Аудит фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСХН).

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 03-24.docx

Аудит фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСХН).

Цель аудита – подтвердить соблюдение действующего  законодательства по налогообложению сельскохозяйственных товаропроизводителей фиксированным сельскохозяйственным налогом, правильность отображения в учете и своевременность расчетов с бюджетом.

Задачи аудита при проверке фиксированного сельскохозяйственного налога установить:

- правильность отнесения с.-х. предприятия к плательщикам ФСХН;

- соблюдение условий, которые дают право с.-х. товаропроизводителю платить ФСХН;

- правильность расчета валового дохода от реализации с.-х. продукции;

- законность включения с.-х. угодий в объекты налогообложения;

- соблюдение плательщиком ФСХН установленного порядка правового оформления изменений в размерах площадей с.-х. угодий в связи с приобретением права собственника или землепользователя и уточнения суммы налоговых платежей;

- использование ставок ФСХН в соответствие их диффиренсации по территориям, где плательщики осуществляют хозяйственную деятельность;

- правильность расчета ФСХН;

- правильность определения количества по видам с.-х. продукции (растениеводства, животноводства) при уплате ФСХН в натуральной форме;

- своевременность уплаты ФСХН;

- правильность составления декларации по уплате ФСХН.

При проведении аудита аудитор должен исходить из того, что с.-х. товаропроизводители – плательщики ФСХН платят также НДС, акцизный сбор, пошлины, таможенную пошлину, рентные платежи, сбор за загрязнение окружающей среды, сбор на развитие виноградарства и садоводства. Кроме того, плательщики фиксированного.сельскохозяйственного налога не освобождаются от обязательств удержания с доходов, выплачиваемых своим наемным работникам, сумм налога с доходов физических лиц, сбора на обязательное пенсионное страхование, сбора на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы.

Следует также учитывать, что для плательщиков фиксированного сельскохозяйственного. налога согласно с П. 4 ст.9 Закона Украины «О ФСХН» от 17.12.1998г. № 320-4 действие Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятия» от 22 мая 1997г. № 283-97- ВР с изменениями и дополнениями  приостановлено исключением пунктов 7.7, 7.8, 13.1, 13.2, 13.6-13.8.

Налогообложение сельскохозяйственных. предприятий ФСХН направлено на стимулирование производственной деятельности таких предприятий.

Действие этого налога ограничено периодом с 1 января 1996г. по 2010год.

При проверке правильности отнесения с.-х. предприятий к плательщикам ФСХН аудитор должен исходить из норм действующего законодательства, которым определено, что плательщиком могут быть:

- сельскохозяйственные. предприятия разных организационно - правовых форм собственности, предусмотренных законом Украины;

- сельские и другие хозяйства, которые занимаются производством выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной. продукции;

- собственники земельных участков и землепользователи, в т.ч. арендаторы, которые производят товарную сельскохозяйственную. продукцию, кроме собственников и землепользователей земельных участков, переданных для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек, приусадебных участков, садоводства, дачного строительства, а также за исключением собственников и землепользователей земельных участков, данных для ведения огородничества и выпаса скота.

Аудитор должен установить соблюдение юридическими лицами, которые зарегистрированы как плательщики ФСХН, следующего:

- выручка, полученная от реализации сельскохозяйственной. продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный год превышает 75% от общей суммы валового дохода предприятия;

- наличие у производителя сельскохозяйственной. продукции объекта налогообложения – сельскохозяйственных. угодий, которые переданы сельскохозяйственному. товаропроизводителю в собственность или пользование, в том числе на условиях аренды;

- изменение налогообложения ФСХН на традиционную систему налогообложения предприятия, если в отчетном периоде валовой доход от операций по реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки составляет менее 75% общего объема реализации.

Правильность расчета налога связана с определением валового дохода предприятия. Поэтому аудитор проверяет правильность расчета валового дохода в соответствии с Положением о порядке удержания и учета ФСХН от 23. 04. 1999г. № 658.

При соблюдении этого Положения в валовой доход от реализации сельскохозяйственной. продукции собственного  производства включают:

- стоимость реализованной продукции растениеводства и животноводства собственного производства;

- стоимость реализованной сельскохозяйственной продукции изготовленной из сельскохозяйственного. сырья собственного производства на собственных перерабатывающих предприятиях;

- стоимость реализованной продукции, изготовленной из собственного сырья на давальческих условиях, независимо от территориального размещения перерабатывающего предприятия;

- стоимость предоставленных услуг, связанных с сельскохозяйственным производством. Аудитор должен помнить, что в случае реорганизации коллективного сельскохозяйственного. предприятия- плательщика ФСХН созданные на его базе субъекты хозяйствования разных организационно-правовых форм, которые занимаются производством

( выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной. продукции, в год реформирования также являются плательщиками этого налога.

