Артикуляционная гимнастика для дошкольников, памятка родителям

  • Памятки
  • docx
  • 07.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка. Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.Материал содержит памятку для родителей дошкольников для закрепления основных артикуляционных упражнений.
Иконка файла материала Арт.гимнастика для дошкольников.docx
Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения.                                  Научить   детей   дошкольного   возраста   говорить   чисто   и   правильно   – важнейшие  цели, которые  стоят  перед  логопедами, воспитателями   и  родителями. Правильное   произношение   может   быть   сформировано   лишь   в   том   случае,  если   у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка. Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных   на   укрепление   мышц   артикуляционного   аппарата,   развитие   силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.   Артикуляционная   гимнастика   призвана   подготовить   артикуляционный   аппарат ребёнка   к   правильному   произношению   звуков   родного   языка. Цель   артикуляционной   гимнастики:  выработка   полноценных   движений   и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Правила выполнения артикуляционной гимнастики. ­Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. ­Время выполнения 5­7 минут. ­Все упражнения выполняются от простого к сложному. ­Упражнения выполняются сначала медленно, постепенно выполняются в    нормальном темпе. ­Количество повторений постепенно увеличивается от 3 до 5­10 раз. ­Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы  вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более   прочными. Упражнение «Окошко»  цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу  рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык  вплотную. Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к  нижним зубам. Удерживать  на счёт до 5.Упражнение «Заборчик» цель: вырабатывать умение удерживать губы  в улыбке, обнажая нижние и верхние  передние зубы. Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке. Верхние и нижние зубы обнажены.  Удерживать губы в таком положении по счёт до 5.              Упражнение «Трубочка» цель: выработать движение губ вперёд. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы трубочкой. Удерживать на  счет до 5.              Упражнение «Качели» цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка.  Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. потом поднять  широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти. Так  поочередно менять положение языка 4­6 раз. Следить, чтобы работал только язык.Упражнение «Месим тесто» цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким,  распластанным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая  его губами, произносить звуки «пя­пя­пя». Удерживать широкий язык в спокойном  положении при открытом рте под счёт от одного до пяти. Нижнюю губу не стоит подворачивать и натягивать на нижние зубы; края языка  должны касаться уголков рта. Одновременно это упражнение способствует  выработке направленной воздушной струи.                          Упражнение «Блинчик» цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким,  распластанным. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю  губу (тарелочку).             Упражнение «Чашечка» цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение  языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих  звуков. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не  касаются зубов.Упражнение «Сердитая кошечка» цель: развивать подвижность мышц спинки языка. Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка  приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в  таком положении на счет от 1 до 10.             Упражнение «Часики».  цель: развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа ­ налево) Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не  касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или  сопровождается словами: тик­так, тик­так, тик­так.              Упражнение «Парус». цель: развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в  приподнятом положении. Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на  бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним  коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от  1 до 10. Выполнять 2—3 раза.Упражнение «Маляр». цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении. Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов  до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5—6 раз. Упражнение «Лошадка» цель: учить растягивать подъязычную связку языка. Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа  (медленно ­  быстрее ­  очень быстро). Выполнять 10—15 раз. Упражнение  «Грибок». цель: учить растягивать подъязычную связку языка. Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно  оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5—6 раз.              Упражнение «Гармошка» цель:  растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу,  открывать — закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык  прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.           Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: ­ улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию      (нервную проводимость); ­ улучшить подвижность артикуляционных органов; ­ укрепить мышечную систему языка, губ, щек; ­ научить ребёнка удерживать определенную артикуляционную позу;­ увеличить амплитуду движений; ­ уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов; ­ подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.