Сегодня мне бы хотелось поговорить о работе над словарными словами.
Я –не сторонник механического запоминания.
Не секрет, что в больших дозах оно может привести к притуплению способностей и уменьшению творческого потенциала ребенка. Кроме того, такое запоминание отнюдь не способствует повышению интереса к предмету. Поэтому естественным и необходимым становится обращение к яркой эмоционально-образной памяти ребенка, к огромным возможностям, заложенным в ассоциативном способе мышления.
Находкой в этом отношении стала для меня ассоциативная методика запоминания и усвоения информации, разработанная Василием Агафоновым, автором оригинальных учебных пособий "Неправильные правила", "Совсем неправильные правила", "Считайте в рифму" и многих других. Его замечательные сказки и стихи, в которых реализован ассоциативный алгоритм запоминания, стали основой словарной работы на уроках русского языка.
Гришина Т.В.
Учитель начальных классов
Панский филиал МБОУ Заворонежской СОШ
Ассоциативный алгоритм запоминания
словарных слов.
Сегодня мне бы хотелось поговорить о работе над словарными словами.
Я –не сторонник механического запоминания.
Не секрет, что в больших дозах оно может привести к притуплению
способностей и уменьшению творческого потенциала ребенка. Кроме того,
такое запоминание отнюдь не способствует повышению интереса к предмету.
Поэтому естественным и необходимым становится обращение к яркой
эмоциональнообразной памяти ребенка, к огромным возможностям,
заложенным в ассоциативном способе мышления.
Находкой в этом отношении стала для меня ассоциативная методика
запоминания и усвоения информации, разработанная Василием Агафоновым,
автором оригинальных учебных пособий "Неправильные правила", "Совсем
неправильные правила", "Считайте в рифму" и многих других. Его
замечательные сказки и стихи, в которых реализован ассоциативный алгоритм
запоминания, стали основой словарной работы на уроках русского языка.
Ребенку с первых его шагов в учебной деятельности предлагается три
альтернативных пути, три способа овладения грамотным письмом:
осмысленное применение правила, обращение к орфографической интуиции и
запоминание. Запоминание на сознательном уровне орфографического образа
слова один из эффективных путей овладения грамотностью. Автор решает
одновременно две задачи: помочь ребенку запомнить, как пишутся
конкретные слова, и гораздо более важную способствовать интенсивному
развитию мозговых структур, а не только памяти.
Алгоритм запоминания распространен в первую очередь на слова с
непроверяемыми орфограммами, то есть на словарные слова. Однако любое
слово, написание которого подчиняется правилу, само собой разумеется, тоже
можно запомнить. Таким образом, по отношению к любому слову ребята
могут выбирать между правилом, орфографической интуицией и собственной
памятью. Помимо прочего, это работает на развитие альтернативного
мышления ребенка, развивает его способность к самоанализу: он учится
понимать самого себя, прислушиваться к себе. Это очень важно. Суть алгоритма в том, чтобы найти зацепку, ассоциативную ниточку,
мостик между словом, которое ты хочешь запомнить, и другим словом, в
котором "упрямая" буква слышится ясно и четко.
На первом этапе ассоциативная "зацепка" включается в эмоционально
образный контекст сказки или стихотворения. Кроме текста, в котором
необходимый для запоминания образ буквы повторяется различными
способами, есть еще рисунки. В рисунках возникает множество
дополнительных ниточек, вторичных "зацепок", которые усиливают эффект
запоминания. Визуальная метафора возбуждает эмоциональную память
ребенка, активизирует его внимание к объекту запоминания, обеспечивает
избирательную направленность этого внимания. Органичное соединение
вербального и графического образов создает прочную основу для
ненасильственного, активного и долговременного запоминания.
Вот как это может быть:
СКАЗКА О БАКЕ С "О"
Жила-была когда-то давно бака. Она умела лаять, вилять
хвостом, сторожить дом и любила выть на круглую луну,
которая немножко похожа на букву "О". И грызть бублик,
похожий на букву "О".
А ещё она любила смотреть на круглое облако и на круглое
солнце, похожие на букву "О", любила осень, которая
начинается с буквы "О". В общем, вы, конечно, догадались, что
она полюбила и саму букву "О". А когда полюбила, то захотела
писаться с этой буквой.
- Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя "бока". - Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! - обиделась бака. - Я не
хочу так называться! Я просто хочу писаться с "О".
И стали её писать с "О". Вот так: с "О" бака. А потом и просто:
собака
Так до сих пор и пишут.
