Предмет: Информатика
Тема урока: «Арифметические действия в двоичной системе счисления»
Цели урока:
предметные —— формирование навыков перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения выполнения операций сложения, вычитания и умножения над небольшими двоичными числами;
метапредметные — умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;
личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Решаемые учебные задачи:
1) повторение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления;
2) повторение правила перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления;
3) знакомство с операциями сложения и умножения в двоичной системе счисления.
Тип урока: введение нового материала
Продолжительность: 45 мин.
Методы обучения: презентация, рассказ, решение задач
Формы организации деятельности группы: фронтальная, индивидуальная
Необходимое оборудование: проектор, экран
Планируемые результаты в действиях учащихся: уметь правильно выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления
Ход урока.
I. Организационный момент. Сегодня мы с вами будем двигаться дальше по пути познания по теме «Системы счисления», вместе будем размышлять, думать, считать, анализировать, возможно, и ошибаться, но не бойтесь ошибаться. «Весь путь человеческого познания – это серия ошибок, причем все меньших и меньших». Эпиграфом к нашему уроку служат слова Аристотеля. «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание в дело».
II. Актуализация знаний
1. Для проверки домашнего задания мы проведем диктант по основным понятиям темы системы счисления.
Я буду зачитывать высказывания, а вы будете писать «1», если высказывание истинно, если ложно – «0». Все эти символы записывайте в одну строчку.
Высказывания:
1. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами. (1)
2. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления. (0)
3. Основание системы счисления – это количество цифр, используемых для записи числа. (1)
4. В двоичной системе счисления алфавит это 1 и 2 (0)
5. В римской системе счисления символ D используется для обозначения числа 100. (0)
6. Алфавитом восьмеричной системы являются цифры от 1 до 7. (0)
7. Основание системы счисления равно количеству цифр, составляющих её алфавит. (1)
(Правильный ответ: 1010001)
– У вас получилось число в двоичной системе счисления. Переведите его в десятичную. (Один из учащихся показывает перевод полученного двоичного числа в десятичное на доске.)
– Какое число получилось? (Правильный ответ: 81)
Учащиеся называют свои варианты ответов.
2. Выполним еще ряд заданий на переход их одной системы счисления в другую:
a. 110112 ®А10
b. 1001102 ®А10
c. 1658 ®А10
d. 14310 ®А2
e. 14310 ®А8
f. 14310 ®А16
3. А теперь не совсем ожидаемое для вас задание. Выполните столбиком следующие действия (у доски по одному ученику на пример)
6524+384=6908
6524-384=6140
156*14=2184
868/7=124
III. Объяснение нового материала.
Ребята как вы думаете, зачем мы с вами вспомнили правила сложения, вычитания и умножения чисел в десятичной системе счисления?
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (Тема урока «Арифметические действия в двоичной системе счисления»)
А какова будет цель урока? ( Научиться складывать, вычитать, умножать и делить двоичные числа)
Работа в тетради. Запишем в тетрадь таблицы сложения, вычитания и умножения для двоичных чисел.
Сложение |
Вычитание |
Умножение |
0+0=0 |
0-0=0 |
0*0=0 |
0+1=1 |
0-1 ? 10-1=0 |
0*1=0 |
1+0=1 |
1-0=1 |
1*0=0 |
1+1=10 |
1-1=0 |
1*1=1 |
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного
1. Первичное закрепление:
Учащиеся выходят к доске для решения заданий.
· 1001+11=1100
· 1101-110=111
· 1100101-111=1011110
· 1001*101=101101
· 11011/11=1001
2. Самостоятельная работа (с самопроверкой, ответы на слайде):
101+11 = 1000
1111+101 = 10100
101010*100 = 1010100
1111*101 = 1001011
1101-11 = 1000
10001-1110 = 1
VI. Домашнее задание. Учебник §1, стр. 16, 17 письменно
VII. Оценка работы учащихся, аргументация выставления отметок, замечания по уроку.
VIII. Рефлексия : подчеркни нужное
· На уроке я работал – активно/пассивно
· Своей работой на уроке я – доволен/не доволен
· Урок для меня показался – коротким/длинным
· Материал урока мне был – понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересным /неинтересным
· Домашнее задание мне кажется – легким /трудным, интересным /неинтересным
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.