ауэзов

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ауэзов.doc

Литературное чтение

Дата «___»_______ ____ г                                                                                                              Класс 3- «Б»

 (1 четверть)

Урок 2

Тема: М. Ауэзов. Возвращение (отрывок из романа «Путь Абая»). 

Цели: Познакомить учащихся с текстом отрывка, провести работу по чтению и анализу произведения, восприятию и осмыслению содержания, темы и идеи отрывка: закрепить понятия любви к родной земле, к Родине.

                                                        Ход урока:

1. Орг. момент

1.Организация класса.

Учитель:

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

- Чему нас учат уроки литературного чтения?  Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.

-Каким вы хотите видеть наш урок? – Интересным, творческим, полезным.

 -Какие цели вы поставите перед собой? – узнать что – то новое, выразительно читать, бегло, узнать значение новых слов.

_Чтобы получился хороший творческий урок какие качества мы должны проявить?

Итак, начинаем наш урок.

- Разгадайте ребус: Р1 а (Родина)

2.Мозговой штурм.

-Что для вас Родина? Ответы детей.

-Какие еще ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Родина?

(составление кластера)

Родная земля, родители,  страна, моё село, родной дом

Родина

Казахстан аул степь

У  каждого  человека  живущего  на  планете есть  своя Родина. Для нас  с вами – это Казахстан. Но и у каждого из нас  есть малая Родина.

- Что вы  можете  назвать своей малой родиной? (Наше село Новоукраинка)

   3. «Стадия вызова» :  «ПРОГНОЗ».

Послушайте, что говорит о Родине писатель М.Ауэзов.

«Родина — это город, в котором родился, аул где ты вырос, школа, где ты учился, …они нужны тебе, как воздух и вода». 

-Согласны ли с его мнением?

_Какой рассказ М.Ауэзова мы читали? «Степной пейзаж?

-Что вы знаете о М.Ауэзове?

(Казахский писатель, ученый. Обучался в аульной школе. Написал роман «Путь Абая». Этот роман переведен на 30 языков народов мира)

4. Сообщение темы, цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который  называется «Возвращение».

На уроке вы будете работать над содержанием текста,  анализировать текст,  учиться  задавать вопросы, работать в группах, давать характеристику герою.

       - Спрогнозируйте по названию, о чём будет  этот рассказ?

-Какие события будут происходить. Поделитесь своими предположениями.

        - Запомните, о чём сейчас говорили.

- Оправдаются ли наши предположения мы узнаем, когда прочитаем произведение.

5.Словарная работа.

В рассказе встретятся непонятные слова (слова на доске, зачитать)

Медресе-мусульманское училище

Урочище-участок, который отличается от других. Например, лес среди поля.

Лощина-овраг с пологими склонами.

Сопка- небольшая гора с округлой вершиной, холм.

Бабки -детская игра в кости.

Нега-приятное состояние

Матки-кобылицы, родившие жеребят.

- Значение каких слов непонятно?

6. Стадия осмысления.

А сейчас приступаем к чтению рассказа. Читать будем с остановками, во время которых будем беседовать о прочитанном и высказывать предположения. А свои предположения будете мысленно сверять с автором.

 7.Первичное восприятие текста. «Чтение с остановками», «Прогноз».

-открыли учебник.

-читаем с остановками, задаем вопросы, будьте внимательны.

1 отрывок. Читает учитель до слов «Я поехал»

-Куда спешил мальчик?

-Сколько дней мальчик  был в пути?

-Устал ли он?

-Где был мальчик всю зиму?

-Какая опасность его могла поджидать в овраге?

-«Как дальше будут разворачиваться события?»,

2 отрывок. Читает ученик до слов «в Есембае»

- Сбылось ли наше предсказание?

1.В какое время года прикочевывает в Есембай аул Кунанбая - отца мальчика?

2. Как относится Абай к родным местам?

3.Как проводил мальчик время в родном Есембае?

4. Где и когда он о них вспоминал?

Прогноз - Как вы думаете что произойдет с героем дальше?