(В. Агафонов)
Как видите, ниточек много, и они пронизывают собой весь текст сказки: это и
слова, где "О" под ударением, и слова, которые начинаются с этой буквы, и
игра с ее формой акцентация внимания на реальных предметах,
напоминающих эту букву по форме: круглая луна, бублик, похожий на букву
"О", круглое облако, круглое солнце.
Есть еще и подтекст, работа с которым, по мнению нейрофизиологов,
активизирует мыслительные процессы и является мощным фактором развития
мозговых структур ребенка.
И наконец, есть рисунок. Вы сможете рассмотреть на нем письменный образ
буквы "О", и обилие круглых предметов, которые с большим желанием и
очень быстро отыскивает ребенок: окошко в доме, тарелка и т.д. Запомнить
помогает цвет, мажорная энергетика рисунка, его особенности, учитывающее
целостное и одновременно дискретное восприятие ребенка.
В каждом случае волшебные ниточки, как мы называем их с детьми, разные.
Так, чтобы запомнить, как пишется береза, оказалось достаточно всего один
раз прочитать с детьми четыре строчки:
Берёза так была бела,
Что буква "Е" из слова
"белый"
К ней незаметно перешла
И уходить не захотела.
(В. Агафонов) Стоит ребенку "войти" в картинку, вжиться в нее (а это происходит за
несколько секунд) и всмотреться в выражение лица березы и особенно самой
буквы, так трепетно и нежно прильнувшей к стволу, и уже просто
невозможно написать береза с буквой "И". Кстати, я спрашивала детей, какую
именно строчку нарисовал художник, и всегда слышала ответ: четвертую, "и
уходить не захотела". Через какое бы время ни попалось в диктанте это слово,
образ, воспринятый из рисунка и текста, мгновенно и непроизвольно
возникнет в сознании ребенка и ошибки не будет.
Однако стихи и сказки, просторный контекст для ассоциативной "зацепки" на
следующем этапе усвоения алгоритма уже необязателен. Достаточно просто
образа. Например, чтобы запомнить слово огурец, можно представить себе
огромныйпреогромный огурец и сказать самому себе: "Ого! Огогого, какой
огурец! Огромный, хороший! И сам похож на букву "О". Он и начинается с
буквы "О"!" Вот и все!
Оказалось, что ребенок гораздо легче, чем взрослый, изобретает свои
собственные ниточки и привязывает к ним слова, "как воздушные шарики". Я
считаю, что моим ученикам помогает само слово "упрямые". "Им не хватало
этого слова, как не хватало глагола придумай вместо составь. Им так и
хочется переупрямить "упрямые" слова и написать их правильно, без
ошибки". Может быть, и в самом деле семантика слова упрямый вызывает
определенные эмоциональные импульсы,
усиливается мотивация
запоминания, мотивация поиска конкретных приемов, способных помочь
"переупрямить" слово.
Позже автор уже только предлагает свой вариант ассоциативной "зацепки",
давая ребенку понять, что это именно вариант. Делать это можно, например,
так. Помещаем в алой рамочке три словарных слова: колесо, страница и
платок. В задание вводится метафора: "Постарайся привязать каждое
упрямое слово к другому слову...". А чуть ниже:
Колесо колется спицами?
Страница - странная?
Из платка Дюймовочке сшили
платье?
Ищи волшебные ниточки! В самом деле, так и представляешь себе колесо от велосипеда, из которого
торчат острые спицы и колются. Они ведь кОлются, поэтому кОлесо!
И очень важно, чтобы ребенок уже в семь лет понимал, что ассоциации у
каждого свои, хотя они и могут иногда совпадать у разных людей. Очень
важно научить ребенка непроизвольно находить тот образ, который больше
подходит именно ему и именно для него облегчает запоминание, доверять
себе в этом отношении.
Сам образ волшебных ниточек (и словесный, и на рисунке) тоже работает.
Ниточки, узелки, привязки, зацепки, мостики все эти слова, когда ребенок
их слышит или читает, стимулируют ассоциативное мышление, способствуют
непроизвольному возникновению образов, ассоциативных цепочек.
Навык ассоциативной работы формируется у младших школьников настолько
быстро, что уже к концу второго класса они намного опережают в этом своих
родителей, а нередко и учителя. А самое главное им нравится так
запоминать.
Котлета
Жил-был кот. Не любил он зиму, а любил он лето!
Так сильно любил, что начал ездить по свету, чтобы догнать
лето. Кот прославился, и стали его называть Кот- лета.
