Аудит налога на добавленную стоимость сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Цель аудита – подтвердить соблюдение льготного обложения НДС сельскохозяйственных товаропроизводителей, аккумуляции средств для предоставления дотаций и их целевого использования.
Задачи аудита – установить:
- ведение отдельного налогового и бухгалтерского учета;
- соблюдение установленного порядка применения нулевой ставки НДС;
- использование сумм НДС, которые остаются в распоряжении сельскохозяйственного. товаропроизводителей по направлениям, определенных законодательством;
- соблюдения действующего законодательства порядка получения сельскохозяйственными. товаропроизводителями дотаций по первому и второму варианту;
- правильность составления двух отдельных налоговых операций по НДС:
1) . По операциям продажи молока, молочной продукции, мяса и мясопродукции, изготовленной из проданных сельскохозяйственными. товаропроизводителями молока и мяса в живом весе;
2) .По прочей реализации;
- наличие и правильность составленного ежемесячного расчета поступления и использования НДС, начисленного на объемы реализации молока и молочной продукции, мяса и мясопродуктов, по форме соответственно приложения 1 к Порядку 805;
- соответствие сумм дотаций, отображенных в квитанциях, по форме № ПК-1 и форме № ПК-2 и перечисленные суммы НДС перерабатывающими предприятиями на открытые для них в обслуживающих банках отдельные счета;
- соответствие осуществленных расчетов у сельскохозяйственных. товаропроизводителей по дотациям в случае положительной и отрицательной разницы между налоговым обязательством и налоговым кредитом;
- правильность аккумуляции суммы НДС сельскохозяйственным. товаропроизводителям, которые используются как дотации по другим вариантам:
- соблюдение установленного действующего законодательства порядка по освобождению от налогообложения при выполнении с.-х. товаропроизводителям ремонтных работ для бюджетных организаций, предоставленные материальная помощь и услуги по отработке земли, услуги по питанию механизаторов и животноводов продуктами собственного производства в полевых кухнях.
Правовой основой для проверки аудитором соблюдения установленного порядка расчета и уплаты НДС является Закон Украины «О НДС» от 3.04.1997г. № 168/ 97 ВР, с дополнениями и изменениями.
Сначала аудитор должен установить круг плательщиков НДС. Правильность отнесения юридических и физических лиц к плательщикам НДС аудитор определяет на основании ст.2 Закона о НДС, согласно с которым плательщиком НДС является:
- лицо, объем налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) который на протяжении какого-либо периода из последних двенадцати календарных месяцев превышает 3600 необлагаемых налогом минимальных доходов граждан;
- лицо, которое ввозит (пересылает) товары на таможенную территорию Украины или получает от нерезидента работы (услуги) для их использования или потребления на таможенной территории Украины, за исключением физических лиц, которые не зарегистрированы как плательщики налога, если такие физические лица ввозят (пересылают) товары (предметы) в объемах, которые не подлежат налогообложению в соответствии с законодательством;
- лица, которые осуществляют на таможенной территории Украины предпринимательскую деятельность по торговле за наличные независимо от объема продажи, за исключением физических лиц, которые осуществляют торговлю на условиях уплаты рыночного сбора в порядке, предусмотренном законодательством.
Приведенные положения применяются также сельскохозяйственными. товаропроизводителями, в том числе тех, которые перешли на уплату ФСХН, которые попадают под названные выше определения плательщика НДС. Они обязаны начислять и уплачивать НДС в соответствии Закона.
Особое внимание аудитор должен обратить на соблюдение начисления и уплаты НДС, которые применяются исключительно сельскохозяйственными. товаропроизводителями.
Законом о НДС, а также рядом прочих законодательных и нормативных документов для поддержания сельскохозяйственных. товаропроизводителей предусмотрено ряд льгот, соблюдения условий, по предоставлению которых должен зафиксировать аудитор. При проверке аудитор должен исходить из того, что налог по нулевой ставке начисляется по операциям с продажи перерабатывающим предприятиям мяса в живом виде и молока сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности и хозяйствования.
Для вновь созданных сельскохозяйственными. товаропроизводителей разных форм собственности часть сельскохозяйственными. продукции в общей сумме валового дохода предприятия в текущем году определяется по данным отчетного периода и должна составлять не менее 75 %.
Эти деньги остаются в распоряжении с.-х. товаропроизводителей и используются ими на приобретение ТМЦ производственного назначения. В случае нецелевого использования аккумулированных средств они удерживаются в бюджет Украины в бесспорном порядке.
Порядок аккумуляции и использование средств определяется Кабмином Украины.
