ОТ АВТОРА
В книге представлен речевой материал, который создан мною в процессе многолетней работы с детьми и может быть использован учителями-логопедами в работе по устранению недостатков звукопроизношения.
Материал представлен в том же порядке, в каком он используется в практической деятельности, когда поставленный звук автоматизируется сначала в слогах и словах, а затем в различных видах речи (чистоговорках, потешках, стихах, скороговорках) с использованием подвижных игр, пальчиковой гимнастики; далее предлагается материал для дифференциации звуков. В последний раздел книги включены упражнения для развития фонематического восприятия гласных звуков, которые проводятся на первоначальном этапе работы с детьми.
За годы работы я убедилась в том, что поставленный ребенку звук автоматизируется легче, если на первом этапе его автоматизации используются ритмичные рифмованные слоги и слова (са, са — оса, коса; са, са — салат, лиса), а далее простые стихотворения из четырех или шести строк, которые ребенок легко и быстро запоминает в течение одного занятия. Например:
Ворона каркает с утра:
— Кар! Кар! Какая красота!
Красным красна рябина —
Прекрасная картина!
Или:
Дождик лил, лил, лил.
Колос пил, пил, пил.
Вот стоит он золотистый,
Наливной и шелковистый.
Дети без труда запоминают такие стихотворения и автоматически повторяют их в течение дня. Ритмичность, простота содержания и эмоциональная окраска стихов всегда привлекают детей и позволяют им быстрее и успешнее автоматизировать звук. В дальнейшей работе я использую более сложные и длинные стихотворения.
С этой же целью мной были придуманы простые скороговорки и потешки, которые дети легко запоминают и часто повторяют. Например:
У Бэлы была балалайка
И белая-белая лайка.
Или:
Липа у Филиппа,
Калина у Галины.
Поскольку дети всегда в движении, то автоматизация звуков происходит легче и быстрее, если в этой работе используются подвижные игры или пальчиковая гимнастика, сопровождаемая стихотворными текстами. Их заучивание требует большего времени и внимания со стороны учителя-логопеда, так как от каждого ребенка нужно добиться не только точного выполнения данного движения, но и правильного сочетания движения с речью. Пальчиковую гимнастику можно проводить как индивидуально, так и коллективно, в подгруппе. Подвижные игры и пальчиковую гимнастику дети любят, движения выполняют с удовольствием, да и результаты не заставляют себя долго ждать, ведь уже давно известно, как благотворно влияет развитие мелкой моторики рук на формирование речи ребенка.
Комплексная работа по преодолению у ребенка недостатков звукопроизношения обязательно включает:
— формирование правильного звукового восприятия и умений фонематического анализа и синтеза;
— исправление нарушений слоговой структуры олова;
— развитие грамматического строя речи;
— обогащение словарного запаса.
Поэтому некоторые упражнения по автоматизации звуков построены так, что позволяют решать лексические, грамматические или фонематические задачи. Так при выполнении лексического задания на подбор антонимов ребенок использует слово с автоматизируемым звуком, например звуком [С]:
горький — сладкий
дождливый — солнечный
низкий — высокий и т. д.
В задании «Составь слово из слогов», способствующем профилактике нарушений слоговой структуры слова, также учитывается автоматизация навыков •правильного произношения поставленного звука, например [Л]:
па, лам — лампа
ло, мо, ко — молоко
лав, бу, ка — булавка и т. д.
В грамматическом задании «Назови детей ласково» автоматизируется, например произношение звука [Ш]:
Ваня — Ванюша
Таня — Танюша
Катя — Катюша и т. д.
Учителям-логопедам и родителям следует помнить о том, что перед любым видом автоматизации или дифференциации звуков ребенку нужно дать установку на четкое произношение заданного звука («Четко произноси звук...», «Помни про звук...» и т.п.).
Приведенный в сборнике речевой материал используйте с учетом возраста и речевых возможностей ребенка.
Стихи, помещенные в книге, создавались с «узкой» дидактической целью — быть максимально насыщенными изучаемым звуком, чтобы при этом оппозиционные звуки отсутствовали (разумеется, если это не стихи на дифференциацию звуков).
