1. Индивидуальная работа с обучающимися, имеющими затруднения в учебе
Особенности неуспевающих учащихся
• низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
• отсутствие познавательного интереса;
• не сформированы элементарные организационные навыки;
• учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
• нет опоры на родителей как союзников (дети из асоциальных семей);
• отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
• частые пропуски уроков по болезни или иным причинам, что приводит к отсутствию системы в знаниях.
Цели: создание условий для успешного индивидуального творческого развития ученика.
Задачи:
• создать благоприятную атмосферу на уроке
• своевременно оказывать помощь на занятиях;
использовать инновационные формы и методы учебной работы на уроках
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя
технологии МБОУ «УлахАнская СОШ им.А.И.Притузова»
Винокуровой Ольги Анатольевны
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для
совершенствования учебновоспитательного процесса.
Предмет «Технология» особенный. Он знакомит детей с современными
технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и
индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной и трудовой деятельности.
На своих уроках стараюсь создать атмосферу здорового соперничества и
сотрудничества. Учу
девочек думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески
подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. И всегда помню, что для
познавательного мотива очень важны хорошие эмоции и эстетически красивое оформление
урока.
Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе.
Одной из приоритетных в современном образовании является проблема раннего
выявления, обучения и воспитания одаренных детей.
Тема инновационного педагогического опыта.
Методической проблемой «Проектная деятельность на уроках технологии» я
занимаюсь второй год.. Работаю по программе «Технология» в 5 8 и 1011 классах под
редакцией В.Д. Симоненко. Своим опытом делюсь с коллегами на семинарах учителей
технологии.
Необходимо организовать процесс обучения так, чтобы учащийся стал субъектом
своей учебной деятельности, когда он осознает подлинные цели учения и целенаправленно
выполняет учебную работу ради осуществления целей, принимаемых как личностно
значимые.
Не для кого ни секрет что художественная деятельность играет уникальную роль в
развитии учащихся общеобразовательной школы.
Цель: развитие у учащихся интереса к учению, творчеству в области декоративно
прикладного искусства и художественного труда.
Достижению моих целей на уроке способствуют следующие задачи:
активация творческой деятельности детей.
стимулирование и развитие познавательного интереса ребенка.
развитие способности и стремление к самообразованию.
сотрудничество учителя и обучающегося.
эмоциональный настрой ребенка.
формирование знаний умений и навыков.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления
опыта.
Познавательная активность играет существенную роль в приобретении глубоких и
прочных знаний и формировании личности ученика. Цель школы – научить думать,
самостоятельно принимать решение, добывать знания и осуществлять это непосредственно
с применением компьютерных технологий.
Внедрение личностно ориентированных технологий обучения обеспечивают
образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными
способностями. В числе их: разноуровневое обучение,
игровые технологии,
информационнокоммуникативные технологии, различные методы обучения.Моя ведущая педагогическая идея – развитие личности школьника, формирование
творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и
особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом
личность со своими особенностями и характером. Я считаю, что необходимо учитывать
физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к
участию в творческой деятельности. Личностноориентированный подход к учащимся
является важным условием развития творческих способностей обучающихся.
3.Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования
инновационных подходов к обучению, содержащих и элементы компьютерных технологий.
Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях трудового
обучения, как правило, использую различные практические методы обучения, которые
классифицируются по типу познавательной деятельности.
— репродуктивный (обяснительноиллюстративный);
— воспроизводящий;
— проблемное изложение;
— частично поисковый ;
— исследовательский.
. Несомненно, большое значение в трудовом обучении имеют практические методы.
Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение
полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение
использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний,
умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию
познавательной и творческой деятельности.
Практические методы — лучше других способствует приучению учащихся к
добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как
хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д.
Конструирование — основной метод, используемый в процессе трудового обучения
учащихся всех возрастных групп. На передний план здесь выдвигается творческое
применение знаний на практике.
Решение творческих задач — самостоятельное определение способа решения, поиск
и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании,
а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие
поисковые творческие элементы, — побуждает искать и изучать необходимый
теоретический материал.
Мыслительный эксперимент — один из наиболее эффективных методов
формирования способности к исследованию у учащихся старших классов.
Одним из результативных методов решения творческих задач является мозговая
атака или мозговой штурм. Универсальность метода мозговой атаки позволяет с его
помощью рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере она не
возникла.
Основой технологического образования является творческая проектная
деятельность и проектный метод обучения, обеспечивающие всестороннее развитие
личности учащегося и целостность педагогического процесса.
Творческий проект на уроках технологии — это учебнотрудовое задание, в
результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и
объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научнотехнического
прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют
знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но
и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволялибы адаптироваться к новым социальноэкономическим условиям. Так, при выполнении
своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором
отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность
массового производства, продажную цену и т.д. Используя проектный метод обучения,
дети постигают всю технологию решения задач — от постановки вопроса до представления
результата.
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий , содержание ,
методы
приемы воспитания и обучения.
Наиболее распространенные типы нестандартных уроков: урокисоревнования,
мастерклассы, уроки творческие отчеты, урокиконкурсы, урокифантазии, урокиигры и
т.д.
Уроки технологии — это уроки жизни. Сегодня, опираясь на свой опыт, по
преподаванию технологии у девочек, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать
хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно
овладевать педагогическим мастерством,
изучать психологические особенности
школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала,
учитывать индивидуальность детей. Школьный предмет технология дает детям знания и
умения, которые необходимы в обыденной жизни.
Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:
1 этап учебнопознавательный мотив, мотив собственного роста, собственного
усовершенствования.
2 этап учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и
умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ,
самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и
фиксацию результатов изучения.
3 этап учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.
В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования,
конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю
интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения
проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную
исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью,
консультации, конкурсы, защиты проектов.
При этом использую три основные формы организации учащихся:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
результативности.
5.Анализ
Данный опыт показал, что у учащихся 5 –8 , 1011 классов сохраняется достаточно
устойчивый познавательный интерес.
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на
уроках дает высокие результаты:
развивает творческие способности учащихся, повышает их активность;
способствует интенсификации учебновоспитательного процесса, более
осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации;
помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень
рефлексивных действий с изучаемым материалом.
способствует достижению высоких результатов учеников в творческих конкурсах
и выставках разного уровня.6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Трудности и проблемы при использовании опыта заключаются в том, что педагог
должен на достаточно высоком уровне владеть знаниями ИКТ. А также недостаточная
материальная база. Данная проблема решается посредством проведения мастерклассов,
организацией практикумов.