До 1 января 2010г. сумма НДС, которая должна платиться в бюджет перерабатывающими предприятиями всех форм собственности за реализованное молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты в полном объеме направляются исключительно для выплаты дотаций с.-х. товаропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям продукцию.
Льготы по НДС при продаже мяса живым весом, молока и молочной продукции, мясопродуктов.
Получение сельскохозяйственными товаропроизводителями предусмотренных действующим законодательством дотаций установлено Порядком начисления выплат и использования средств, направленных для выплаты с/х товаропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, утвержденным постановлением КабМина Украины от 12 мая 1999г. №805.
Аудитор должен выяснить соблюдение рекомендаций ГНАУ, изложенных в письме от 18.06.99г. № 8837/7/16-1121 по расчету дотаций для сельского хозяйства. Аудитор должен выяснить соблюдение установленных требований по каждому из вариантов.
В случае использования первого варианта при продаже сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности и хозяйствования молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям всех форм собственности, которые имеют собственные перерабатывающие мощности, налог рассчитывается по нулевой ставке. Одновременно согласно с Законом о НДС. сумма НДС, которая должна платиться в бюджет перерабатывающими производителями всех форм собственности за реализованные ими молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты в полном объеме направляются для выплаты дотаций сельскохозяйственными производителями за проданные перерабатывающим предприятием молоко и мясо в живом весе.
Начисления и выплаты дотаций осуществляются перерабатывающими предприятиями всех форм собственности, которые имеют собственные перерабатывающие мощности.
Такие перерабатывающие предприятия должны вести отдельный налоговый и бухгалтерский учет (составлять две отдельные налоговые декларации по НДС):
- по операциям продажи молока, молочных продуктов, мяса и мясопродуктов, изготовленных из сданных сельскохозяйственными товаропроизводителями молока и мяса в живом весе;
- по прочей реализации.
Для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям в учреждениях банков перерабатывающим предприятиям открываются отдельные счета.
Получение дотаций сельскохозяйственными товаропроизводителями возможно только в случае соблюдения перерабатывающими предприятиями трех условий, то есть, если они:
- имеют собственные перерабатывающие мощности;
- ведут отдельный налоговый и бухгалтерский учет по операциям продажи молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов и другой продукции;
- имеют отдельный счет в банке для зачисления на него средств для выплаты дотаций сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В ином случае за продажу перерабатывающим предприятием молока и мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводители всех форм собственности и хозяйствования обязаны начислять НДС по ставке 20%.
Для определения суммы дотаций сельскохозяйственными товаропроизводителям за приобретенное молоко и мясо в живом весе перерабатывающие предприятия ежемесячно составляют предварительный расчет поступления и использования НДС, начисленного на объемы реализации молока и молочной продукции, мяса и мясопродуктов по форме согласно с приложением 1 к Порядку № 805.
Соответственно этого расчета перерабатывающие предприятия определяют сумму НДС, которая поступает на предприятие после реализации молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов, а также сумму НДС, которая будет начислена (перечислена) поставщиком товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых затрат производства этой продукции и размер дотаций товаропроизводителям за проданное мясо живым весом и молоко на стоимость этой продукции.
Расчет перерабатывающее предприятия согласовывают с соответствующими управлениями АПК райадминистрацией. При приеме закупленных мяса в живом весе и молока от с/х производителей перерабатывающие предприятия выписывают квитанции по формам № ПК-1 и № ПК-3.
В квитанциях, кроме веса и стоимости закупленной продукции по договоренным ценам, отдельной строкой указывают суммы дотаций, которые принадлежат сельскохозяйственному товаропроизводителю, исходя из общего объема закупленной продукции и размера дотаций по предварительному расчету перерабатывающих предприятий. Сумма НДС, начисленная на объемы реализованной готовой продукции, перерабатывающие предприятия перечисляют на открытые для них в обслуживающих банках отдельные счета в меру фактического поступления этих средств.
Перечисления на отдельный счет подлежит положительная разница между налоговым обязательством и налоговым кредитом, определенная по операциям продажи молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов, изготовленных из проданных с/х товаропроизводителями на переработку молока и мяса в живом весе, то есть, по операциям, которые могут отображаться перерабатывающими предприятиями в отдельной декларации.
Если по результатам отчетного периода в отдельной декларации отражена отрицательная разница между налоговым обязательством и налоговым кредитом, то такая разница перечисляется перерабатывающим предприятием с отдельного счета на его текущий счет.
Следовательно, по такой системе взаимоотношений сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий всю тяжесть налогового учета возлагает на перерабатывающие предприятие, то есть:
- ведение отдельного налогового и бухгалтерского учета по операциям продажи молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов, изготовленных из проданных с/х товаропроизводителями молока и мяса в живом весе и по прочей продукции;
- предоставление двух налоговых деклараций по НДС.