Автор выражает глубокую признательность и благодарность Элле Яковлевне Сизовой, старшему преподавателю кафедры логопедии ЛГУ им. А.С. Пушкина, за внимательное прочтение данной работы и ценные замечания.
Желаю вам успеха!
Автоматизация произношения свистящих звуков [С], [З], [Ц]
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКА [С]
1. Произнеси четко звук [С] в слогах и в словах.
са, са — оса, коса со, со — сок, песок
са,
са — салат, лиса со, со — сон, носок
са, са — колбаса со, со — колесо
су, су — суп, несу сы, сы — сыр, весы
су, су — сумка, сук сы, сы — сын, усы
су, су — на носу сы, сы — волосы
2. Составим слово вместе.
(Ребёнок произносит первый слог «са» («со», «су», «сы»), взрослый заканчивает слово, затем ребёнок называет слово целиком.)
Ребёнок |
Взрослый |
Ребёнок |
са — |
нки |
санки |
са — |
поги |
сапоги |
са — |
мокат |
самокат |
са — |
молет |
самолет |
са — |
ранча |
саранча |
са — |
рафан |
сарафан |
Ребёнок |
Взрослый |
Ребёнок |
со — |
ки |
соки |
со — |
вы |
совы |
со — |
да |
сода |
со — |
ты |
соты |
со — |
ня |
Соня |
со — |
кол |
сокол |
су — |
ДНО |
судно |
су — |
мка |
сумка |
су — |
тки |
сутки |
су — |
дак |
судак |
су — |
харь |
сухарь |
су — |
рок |
сурок |
сы — |
тый |
сытый |
сы — |
ры |
сыры. |
сы — |
рок |
сырок |
сы — |
воротка |
сыворотка |
сы — |
роежки |
сыроежки |
сы — |
новья |
сыновья |
ска — |
калка |
скакалка |
ска — |
мейка |
скамейка |
ска — |
лы |
скалы |
ска — |
зка |
сказка |
ска — |
лка |
скалка |
ска — |
терть |
скатерть |
3. Подбери слова со звуком [С].
Звук [С] настоящий —
Весёлый, свистящий.
Его ты услышишь
Сегодня, сейчас
В словах сыроежки,
Сосиски и квас.
Со звуком свистящим
Слова называй!
Скажи поскорее, не отставай!
А теперь найди картинки, названия которых начинаются на «са».
4. Подскажи слово со звуком [С].
И сказала кочерга:
«Я Федоре ... (не слуга).»
К. Чуковский
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой! Меня укусила... (оса)!»
И пришёл к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула... (в hoc)!»
К. Чуковский
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги.
Сорок пятого размера покупал он ... (сапоги).
С. Михалков
Жил человек рассеянный
На улице ... (Бассейной).
Вместо шапки на ходу
Он надел ... (сковороду).
С. Маршак
5. Подберём слова с противоположным значением. Помни о звуке [С].
(Взрослый называет слово, к которому ребёнок подбирает антоним.)
Взрослый Ребёнок
горький — ...(сладкий)
дождливый — ...(солнечный)
низкий — ...(высокий)
тупой — ...(острый)
жидкий — . (густой)
худой — . (толстый)
плакать — ...(смеяться)
мокрый — ...(сухой)
темно — ...(светло)
юг — ...(север)
6. Послушай слова, назови только те, в которых есть звук [С].
1) кот, сом, дом 5) река, лиса, нора
2) лак, сад, мак 6) вода, сова, гора
3) лук, суп, дуб 7) лифт, мост, волк
4) рот, нос, лоб 8) печка, маска, кошка
7. Составь слово из звуков.
(Прочитав стихи, взрослый произносит отдельные звуки, а ребёнок составляет из них слово.)
Наши уши слышат звуки
Леса, поля и реки,
Лай собак и писк мышат,
И визжанье поросят.
Ну а нам важней всего
Звуки речи: К, Т, О.
Звуки ты соединяй,
Быстро слово получай.
