Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 2
Тема: М. Ауэзов. Возвращение (отрывок из романа «Путь Абая»).
Цели: Познакомить учащихся с текстом отрывка, провести работу по чтению и анализу произведения, восприятию и осмыслению содержания, темы и идеи отрывка: закрепить понятия любви к родной земле, к Родине.
Ход урока:
1. Орг. момент
1.Организация класса.
Учитель:
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
- Чему нас учат уроки литературного чтения? Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.
-Каким вы хотите видеть наш урок? – Интересным, творческим, полезным.
-Какие цели вы поставите перед собой? – узнать что – то новое, выразительно читать, бегло, узнать значение новых слов.
_Чтобы получился хороший творческий урок какие качества мы должны проявить?
Итак, начинаем наш урок.
- Разгадайте ребус: Р1 а (Родина)
2.Мозговой штурм.
-Что для вас Родина? Ответы детей.
-Какие еще ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Родина?
(составление кластера)
Родная земля, родители, страна, моё село, родной дом
Родина
Казахстан аул степь
У каждого человека живущего на планете есть своя Родина. Для нас с вами – это Казахстан. Но и у каждого из нас есть малая Родина.
- Что вы можете назвать своей малой родиной? (Наше село Новоукраинка)
3. «Стадия вызова» : «ПРОГНОЗ».
Послушайте, что говорит о Родине писатель М.Ауэзов.
«Родина — это город, в котором родился, аул где ты вырос, школа, где ты учился, …они нужны тебе, как воздух и вода».
-Согласны ли с его мнением?
_Какой рассказ М.Ауэзова мы читали? «Степной пейзаж?
-Что вы знаете о М.Ауэзове?
(Казахский писатель, ученый. Обучался в аульной школе. Написал роман «Путь Абая». Этот роман переведен на 30 языков народов мира)
4. Сообщение темы, цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который называется «Возвращение».
На уроке вы будете работать над содержанием текста, анализировать текст, учиться задавать вопросы, работать в группах, давать характеристику герою.
- Спрогнозируйте по названию, о чём будет этот рассказ?
-Какие события будут происходить. Поделитесь своими предположениями.
- Запомните, о чём сейчас говорили.
- Оправдаются ли наши предположения мы узнаем, когда прочитаем произведение.
5.Словарная работа.
В рассказе встретятся непонятные слова (слова на доске, зачитать)
Медресе-мусульманское училище
Урочище-участок, который отличается от других. Например, лес среди поля.
Лощина-овраг с пологими склонами.
Сопка- небольшая гора с округлой вершиной, холм.
Бабки -детская игра в кости.
Нега-приятное состояние
Матки-кобылицы, родившие жеребят.
- Значение каких слов непонятно?
6. Стадия осмысления.
А сейчас приступаем к чтению рассказа. Читать будем с остановками, во время которых будем беседовать о прочитанном и высказывать предположения. А свои предположения будете мысленно сверять с автором.
7.Первичное восприятие текста. «Чтение с остановками», «Прогноз».
-открыли учебник.
-читаем с остановками, задаем вопросы, будьте внимательны.
1 отрывок. Читает учитель до слов «Я поехал»
-Куда спешил мальчик?
-Сколько дней мальчик был в пути?
-Устал ли он?
-Где был мальчик всю зиму?
-Какая опасность его могла поджидать в овраге?
-«Как дальше будут разворачиваться события?»,
2 отрывок. Читает ученик до слов «в Есембае»
- Сбылось ли наше предсказание?
1.В какое время года прикочевывает в Есембай аул Кунанбая - отца мальчика?
2. Как относится Абай к родным местам?
3.Как проводил мальчик время в родном Есембае?
4. Где и когда он о них вспоминал?
Прогноз - Как вы думаете что произойдет с героем дальше?
- Запомните свои высказывания
3 отрывок. Читает учитель до слов «Удержать его невозможно»
-Какие вопросы можно задать?
