Автоматизация произношения шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч]

  • docx
  • 07.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ [Ш], [Ж], [Ч].docx

Автоматизация произношения

шипящих звуков

[Ш], [Ж], [Ч]

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ш]

1. Произнеси чётко звук [Ш] в слогах и словах.

ша, ша — шапка, шаг     аш, аш — наш, гараж

шо, шо — шок, шов        ош, ош — грош, хорош

шу, шу — шуба, шум      уш, уш — душ, муж

ши, ши — шина, шип      ыш, ыш — мышь, камыш

2. Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закан­чивает, добавляя слог «ша», и называет слово целиком.)

 

Взрослый

Ребёнок

Ребёнок

гру —

ша

груша

кры —

ша

крыша

ча —

ша

чаша

ка —

ша

каша

поро —

ша

пороша

лу —

ша

Луша

горбу —

ша

горбуша

афи —

ша

афиша

зам —

ша

замша

лап —

ша

лапша

 

 

 

3. Назови детей ласково. Следи за чётким произноше­нием звука [Ш].

(Взрослый называет имя, ребёнок подбирает его лас­кательный вариант с «ушк» или «юшк».)

Ваня — Ванюшка            Паша — Павлушка

Таня — Танюшка            Надя — Надюшка

Катя — Катюшка           Алена — Аленушка

Витя — Витюшка           Оля — Олюшка

4. Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребенок за­канчивает, добавляя «шка», и называет слово целиком).

Взрослый                            Ребёнок         Ребёнок

поду —               шка              подушка

лягу —                шка              лягушка

су —                    шка              сушка

пу —                   шка              пушка

ватру —              шка              ватрушка

му —                   шка              мушка

куку —                шка              кукушка

игру —                шка              игрушка

ми —                   шка              мишка

весну —              шка              веснушка

Задание. А теперь сам придумай слова, которые за­канчиваются на «шка».

5.  Составь слово из слогов.

(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)

ши, ма, на — машина

ка, кош — кошка

баш, ру, ка — рубашка

ки, шиш — шишки

шик, ков — ковшик

шин, кув — кувшин

ка, шап — шапка

та, каш, ны — каштаны

ма, шах, ты — шахматы

лы, ма, ши — малыши

 куш, ку, ка — кукушка

буш, ба, ка — бабушка

гуш, ля, ка — лягушка

6. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Ш].

Ши-ши-ши — шумят камыши.

Ша-ша-ша — камыши для шалаша.

Ше-ше-ше — Миша с Пашей в шалаше.

Шо-шо-шо — в шалаше хорошо.

Аш-аш-аш — дайте карандаш.

Ыш-ыш-ыш — его погрызла мышь.

Аша-аша-аша — то не мышь, а Паша.

 Аш-аш-аш — дайте новый карандаш.

7. Выучи стихотворение. Следи за чётким произноше­нием звука [Ш].

ЛОВКИЕ МЫШКИ

В тишине слышны шаги,

Вышли мышки-малыши.

Пошушукались немножко,

Посидели на окошке,

Плошку с кашей нашли,

Мышеловку обошли,

Обманули кошку ловко:

— Мы умней тебя, плутовка!

Что им кошки, мышеловки,

Наши мышки очень ловки!

УШКИ

 

Ушки есть у мальчиков,

Ушки есть у девочек,

Ушки есть у зайчиков,

Ушки есть у белочек,

А еще есть ушки

У нашей подушки.

Кладите, девчушки,

Подушки под ушки.

 

Задание. Скажи, где находится звук [Ш] в словах «ушки» и «подушка» (в начале, в середине или в конце слова).

 

 

НАША БАБУШКА

Испекла нам бабушка

Пышные оладушки.

Наташе с Антошкой —

Пирожки с картошкой,

Любушке — шанежки,

Ванюшке — ватрушки,

А кошке Машке

Дала простоквашки.

Задание. Назови клички животных, в которых есть звук [Ш].

ЛЯГУШКИ

Две лягушки, две квакушки

Ловят мушек на опушке.

Ловят мушек не спеша:

— Ах! Погода хороша!