С, О, Н Б, У, С, Ы
Н, О, С С, О, Д, А
С, У, П С, О, В, А
С, Ы, Н ЛЬ, И, С, А
О, С, А К, О, С, Ы
К, В, А, С С, У, М, К, А
С, Т, О, Л С, А, Л, А, Т
М, О, С, Т Н, А, С, О, С
К, У, С, Т С, А, П, О, Г
С, Т, У, Л С, О, С, Н, Ы
8. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [С].
Са-са, са-са — Ас-ас, ас-ас —
у Сани коса. у нас новый класс.
Со-со, со-со — Ос-ос, ос-ос —
у Сони колесо. Влас едет на покос.
Су-су, су-су— Ус-ус, ус-ус —
несу колбасу. сладок мусс на вкус.
9. Выучи стихи, следи за чётким произношением звука [С].
В ЛЕСУ ВЕСНА
В лесу весна,
Не спит лиса.
Весь день снует
Туда — сюда.
Не спит и синица,
Ей дома не сидится.
Сойку с совой
Зовёт за собой
На солнышко,
На свет дневной.
СНЕГ
С неба сыплет снег, снег,
Всюду слышен смех, смех.
Мы слепили снежный дом,
Санки вынесли потом.
Весело с горы несёмся,
Все в снегу, а мы смеёмся.
С неба сыплет снег, снег,
Всё сильнее смех, смех.
ОСЕНЬ
В лесу осыпалась листва,
Густой туман стоит с утра.
Не слышен голос соловья,
Лишь дятла стук услышал
ДЯДЯ АПАНАС
— Дядя Апанас,
Дай нам сладкий квас.
Нет у Апанаса
Сладкого кваса,
Только кислый квас
Пьёт дядя Апанас.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ
Саня сам сегодня встал.
Сам оделся и сказал:
— Сам я сделаю салат,
Сам помою самокат,
Сам скамейку починю
Под берёзками в саду.
Посмотрела сестра внимательно:
— Стал наш Саня самостоятельный.
10. Выучи потешки и скороговорки. Чётко произноси звук [С].
У насоса длинный нос,
Он свистит, как пылесос.
Сам свалил песок на вал
Высоченный самосвал.
А у нас, а у нас
Сочный, сладкий ананас!
Ох! Вкусна, сладка капуста,
Съели всю, и в миске пусто.
Космонавтом стать хочу,
С мамой в космос улечу.
Высокие сосны стоят у реки,
У сосен стволы до небес высоки.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [С′]
1. Произнеси чётко звук [С′] в слогах и словах.
ся, ся — Ася, сядь си, си — сила, сиг
се, се — сера, сев сё, сё — сёмга, всё
2. Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя слог «ся» («си»), и называет слово целиком.)
А — ся ло — си
Ва — ся кара — си
Лю — ся ры — си
Ду — ся гу — си
Мару — ся о — си
Оле — ся
3. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [С′].
Се-се-се, се-се-се — сено в сени носим все.
Сё-сё-сё, сё-сё-сё — сносим сено всё-всё.
4. Выучи стихотворение. Следи за чётким произношением звука [С′].
ВЕСЕЛЬЕ
Сима с Сеней
Сели на сене,
На лесенку сели
Вася с Олесей.
Пели все вместе
Весёлые песни.
А напоследок
Только для Сени
Сима всё пела
Песню про сени.
— Я пою сейчас для Сени:
«Ах вы сени мои, сени...»
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]—[С′]
1. Произнеси слова парами.
касса — Ася сом — сёмга
масса — Вася осы — оси
сад — сядь носы — носи
гусак — гусята бусы — гуси
усатый — десятый посадки — поросятки
2. Выучи четверостишие. Чётко произноси звуки [С]—[С'].
Синий-синий василёк,
Он синее неба.
Спелый-спелый колосок,
Он вкуснее хлеба.
3. Выучи потешки. Чётко произноси звуки [С]—[С′].
Выловили семь сельдей
Слава и Евсей.
Сеня едет на покос
Сено запасти для коз.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКОВ [З]—[З']
1. Говорим вместе.
(Ребёнок произносит первый слог «за» («зо», «зу», «зе»), взрослый заканчивает слово, затем ребёнок называет слово целиком.)
