АСТРОНОМИЯ раб программа

  • doc
  • 12.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АСТРОНОМИЯ раб программа.doc

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.11 АСТРОНОМИЯ

 «общеобразовательный цикл»

программы подготовки специалистов среднего звена

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

             Программа общеобразовательной учебной дисциплины БД.11 Астрономия предназначена для изучения астрономии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена   на базе основного общего образования.

1.1 Цели реализации рабочей программы.   

Изучение астрономии направлено на достижение следующих целей:

— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

 

— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

 

— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использова-нием различных источников информации и современных информационных технологий;

 

— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

— формирование научного мировоззрения;

    — формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

 

 

Достижение поставленных целей при реализации программы предусматривает решение   основной задачи:

·     Формирование естественнонаучной грамотности.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.11 АсТРОНОМИЯ

Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.

 

Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.

Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.

 

Теоретические сведения по астрономии дополняются демонстрациями и практическими работами.

 

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины БД.11 Астрономия завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета (2 семестр)   в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ СПО с получением среднего общего образования.

 

Программой предусмотрены следующие виды контроля:

текущий контроль в форме тестирования, опроса и самостоятельных работ;

промежуточный контроль в форме контрольных работ;

итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.

Итоговая отметка по окончании изучения дисциплины выставляется на основании зачета.

Формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

-ИКТ;

-личностно – ориентированные технологии;

- проектно- исследовательской деятельности;

-здоровьесберегающие технологии;

-игровые методы обучения.

 

 

3.МЕСТО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Общеобразовательная учебная дисциплина БД.11 Астрономия изучается в общеобразовательном цикле ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Общеобразовательная  учебная  дисциплина БД.11 Астрономия относится к "естественно-научной предметной области"  ФГОС СОО (базовый уровень) и к общеобразовательному учебному циклу ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом требований ФГОС СПО и технического профиля профессионального образования.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины БД.11 Астрономия тесно связано с такими дисциплинами, как физика, биология, ОБЖ, опирается на такие ранее изученные дисциплины, как химия, география. Курс астрономии предоставляет большие возможности для пропаганды достижений отечественной науки и техники.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ:

В результате изучения астрономии на базовом уровне студент должен: 

 знать/понимать

  смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,

Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

  смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

 

  смысл физического закона Хаббла;

 

 основные этапы освоения космического пространства;

 

  гипотезы происхождения Солнечной системы;

 

  основные  характеристики  и  строение Солнца, солнечной атмосферы;

 

  размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

 

уметь

 

  приводить примеры: роли астрономии в раз­ витии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

  описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, при-чины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использова-нием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

  характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

 

 находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

 

  использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

 

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

 

5.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

   ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

     практические занятия

11

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

 

 

 

Предмет астрономии (2 ч)

 Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелеоцентрическая системы. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии (6 ч)

  Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил.   Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел (4 ч)

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

Солнечная система  (4 ч)

Происхождение Солнечной системы. Система  Земля и Луна.   Планеты земной группы.  Планеты – гиганты. Спутники и кольца.  Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

Методы астрономических исследований  (4 ч)

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана – Больцмана.

 Звезды (8 ч)

Звезды: основные физико-химические характеристики­ и их взаимная связь.  Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявление Солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-Земные связи.

Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

Состав и  структура Галактики. Звездные скопления.  Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной (4 ч)

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

 

  Перечень наблюдений

 

Наблюдения невооруженным глазом

 

1.Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

 

    2.Движение Луны и смена ее фаз.

 

Наблюдения в телескоп

 

1.  Рельеф Луны.

 

2.  Фазы Венеры.

 

3.  Марс.

 

4.  Юпитер и его спутники.

 

5.  Сатурн, его кольца и спутники.

 

6.  Солнечные пятна (на экране).

 

7.  Двойные звезды.

 

8.  Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9.  Большая туманность Ориона.

 

10. Туманность Андромеды.


 

6.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

                                                            

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовой  проект

Объем часов

Уровень освоения

 

 

 

 

 

 

Предмет

астрономии

Содержание учебного материала

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелеоцентрическая системы. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

 

2

 

1

 

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

1        Представить графически взаимосвязь астрономии с другими науками.

2        Подготовить доклад  на тему «Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции»

Формы и методы контроля:

1.            Проверка выполненных схем. Оценка публичного выступления с докладом или презентацией.

