью
Владимиро-
Суздальского
князя.
Архитектура
теперь призвана
была создать
ореол силы и
могущества
великокняжеской
власти.
Разворачива-ется
широкомасштабн
ое строительство.
Помимо старых городов-
Ростова,
Суздаля, Ярославля,
выдвигаются
новые: Переславль-Залесский,
Юрьев-Польский, Дмитров,
Москва
• При Андрее Боголюбском
(1157-1174), владимиро-
суздальская архитектура
достигла наибольшего
расцвета. Высокое
совершенство
архитектурных форм,
развитое чувство
ансамбля, оригинальность
каменных резных
украшений, при общей
простоте и сдержанности
внешнего убранства,
характеризуют
архитектуру этого
времени. Киевская
техника кладки из плинфы
здесь сменяется кладкой
из белого тесаного камня
на известковом растворе.
Боголюбово. Церковь Покрова
Пресвятой Богородицы на Нерли, 1165г.
• …Церковь Покрова на Нерли близ Владимира
является не только самым совершенным
храмом, созданным на Руси, но и одним из
величайших памятников мирового искусства…
И. Э. Грабарь
• Столица
княжества -
Владимир -
застраивается
монументальными
сооружениями, из
которых до нашего
времени
сохранились лишь
расширенный
Всеволодом III
Успенский собор
XII века и в
измененном виде
Золотые ворота XII
века, входившие в
систему
укреплений
города.
Успенский собор во Владимире.
11581160гг.
• Андрей Боголюбский
задумывал свой храм не
только как главный
собор владимирской
епископии, но и как
оплот новой,
независимой от Киева
митрополии. По высоте
Свято Успенский собор
во Владимире равнялся
Софии Киевской .
сложен из белого
камняизвестняка, а его
центральная глава
покрыта «червонным
золотом», за что он
получил наименование
«Златоверхого».
• Важнейшую роль в
художественном
оформлении
владимирских храмов
играла резьба по
камню. Резчики
проявляли подлинное
мастерство, черпая
вдохновение в народных
традициях декоративно-
прикладного искусства.
Среди многочисленных
храмов Владимира
нарядностью и обилием
украшений выделяется
Дмитриевский
собор.
11941197гг.
• Тонкое резное кружево,
сплошь покрывающее
поверхности стен от
аркатурно-колончатого
пояса до самого купола
– главная
примечательность
собора. Стены
украшают около 600
рельефов. Фигуры
Христа, пророков и
апостолов, мучеников и
святых воинов
сочетаются с
изображениями зверей,
львиными масками и
цветущими деревьями.