Автоматизация произношения
шипящих звуков
[Ш], [Ж], [Ч]
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ш]
1. Произнеси чётко звук [Ш] в слогах и словах.
ша, ша — шапка, шаг аш, аш — наш, гараж
шо, шо — шок, шов ош, ош — грош, хорош
шу, шу — шуба, шум уш, уш — душ, муж
ши, ши — шина, шип ыш, ыш — мышь, камыш
2. Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя слог «ша», и называет слово целиком.)
Взрослый |
Ребёнок |
Ребёнок |
гру — |
ша |
груша |
кры — |
ша |
крыша |
ча — |
ша |
чаша |
ка — |
ша |
каша |
поро — |
ша |
пороша |
лу — |
ша |
Луша |
горбу — |
ша |
горбуша |
афи — |
ша |
афиша |
зам — |
ша |
замша |
лап — |
ша |
лапша |
3. Назови детей ласково. Следи за чётким произношением звука [Ш].
(Взрослый называет имя, ребёнок подбирает его ласкательный вариант с «ушк» или «юшк».)
Ваня — Ванюшка Паша — Павлушка
Таня — Танюшка Надя — Надюшка
Катя — Катюшка Алена — Аленушка
Витя — Витюшка Оля — Олюшка
4. Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребенок заканчивает, добавляя «шка», и называет слово целиком).
Взрослый Ребёнок Ребёнок
поду — шка подушка
лягу — шка лягушка
су — шка сушка
пу — шка пушка
ватру — шка ватрушка
му — шка мушка
куку — шка кукушка
игру — шка игрушка
ми — шка мишка
весну — шка веснушка
Задание. А теперь сам придумай слова, которые заканчиваются на «шка».
5. Составь слово из слогов.
(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)
ши, ма, на — машина
ка, кош — кошка
баш, ру, ка — рубашка
ки, шиш — шишки
шик, ков — ковшик
шин, кув — кувшин
ка, шап — шапка
та, каш, ны — каштаны
ма, шах, ты — шахматы
лы, ма, ши — малыши
куш, ку, ка — кукушка
буш, ба, ка — бабушка
гуш, ля, ка — лягушка
6. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Ш].
Ши-ши-ши — шумят камыши.
Ша-ша-ша — камыши для шалаша.
Ше-ше-ше — Миша с Пашей в шалаше.
Шо-шо-шо — в шалаше хорошо.
Аш-аш-аш — дайте карандаш.
Ыш-ыш-ыш — его погрызла мышь.
Аша-аша-аша — то не мышь, а Паша.
Аш-аш-аш — дайте новый карандаш.
7. Выучи стихотворение. Следи за чётким произношением звука [Ш].
ЛОВКИЕ
МЫШКИ
|
В тишине слышны шаги,
Вышли мышки-малыши.
Пошушукались немножко,
Посидели на окошке,
Плошку с кашей нашли,
Мышеловку обошли,
Обманули кошку ловко:
— Мы умней тебя, плутовка!
Что им
кошки, мышеловки,
Наши мышки очень ловки!
УШКИ
Ушки есть у мальчиков,
Ушки есть у девочек,
Ушки есть у зайчиков,
Ушки есть у белочек,
А еще
есть ушки
У нашей подушки.
Кладите, девчушки,
Подушки под ушки.
Задание. Скажи, где находится звук [Ш] в словах «ушки» и «подушка» (в начале, в середине или в конце слова).
НАША БАБУШКА
Испекла нам бабушка
Пышные оладушки.
Наташе с Антошкой —
Пирожки с картошкой,
Любушке — шанежки,
Ванюшке — ватрушки,
А кошке Машке
Дала простоквашки.
Задание. Назови клички животных, в которых есть звук [Ш].
ЛЯГУШКИ
Две лягушки, две квакушки
Ловят мушек на опушке.
Ловят мушек не спеша:
— Ах! Погода хороша!
Лягушат к себе зовут,
Лягушата тут как тут
И с мамашами: «Ква-ква», —
Ловят мушек до утра.