Лягушат к себе зовут,

Лягушата тут как тут

И с мамашами: «Ква-ква», —

Ловят мушек до утра.

КАМЫШИ

Кыш, кыш, кыш, — шумит камыш.

 Притаилась мама-мышь:

Не шумите, камыши,

Испугались малыши.

Разбежались кто куда,

Вот несчастье, вот беда!

 

ДУШ

Новый душ купили мы,

Уж помоюсь от души!

Ш-ш-ш, — шипит вода из душа, —

Вымыл шею, вымой уши!

 

ШОКОЛАД

Шоколад, шоколад.

Это настоящий клад!

Вот шоколадный мишка,

Рядом с мишкой шишка,

Грибок на ножке

В шоколадной крошке,

Петушок с гребешком

В шоколаде густом,

Шоколадные орешки

Для Наташки-сладкоежки.

В гости бабушка пришла,

Нам гостинцы принесла.

8. Выучи потешки и скороговорки. Чётко произноси звук [Ш].

Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша.

 

Паша Маше шапкой машет.

Шашки у Пашки, шишки у Мишки.

 

Поймали на мормышку, не ёршика, а мышку.

9. Пальчиковая гимнастика «Малыши».

Шаг за шагом,                      (Шагают указательны-

Шаг за шагом                       ми и средними паль-

Малыши шагают к мамам,    цами   обеих   рук   по столу.)

 

Этот малыш — Илюша, (Указательным, сред­ним и большим паль­цами правой руки бе­рут за кончик боль­шого пальца левой руки и делают два-три круговых движе­ния. Аналогичные движения делают и остальными пальца­ми.)

Этот малыш — Ванюша,

Этот малыш — Алёша,

Этот малыш — Антоша,

А меньшого малыша зовут  Мишуткою, друзья.

Шаг за шагом,                  (Движения те же.)

Шаг за шагом

Малышки шагают к мамам.

Эта малышка — Танюшка, (Указательным, сред­ним и большим паль­цем левой руки берут за кончик большого пальца правой руки и делают два-три круго­вых движения. Ана­логичные движения делают и остальными пальцами.)

Эта малышка — Ксюша,

Эта малышка — Даша,

Эта малышка — Маша,

А меньшую зовут Наташа.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ж]

1.   Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Ж].

жа-жа — жар, межа

жо-жо — Жора, жёлудь

 жу-жу — журавль, жук

 жи-жи — жир, ужи

же-же - Женя, уже

2.   Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Ж].

Жа-жа-жа — четыре ужа.

Жи-жи-жи — убежали ежи с межи.

Жу-жу-жу — жук сказал ежу.

3.   «Так или не так?» Скажи правильно.

 

Медвежата летят высоко,

А стрижата катают бревно

 

На столе — сапожок,

Под столом — пирожок.

 

 

 

Бежит пастушок на бережок,

Бежит рыбак на лужок.

 

 

Кожа у ежа, иголки у ужа.

4. Выучи стихотворения. Следи за чётким произноше­нием звука [Ж].

МАЙСКИЙ ЖУК

Брызжет дождик на крыльцо,

Майский жук влетел в окно.

 В кепку я жука поймал,

К другу Женьке побежал.

 

ПРО СЕРЕЖУ

Жара, жара на улице,

На пляж поедем мы.

И каждый собирает

Что нужно в рюкзаки.

Серёжа тоже очень рад,

Он собирает всё подряд.

—Можно я чижа возьму?

Можно ножик положу?

Можно ножницы, журнал?

Можно жёлтый самосвал?

И жирафа, и ужа,

И бумажного ежа

И железную дорогу

Я возьму с собой в дорогу.

Жучка тоже мне нужна...

Тут сбежалась вся семья:

— Что ж, Серёжа, у реки

Зимовать собрался ты?

 

* * *

На нежный подснежник

Снежинка упала,

Снежинка нежнее подснежника, право.

5. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Ж].

Съёжился ежик — не видно ножек.

Женя и Вика жуют ежевику.

Замороженное не пирожное — замороженное мо­роженое.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ч]

1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Ч].

