Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи
Автоматизировать звук – значит довести приобретенный ребенком навык до
автоматизма. Целью автоматизации является формирование условно-рефлекторных связей
на данный артикуляционный и акустический образ, введение звука в самостоятельную речь.
Автоматизация поставленного звука у детей с речевым недоразвитием проводится
поэтапно:
- автоматизация звука в отраженной речи (воспроизведение за педагогом слогов,
слогов, словосочетаний, предложений);
- самостоятельное называние речевого материала с автоматизируемым звуком (слов,
словосочетаний, простых предложений) с опорой на предметные и сюжетные картинки,
вопросы воспитателя, опорные слова, схемы предложений;
- автоматизация в различных формах заученной речи (чистоговорки, рифмовки, стихи,
небольшие рассказы);
- автоматизация звуков в самостоятельной речи (составление рассказов по сюжетной
картине, серии сюжетных картин, пересказов текстов и т.п.)
Процесс автоматизации поставленных звуков у детей с системным недоразвитием речи
на фоне дизартрии протекает довольно длительно, что обусловлено органическим
поражением центральной и периферической нервной системы. Поэтому обучение
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи требует от педагога творческого подхода к
организации коррекционного процесса, использования разнообразных наглядных средств
для привлечения внимания и поддержания интереса детей. С этой целью используются как традиционные пособия и дидактические игры, изготовленные самостоятельно, так и
некоторые авторские материалы с использованием мнемотехники. К.Д.Ушинский писал:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных
звукоподражательных играх с опорой на неречевые ассоциации (с-с-с – насос свистит, течет вода из крана; свистит свисток и пр.). С этой целью используются символы звуков,
звуковые дорожки.
Для автоматизации звука в слогах ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо
выполняет специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на
картинки последний слог в слове: ли…са, ве…сы, бу…сы и т.д.
С этой целью используются наборы предметных картинок, таблицы из серии «Лото».
Для автоматизации звука в словах используются предметные и сюжетные картинки
«Лото», «Домино» пособие «По дорожке пройди, все слова назови», «Звуковая гармошка», «Отгадай загадку», «Договори словечко» (рифмовки, чистоговорки) – с опорой на предметные картинки.
Параллельно решаются задачи развития фонематического анализа. Например, ребенку
предлагается самостоятельно подобрать по картинкам и правильно произнести слова,
содержащие заданный звук («Найди и зачеркни»; дидактическая игра «Магазин», в которой «покупатели» могут приобрести товары (картинки) только на определенный звук, правильно назвав слова).
На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и
словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на
совершенствование умений изменения числа имен существительных в именительном и
родительном падежах. (Оса – осы, коса – косы, нос – носы, носок – много носков и т.д.).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сад – садик, сом – сомик, стол – столик и т.д.). Образование относительных прилагательных (сок из капусты – капустный, сок из абрикосов – абрикосовый). Согласование существительных с прилагательными (вкусный сок, вкусная колбаса, вкусное мясо и т.д.). Существительных с числительными (один носок, два носка, пять носков и т.д.).
Работа по автоматизации звука в предложениях проводится на материале уже
отработанных на предыдущих этапах слов. Работа осуществляется путем повторения
ребенком предъявляемого речевого материала либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. С этой целью могут использоваться игры «По дорожке пройди, все слова назови» с инструкцией «Придумай предложение с данным словом», «Составь предложение».
Работу по автоматизации звука в различных формах заученной речи рекомендуется
начинать с проговаривания чистоговорок, небольших рифмовок, потешек, стихотворений.
Поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения.
Далее переходят к заучиванию небольших рассказов с помощью опорных картинок.
Использование мнемотехники (техники, облегчающей запоминание) на данном этапе давно зарекомендовало себя в логопедической практике.
Автоматизация звука в самостоятельной речи начинается с самостоятельного
составления рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картин, пересказа текстов и других форм развития связной речи. Конечная цель логопедической работы по
автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи.
Поэтому взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков во всех видах детской деятельности, во время режимных моментов, что позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.