Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

  • Игры
  • doc
  • 16.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов артикуляционной гимнастики в игровой форме. Описание артикуляционных упражнений сопровождается рисунками и стихотворениями. Книга адресована детям, логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям.
Иконка файла материала artikulyacionnaya-gimnastika-v-stixax-i-kartinkax.doc
ББК 74.1 К90 Куликовская Т. А. К90 Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. ­ М.: «Издательство Гном иД», 2004.­32 с. ISBN 5­296­00503­1 Это   пособие   познакомит   дошкольников,   имеющих   трудности   при   произношении   некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов артикуляционной гимнастики в игровой форме. Описание артикуляционных упражнений сопровождается рисунками и стихотворениями. Книга адресована детям, логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям. ББК 74.1 ISBN 5­296­00503­1 Куликовская Т. А., 2004. Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д », 2004.ВВЕДЕНИЕ Ваш малыш неправильно произносит некоторые звуки? Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данное пособие поможет Вам решить эти проблемы. Основная цель всех упражнений — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционную   гимнастику   целесообразно   выполнять   перед   зеркалом,   повторяя   каждое   упражнение   5­6   раз. Рекомендуется проводить по одному комплексу артикуляционных упражнений за одно занятие. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7­10 минут. Описание   как   отдельных   упражнений   артикуляционной   гимнастики,   так   и   подобранных   комплексов   упражнений («логопедических   сказок»)   сопровождается   рисунками   и   стихотворениями.   Сначала   взрослый   читает   стихотворения   и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми. 1­ый комплекс (сказка первая «Домашняя») поможет закрепить у детей названия органов артикуляции, 3­ий (сказка третья   «Учебная»)   —   будет   способствовать   тренировке   ориентирования   в   пространстве,   5­ый   (сказка   пятая «Зоологическая») — научит имитировать движения некоторых животных. Установлено, что развитие тонких движений руки способствует развитию речи. 3­ий   комплекс   гимнастики   можно   выполнять   с   варежками   в   форме   языка,   которые   надеваются   на   ведущие   руки взрослого  и ребенка.   При  этом  рука  и язык  выполняют  синхронные  движения.  Язык  отклоняется  вправо  и кисть  руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т.д. Рука ( с варежкой или без нее) может помогать движению языка и в проведении других комплексов артикуляционной гимнастики. Итак, Вам предложены различные способы проведения артикуляционной гимнастики. Попробуйте применить их в работе с детьми. Желаем успехов!ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ  И ЕГО ДОМИКОМОткрываем ротик­дрм. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин ­ Язычок. Он удобно в доме лёг.  Широко открывать рот.В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться,  А потом, как шар,  раздуться.  Надувать и втягивать щеки.Пол есть тоже в доме нашем.  Челюсть нижнюю покажем.  Эта челюсть нижняя В домике подвижная.  Вращать нижней челюстью. Потолок вверху, внутри. Это  нёбо. Посмотри. Можно к нёбу  прикасаться, Постучать и там  остаться.  Широко открыть рот. Погладить языком  по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери­зубы. Осторожно.  Закрываются надежно.  Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.Двери­губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова  улыбаться.  Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».Языч ок  наш  не  скуч ает.  В  доме сказки сочиняет.  Сказки эти он расскажет  И картинки нам покажет. ДОМАШНЯ ЯЯзык в ротике живет.  Никогда не устает. Широко открывать рот и  максимально высовывать язык изо  рта. Очень любит чистоту В  домике своем ­ во рту.  Рот закрыть и массировать указательным  пальцем круговую мышцу рта, проводя  вокруг губ.Двери шире открывает:  Воздух свежий он впускает. И пока он убирает  Домик свой не запирает.Открывать и закрывать  рот.  Широко открыть рот и удерживать его  в таком положении 10 сек.А теперь наш Язычок Моет нёбо­потолок.  Максимально открыть рот. Проводить широким языком по нёбу вперед­назад.Время даром не теряет: Губы­двери вытирает.  Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать ее, убирая язык вглубь рта.Моет двери он вторые ­Наши зубы. Ротик шире.Чистит стены. Это щеки. Взял щетинистые щетки.Рот держать широко открытым.  Облизывать языком верхние и нижние зубы  с внутренней и внешней стороны.  Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть.  Проводить языком по внутренней стороне  щек, массируя их.ПРОГУЛОЧНАЯВот теперь он все убрал,  На лошадке поскакал. Язычок гулять выходит,  Домик он кругом обходит.   Рот   открыть   и   не   закрывать. Улыбнуться.  Медленно   щелкать   языком, присасывая   его   к  нёбу.   Растягивать подъязычную связку.  Рот открыть. Высунуть язык.  Выполнять круговые движения языком,  облизывая губы.Кто же тут, а кто же там? Он  глядит по сторонам. Смотрит, как расческа­зубы  Нам причесывает губы.  Приоткрыть рот. Сделать язык  узким. Отводить язык вправо­влево,  стараясь максимально высунуть его  изо рта.  Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними ­ по нижней, массируя ее.Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке.А теперь наоборот: Губки тянутся вперед.Рот закрыть. Широко  улыбнуться, растягивая губы.  Собрать губки в «трубочку»,  вытянуть вперед.Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.На качелях оказался. Вверх взлетал и вниз спускался.Рот максимально открыть. Проводить  широким языком вперед­назад по нёбу.  Затем вверх­вниз по внутренней стороне  щек.  Открыть рот. Тянуться то к носу, то  к подбородку. Рот не закрывать.Догадаться кто бы мог. Язычок наш, как грибок.  Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю  челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.Язычок гармошкой стал, Поиграл и не устал. Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не  отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.То иголка, то лопата Язычки у вас, ребята.  Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка»­язык напряжен и  выдвинут вперед. «Лопата»­язык расслаблен и лежит на нижней губе.Надоели превращенья: Лижет Язычок варенье.  Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.УЧЕБНАЯ Любит он покушать сладко.  После скачет, как лошадка.  Рот держать широко открытым.  Улыбнуться. Медленно щелкать  языком, присасывая его к нёбу и  отрывая от него. Тянуть подъязычную  связку. Язычок знаком вам, дети  Мы его улыбкой встретим.  Широко улыбаться, растягивая  губы.Это Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел.«Все, что нужно, увидал И налево зашагал.Рот приоткрыть. Высунуть узкий  язык. Тянуться языком к правому уху.  Тянуться языком к левому  уху.Погулял совсем немножко, Широко открыл окошко.Он окно не закрывает, Кверху кончик поднимает.Широко открыть рот и удерживать его  в таком положении 10 сек.  Держать рот широко  открытым. Тянуться языком к  носу.Он окно не закрывает, Книзу кончик опускает.Язычок не устает: Тянется теперь вперед.Держать рот открытым. Тянуться  языком к подбородку.  Открыть рот. Максимально  высовывать язык изо рта и вытягивать  его вперед.В прятки поиграть он рад: Отступает шаг назад.