Комитет по делам образования города Челябинска
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
профессионального образования
«Учебно – методический центр г. Челябинска»
Развивающее значение сюжетно-ролевой игры
Выпускная аттестационная работа
Выполнил:
Сиряченко О.Н.
Научный руководитель:
Бехтерева Е.Н.
Челябинск 2018
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗНАЧЕНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ………..6 1.1 Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе поразвивающему значению сюжетно-ролевой игры…..6 1.2 Особенности организации в дошкольном образовательном учереждении …………………10 1.3 педагогические условия сюжетно-ролевой игрой ……………………………………..12 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПОРАЗВИВАЮЩЕМУ ЗНАЧЕНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ......................................................………………………………15 2.1 Изучение в дошкольном образовательном учереждении сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе…………..15 2.2 Резуьтаты опытно-эксперементаьной работы по сюжетно-ролевым играм………………………………..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29 Библиографический список…………………………………………………….31
|
|
• Введение
Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Системы образования большинства ведущих стран мира отреагировали на эти вызовы тем, что стали основывать, цели, содержание и технологии образования на ожидаемых от него результатах. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире. Тема развития сюжетно - ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка. Она является потребностью растущего организма. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра - источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка, утверждал Л. С. Выготский. .[ 1 ] Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. [ 2 ] Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания и формирования нравственной стороны личности. Для детей игра представляет особую важность. Принято называть ее "спутником детства". У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; во время игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления; игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка; игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.[ 1 ] Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры. Менджритская Д. В., в своей книге "Воспитателю о детской игре", говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.[ 1 ] Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач. Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Выготский Л.С., Менджритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л. [ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,11] Объектом исследования является целенаправленный педагогический процесс. Предметом исследования является сюжетно - ролевая игра дошкольника. Целью данной работы является изучение особенности и своеобразия развития сюжетно - ролевой игры дошкольника, развития внимания, памяти, воображения, дисциплинированности, ловкости; усвоению общественного опыта. Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи: .Проанализировать психолого-педагогическую литературупо проблеме исследования. .Изучить структуру сюжетно-ролевой игры. .Проанализировать особенности развития сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах. .Изучить теоретическую и практическую базы опыта работы.
1. Теоретические обоснование развивающего значения сюжетно-ролевой игры
1.1 Анализ проблемы развивающего развития сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Игра - непродуктивный вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых-философов, социологов, историков культуры (Гайнца Либшера, Георга Клауса, К.Г.Юсупова, В.И.Истомина, В.И.Устименко, Д.Н.Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения. Сюжетно - ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной особенностью сюжетно - ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Своеобразие содержания сюжетно - ролевой игры также является одной из важнейших особенностью. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б.Эльконина, Д.В.Менджерицкой, А.В.Черкова, П.Г.Саморуковой, Н.В.Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно - ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Игровая деятельность влияет н формирование всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, как в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами - заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом условном пространстве. Предмет - заместитель становится опорой для мышления. Развитие замысла в сюжетно - ролевой игре связано с общим умственным развитием, с формированием его интересов. Игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. сюжетный ролевой игра личность Ролевая игра имеет решающее значение в развитии воображения и творчества. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" (Д. Б. Эльконин).[ 2 ] Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих или любимых персонажей; дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы, что способствует развитию творческого воображения. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Как отмечает Ядешко В.И. - в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. [ 2 ] Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Игра оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ним свои действия. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Общение детей со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. В игре складываются и другие виды деятельности ребёнка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков, лепка предметов вплетается в ход игры. Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольники начинают учиться играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношениям к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. По мнению А.П.Усовой, С.Н.Карповой, Л.Г.Лысюк, реальные отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии.[13] В сюжетно - ролевой игре моральные и нравственные нормы поведения открываются ребенку в процессе моделирования социальных отношений путем проигрывания ролей. В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка". [ 1 ] В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Игра - важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса. Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада.
1.2 Особенности организации сюжетно-ролевой игры Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.[8] Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры в "семью", в "детский сад", в "поликлинику" и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов,.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений. Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.[4] Сюжетно-ролевые игры: различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные). .
1.3 Педагогические условия в сюжетно-ролевой игре
"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В.[5 ] Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов. Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы. Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов. Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу. В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий. Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли. Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа "Построим улицу нашего города", "Построим метро" и др.; подбор материала для обыгрывания построек. Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города") и т. п. Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра. Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.