Ребёнок |
Взрослый |
Ребёнок |
за — |
кат |
закат- |
за — |
бор |
забор |
за — |
ря |
заря |
за — |
вод |
завод |
за — |
пал |
запал |
за — |
ноза |
заноза |
за — |
гар |
загар |
за — |
нос |
занос |
за — |
бег |
забег |
за — |
вал |
завал |
зо — |
ри |
зори |
зо — |
на |
зона |
Зо — |
я |
Зоя |
зо — |
нтик |
зонтик |
зо — |
лото |
золото |
Зо — |
лушка |
Золушка |
зу — |
бы |
зубы |
зу — |
бры |
зубры |
зу — |
раб |
Зураб |
зу — |
батка |
зубатка |
зу — |
било |
зубило |
зу — |
бочистка |
зубочистка |
зе — |
мли |
земли |
зе — |
рно |
зерно |
зе — |
бра |
зебра |
зе — |
лень |
зелень |
зе — |
ркало |
зеркало |
А теперь найди картинки, названия которых начинаются на звук [З].
2. Ответь на вопросы. Помни о звуках [З], [З'].
1) У какого дерева белый ствол? (У берёзы.)
2) Как называют детёнышей козы? (Козлята.)
3) Какую книгу Буратино обменял на билет в кукольный театр? (Азбуку.)
4) Из чего делают поп-корн? (Из кукурузы.)
5) Из чего делают муку? (Из зерна.)
6) Кто из животных имеет окраску в чёрно-белую полоску? (Зебра.)
7) Когда бывают морозы? (Зимой.)
8) Как называется планета, на которой мы живём? (Земля.)
3. Подберём слова с противоположным значением.
(Взрослый называет слово, к которому ребёнок подбирает антоним.)
Взрослый Ребёнок
больной — здоровый
чистый — грязный
рано — поздно
небо — земля
отгадка — загадка
открывать — закрывать
лето — зима
вверху — внизу
4. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звуки [З], [З'].
За-за-за — коза-дереза.
За-за-за — злые глаза.
Зы-зы-зы — берегись козы.
Озы-озы-озы — стоят морозы.
Озы-озы-озы — звенят берёзы.
Озе-озе-озе — не стой на морозе.
Аза-аза-аза — база, ваза, фраза.
Оза-оза-оза — коза, гроза, мимоза.
Уза-уза-уза — муза, кукуруза.
5. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звуков [З]—[З'].
|
КОЗЛЁНОК
Козлёнок Зелёные Глазки
Спрятался за салазки.
Грызёт козлёнок корзину,
Не хочет слушаться Зину.
ЗА ЗЕМЛЯНИКОЙ
За ягодой, за земляникой
Идём мы с Зинкой, несём корзинки,
Землянику соберём,
Земляничный чай попьём.
В ЗООПАРКЕ
В зоопарке видел я
Зверя чудного, друзья,
Зубр не зубр, и не бизон,
А большой зубробизон.
ЗИМА
Закричала детвора:
— Зима, зима!
Загудели провода:
— Зима, зима!
Зазвенел ледок,
Зазывая на каток.
Раздаётся звонкий смех —
Зима обрадовала всех.
ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА
Зайка-Зазнайка
Зазнался совсем.
Зайка-Зазнайка
Хвастался всем:
— Крепче
зубы у меня,
А у волка — ерунда!
— Зорче
глазки у меня,
А у волка — ерунда!
Вдруг за заячьей спиной
Раздаётся волчий вой.
Тут заячьи уши задрожали,
Заячьи зубы застучали,
Зайка кубарем с горы
И домой в кусты.
Знай, хвастун-зайчишка,
Не зазнавайся слишком.
6. Выучи скороговорки.
За забором зона для зубробизона.
Звонко, задорно звенит звонок.
Звонок зазывает всех на урок.
На зимнем небе в морозы
Загораются яркие звёзды.
Запоздалая зима за ночь избы замела.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ц]
1. Закончи слово.
(Взрослый произносит начало слова, а ребенок добавляет последний звук [Ц] и называет слово целиком).
