«АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. АУДИРОВАНИЕ»
Оценка 4.9

«АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. АУДИРОВАНИЕ»

Оценка 4.9
docx
07.09.2020
«АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. АУДИРОВАНИЕ»
АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. АУДИРОВАНИЕ.docx

 «АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. АУДИРОВАНИЕ»

 

    Согласно новым ФГОС основной целью изучения иностранного языка в школе является формирование коммуникативных навыков общения на иностранном языке через реализацию системно-деятельностного подхода.

    Основные виды деятельности, необходимые для формирования  коммуникативных навыков это: аудирование, чтение, говорение и письмо.  Проблема обучения восприятию аутентичной речи на слух - аудированию - представляет собой один из самых главных аспектов обучения иноязычному общению, и именно поэтому развитие и разработка технологий обучения аудированию, отвечающих запросам времени, крайне важны.

   Мы сталкиваемся с аудированием как самостоятельным видом речевой деятельности в различных ситуациях реального общения. Это происходит, когда мы слушаем:

·     различные объявления;

·     новости радио и телевидения;

·     различные инструкции и поручения;

·     лекции;

·     рассказы собеседников;

·     выступления актеров;

·     собеседника по телефонному разговору и т.д.

    Аудирование так же служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом.

   Самым сложный, но жизненно значимый процесс аудирования часто игнорируется на занятиях. Почему? Часто не хватает времени на уроках, отсутствуют технические средства, разная специфика восприятия у детей и слабая слуховая память, и даже расслабляющее действие записи на учеников. Также возникают определенные трудности для понимания, в частности темп речи, дикция собеседника, невладение темой, отвлекающие во время прослушивания «свои мысли», плюс окружающая обстановка, которая также создает дополнительный шум. Процесс аудирования сложен потому, что любая интонация, ударение в слове являются смыслообразующим аспектом в речи. Перед слушателем возникают несколько задач: услышать поток речи - раскодировать речь – запомнить - осмыслить возможный ответ - ответить. При этом не всегда бывает возможность вернуться к началу речи как, например, в тексте или фильме. Понимать и реагировать на услышанное необходимо немедленно.  Иногда знания и представления об услышанном сильно расходятся. Тем не менее, специалистами доказано, что дети до 90% информации дети получают «из воздуха» и до 50% информации будучи взрослыми. Поэтому очень важно уделять внимание развитию этого навыка с раннего возраста.

    В реальной жизни существуют четыре уровня “слушания”:

● Фоновые звуки – посторонний шум, телевизор, дорожное движение, работающие механизмы и др. на который мы обращаем ограниченное внимание, понимание, запоминание.

● Расслабляющее слушание, цель которого - отвлечься от чего-либо, а не сконцентрироваться, например, музыка; есть понимание, но отсутствует анализ.

● Для принятия решения или действия –прогноз погоды, если мы выбираем одежду, дорожный траффик, если выбираем маршрут движения; этот уровень не требует долгой концентрации или внимания.

● Аналитические слушание, цель которого - нахождение ответа на важный вопрос, оценка качества ответа (обсуждение, выступление).

    Иногда мы тренируем не те уровни, это мешает иностранному языку перейти в разряд «родного». Поэтому 1, 2, 3 уровень не развивает аудирование вообще, и только 4 уровень помогает луче понять речь.

    Решить проблемы нам помогут следующие аспекты:

- знание конкретной ситуации, например, в транспорте. Если к вам поворачивается собеседник со словами «Извините..», то вероятнее всего вопросы будут о маршруте, остановке, времени и т.д., поэтому существует огромное количество речевых фраз –клише, шаблонов готовых ответов, зная которые можно облегчить понимание;

- в аудировании очень важна правильная установка – не просто послушать песенку, а найти ключевые слова: действия, герои, место и т.д.;

- применение разных видов аудирования облегчает процесс понимания: слушание себя, в парах, в группах; ученики даже могут записывать себя и друг друга на телефон;

- использование ситуационнных подсказок помогает избежать переутомления: различная наглядность, скрипты, видео;

- не разрывать связь с реальностью: новости Би-Би-Си, подкасты, песни, мультфильмы и фильмы для детей. Мультфильмы для начала лучше брать классические, там нет искажения звуков. При просмотре фильмов лучше не использовать субтитры на первом этапе.  Материалы, предъявляемые для работы на уроках обучения аудированию должны быть в первую очередь аутентичными, соответствующими возрасту и достаточно интересными для детей.

   Данные аспекты помогают и облегчают процесс обучения аудированию.

   Также для успешного развития аудирования необходимо уделять внимание следующим вспомогательным навыкам (УУД), причем не только на уроках иностранного языка:

● предвидение того, о чем будет идти речь;

● языковая догадка (распознавание незнакомого слова или фразы), умение «не стопориться на незнакомом слове»;

● использование предшествующего опыта, учить не бояться сомневаться;

● выделение значимой и игнорирование незначимой информации;

● запоминание значимой информации (заметки, подведение итога), навык конспектирования и составления плана, запись ключевых слов;

● узнавание структуры и слов – «маркеров»: итак, сначала, в итоге (Well; Oh, another thing is; Now, Finally). Помогает понять логику речи и предполагаемый ответ;

узнавание слов-связок ( such as and which, including linking words, pronouns,

references, etc.understanding different intonation patterns and uses of stress, etc.),

значимых для передачи смысла;

● понимание неявной информации (отношение или намерения), эмоции

 

  (если вы слышите в речи отрицательные эмоции, то и ответ будет соответствующий).

