Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Оценка 4.9

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
русская литература
9 кл
08.12.2018
Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Представленный материал позволит учителю объяснить, что такое ассоциативность, какие элементы художественного произведения могут обладать ассоциативностью. Презентация содержит материал для практической работы: учащиеся находят сходства и отличия в образах повести А.Платонова "Котлован" и библейской притчи о Вавилонской башне; сопоставляют эпизод из повести "Капитанская дочка" и портрет Екатерины 2 В. Боровиковского; закрепляют понятие "ассоциативность", работая со стихотворениями М. Волошина, О. Мандельштама. Презентация составлена по материалам учебника Р.И. Альбетковой
Ассоциативность сюжетов, образов, тем 9.ppt

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Ассоциативность Ассоциативность сюжетов, образов, тем. сюжетов, образов, тем. 2010       Автор:Автор: Ерина С.В., Ерина С.В., учитель русского учитель русского языка и литературы языка и литературы МОУ «Лицей №3» МОУ «Лицей №3» Нижегородской Нижегородской г.Сарова г.Сарова области. области.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Реминисценции притчи о блудном сыне в литературе Стихотворение Пушкина «Я памятник себе …» воздвиг нерукотворный Ассоциативностью могут обладать сюжет, Ассоциативностью могут обладать сюжет, образ, тема, идея, даже если они не образ, тема, идея, даже если они не находят прямых соответствий в языковых находят прямых соответствий в языковых особенностях произведений. особенностях произведений. Читая текст, мы вдруг вспоминаем какое- Читая текст, мы вдруг вспоминаем какое- то другое произведение. то другое произведение. Онегин - Печорин

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
С каким библейским С каким библейским повествованием вызывает повествованием вызывает ассоциации повесть ассоциации повесть А.Платонова «Котлован»? А.Платонова «Котлован»? Повесть А.Платонова «Котлован»   Сказание о вавилонской башне

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Вавилонская башня Вавилонская башня была построена потомками Ноя. Племя Хамово, из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства , вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить большой город на долине Сеннаарской, а при нем высокую башню, которая могла бы служить центром всех племен и в то же время знаком их равенства. По недостатку в долине камней строители делали из глины и обжигали кирпичи, вместо же извести употребляли земляную смолу. Господь смешал язык их так, что они, будучи не в состоянии понимать один другого, должны были прекратить свое безумное предприятие и разойтись по разным странам, отчего произошли разные народы, говорящие разными языками. Город прозван Вавилоном, т. е. смешением.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Найдите сходство и противопоставление в образах

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Вавилонскую башню люди хотели построить до неба. Котлован - огромная яма для строительства общепролетарского дома. Как вавилонская башня не была построена из-за людской гордыни, так и строительство котлована не осуществилось, потому что идея оказалась в противоречии с законами природы.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Смерть ребёнка вызвала у героя горькие размышления. Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Какие ассоциации вызвала у вас цитата из повести «Котлован»? Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем? Читатель вспомнит мысль Достоевского о том, что мировая гармония не стоит слезинки ребёнка. Так, ассоциативность образа и идеи позволят читателю, обладающему знаниями о явлениях культуры, глубоко воспринять художественную мысль произведения.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Эпизод словесного произведения может вызвать ассоциации и с произведением другого вида искусства. О каком живописном портрете Екатерины 2 пробуждает воспоминание портрет императрицы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Портрет Екатерины 2 в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» пробуждает воспоминание о живописном портрете работы В.Боровиковского.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Вспомните текст повести и найдите сходства в двух портретах – литературном и живописном. Мария увидела сначала белую собачку английской породы, а затем – неизвестную даму. Именно такой изображена императрица на портрете Боровиковского: не на троне со скипетром и в горностаевой мантии, а как бы «инкогнито», без всяких атрибутов царской власти, как простой человек. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Но в позе, выражении лица столько царственного достоинства, что, несомненно, перед нами царица.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Почему именно такой портрет императрицы включает в повесть А.С.Пушкин? Портрет Екатерины в повести лишён помпезности, поскольку, по замыслу автора, Маша Миронова, встретившись с царицей, не знает, кто она такая. И в решении судьбы Гринёва Екатерина поступила и по-человечески, рассмотрев просьбу Маши, и по-царски, помиловав Петра, так как он не изменял присяге, оставался верен трону.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Обобщим сказанное Обобщим сказанное • Ассоциативность – способность Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции – напоминать читателя реминисценции – напоминать о других произведениях. о других произведениях. • Ассоциативность может проявляться в Ассоциативность может проявляться в лексике, фонетике, грамматических лексике, фонетике, грамматических особенностях языка, а также в особенностях языка, а также в сюжете, образах, теме, идее. сюжете, образах, теме, идее. • Устанавливая связь изображения с Устанавливая связь изображения с определёнными явлениями жизни, с определёнными явлениями жизни, с мыслями других художников, мыслями других художников, ассоциативность углубляет его смысл. ассоциативность углубляет его смысл.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Практикум. Практикум. Прочитайте Прочитайте стихотворения. Опишите стихотворения. Опишите ассоциации, возникшие у ассоциации, возникшие у вас при чтении. вас при чтении. Определите роль Определите роль ассоциативности языка в ассоциативности языка в обогащении смысла обогащении смысла произведений. произведений.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи — На головах царей божественная пена — Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер — все движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к языковых средств? Как вы поняли Прочитайте стихотворение Мандельштама. Какую роль играет в нём ассоциативность смысл произведения?

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
ГРОЗА Див кличет по древию, велит послушати Волзе, Поморью, Посулью, Сурожу... Запал багровый день. Над тусклою водой Зарницы синие трепещут беглой дрожью. Шуршит глухая степь сухим быльем и рожью, Вся млеет травами, вся дышит душной мглой И тутнет, гулкая. Див кличет пред бедой Ардавде, Корсуню, Поморью, Посурожью, — Земле незнаемой разносит весть Стрибожью: Птиц стоном убуди и вста звериный вой. С туч ветр плеснул дождем и мечется с испугом По бледным заводям, по ярам, по яругам... М.Волошин

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.

Ассоциативность образов, сюжетов, тем.
Литература Литература • Учебник словесности под редакцией Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой. Р.И.Альбетковой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2018