2 Особого внимания со стороны педагога требует оказание ребёнку помощи в создании игрового образа. Благотворное влияние создание детьми игровых образов оказывают индивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные задания, поручения. Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей. В своей статье "Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников" Короткова Н.А. пишет о том, что у ребёнка старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Для игр детей этого возраста характерны игры с героическим сюжетом.[8] В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений. Детям 6-7го г. жизни свойственно желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения, например создать необходимую игрушку из конструктора (металлического, пластмассового). Они более дружно договариваются о теме игры, без конфликтов распределяют между собой роли с учетом того, кто из них лучше справится с той или иной ролью, создаст яркий образ. На данном возрастном этапе появляются более сложные игры, как по содержанию, использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Это уже сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются неделю, две, месяц и т. д., с постепенным развитием и усложнением содержания; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей. Их тематика преимущественно связана с современной жизнью ("Космонавты", "Путешествие на Северный полюс", "Путешествие в Антарктиду" и др.) или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами. В этих играх содержание непрерывно развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, с развитием навыков применять эти знания, с совершенствованием конструктивных умений. Длительные сюжетно-ролевые творческие игры приобретают особое значение для комплексного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей. В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, растёт самостоятельность. В результате такого рода игра становится наиболее эффективной формой организации интересной жизни детей в дошкольном учреждении. Дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В подобных случаях легче воздействовать на ребенка через любимый им образ. В такой игре ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Педагогу необходимо использовать этот фактор для воспитания у детей умения согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлении замысла, в выполнении определенной роли. Действия ребенка с предметами носят преобразующий характер. В игре он - неутомимый исследователь: узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в зависимости от замысла, от развития сюжета переплавляет жизненный материал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания, переплетая реальность с выдумкой, фантазией. В развитии сюжета игры на определенную тему прослеживаются логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира.[7] Этот опыт, знания и представления творчески преломляется ребенком в игровой деятельности. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, системой знаний - значит дать обильную пищу для развития его воображения, для создания образов, ситуаций, которые можно реализовать в игре. Можно провести серию занятий по конструированию и ручному труду, связанных общей темой (изготовление грузовиков больших размеров, подъемных кранов, вагонов, электровозов и тепловозов, железнодорожных вокзалов из спичечных коробков, картона и т. п.). Возникновение длительной игры "Путешествие за животными в жаркие страны" может быть связано с поездкой детей в зоопарк. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, воспитатель специально читает отрывки из книг на эту тему; организует лепку из пластилина животных и т. д. По мере обогащения представлений дошкольников развивается и усложняется содержание игры. Если воспитатель заботится о расширении представлений детей, в группе будут развиваться игры на разнообразные сюжеты: "Путешествие в Антарктиду", "Путешествие в жаркие страны" и др. Работа воображения помогает ребенку ясно и отчетливо представить моря, океаны, плывущие по ним пароходы, айсберги, работу далеких полярных станций, рейсы космических кораблей и т. д. [10] Руководя подобными играми, воспитатель не должен спешить с подсказкой детям решения тех или иных возникающих перед ними задач. Наблюдая игры, надо установить, на что следует обратить внимание детей во время занятий (особенно на занятиях по ознакомлению с различными явлениями окружающей жизни, с растительным и животным миром). Педагог должен стремиться к тому, чтобы направить внимание воспитанников на существенные стороны того или иного общественного явления, помочь понять простейшие связи и зависимости между ними. Необходимо также продумать методы и приемы, способствующие дальнейшему развитию той или иной игры (подбор картинок, настольно-печатных игр; поручения детям: посмотреть передачи по телевидению), наметить ряд занятий по изготовлению игрушек-самоделок, конструированию из строительного материала, предоставить детям в свободное пользование пластилин, глину, ножницы, клей, картон. Для руководства длительными творческими играми в качестве основных приёмов могут быть использованы экскурсии (первичная, повторная, завершающая). К основным приёмам руководства длительной творческой игрой можно также отнести беседы, рассказы, разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной жизни. Обязательным условием для длительной сюжетно-ролевой творческой игры является наличие у детей умения играть большими группами, дружно советоваться и помогать друг другу, сообща добиваться поставленной цели. Необходимо также, чтобы дети любили играть, чтобы у них были сформированы умения намечать тему, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга. Роль воспитателя в длительной творческой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагог является старшим другом детей, партнером по игре, исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи. На последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков.[17] Как и дети младшего возраста, старшие дошкольники любят театрализованные игры по литературным произведениям. Основное в руководстве играми-драматизациями - выбор литературного произведения, работа с детьми над выразительностью передачи текста, создание декораций и костюмов. Литературные произведения для игр дошкольников должны отвечать следующим требованиям: идейная направленность, динамичность сюжета, наличие диалогов. Если при первоначальном знакомстве с произведением дети заинтересовались им, при повторном чтении следует наиболее выразительно выделить речь героев, помочь правильно оценить их поступки, установить последовательность событий. Чтобы облегчить детям запоминание текста, подчеркнуть динамику событий, в некоторых случаях воспитатель при повторном чтении исключает эпизоды описательного характера. Дети старшего дошкольного возраста уже могут сами распределять роли. Педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного персонажа, организует прослушивание грамзаписей.