 2

 

 

 

2

 

Основы

практической астрономии

 

Содержание учебного материала:

  Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил.   Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

6

 

 

 

 

1

Практические занятия:

Практическая работа  №1 «Изучение звездного неба с помощью подвижной карты»

Самостоятельная работа №1 «Практические основы астрономии»

Формы и методы контроля:

Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.

Проверка выполнения самостоятельной работы.

Проверка выполнения практической работы.

2

 

Внеаудиторная самостоятельная студентов:

1.            Подготовить презентацию об истории возникновения названий созвездий и звезд.

2.            Провести наблюдение в течение одного вечера и отметить, как изменяется положение созвездий Малой и Большой Медведицы

3.            Заполнить таблицу о фазах Луны

4.            Наблюдения «Движение Луны и смена ее фаз»

Формы и методы контроля:

Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.

Проверка индивидуальных заданий.

4

2

Законы

движения

 небесных тел

Содержание учебного материала:

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Практические занятия

1.       Практическая работа №2 «План Солнечной системы»

Формы и методы контроля:

Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.

 Проверка практической работы.

1

Внеаудиторная самостоятельная студентов:

1        Подготовить сообщение на тему: «Изучение формы Земли»; «Явление прецессии и его объяснение на основе закона Всемирного  тяготения»

Формы и методы контроля:

Проверка индивидуальных заданий.

Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.

2

3

 

Солнечная

система

 

Содержание учебного материала:

Происхождение Солнечной системы. Система  Земля и Луна.   Планеты земной группы.  Планеты – гиганты. Спутники и кольца.  Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

6

2

Практические занятия:

1.     Практическая работа №3 «Две группы планет Солнечной системы»

2.     Самостоятельная  работа №2 «Солнечная система»

Формы и методы контроля:

 Проверка и анализ выполнения практической работы

Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.

 2

 

Внеаудиторная самостоятельная студентов:

1.            Подготовить сообщение на тему: «Полеты АМС к планетам Солнечной системы»; «Проекты строительства долговременных научно-исследовательских станций на Луне» ; «Фазы Венеры и Меркурия»; «Современные исследования планет-гигантов»

Формы и методы контроля:

Проверка индивидуальных заданий.

Оценка публичного выступления с докладом.

2

 

 

 

 

3

 

Методы

астрономических исследований

Содержание учебного материала:

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана – Больцмана.

4

 

 

 

 

2

 

Практические занятия

1.     Самостоятельная работа №3  «Эволюция телескопов. Характеристики телескопов. Классификация оптических телескопов.»

Формы и методы контроля:

Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.

Проверка выполнения практического задания

1

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

1.Утреннее и вечернее наблюдение за расстоянием от звезд до серпа Луны

2.Подготовка доклада «Современные космические обсерватории»; «Современные наземные обсерватории»; «Изучение спектрально-двойных звезд»

Формы и методы контроля:

Оценка публичного выступления с докладом или презентацией.

Проверка результатов наблюдения

2

 

 

 

 

 

 

3

Звезды

Содержание учебного материала:

Звезды: основные физико-химические характеристики­ и их взаимная связь.  Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявление Солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-Земные связи.

6

 

Практические занятия:

1. Самостоятельная работа №4

«Определение расстояний до звезд методом годичного параллакса»

2. Самостоятельная  работа №5 Солнце и звезды»

Формы и методы контроля:

Проверка и анализ выполнения самостоятельной работы.

Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.

2

 

Внеаудиторная самостоятельная студентов:

1.             Наблюдение Солнца

2.         Подготовка доклада или презентации на тему:  «Виды полярных сияний»; «Методы обнаружения экзопланет»; «История открытия и изучения черных дыр»

Формы и методы контроля:

Проверка индивидуальных заданий.

Оценка публичного выступления с докладом.

Проверка выполнения контрольной работы

3

 

Наша Галактика – Млечный путь

Содержание учебного материала:

Наша Галактика. Её размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы.

 

2

 

 

 

 

2

Практические занятия

Самостоятельная работа №6  «Наша Галактика»

Формы и методы контроля:

 Проверка выполнения самостоятельной работы

Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

1.Практическое задание «Понятие гравитационных волн»

Формы и методы контроля:

Проверка выполнения практического задания

 

1

3

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Содержание учебного материала:

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик.

Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.А.Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия и антитяготение».

4

 

 

 

 

 

2

Практические занятия

Дифференцированный зачет

Формы и методы контроля:

Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.

Проверка выполнения контрольной работы

2

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

1.            Практическое задание «Сравнение прошлых представлений о строении Вселенной в геоцентрической и гелиоцентрической системах мира с современными»

2.         Подготовка доклада или презентации на тему: «Исследования квазаров»

Формы и методы контроля:

Проверка практического задания

Оценка публичного выступления с докладом или презентацией.