 - Запомните свои высказывания

3 отрывок. Читает учитель до слов «Удержать его невозможно»

-Какие вопросы можно задать?

1.Какие краски степи видит мальчик?

2. Какие чувства испытывает Абай к родной земле?

3. Что хочется сделать Абаю с родными местами?

4.Что хочется сказать родной степи?

- О чем пойдет речь в следующей части?

 4 отрывок. Читают 2 ученика.

-Когда подъехали спутники к аулу Кунанбая?

-Чем славился аул Кольгайнар?

-Вечерняя степь. Какая она? Какими звуками  наполнена?

8.Беседа по первому впечатлению

-Понравился ли рассказ?

-Кто главный герой? -Куда он ехал? ( Абай, который возвращается в родной аул из города, где обучался в мусульманском училище –медресе. Он едет по степи и проезжает родные его сердцу места…)

- Совпали ваши предположения, которые мы давали в начале рассказа с авторским замыслом ?

-Догадались ли вы о каком мальчике идет речь в рассказе? Кем он стал, когда вырос?

- Что вы знаете об Абае Кунанбаеве?  Презентация.

-А вы знаете, ребята,  как называется чувство любви к Родине? (патриотизм)

А человека, который любит свою Родину называют патриот.

 

9.Физминутка

10.  Стадия размышления.    Вторичное восприятие текста.

11.Работа в группах.  

Составление пословиц, деление на группы.

-О чем были пословицы? О любви к Родине.

1гр. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. 

2 гр. Родная сторона - мать, а чужая - мачеха. 

3гр. Человек без родины – соловей без песни.

1 группа. «Психологи»  Прием «Чтение с пометками» перечитать текст, ответить на вопросы.

1.Как вы думаете, почему Абай так спешил домой?

2. Найти в тексте слова, которые говорят о любви героя к родному краю.

3. дать характеристику Абаю.  Опорная таблица «Черты характера)

 

2 группа «Художники» Ответить на вопросы:

 

1. Какие краски степи видит мальчик? (желтые сопки, зеленые луга,

серебристый ковыль)

2. Найди сравнения.

3.Найти эпитеты.

 

3 группа. «Ученые» Придумать 2 тонких вопроса и 2 толстых вопроса.

 

12. Заслушивание работ. Перед классом слайды с заданиями для ребят.

Оценивание работы группы. Приём «Две звезды и желание». 

13. «Стадия рефлексии». Обобщающая беседа.

Учитель: Итак, для Абая родина-это любимая степь, где расположен его аул. А вы знаете, ребята как называется чувство любви к Родине? (патриотизм) А человека, который любит свою Родину называют патриот.

-Какой главный смысл произведения?(тоска по месту, где ты жил и родился)

-знаете ли вы , как называется это чувство?(ностальгия)

-Такое чувство есть у меня по моей родине селе Пролетарке, у наших учителей, у родителей.

Представьте, вы   вырастите. Кто –то уедет учиться в другой город, страну. И вот вы после долгой разлуки едете к себе домой, на свою маленькую родину. Какие чувства вас будут охватывать?

- А теперь вы можете себя представить на месте Абая, возвращающегося домой после долгой зимы?

14Домашнее разноуровневое задание.

1 уровень : пересказ.

2 уровень: Напиши маленькое сочинение-описание «Моя малая родина - Украинка»

 

15. Итог. - О ком мы узнали?( об Абае Кунанбаеве, как он любит свою степь.

-чему научились?  Оценивание. 1. учителем.2.по оценочным листам.

16.Рефлексия.

Учитель: Ребята, взгляните на картину. Что она вам напоминает?  (природу родного края). Вы сейчас подумаете над таким вопросом: «Как я работал на уроке?» и на картину вывесите рисунки:

- если все понравилось, хорошо работал-солнышки;

- цветочки,  если все понравилось, но нужно еще постараться;

- тучки, если не все получилось, как хотелось бы.

Дети вывешивают рисунки.

Учитель: - Ребята, я очень рада, что вы так оценили свою работу и у вас хорошее настроение в конце урока. Спасибо вам за урок, с вами было приятно работать.