На эти предприятия не распространяется условие, выполнение которого необходимо для перехода на уплату ФСХН,- сумма, полученная от реализации сельскохозяйственного. продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий год, должна превышать 75% от общей суммы валового дохода предприятия.

Аудитор должен выплатить величину площади сельскохозяйственного. угодий, переданных сельскохозяйственному. товаропроизводителю в собственность или предоставленных в пользование на условиях аренды, которая выступает объектом налогообложения ФСХН при передачи их в аренду регламентируется, зависимо от того, кто передает их в аренду – плательщик или неплательщик ФСХН. Аудитор должен установить соблюдение законодательства, зафиксировавшим, что при передаче с.-х. угодий в аренду плательщиком ФСХН арендованные площади не включались при расчете ФСХН арендатора, и, наоборот, при передаче с.-х. угодий в аренду плательщиком ФСХН арендованные площади включались в расчет ФСХН арендатора.

В обоих случаях аудитор должен установить оплату арендатора арендодателю предусмотренную договором аренды плату за землю.

Объектом проверки, который влияет, на базу налогообложения ФСХН являются изменения площади сельскохозяйственных. угодий в связи с приобретением права землепользования в отчетном периоде.

Аудитор выясняет соблюдение плательщиком ФСХН обязательств по уточнению суммы налоговых платежей на период до окончания налогового года- предоставление таких расчетов на протяжении месяца органами ГНИ по месту нахождения земельного участка и по месту нахождения плательщика налога вместе с выпиской из государственного земельного кадастра о составе земельных угодий и их денежную оценку.

Государственные организации по землеустроительству уточняют денежную оценку сельскохозяйственных. угодий в связи с изменением их состава, и уведомляют, об этом плательщиков налога и органы ГНИ.

Право собственности на землю или право пользования земельным участком появляется после установления организациями по землеустроительству границы земельного участка в натуре (на местности), и получения документа, который подтверждает это право.

То есть после прохождения приведенной выше процедуры и получения документов, которые подтверждают право собственности или пользования земельным участком, плательщику ФСХН необходимо уточнить суммы налоговых платежей.

При проверке правильности применения ставок ФСХН аудитор должен установить их соблюдение в соответствии дифференсации по районам осуществления хозяйственной деятельности – с.-х. товаропроизводителями.

Аудитор должен помнить, что ставки ФСХН установлены из расчета на 1га. сельскохозяйственных. угодий в процентах от их денежной оценки, проведенной согласно методике денежной оценки земель с.-х. назначения и населенных пунктов, утвержденной Кабмином Украины от 23.03.1995г. № 213, в таких размерах процентов- пашня, сенокосы, пастбища – 0.5;

- многолетние насаждения – 0.3.

В горных зонах и полесских территориях, ставки следующие, %

- пашня, сенокосы, пастбища – 0.3;

- многолетние насаждения – 0.1.

Особенное внимание при проверке правильности расчета суммы ФСХН на текущий год плательщиком, исходя из денежной оценки площади сельскохозяйственных. угодий и ставок ФСХН, аудитор должен уделить соблюдение порядка по применению к суммам налога коэффициентов. При этом необходимо помнить, что коэффициенты к сумме ФСХН не применяются на предприятии, созданном после 1 января 1998г.

Аудитор проверяет сумму ФСХН на текущий год, которая определена плательщиком в поданном расчете суммы ФСХН по форме, утвержденной ГНАУ от 27.04.99г. № 230.

В соответствии установленного порядка плательщики налога предоставляют общий расчет ФСХН на всю площадь сельскохозяйственных. угодий органу ГНС по месту своей  регистрации до 1 февраля текущего года. В этот же самый срок плательщик налога предоставляет расчет ФСХН отдельно по каждому земельному участку  органу ГНС по месту расположения такого земельного участка.                                                                        Плательщики ФСХН после предоставления расчета ФСХН органам ГНС по месту его регистрации выдается справка, которая подтверждает его статус плательщика ФСХН, заверенная печатью. Эта справка подтверждает право плательщика налога осуществлять торговлю продукции собственного производства.

Соблюдение сроков уплаты ФСХН аудитор выясняет в соответствии действующего законодательства. Уплата ФСХН должна быть, осуществлена до 20 числа каждого месяца отчетного года начиная с февраля.

ФСХН платится ежемесячно в размере третьей части суммы, определенной на каждый квартал в процентах к годовой сумме ФСХН отображенной в графе 17 формы расчета налога.