   Методистами предложены следующие метакогнитивные стратегии, которыми должен руководствоваться преподаватель в работе с материалами для аудирования:

Перед аудированием: планирование

Определить цель аудирования

Определить необходимость дополнительных лингвистических или фоновых знаний

Решить, какой подход использовать во время аудирования, top-down (сосредоточиться на общем смысле) или bottom-up (фокусировать внимание на словах и фразах)

Во время аудирования: мониторинг понимания

Решить для себя, что важно для понимания, а что нет

При необходимости прослушать еще раз

После аудирования: оценка понимания

Оценить понимание в конкретном задании

Оценить общий прогресс в аудировании и в конкретном типе заданий Определить, правильные ли стратегии были использованы для данной цели и данных задач

Модифицировать цели при необходимости.

   Обобщая вышесказанное, можно выделить основные принципы обучения аудированию:

● Развивать понимание того, как мы слушаем;

● Предоставлять возможности использования всех стратегий аудирования в реалистичном контексте, на начальном этапе обосновывать выбор стратегии для решения той или иной задачи;

● Моделировать ситуации, в которых учитель принимает на себя роль собеседника, а не учителя;

● Поощрять сознательное использование и анализ использования стратегий аудирования в классе и при самостоятельной работе;

● Использовать изучаемый язык в качестве операционного для решения организационных и учебных задач в классе.

    Результат обучения аудированию: ученик, который может использовать различные стратегии аудирования чтобы максимизировать способность понять речь, определить значимую и незначимую информацию и спокойно относиться к тому, что не понял все дословно.

 

Задания для развития навыков аудирования

 

1. Ведение аудио-блога (дневника) учащимися

2. Услышать спрятанную фразу/ слово

Разделить класс на пары. команды. Каждая пара получает/ вытаскивает из "шляпы" фразу или слово. Задача пары составить диалог или историю с заданной фразой/ словом, а затем представить перед группой. Задача остальных - отгадать спрятанную фразу/ слово.

3. Услышать новое слово

При прослушивании песни, подкаста, телевизионной передачи учащиеся тренируются записывать на слух незнакомые слова.

4. Викторина по тексту

Учащиеся (индивидуально, в группе или в паре) получают задание прослушать любой текст (передача, лекция, песня) несколько раз и составить по тексту вопросы для остальных ребят.

5. Опиши…

Учащиеся делятся на пары и садятся спиной друг к другу. Один из учащихся получает картинку (это может быть абстрактная картинка, набор геометрических фигур и т.д.) и максимально точно описывает ее второму учащемуся. Задача второго человека - нарисовать описываемую картинку.

6. Знаменитости в таблице

Учащиеся в парах садятся спиной друг к другу, как в предыдущей игре. Первый игрок получает таблицу с фотографиями знаменитостей в таблице. Второй - пустую таблицу и набор карточек со знаменитостями (или без данного набора). Первый игрок описывает расположение фотографий в таблице (для усложнения можно использовать фотографии знаменитых людей прошлого, имена которых ребятам не всегда знакомы). Второй игрок, ориентируясь на имена и/ или описания правильно располагает людей в таблице.

7. Вставай/ садись

Задача учащихся встать/ сесть/ хлопнуть в ладоши и т.д., когда они слыщат определенный звук в предложении, рассказе, стихотворении и т.д.

8. Определи гласную

Раздать учащимся карточки разного цвета, каждая из которых соответствует какому-то звуку. Когда ребята слышат заданный звук в слове/ фразе/ предложении, они поднимают соответствующую карточку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аутентичные материала для обучения аудированию

Для начинающих:

1. Человек, которого зовут Флинтстоун (The Man Called Flintstone)

2. Каспер: Дружелюбное привидение (Casper the Friendly Ghost)

3. Свинка Пеппа (Peppa Pig)

4. Аладдин (Aladdin)

Для базового среднего уровня:

5. В поисках Немо (Finding Nemo)

6. История игрушек (Toy Story)

7. Рапунцель: Запутанная история (Tangled)

Для основного среднего уровня:

8. Шрек (Shrek)

9. Король Лев (The Lion King)

Для продвинутого уровня:

10. Белоснежка и 7 гномов (Snow White and the Seven Dwarfs)

Фильмы

Для начинающих:

11. Книга джунглей (The Jungle Book)

12. Форрест Гамп (Forrest Gump)

Для базового среднего уровня:

13. День сурка (Groundhog Day)

14. Дом у озера (The Lake House)

15. Социальная сеть (The Social Network)

16. Отпуск по обмену (The Holiday)

17. Непристойное предложение (Indecent Proposal)

18. Моя большая греческая свадьба (My Big Fat Greek Wedding)

Для основного среднего уровня:

19. Матрица (Matrix)

20. Чарли и шоколадная фабрика (Charlie and the Chocolate Factory)


 

АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Самым сложный, но жизненно значимый процесс аудирования часто игнорируется на занятиях

Самым сложный, но жизненно значимый процесс аудирования часто игнорируется на занятиях

Иногда мы тренируем не те уровни, это мешает иностранному языку перейти в разряд «родного»

Иногда мы тренируем не те уровни, это мешает иностранному языку перейти в разряд «родного»

Well; Oh, another thing is; Now,

Well; Oh, another thing is; Now,

Решить для себя, что важно для понимания, а что нет

Решить для себя, что важно для понимания, а что нет

Задания для развития навыков аудирования 1

Задания для развития навыков аудирования 1

Аутентичные материала для обучения аудированию

Аутентичные материала для обучения аудированию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2020