Кот Кот-лета был отличным кулинаром. Он изобретал разные
блюда из мяса. Однажды он взял фарш, добавил лук, яйца, соль,
перец, перемешал и слепил маленькие круглые лепёшечки. Кот
Кот-лета поджарил их на сковороде. Всем понравилось новое
блюдо. Люди ходили к коту Кот-лете за рецептом. Он открыл
ресторан, в котором фирменным блюдом были лепёшки из фарша. Все полюбили это блюдо и назвали такую лепешку в
честь кота Кот-леты – КОТЛЕТА. С тех пор котлеты знают все!
Иней
Жили-были две буквы – "И" и "Й". Они были очень похожи друг
на друга, хотя немножко и отличались. У "Й" был бантик, а у
"И" его не было. Первоклассники всё время их путали. Вместо
"И" писали "Й" или наоборот.
Однажды ночью буквы посовещались и придумали, как помочь
детям. Они попросили слог "не" устроиться между ними. и на
доске появилось предложение "И – не Й!".
Утром дети увидели его и обрадовались. Буквы им очень
помогли. А учительница сказала: "Какое красивое слово
серебрится на нашей доске!" И дети хором прочитали слово
"ИНЕЙ". С этого дня они навсегда запомнили, как пишется это
красивое слово.
А одна девочка нарисовала целое наглядное пособие, которое
помогает запомнить, как пишется слово осадки. Она
нарисовала на большом листе бумаги огромное облако и
написала около него - ОБЛАКО. Потом нарисовала дождь и
снег, которые идут из этого облака и написала: ОСАДКИ. И
соединила эти два слова стрелкой: осадки - потому что из
облака. Здорово!
Но дело не в том, чтобы запомнить тридцать, или сорок, или даже двести
конкретных слов, и даже не в том, чтобы научиться запоминать таким
способом написание любого слова. Самое важное то, что ребята
экстраполируют ассоциативный алгоритм запоминания вообще на любую
учебную информацию по математике, природоведению, по любым
предметам. Впрочем, наверно, даже и не это самое главное, а то, что этот
алгоритм развивает, что он сообщает необходимый импульс ассоциативным
процессам в деятельности мозга, увеличивает творческий потенциал детей. Ну
и просто делает интересней и эмоциональней жизнь на уроке. Ассоциативная
методика не единственная, с помощью которой автор помогает детям
запоминать образ слова. Есть много других приемов: игра со шрифтом,
насыщение текста определенной буквой и звуком, этимологические открытия,
которые мы совершаем. Однако ассоциативная линия остается ведущей. Она
проходит даже сквозь этимологический анализ. В ребенке формируется
активная потребность в несущей информацию метафоре, вырабатывается не только навык усвоения такой метафоры, но и навык ее создания. При работе с
метафорой (как чужой, так и собственной) включается эмоциональная память,
запоминание и усвоение становятся быстрыми и прочными.Нужно сказать, что
ассоциативная методика, и в частности, те ее приемы, которые работают на
запоминание, помогают согласовывать различные каналы восприятия:
визуальный, аудиальный и кинестетический, и в этом одно из ее
достоинств.Пусть в этой статье будет еще одно стихотворение об "упрямом"
слове. Мы с детьми продолжаем учиться запоминать!
Маленький маляр
Как-то краской красил шар
Очень маленький маляр.
Был маляр росточком мал,
Со стремянки он упал.
Со стремянки вниз упал,
В букву "А" рукой попал.
В букве "А" рука застряла,
А ему и горя мало:
"Ну и что, что я упал?
Ну и что, что ростом мал?
А зато я красил шар,
Потому что я маляр!"
(В. Агафонов)
Словарные слова дети пишут практически без ошибок. А алгоритм
запоминания словарных слов у ребят стал излюбленным «снарядом» для
тренировки воображения и памяти. Они часто предлагают свои ассоциации,
идеи, образы, придумывают сказки и даже сочиняют стихи. Список литературы:
1. Агафонов В.В. О приемах запоминания и усвоения информации. М:
Издательство «Ювента», 2000 г.
2.Агафонов В.В. .»Неправильные правила.»
3.. Агафонов В.В. .»Совсем неправильные правила.»
4. Соболева О.Л. Мы смотрим в окно. «Школьный психолог» № 45, 2000 г.
5.Соболева О.Л. Ассоциативный алгоритм. «Школьный психолог» № 35,
2000 г.
6.Соболева О.Л. О любви… к орфографическим правилам. «Школьный
психолог» № 27, 2001 г.
7.Соболева О.Л. Программа по русскому языку для четырехлетней начальной
школы. – М: Издательство «Ювента», 2000 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.