Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.Материал содержит памятку для родителей дошкольников для закрепления основных артикуляционных упражнений.
Артикуляционная гимнастика – основа правильного
звукопроизношения.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно –
важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями.
Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у
ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А
именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,
подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом
процессе.
Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат
ребёнка к правильному произношению
звуков родного языка.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять
простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.
Время выполнения 57 минут.
Все упражнения выполняются от простого к сложному.
Упражнения выполняются сначала медленно, постепенно выполняются в
нормальном темпе.
Количество повторений постепенно увеличивается от 3 до 510 раз.
Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы
вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более
прочными.
Упражнение «Окошко»
цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу
рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык
вплотную.
Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к
нижним зубам. Удерживать на счёт до 5.Упражнение «Заборчик»
цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние
передние зубы.
Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке. Верхние и нижние зубы обнажены.
Удерживать губы в таком положении по счёт до 5.
Упражнение «Трубочка»
цель: выработать движение губ вперёд.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы трубочкой. Удерживать на
счет до 5.
Упражнение «Качели»
цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы
и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. потом поднять
широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти. Так
поочередно менять положение языка 46 раз.
Следить, чтобы работал только язык.Упражнение «Месим тесто»
цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким,
распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая
его губами, произносить звуки «пяпяпя». Удерживать широкий язык в спокойном
положении при открытом рте под счёт от одного до пяти.
Нижнюю губу не стоит подворачивать и натягивать на нижние зубы; края языка
должны касаться уголков рта. Одновременно это упражнение способствует
выработке направленной воздушной струи.
Упражнение «Блинчик»
цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким,
распластанным.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю
губу (тарелочку).
Упражнение «Чашечка»
цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение
языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих
звуков.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не
касаются зубов.Упражнение «Сердитая кошечка»
цель: развивать подвижность мышц спинки языка.
Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка
приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в
таком положении на счет от 1 до 10.
Упражнение «Часики».
цель: развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа налево)
Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не
касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или
сопровождается словами: тиктак, тиктак, тиктак.
Упражнение «Парус».
цель: развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в
приподнятом положении.
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на
бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним
коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять
2—3 раза.Упражнение «Маляр».
цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов
до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5—6 раз.
Упражнение «Лошадка»
цель: учить растягивать подъязычную связку языка.
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа
(медленно быстрее очень быстро). Выполнять 10—15 раз.
Упражнение «Грибок».
цель: учить растягивать подъязычную связку языка.
Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно
оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5—6 раз.
Упражнение «Гармошка»
цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу,
открывать — закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык
прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
научить ребёнка удерживать определенную артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений;
уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.