КАМЫШИ
— Кыш, кыш, кыш, — шумит камыш.
Притаилась мама-мышь:
— Не шумите, камыши,
Испугались малыши.
Разбежались кто куда,
Вот несчастье, вот беда!
ДУШ
Новый душ купили мы,
Уж помоюсь от души!
— Ш-ш-ш, — шипит вода из душа, —
— Вымыл шею, вымой уши!
ШОКОЛАД
Шоколад, шоколад.
Это настоящий клад!
Вот шоколадный мишка,
Рядом с мишкой шишка,
Грибок на ножке
В шоколадной крошке,
Петушок с гребешком
В шоколаде густом,
Шоколадные орешки
Для Наташки-сладкоежки.
В гости бабушка пришла,
Нам гостинцы принесла.
8. Выучи потешки и скороговорки. Чётко произноси звук [Ш].
Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша.
Паша Маше шапкой машет.
Шашки
у Пашки, шишки у Мишки.
Поймали на мормышку, не ёршика, а мышку.
9. Пальчиковая гимнастика «Малыши».
Шаг за шагом, (Шагают указательны-
Шаг за шагом ми и средними паль-
Малыши шагают к мамам, цами обеих рук по столу.)
Этот
малыш — Илюша, (Указательным, средним и большим пальцами правой руки берут
за кончик большого пальца левой руки и делают два-три круговых движения.
Аналогичные движения делают и остальными пальцами.)
Этот малыш — Ванюша,
Этот малыш — Алёша,
Этот малыш — Антоша,
А меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья.
Шаг за шагом, (Движения те же.)
Шаг за шагом
Малышки шагают к мамам.
Эта
малышка — Танюшка, (Указательным, средним и большим пальцем левой руки берут
за кончик большого пальца правой руки и делают два-три круговых движения. Аналогичные
движения делают и остальными пальцами.)
Эта малышка — Ксюша,
Эта малышка — Даша,
Эта малышка — Маша,
А меньшую зовут Наташа.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ж]
1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Ж].
жа-жа — жар, межа
жо-жо — Жора, жёлудь
жу-жу — журавль, жук
жи-жи — жир, ужи
же-же - Женя, уже
2. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Ж].
Жа-жа-жа — четыре ужа.
Жи-жи-жи — убежали ежи с межи.
Жу-жу-жу — жук сказал ежу.
3. «Так
или не так?» Скажи правильно.
Медвежата летят высоко,
А стрижата катают бревно
На столе — сапожок,
Под столом — пирожок.
Бежит пастушок на бережок,
Бежит рыбак на лужок.
Кожа у ежа, иголки у ужа.
4. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Ж].
МАЙСКИЙ ЖУК
Брызжет дождик на крыльцо,
Майский жук влетел в окно.
В кепку я жука поймал,
К другу Женьке побежал.
ПРО СЕРЕЖУ
Жара, жара на улице,
На пляж поедем мы.
И каждый собирает
Что нужно в рюкзаки.
Серёжа тоже очень рад,
Он собирает всё подряд.
—Можно я чижа
возьму?
Можно ножик положу?
Можно ножницы, журнал?
Можно жёлтый самосвал?
И жирафа, и ужа,
И бумажного ежа
И железную дорогу
Я возьму с собой в дорогу.
Жучка тоже мне нужна...
Тут сбежалась вся семья:
— Что ж, Серёжа, у реки
Зимовать собрался ты?
* * *
На нежный подснежник
Снежинка упала,
Снежинка нежнее подснежника, право.
5. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Ж].
Съёжился ежик — не видно ножек.
Женя и Вика жуют ежевику.
Замороженное не пирожное — замороженное мороженое.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ч]
1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Ч].
ач-ач — |
грач, врач |
ча-ча — |
чайка, чай |
оч-оч — |
ночь, дочь |
чо-чо — |
бычок, сачок |
уч-уч — |
луч, сургуч |
чу-чу — |
чудо, чум |
ич-ич -- |
клич, бич |
чи-чи — |
- чиж, сычи |
еч-еч — |
печь, меч |
че-че — |
чеснок, чек |
2. Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя «чка», и называет слово целиком).