Взрослый |
Ребёнок |
Ребёнок |
ледене — |
ц |
леденец |
огуре — |
ц |
огурец |
скворе — |
ц |
скворец |
молоде — |
ц |
молодец |
колоде — |
ц |
колодец |
бубене — |
ц |
бубенец |
кузне — |
ц |
кузнец |
коне — |
ц |
конец |
жеребе — |
ц |
жеребец |
дворе — |
ц |
дворец |
певе — |
ц |
певец |
оте — |
ц |
отец |
зая — |
ц |
заяц |
2. Произнеси чётко звук [Ц] в слогах и словах.
ца — ца — лужица, овца
цо — цо — крыльцо, кольцо
цы — цы — огурцы, молодцы
ец — ец — пловец, борец
ец— ец — птенец, певец
ец — ец — конец, венец
3. Закончи слово.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закапает, добавляя «цы», и называет слово целиком.)
Взрослый |
Ребёнок |
Ребёнок |
огур — |
цы |
огурцы |
пев — |
цы |
певцы |
хлеб — |
цы |
хлебцы |
кон — |
цы |
концы |
сквор — |
цы |
скворцы |
лиси — |
цы |
лисицы |
куни — |
цы |
куницы |
зай — |
цы |
зайцы |
гусени — |
цы |
гусеницы |
мельни — |
цы |
мельницы |
бубен — |
цы |
бубенцы |
ули — |
цы |
улицы |
продав — |
цы |
продавцы |
пугови — |
цы |
пуговицы |
лукови — |
цы |
луковицы |
рукави — |
цы |
рукавицы |
кури — |
цы |
курицы |
колод — |
цы |
колодцы |
4. Ответь на вопросы. Помни о звуке [Ц].
1) Кто появляется из куриного яйца? (Цыплёнок.)
2) Какая птица питается лягушками? (Цапля.)
3) Где показывают дрессированных зверей? (В цирке.)
4) Как зовут маму у волчат? (Волчица.)
5) Как зовут маму у львят? (Львица.)
6) Как зовут маму у тигрят? (Тигрица.)
7) Как зовут маму у медвежат? (Медведица.)
8) Как зовут маму у верблюжат? (Верблюдица.)
9) Кто работает в кузнице? (Кузнец.)
10) Кто возвращается к нам весной из теплых стран? (Птицы.)
5. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Ц].
Ца-ца-ца — крутится мельница.
Цо-цо-цо — светится кольцо.
Цы-цы-цы — скворцы — певцы.
Це-це-це — царица во дворце.
6. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Ц].
|
КУЗНЕЦ
Ац-ац, ец-ец
Кузьма — кузнец молодец!
Ац-ац, ец-ец
И подкован жеребец!
Целый день наш жеребец
Бегал в поле меж овец.
Жеребец — удалец,
А Кузьма — молодец.
СИНИЦА
Птица-синица
За окном резвится:
Кружится, садится,
В окошко стучится.
Ей хлебца я вынес
И сальца немного.
Но сердится мама:
— Не стой у порога.
ОСЕНЬ-КРАСАВИЦА
Осень-красавица
Всем нам нравится.
Цветными нарядами
Осень славится.
Славится осень
Цветами, грибами,
Цветною капустою и огурцами.
В ЦИРКЕ
Наверное, мне это снится:
На мотоцикле медведица мчится,
Зайцы бьют в бубенцы,
Ослицу ведут под уздцы,
А на ослице верхом лисица,
За ними гордо гарцует куница.
Скажите, мне все это снится?
Хожу уже я в первый класс.
Но в цирк попал я первый раз.
Задание. Назови зверей, в названии которых встречается звук [Ц].
СТРАНИЦЫ ДЛЯ СЕСТРИЦЫ
Целый вечер развлекал
Я свою сестрицу,
Целый вечер я листал
Страницу за страницей.
— Посмотри, сестрица,
На этой странице —
Конь резвится.
На этой странице —
Крадётся лисица.
На этой странице —
Метелица злится.
На этой странице —
Кружится жар-птица.
На этой странице —
Львица, волчица...
— Устал я, сестрица,
Давай спать ложиться.
7. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Ц].
Из колодца две
девицы
Носят вёдрами водицу.
Во дворце у царя и царицы
Красуются жар-птицы.
Сестрица-ученица не ленится учиться.
Птица-синица в певицы не годится.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.