Аутизм - «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. В качестве психопатологического феномена отличается от интроверсии как личностного измерения или рассматривается как болезненный вариант интроверсии. Ранний детский аутизм (синдром Каннера) - особое расстройство, определяемое проявлениями диссоциативного дизонтогенеза, т.е. неравномерно нарушенным развитием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социального общения.
психологический.docx
Аутизм «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире
аффективных комплексов и переживаний. В качестве психопатологического
феномена отличается от интроверсии как личностного измерения или
рассматривается как болезненный вариант интроверсии.
Синдром Аспергера (аутистическая психопатия) конституциональная
патология характера аутистического типа. Состояние, как при раннем
детском аутизме, определяют коммуникативные нарушения, недоучет
реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов,
отличающие таких детей от сверстников.
Ранний детский аутизм (синдром Каннера) особое расстройство,
т.е.
определяемое проявлениями диссоциативного дизонтогенеза,
неравномерно нарушенным развитием психической, речевой, моторной,
эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социального
общения.
В начале 40х годов прошлого века аутизм был описан Лео Каннером и
австрийским педиатром Гансом Аспергером. Каннер прилагал этот термин к
детям социально замкнутым, склонным к шаблонному поведению; будучи
часто интеллектуально одаренными, они с трудом осваивали речь, что
заставляло подозревать задержку в умственном развитии. Аспергер, в свою
очередь, имел в виду детей, которые испытывали трудности в общении,
обнаруживали причудливые мысли, но при этом были очень разговорчивыми
и, повидимому, весьма сообразительными. Он отметил и то, что подобные
нарушения часто переходят в семье от отца к сыну. (Каннер, впрочем, также
указывал на роль наследственности в возникновении аутизма). В дальнейшем
исследования приняли иное направление. Стало преобладать мнение, что дети
не рождаются аутичными, а становятся таковыми потому, что родители,
особенно матери, обращаются с ними холодно и недостаточно заботливо.
Однако в 1981 году появилась статья британского психиатра Лорны
Уинг, которая возродила интерес к работам Аспергера. Она показала, что нарушения, описанные этим ученым, представляют собой разновидность
каннеровского аутизма. Нынешние исследователи считают, что Аспергер и
Каннер описывали два лика сложнейшего и многообразного нарушения,
источник которого в целом закодирован в геноме человека. Установлено
также, что тяжелые формы аутизма не всегда сопровождаются
интеллектуальной одаренностью, а, напротив, часто характеризуются
задержкой в умственном развитии.
Гены имеют отношение к предрасположенности человека к аутизму. Под
подозрением оказываются преимущественно гены, отвечающие за развитие
мозга, а также за холестерол функции иммунной системы.
Впервые описанный Лео Каннером в 1943 г., аутизм продолжает вызы
вать большой интерес до настоящего времени. Разработано множество пси
хологических теорий, пытающихся объяснить его природу. В некоторых из
них основной акцент делается на эмоциональных нарушениях, приписывая им
ведущую роль в развитии аутистических проявлений.
В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего
психогенного воздействия, обусловленного безразличным, холодным отно
шением со стороны матери. Ранний психологический стресс, специфическая
патология родительскодетских отношений, по мнению авторов этой
концепции, приводят к патологическому развитию личности. Однако
результаты многочисленных исследований больных аутизмом,
свидетельствовавшие о его связи с органическими и генетическими
факторами, а также изучение взаимодействия матерей с детьми, страдающими
аутизмом, позволили опровергнуть утверждение о том, что личностные
особенности матерей и их негативное отношение к ребенку выступают
причиной развития болезни.
Другие концепции, где акцент делается на аффективных расстройствах,
можно разделить на 2 группы. Согласно теориям первой группы, причина всех
проявлений аутизма эмоциональные нарушения. По мнению авторов концепций второй группы, аффективные расстройства также определяют
взаимодействие с миром у больных аутизмом, однако, сами они производны
от специфических когнитивных нарушений.
Наиболее последовательная и детально разработанная концепция,
относящаяся к первой группе, считается теория В.В. Лебединского, О.С.
Никольской. Согласно этой концепции, биологическая недостаточность
к которым вынужден
создает особые патологические условия,
приспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается
типичное сочетание двух патогенных факторов:
§ нарушение возможности активно взаимодействовать со средой, что
проявляется в сниженном жизненном тонусе;
§ снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром,
проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и
повышенной ранимости при контактах с другим человеком.
Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя
развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для
усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается не только
потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении.
Многие проявления аутизма интерпретируются как результат включения за
щитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать
относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром.
В рамках данной концепции искажение развития когнитивных функций это
следствие нарушений в аффективной сфере. Особенности формирования
моторных процессов, восприятия, речи и мышления непосредственно
связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами.
Ведущая роль эмоциональных нарушений в развитии аутизма подчер
кивается и в теории Р. Хобсона. Автор рассматривает аутизм преимуще
ственно как аффективное расстройство с нарушением межличностных от
ношений. Утверждается, что для аутизма типично врожденное отсутствие способности воспринимать и отвечать на аффективную экспрессию других.