Сюжетно - ролевая игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, но игра не возникает сама по себе. Для этого необходимо создать условия. Развивающая предметно-игровая среда и ее своевременное изменение, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа. Для развития игровой деятельности необходимо создание предметно-развивающей среды
. 2. Опытно -эксперементальная работаразвивающего значения в сюжетно-ролевых игр подготовительной группе.
2.1 Изучение сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе.
Согласно теории видного отечественного психолога Д.Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка.
Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.
2.1
Цель: определить уровень сформированности игровых навыков у детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
1. Подобрать необходимый диагностируемый материал.
2. Провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей подготовительной группы .
3. Проанализировать полученные результаты
Экспериментальной исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 473 г.Челябинска
Экспериментальное исследование проводилась в три этапа:
- констатирующий;
- формирующий;
- контрольный.
В эксперименте приняли участие 14 детей, в возрасте 6-7 лет, составляющие контрольную и экспериментальную группу исследования.
.
Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была использована методика, разработанная Калининой Р.Р. В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.
Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была организована ролевая игра в группе из 14 дошкольников одного возраста. Тема игры задавалась экспериментатором, который совместно с воспитателем осуществлял диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивался в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Была выбрана темы игры «Фитнес-клуб». Данная тема была выбрана так, чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей; чтобы она не имеет четко заданной ситуации и позволяет включать в сюжет игры разные роли. Например, для работы в Фитнес-клубе необходимо минимум 8,а может и больше человек на должности:директор клуба,администратор,тренер по танцам,фитнес тренер,медицинский работник,массажист,работник фито-бара,охранник.остальные дети будут в роли посетителей.
Экспериментатор детям: Ребята, я вчера вечером возвращалась с работы, и мне дали вот такой буклет (показывает рекламный буклет фитнес клуба). В этом клубе, посетители укрепляют своё здоровье, тренируют разные группы мышц, чтобы стать сильными, ловкими, закалёнными и уверенными в себе. Могут показать свои умения при выполнении разных видов упражнений. .Вы слышали про такие места? Я решила зайти туда, но выяснилось, что в фитнес клуб пока не работает, потому что никак не могут набрать работников .Может быть мы поможем? В случае необходимости взрослый оказывал минимальную помощь в организации игрового процесса.
Также проводились наблюдения за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1. Распределение ролей;
2. Основное содержание игры;
3. Ролевое поведение;
4. Игровые действия;
5. Использование атрибутики и предметов-заместителей;
6. Использование ролевой речи;
7. Выполнение правил.
Каждый критерий оценивался по 4 уровням.
1 уровень — низкий,
2 уровень — ниже среднего,
3 уровень — средний,
4 уровень — высокий.
Несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня по теории Р.Р.Калининой
1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,
2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,
3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
4 уровень — старше 5,5 лет.
1) Распределение ролей
1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кому меньше всего приходится говорить(охранник)
2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет следить за состоянием здоровья клиентов) и т. д.
3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.
2) Основное содержание игры
1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого
2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.
3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль тренера,то показывать упражнения клиентам).
4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям
3) Ролевое поведение
1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.
2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
4) Игровые действия
1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, смотреть,наблюдать за порядком).
2 уровень — расширение спектра игровых действий (мед.персоонал) игровые действия жестко фиксированы.
3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
5) Использование атрибутики и предметов-заместителей
1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.
2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (тонометр, флакончики от лекарств и т. д.).
3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, на предметное оформление игры уходит минимальная часть времени.
4 уровень — использование многофункциональных предметов (карточки,бейджики,кошельки, и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает значительное колличество времи .
6) Использование ролевой речи
1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли . Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
7) Выполнение правил
1 уровень — минимальное колличество правил.