2

3

 


 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

 

1.       –  ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.      –  репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.     --  продуктивный (планирование деятельности и самостоятельное выполнение, решение проблемных задач)

 

 

 

 


Рекомендации к оформлению презентаций.

Презентация начинается со слайда, содержащего ее название и и, возможно, имена авторов. Количество слайдов – 15, включая титульный лист, план, цели, задачи и заключение. Шрифты – для заголовков не менее 24; для информации – не менее 18.

Для презентации изначально необходимо подобрать цветовую гамму: обычно это 3-5 цветов, среди которых есть как теплые, так и холодные. Любой из этих цветов должен отлично читаться на выбранном ранее фоне. Один и тот же элемент на разных слайдах должен быть одного и того же цвета.

Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовка точка не ставится. В заголовках отражайте вывод из представленной на слайде информации.

Обязательны слайд с содержанием работы, слайд с указанием целей и задач   и слайд со списком использованных источников.

Ни в коем случае не стоит стараться разместить на одном слайде как можно больше текста. Не помещайте более 5-6 строк на слайде и 5-7 слов в строке. Обязательно иллюстрируйте презентацию рисунками, фотографиями, наглядными схемами, графиками и диаграммами. Изображению всегда следует придавать как можно больший размер; если это возможно, иллюстрации следует распределять по нескольким слайдам, нежели размещать их на одном, но в уменьшенном виде. Нет ничего забавнее, чем маленькая картинка и подпись к ней, выполненная крупным шрифтом.

На заключительный слайд нужно вынести самое основное, главное, что было в презентации.

Старайтесь не использовать текст на слайде как часть вашей речи; лучше поместите туда важные тезисы и лишь один – два раза повернитесь к ним, посвятив остальное время непосредственной коммуникации с вашими слушателями.

Завершать презентацию следует кратким резюме, содержащим ее основные положения.

Критерии оценки защиты проекта:

№п/п

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 - доклад зачитывается

2  - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы

3  - доклад пересказывается, суть работы объяс­нена

4 - кроме хорошего доклада владение иллюст­ративным материалом

5 - доклад производит очень хорошее впечат­ление

2.

Качество   ответов   на вопросы

1  - нет четкости ответов на большинство вопросов

2 - ответы на большинство вопросов

3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано

3.

Использование демон­страционного материала

1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе

2 - представленный демонстрационный мате­риал используется в докладе

3 - представленный демонстрационный мате­риал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется

4.

Оформление   демонст­рационного материала

1  - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,

2  - демонстрационный    материал    хорошо оформлен, но есть отдельные претензии

3  -  к демонстрационному материалу нет пре­тензий                                                               

 

 

Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов.

 

 

Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 32 балла

 

27-32 балла - отлично

21-26 баллов – хорошо

17 – 20 баллов – удовлетворительно

16 баллов и менее – неудовлетворительно

Формы контроля: конкурс проектов.

 

Интернет-ресурсы:

 

http://grigam.wallst.ru/glav.htm  - Виртуальный планетарий. Звездные карты. Созвездия и описание расположенных в них космических объектов. Зодиакальный гороскоп.

http://www.college.ru/astronomy/ - Здесь Вы можете посмотреть в открытом доступе учебник, включенный в курс "Открытая Астрономия" (учебник), поработать с интерактивными Java-апплетами по Астрономии (модели), посетить виртуальный планетарий.

http://www.meteorite.narod.ru/ - Метеориты. Каталоги метеоритов. Инструкции и советы для нашедшего метеорит. Статьи, книги, фотоколлекция метеоритов.

http://www.zvezdi-oriona.ru/ - Электронная библиотека "Звёзды Ориона" - Научно-популярная литература по астрономии. Библиотека астролога. Заметки и статьи о загадочных и аномальных явлениях, древних цивилизациях.

http://www.astronet.ru:8101/ - Астронет - Электронная библиотека научных и популярных статей. Карта звездного неба. Коллекция фотографий небесных тел. Словарь астронома.

http://www.zgr.kts.ru/astron/index.htm - Рассказ о планетах Солнечной системы. Авторские снимки астрономических объектов. Подборка тематических материалов. Ежемесячный календарь астрономических событий. Астроновости.