Сельскохозяйственные товаропроизводители в данном случае выступают лишь в роли получателей дотаций. Налоговый и бухгалтерский учет они осуществляют в обычном порядке.
Аудитор проверяет целевое использование сельскохозяйственными товаропроизводителями полученных сумм дотаций. Они могут быть направлены исключительно на развитие животноводства, корма, поголовье племенное, ветеринарские мероприятия.
Аналогично аудитор должен проверить целевой характер использования материальных ресурсов, которые по согласию сельскохозяйственных товаропроизводителей получены вместо денежных средств в счет дотаций.
В случае применения другого варианта предоставления дотаций аудитор должен установить полноту аккумуляции сельскохозяйственный товар-ми сумм НДС, которые используются как дотации, и целевой характер их применения.
При проверке соблюдения условий предоставления дотаций сельскохозяйственными товаропроизводителям аудитор должен исходить из того, что согласно с Законом о НДС сумма НДС, которая подлежит уплате в бюджет сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности за реализованное ими молоко, животных, птицу, шерсть, а также молочную продукцию и мясопродукты, изготовленные в собственных перерабатывающих цехах, полностью остается в распоряжении предприятий и направляется на поддержание собственного производства продукции животноводства и птицеводства.
Правильность ежемесячного составления на основе данных бухгалтерского учета сельскохозяйственными товаропроизводителями отдельной декларации по НДС (декларация №1) по сокращенной форме выясняется в соответствии требований письма ГНАУ от 18.06.1999г. № 8837/7/16-1120 за реализованные ими молоко, животных, птицу, шерсть, а также молочную продукцию и мясопродукты, изготовленные в собственных перерабатывающих цехах.
Соблюдение установленного порядка аккумуляции средств для предоставления дотаций определяет исходя из того, остаток налоговых обязательств в соответствии с декларацией по НДС и указанной реализованной продукции, то есть разница между НДС, полученной от покупателей, и НДС, уплаченной поставщиком, должна быть перечислена предприятием с текущего счета на отдельный счет.
Остаток налогового кредита должен покрываться налоговым обязательством в следующим налоговым периодом.
В случае целевого использования данных дотаций средства, перечисленные сельскохозяйственными предприятиями на отдельный счет, должны быть использованы на поддержание животноводства и птицеводства. В случае нецелевого использования этих средств они удерживаются в госбюджет в соответствии законодательства.
Остаток средств на отдельном счете в конце года возврату в бюджет не подлежит и используется предприятием на определенные цели в следующем году.
Другой вариант предоставления дотаций предусматривает, что сельскохозяйственными предприятия по результатам операций по реализации молока, животных, птицы, шерсти они должны вести отдельный налоговый и бухгалтерский учет и составлять отдельную (специальную) декларацию по НДС. Аудитов должен установить соблюдение требований по ведению налогового и бухгалтерского учета и правильность составления декларации по НДС.
На практике сельскохозяйственные товаропроизводители часто имеют право на получение дотаций по двум вариантам. В этом случае аудитор должен установить правильность ведения сельскохозяйственными товаропроизводителями отдельного налогового и бухгалтерского учета сумм НДС, полученных (начисленных) и уплаченных (начисленных) при производстве и реализации:
- молока, животных, птицы, шерсти, молочной продукции и мясопродуктов, изготовленных в собственных перерабатывающих цехах (декларация №1 сокращенной формы);
- прочей продукции, в том числе молока и мяса живым весом для реализации перерабатывающим предприятием (декларация №3 по полной форме).
По результатам операций по реализации продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства, кроме молока, животных, птицы, шерсти и операций с подакцизными товарами составляется отдельная (специальная) декларация №2 по сокращенной форме.
Следующим этапом проверки аудитором является обоснованность предоставленных льгот по налогообложению сельскохозяйственными товаропроизводителями таких услуг:
- предоставление в местности сельскохозяйственными товаропроизводителям услуг по ремонту школ, дошкольных учреждений, интернатов, учреждений охраны здоровья и предоставление материальной помощи продуктами питания собственного производства и услуг по обработке земли многодетным семьям, ветеранам труда и войны, реабилитированным гражданам, инвалидам труда, инвалидам с детства, одиноким лицам пожилого возраста, лицам, которые пострадали в следствии Чернобыльской катастрофы, школам, дошкольным учреждениям, интернатам, учреждениям охраны здоровья;
- предоставления в сельской местности сельскохозяйственными товаропроизводителями в период проведения полевых работ услуг по питанию механизаторов и животноводов продуктами собственного производства в полевых кухнях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.