 

ач-ач —

грач, врач

ча-ча —

чайка, чай

оч-оч —

ночь, дочь

чо-чо —

бычок, сачок

уч-уч —

луч, сургуч

чу-чу —

чудо, чум

ич-ич --

клич, бич

чи-чи —

- чиж, сычи

еч-еч —

печь, меч

че-че —

чеснок, чек

 

2. Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закан­чивает, добавляя «чка», и называет слово целиком).

Взрослый      Ребёнок               Ребёнок

 

бо —

чка

бочка

та —

чка

тачка

но —

чка

ночка

пе —

чка

печка

ре —

чка

речка

то —

чка

точка

по —

чка

почка

ту —

чка

тучка

ко —

чка

кочка

ка —

чка

качка

ру —

чка

ручка

се —

чка

сечка

3. Подскажи слово со звуком [Ч].

Но зато на стадион

Проходил бесплатно он.

Пропускали дядю Степу,

Думали, что ... (чемпион).

С. Михалков

 

— Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои.

 Вы пойдите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ... (ключевой),

Я почищу вас ... (песочком),

Окачу вас ... (кипяточком).

К. Чуковский

 

Мой весёлый звонкий ... (мяч),

Ты куда пустился ... (вскачь)?

С. Маршак

 

— Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И поила я вас, и кормила я вас,

Не покиньте меня в мой последний ... (час)!

К. Чуковский

 

Дело было вечером,

Делать было ... (нечего).

С. Михалков

4. Выучи стихотворения. Следи за чётким произноше­нием звука [Ч].

СОН

Сон приходит по ночам,

 И кочует по домам.

Ванечку укачал,

Внучке сказку рассказал,

Кота на печку уложил

И свечку потушил.

ВНУЧКА-ПОЧЕМУЧКА

Внучка-почемучка

Тянет к небу ручки:

—  Почему на небе тучки?

—Почему щенок у Жучки?

—  Почему мы ночью спим?

   Почему чеснок едим?

   Почему часы стучат?

   Рыбки почему молчат?

Отвечайте, что к чему

На сто тысяч «почему».

 

ГРИБОЧКИ

На кочке, в лесочке

Выросли грибочки:

Подберезовички,

Подосиновички,

А лисички и маслята —

В перелесочке, ребята.

* * *

«Ночка, кочка, бочка», —

Пишет наша дочка.

 Я скажу вам лично,

Пишет на «отлично».

* * *

Золотые одуванчики

Любят девочки и мальчики.

Ванечки, Танечки, Колечки, Олечки

Веночки плетут, песенки поют.

 

5. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Ч].

 

На крючке червячок — ловись плотвичка, судачок.

 

У зайчихи — зайчата, у крольчихи — крольчата.

 

 

 

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ

ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Щ]

1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Щ].

 

ща,

ща

гуща, роща

що,

що

— щётка, ещё

щу,

щу

щука, ищу

щи,

щи

щит, щи

ще,

ще

— щепка, щербет

ащ,

ащ

плащ

ощ,

ощ

— хвощ, мощь

ущ,

ущ

плющ

ищ,

ищ

товарищ

ещ,

ещ

— лещ, вещь

2. Закончи предложение. Помни о звуке [Щ]. (Взрослый читает предложение, а ребёнок добавляет последнее слово.)

В озере водятся зубастые ... (щуки).

 Из капусты варят вкусные ... (щи).

У нашей собаки родились ... (щенки).

В огороде растут разные ... (овощи).

В дождливую погоду надевают ... (плащ).

3. Выучи стихотворение. Следи за чётким произноше­нием звука [Щ].

КОТИЩЕ

Вот так котище!

Щёлкой глазищи,

Длинные когтищи,

Острые зубищи.

Щенок из ящика ни шагу —

С таким котом

Не будет сладу.

ЯЩЕРИЦА

В щель ящика с утра

Залезла ящерица без труда.

А ящик клещами открыли,

Хвост ящерице прищемили,

Но ящерица хитра —

Хвост оставила и ушла.

4. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Щ].

Лещ плещется, хвощ хлещется.

Щуки и лещи не для щей, а для ухи.

У наших щеночков щетинка на щечках.

Щавель в роще поищу, щи из щавеля сварю.

В чаще чаще рыщет волчище.