http://f003cda.narod.ru/ - Астрономия, и не только. Основные характеристики планет. Объекты дальнего космоса. Любителям телескопирования.****

http://fargalaxy.al.ru/ - Удивительный мир астрономии на сайте "Далёкая Галактика". Фотографии небесных объектов: Солнечная система, Глубокий космос, неизведанные глубины Вселенной. Статьи о космосе, обсерваториях, астрономах и любителях астрономии.

http://www.geocities.com/far_galaxy - Фото-галерея. Фотографии Солнца, планет, астероидов, комет, галактик и туманностей. Информация о различных космических объектах.

http://kuasar.narod.ru/ - Библиотека идей и проектов освоения космоса простых обывателей. Подборка электронных версий научно-популярных статей.

http://www.asteroids.chat.ru/ - Этот сайт посвящен астероидам. О распространенности двойственных систем среди астероидов.

http://fireangel2000.chat.ru:80/index.html - Освоение планет Солнечной системы, проекты создания межпланетных кораблей. Экологические проблемы, возникающие в результате сгорания топлива. Загрязнение атмосферы.

http://www.sccenter.ru/astro/ - Звезды ведут в бесконечность. - Рассказы в фактах и фотографиях о звездах, туманностях, планетах, галактиках, черных дырах.

http://www.machaon.ru/dcosmos/hist/ - Все об истории освоения космоса, главные события освоения космоса. Первые космические ракеты. От спутника Земли до посадки на Луну. Исследования Солнечной системы. Главные события освоения космоса.

 

 

8.Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной УЧЕБНОЙ Дисциплины БД.11 АСТРОНОМИЯ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных и самостоятельных работ, практических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

 

Результаты обучения

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать/понимать:

  смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,

Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра.

 

 

 

 

 Текущий контроль.

Оценка выполнения самостоятельной работы «Развитие представлений о развитии мира»;

Оценка  реферата на тему:  «Античные представления философов о строении мира»; «Методы обнаруживания экзопланет»; «История открытия и изучения черных дыр»

Оценка выполнения самостоятельной работы №4: «Определение расстояний до звезд методом годичного параллакса»; самостоятельной работы №5: «Наша Галактика»

Рубежный контроль.

Оценивание самостоятельной работы №1 «Практические основы астрономии»

Итоговый контроль

Дифференцированный зачет

   смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

  смысл физического закона Хаббла

Текущий контроль.

 Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий

Итоговый контроль

Дифференцированный зачет

 

   основные этапы освоения космического пространства;

 

  гипотезы происхождения Солнечной системы;

 

  основные  характеристики  и  строение Солнца, солнечной атмосферы;

 

  размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики.

Текущий контроль.

 Оценка выполнения практической работы №3 «Две группы планет Солнечной системы».

 Рубежный контроль.

Оценка выполнения самостоятельной работы №2 «Солнечная система»

Итоговый контроль

Дифференцированный зачет

 

 

 уметь

 

  приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

Текущий контроль.

 Оценка сообщений на тему:   «Полеты АМС к планетам Солнечной системы»; «Проекты строительства долговременных научно-исследовательских станций на Луне»; «Современные исследования планет гигантов»

Итоговый контроль

Дифференцированный зачет

 

 

  описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

 

Текущий контроль.

Оценивание   самостоятельной работы №3: «Характеристики телескопов. Классификация оптических телескопов»

Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий

Рубежный контроль.

Оценивание выполнения  самостоятельной работы №5 «Солнце и звезды.»

Итоговый контроль

Дифференцированный зачет

 

    характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

 

 Текущий контроль.

Оценка выполнения практической работы №2 «План Солнечной системы»

 Рубежный контроль.

  Оценивание самостоятельной работы №4 «Определение расстояний до звезд методом годичного параллакса»

Итоговый контроль

Дифференцированный зачет

  находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

Текущий контроль.

Оценка  выполнения практической работы №1 «Изучение звездного неба с помощью подвижной карты звездного неба»

 Итоговый контроль

Дифференцированный зачет

 

     использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

 

Текущий контроль.

 Оценка умения обучающихся пользоваться приложением Star Walk2

 

 

 

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

 

 

Текущий контроль.

Оценка сообщений на тему:  «Рефракция света в земной атмосфере»; «Изучение формы Земли»; «Явление прецессии и его объяснение на основе закона Всемирного тяготения»; «Полеты АМС к планетам Солнечной системы»; «Проекты строительства долговременных научно-исследовательских станций на Луне»; «Современные исследования планет гигантов»

Оценка презентаций на тему: «История возникновения названий созвездий и звезд»

 


Скачано с www.znanio.ru