Взрослый Ребёнок Ребёнок
бо — |
чка |
бочка |
та — |
чка |
тачка |
но — |
чка |
ночка |
пе — |
чка |
печка |
ре — |
чка |
речка |
то — |
чка |
точка |
по — |
чка |
почка |
ту — |
чка |
тучка |
ко — |
чка |
кочка |
ка — |
чка |
качка |
ру — |
чка |
ручка |
се — |
чка |
сечка |
3. Подскажи слово со звуком [Ч].
Но зато на стадион
Проходил бесплатно он.
Пропускали дядю Степу,
Думали, что ... (чемпион).
С. Михалков
— Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои.
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ... (ключевой),
Я почищу вас ... (песочком),
Окачу вас ... (кипяточком).
К. Чуковский
Мой весёлый звонкий ... (мяч),
Ты куда пустился ... (вскачь)?
С. Маршак
— Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И поила я вас, и кормила я вас,
Не покиньте меня в мой последний ... (час)!
К. Чуковский
Дело было вечером,
Делать было ... (нечего).
С. Михалков
4. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Ч].
СОН
Сон приходит по ночам,
И кочует по домам.
Ванечку укачал,
Внучке сказку рассказал,
Кота на печку уложил
И свечку потушил.
ВНУЧКА-ПОЧЕМУЧКА
Внучка-почемучка
Тянет к небу ручки:
— Почему на небе тучки?
—Почему щенок у Жучки?
— Почему мы ночью спим?
— Почему чеснок едим?
— Почему часы стучат?
— Рыбки почему молчат?
Отвечайте, что к чему
На сто тысяч «почему».
ГРИБОЧКИ
На кочке, в лесочке
Выросли грибочки:
Подберезовички,
Подосиновички,
А лисички и маслята —
В перелесочке, ребята.
* * *
«Ночка, кочка, бочка», —
Пишет наша дочка.
Я скажу вам лично,
Пишет на «отлично».
* * *
Золотые одуванчики
Любят девочки и мальчики.
Ванечки, Танечки, Колечки, Олечки
Веночки плетут, песенки поют.
5. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Ч].
На крючке червячок — ловись плотвичка, судачок.
У зайчихи — зайчата, у крольчихи — крольчата.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ
ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Щ]
1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Щ].
ща, |
ща |
— гуща, роща |
що, |
що |
— щётка, ещё |
щу, |
щу |
— щука, ищу |
щи, |
щи |
— щит, щи |
ще, |
ще |
— щепка, щербет |
ащ, |
ащ |
— плащ |
ощ, |
ощ |
— хвощ, мощь |
ущ, |
ущ |
— плющ |
ищ, |
ищ |
— товарищ |
ещ, |
ещ |
— лещ, вещь |
2. Закончи предложение. Помни о звуке [Щ]. (Взрослый читает предложение, а ребёнок добавляет последнее слово.)
В озере водятся зубастые ... (щуки).
Из капусты варят вкусные ... (щи).
У нашей собаки родились ... (щенки).
В огороде растут разные ... (овощи).
В дождливую погоду надевают ... (плащ).
3. Выучи стихотворение. Следи за чётким произношением звука [Щ].
КОТИЩЕ
Вот так котище!
Щёлкой глазищи,
Длинные когтищи,
Острые зубищи.
Щенок из ящика ни шагу —
С таким котом
Не будет сладу.
ЯЩЕРИЦА
В щель ящика с утра
Залезла ящерица без труда.
А ящик клещами открыли,
Хвост ящерице прищемили,
Но ящерица хитра —
Хвост оставила и ушла.
4. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Щ].
Лещ плещется, хвощ хлещется.
Щуки и лещи не для щей, а для ухи.
У наших щеночков щетинка на щечках.
Щавель в роще поищу, щи из щавеля сварю.
В чаще чаще рыщет волчище.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.