1.Какие краски степи видит мальчик?
2. Какие чувства испытывает Абай к родной земле?
3. Что хочется сделать Абаю с родными местами?
4.Что хочется сказать родной степи?
- О чем пойдет речь в следующей части?
4 отрывок. Читают 2 ученика.
-Когда подъехали спутники к аулу Кунанбая?
-Чем славился аул Кольгайнар?
-Вечерняя степь. Какая она? Какими звуками наполнена?
8.Беседа по первому впечатлению
-Понравился ли рассказ?
-Кто главный герой? -Куда он ехал? ( Абай, который возвращается в родной аул из города, где обучался в мусульманском училище –медресе. Он едет по степи и проезжает родные его сердцу места…)
- Совпали ваши предположения, которые мы давали в начале рассказа с авторским замыслом ?
-Догадались ли вы о каком мальчике идет речь в рассказе? Кем он стал, когда вырос?
- Что вы знаете об Абае Кунанбаеве? Презентация.
-А вы знаете, ребята, как называется чувство любви к Родине? (патриотизм)
А человека, который любит свою Родину называют патриот.
9.Физминутка
10. Стадия размышления. Вторичное восприятие текста.
11.Работа в группах.
Составление пословиц, деление на группы.
-О чем были пословицы? О любви к Родине.
1гр. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
2 гр. Родная сторона - мать, а чужая - мачеха.
3гр. Человек без родины – соловей без песни.
1 группа. «Психологи» Прием «Чтение с пометками» перечитать текст, ответить на вопросы.
1.Как вы думаете, почему Абай так спешил домой?
2. Найти в тексте слова, которые говорят о любви героя к родному краю.
3. дать характеристику Абаю. Опорная таблица «Черты характера)
2 группа «Художники» Ответить на вопросы:
1. Какие краски степи видит мальчик? (желтые сопки, зеленые луга,
серебристый ковыль)
2. Найди сравнения.
3.Найти эпитеты.
3 группа. «Ученые» Придумать 2 тонких вопроса и 2 толстых вопроса.
12. Заслушивание работ. Перед классом слайды с заданиями для ребят.
Оценивание работы группы. Приём «Две звезды и желание».
13. «Стадия рефлексии». Обобщающая беседа.
Учитель: Итак, для Абая родина-это любимая степь, где расположен его аул. А вы знаете, ребята как называется чувство любви к Родине? (патриотизм) А человека, который любит свою Родину называют патриот.
-Какой главный смысл произведения?(тоска по месту, где ты жил и родился)
-знаете ли вы , как называется это чувство?(ностальгия)
-Такое чувство есть у меня по моей родине селе Пролетарке, у наших учителей, у родителей.
Представьте, вы вырастите. Кто –то уедет учиться в другой город, страну. И вот вы после долгой разлуки едете к себе домой, на свою маленькую родину. Какие чувства вас будут охватывать?
- А теперь вы можете себя представить на месте Абая, возвращающегося домой после долгой зимы?
14Домашнее разноуровневое задание.
1 уровень : пересказ.
2 уровень: Напиши маленькое сочинение-описание «Моя малая родина - Украинка»
15. Итог. - О ком мы узнали?( об Абае Кунанбаеве, как он любит свою степь.
-чему научились? Оценивание. 1. учителем.2.по оценочным листам.
16.Рефлексия.
Учитель: Ребята, взгляните на картину. Что она вам напоминает? (природу родного края). Вы сейчас подумаете над таким вопросом: «Как я работал на уроке?» и на картину вывесите рисунки:
- если все понравилось, хорошо работал-солнышки;
- цветочки, если все понравилось, но нужно еще постараться;
- тучки, если не все получилось, как хотелось бы.
Дети вывешивают рисунки.
Учитель: - Ребята, я очень рада, что вы так оценили свою работу и у вас хорошее настроение в конце урока. Спасибо вам за урок, с вами было приятно работать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.