Это подтверждается результатами экспериментальных исследований, на
правленных на изучение способности оценивать эмоциональное выражение
лиц. В связи с таким дефицитом ребенок с аутизмом не получает необ
ходимого социального опыта в период раннего детства. Последнее приводит к
неполноценности когнитивных структур, необходимых для нормального
общения. Таким образом, подчеркивая роль эмоциональных расстройств при
аутизме и объясняя ими основные проблемы, возникающие у этих больных,
автор тем не менее указывает на первичность специфического когнитивного
дефицита.
Коммуникативные проблемы у детей с аутизмом интерпретируются в
рамках еще одной концепции, как следствие нарушения способности ими
тации лицевой экспрессии. Основываясь на том факте, что здоровые
новорожденные обладают способностью имитировать видимую мимическую
экспрессию, авторы постулируют наличие врожденной супрамодальной схе
мы тела, объединяющей зрительную и проприоцептивную информацию.
Имитируя аффективную экспрессию взрослого, ребенок начинает испыты
вать те же эмоции. Так возникает «эмоциональное заражение», позволяющее
ребенку идентифицировать взрослого, как «нечто похожее на него самого».
Авторы полагают, что при аутизме эта врожденная система имитации
повреждена, что и приводит к нарушению взаимодействия с миром.
Рассмотренные выше концепции аутизма в качестве основной причины
нарушений развития видят эмоциональные расстройства, независимо от того,
являются ли они первичными или производными от когнитивного дефицита.
Согласно другим теориям, нарушение именно когнитивной сферы и есть
источник отклонений у подобных больных.
Одна из наиболее известных концепций такого рода теория У. Фриф.
Основанием для ее создания послужили результаты экспериментальных ис
следований и наблюдений, которые обнаружили не только снижение воз можностей, но и специфические способности у больных аутизмом. К таким
необычным способностям относятся, например, высокие показатели при за
поминании слов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмыс
ленные звукосочетания, умение узнавать перевернутые и зашумленные изо
бражения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц и др. В
то же время больные аутизмом затрудняются при выполнении тестов на
запоминание предложений, на классификацию лиц по эмоциональному вы
ражению, на узнавание правильно ориентированных изображений и т.д.
У. Фриф предположила, что аутизм характеризуется специфическим
дисбалансом в интеграции информации. По мнению автора, нормальный
процесс переработки информации заключается в тенденции сводить
разрозненную информацию в единую картину, связанную общим контекстом
или «центральной связью». Она считает, что при аутизме нарушается именно
это универсальное свойство процесса переработки информации человеком. В
то время как нормальные субъекты интерпретируют информацию, исходя из
контекста, в котором предъявлены стимулы, больные аутизмом свободны, от
такого «контекстуального принуждения».
В последнее время исключительную популярность приобрела еще одна
теория аутизма, получившая название «Теория намерений». Ее создатели У.
Фриф, А. Лесли, С. БаронКохен утверждают, что триада поведенческих
нарушений при аутизме обусловлена повреждением фундаментальной
человеческой способности понимать намерения других людей. Здоровые дети
приблизительно в возрасте 4 лет начинают понимать, что люди имеют
убеждения и желания («ментальные состояния»), и что именно они
детерминируют поведение. По мнению авторов, у людей с аутизмом эта
способность отсутствует, что приводит к нарушению развития воображения
формирования коммуникативных и социальных навыков. Иметь теорию
намерений, означает быть способным приписывать независимые ментальные
состояния себе и другим. Именно такая способность позволяет объяснять и прогнозировать поведение. Предполагается, что существует некоторый
врожденный когнитивный механизм, обеспечивающий формирование особого
типа представлений, а именно представлений о ментальных состояниях.
Авторами концепции была разработана целая батарея тестов, с помощью
что большинство больных аутизмом
которой удалось показать,
несостоятельны в понимании желаний, намерений, знаний и т.д. других людей.
[7, С.6]
Таким образом, большинство современных исследователей указывают на
первичный когнитивный дефицит у больных аутизмом. Несомненно, создание
теории аутизма представляет большие трудности. Это связано прежде всего с
тем, что данное состояние включает в себя спектр симптомов, отражающих и
дефицит, и особые способности этих больных. Полноценная концепция с
необходимостью должна непротиворечиво объяснять и то, и другое, а также
указать первичную причину, лежащую в основе своеобразия развития. Кроме
того, поскольку практически все исследователи аутизма признают, что в
основе болезни лежит нарушение центральной нервной системы, логично
предположить, что у этих больных может быть обнаружен некоторый
специфический нейропсихологический синдром, который, в свою очередь,
должен быть сопоставим с психологической моделью.
Аутизм - «уход»
Аутизм - «уход»
Аутизм - «уход»
Аутизм - «уход»
Аутизм - «уход»
Аутизм - «уход»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.