2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.
Результаты наблюдения заносились в сводную таблицу.
Против фамилии каждого ребенка отмечался уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, клеточка закрашивалась в зеленый цвет, если отстает — не значительно (3 уровень) в синий, если отстает значительно (1-2 уровни) в красный. Возрастная норма детей нашего исследования соответствует 4 уровню сформированности игровых навыков.
Как видно из таблицы большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Игровые навыки данных детей соответствуют возрастной категории 4,5-5,5 лет. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. Игра, организованная экспериментатором вызвала у детей оживление и поэтому длительность игры длилась несколько дней.
Иногда в основу сюжета игр ложились знания и представления детей об отношениях людей, полученные из жизненного опыта
Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала - чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах должны быть мягкие игровые модули. В группах старшего дошкольного возраста необходимы так же различные макеты для развития режиссерских игр детей. Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как "Туристическая фирма" или "Рекламное агентство", "Телевидение" и др. По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей. Необходимый материал для обогащения сюжетно-ролевых игр Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т.е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна. Для удовлетворения этих условий наиболее рациональным может оказаться вариант хранения атрибутов для игр в больших коробках. Для каждой игры изготавливается, приобретается своя коробка. На коробке с лицевой стороны обозначается символ игры (картинка, а для умеющих читать - надпись). В коробку складываются все атрибуты для игры. Атрибуты должны быть реалистичные Проводя диагностические обследования, я отмечаю у детей стремление к проявлению инициативы, самостоятельности, развитию познавательных интересов, воображения, умение организовать игру самостоятельно, длительные детские игровые объединения, развернутый многообразный сюжет ролевой игры, умение договариваться.
Заключение.
Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.[12] Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу и практический опыт работы можно сделать следующие выводы: .Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. . Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. . Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом. . Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей. На основе выводов можно дать следующие рекомендации: .Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр. . Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.
Список использованных источников .
Менджритская Д.В. Воспитателю о
детской игре - М.: Просвещение,
1982. - 210 с. . Дошкольная педагогика / под
ред. В.И.
Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. - 321 с. . Венгер
Л.А.,
Мухина В.С.
Психология - М.: Просвещение, 1988. - 336 с. . Игра
дошкольника /под ред.
С.Л.
Новосёловой. - М.:Просвещение, 1989. 284 с. . Руководство
играми детей в
дошкольных учреждениях / под ред.
М.А.
Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. 109 с. . Щербакова
Е.И.
Формирование взаимоотношений детей
в 3 -5 лет в
игре. - М.: Просвещение, 1984. - 78 с. . Методические
рекомендации к программе
воспитания и обучения
в детском
саду / под ред.
Л.В
Русскова. - М.: Просвещение 1986. - 280 с. . Короткова
Н. А. Сюжетно-ролевая игра
старших дошкольников.// Ребёнок в
детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87
. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра
старших дошкольников.// Ребёнок в
детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 - 85
. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра
старших дошкольников.// Ребёнок в
детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 - 87
. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в
пространстве музея// Дошкольное воспитание. - 2006. - №6.
- С. 90 - 95 . Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности
игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4.
- С. 70 - 74 .А.А. Смоленцева, Сюжетно-дидактические игры
с математическим содержанием:
Кн. Для воспитателя дет.
Сада. - М.: Просвещение, 1987. - 97 с.: ил.
. Е.В.Зворыгина, Первые сюжетные
игры малышей: Пособие для
воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение,
1988. - 96 с.: ил. . Н.В. Краснощекова, Новые сюжетно-ролевые игры
для младших дошкольников: целевые
прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов
к играм
/ Н.В.Краснощекова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 205 с.: ил.
- (Школа развития). . Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова, Сюжетно-ролевые
игры для старших
дошкольников: практическое пособие
/ Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова. 3-е изд.
- М.: Айрис-пресс,
2009. - 128 с. - (Дошкольное воспитание и развитие). . Радуга: Программа и
методическое руководство по
воспитанию и образованию детей
6-7 лет в дет.
Саду Т.Н.Доронова, ТИ.Гризик,
В.В.Гербова и
др., сост. Т.Н.Доронова. - М.: Просвещение,
1997.-224 с. .
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/16/sozdanie-usloviy-dlya-syuzhetno-rolevykh-igr-raznykh-vozrastnykh
19. О.А. Карабанова, Развитие игровой
деятельности детей 2-7 лет: Пособие для
воспитателя дет.сада.
- М.: Просвещение, 2013. - 96с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.