Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата.
Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.
Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее.
Сложно представить деятельность, которая не вовлекала бы в работу оба полушария (клеим, лепим, режем ножницами, завязываем шнурки, застёгиваем пуговицы, …). У детей имеющих нарушения речи наблюдается дефицит межполушарного взаимодействия.
Любой новый навык, в том числе и речевой - это работа центральной нервной системы. Логопедическая работа – это работа над самой высшей психической функцией, включающей интеграцию огромного количества процессов. И если функция, необходимая для становления речи, нарушена, то работа затрудняется в разы.
Оральный и артикуляционный праксис - самый сложный и высокий уровень организации движений. Если в данном уровне наблюдаются нарушения, то надстраивать новую функцию на «развалины» будет достаточно сложно и долго.
Нейроупражнения – это помошник в достижении речевой задачи. Эффективнее формировать речевые навыки и интегрировать их в повседневную жизнь ребёнка. Поэтому, необходимо включать в работу упражнения, задействующие движения языка, рук, ног и справа, и слева.
Знания в этой области помогли мне придумать упражнения, вовлекающие в работу оба полушария.
Артикуляционной упражнений с использованием элементов нейрогимнастики позволяет:
активизировать межполушарное взаимодействие;
укрепить нервные волокна.
интегрированное межполушарное взаимодействие
является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое
позволяет ускорить коррекционный процесс
Применение данного метода способствует:
Формированию правильного звукопроизношения;
Улучшению мелкой и крупной моторики;
Развитию памяти, внимания, речи, пространственных представлений;
Снижению утомляемости;
Повышению способности к произвольному контролю;
Профилактике соматических заболеваний (нарушения зрения, заболевания дыхательной системы);
Адаптации леворукого ребенка в праворуком мире;
Развитию межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.
Задачи артикуляционной нейрогимнастики:
развитие слаженной работы обоих полушарий;
удерживание губ в заданной позиции;
укрепление мышц языка, развитие его подвижности;
растяжение подъязычной уздечки;
развитие подвижности нижней челюсти;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
профилактика быстрого переутомления;
профилактика дефицита внимания;
улучшение памяти;
развитие пространственных представлений.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения сонорных звуков (л,л,р,р).
«Качели»
«Лифт»
Игры с тарелками – ловушками
«Маляр»
Нейроскакалка (Лошадка)
«Веселая и грустная лошадка»
«Барабан»
«Грибочек»
«Гармошка»
Многофункциональное пособие «Веселый жирафик», которое не только развивает артикуляционный аппарат, но и способствует психомоторному развитию, активизирует работу мозга, развивает внимание, мышление, память ребенка.
Чтобы жирафику найти нужное упражнение, мы предлагаем ребенку взять цветную геометрическую фигуру на выбор и найти карточку с изображением нейрогимнастики, на которой есть данная геометрическая фигура нужного цвета. Либо самим положить карточку, сказав, что в гости пришел (-ла) мальчик (девочка) и хочет поиграть с тобой. Ребенку нужно повторить упражнение, которое показано на карточке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.