Автоматизация произношения звуков
[Л], [Л′ [Р], [Р']
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКА [Л]
1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук Л.
ла, ла — лапа, лак ал, ал — зал, мал
ло, ло — лоб, весло ол, ол — пол, стол
лу, лу — луна, лук ул, ул — гул, стул
лы, лы — лыжи, столы ыл, ыл — жил-был
2. Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя звук [Л], и называет слово целиком).
Взрослый Ребёнок Взрослый Ребёнок
по — л пол вокза — л вокзал
сто — л стол уко — л укол
ко — л кол сигна — л сигнал
ма — л мал дяте — л дятел
сту — л стул го — л гол
за — л зал футбо — л футбол
пена — л пенал ба — л бал
3. Составь слова из слогов.
(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)
па, ла — лапа точ, лас, ка — ласточка
па, лам — лампа ло, ко, дец — колодец
на, лу — луна ды, лан, ши — ландыши
лы, сто — столы ло, мо, ко — молоко
па, ло, та — лопата лав, бу, ка — булавка
4. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Л].
Ла-ла-ла, ла-ла-ла — Лу-лу-лу, лу-лу-лу —
Ласточка гнездо свила. Что за гул на лугу?
Ло-ло-ло, ло-ло-ло — Лы-лы-лы, лы-лы-лы —
Ласточке в гнезде тепло. Гудят над лугом две пчелы.
5. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Л].
ИГОЛКА МАЛЫШКА-ГЛУПЫШКА
Миколка с Николкой Малышка-глупышка
Искали иголку, Сосала ледышку,
На полу, на полке, Маму слушать не хотела,
Нет нигде иголки. Потому и заболела.
БЕЛАЯ ЛУНА
Белая луна по небу плыла,
Плыла луна сквозь облака.
Белая луна белым светом залила
Луга и леса, улочки и дома.
СЛОНЁНОК
Слониха слонёнка
На Нил водила,
Водой
поила,
Купаться учила:
— Подними, слонёнок мой,
Хобот свой над головой,
Воду лей, не жалей,
Ну, малыш, давай смелей.
БЕЛАЯ АКУЛА
Белая акула велика, сильна,
Белая акула в бухту заплыла,
У Белой акулы белый живот,
Белая акула в глубине живет.
ДОЖДИК
Дождик лил, лил, лил,
Колос пил, пил, пил.
Вот стоит он золотистый,
Наливной и шелковистый.
* * *
Галчата у галки Ежевику Вика ела,
Галдели, галдели, А малиновка запела:
Галчата галдели, Вику-вику, вику-вику —
Кушать хотели. Съела Вика ежевику.
6. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Л].
Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.
У Бэлы была балалайка
И белая-белая лайка.
7. Пальчиковая гимнастика «Моя комната».
Полюбуйтесь-ка,
друзья — (Попеременно хло-
Это комната моя. пают:
в ладоши — в кулачки.)
Это стол, а это стул. (Загибают мизинец,
затем безымянный
палец правой руки.)
Вот на кресле кот заснул, (Загибают средний палец.)
Вот кровать, чтобы спать, (Загибают указательный палец.)
И диван, чтоб отдыхать. (Загибают большой палец.)
А в мой шкаф на полки (Попеременно хло-
Положу футболки. пают: в ладоши — кулачки.)
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКА [Л']
1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Л'].
ля, ля — поля, земля аль, аль — даль, шаль
ле, ле — лето, лень ель, ель — ель, мель
ли, ли — липа, лист иль, иль — киль, штиль
лю, лю — люди, люк уль,уль — куль, нуль
лё, лё — лён, клён оль, оль — соль, моль
2. Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя слог «ли» («лю») и называет слово целиком.)
Взрослый Ребёнок Взрослый Ребёнок
е — ли ели ве — лю велю
пе — ли пели по — лю полю
спа — ли спали пи — лю пилю
иска — ли искали ко — лю колю
пек — ли пекли ме — лю мелю
сиде — ли сидели со — лю солю
дума — ли думали хва — лю хвалю
виде — ли видели люб — лю люблю
Задание. Придумай предложения с некоторыми из этих слов.
3. Составь слова из слогов.
(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)
Взрослый
Ребёнок Взрослый Ребёнок
па, ли — липа ней,
ли, ка — линейка
то, ле — лето ля, на, по — поляна
са, ли — лиса ле, ко, со — колесо
ля, зем — земля мо, са, лёт — самолёт
лют, са — салют ты, мо, лёк — мотылёк
ле, по — поле лит, у, ка — улитка
4. Составь предложения из слов.
(Взрослый произносит слова, а ребёнок составляет из них предложения.)
На, лисята, поляна, бегали.
Тюльпаны, Оля, лейка, из, поливает.
Болит, мальчик, у, пальчик.
Дельфины, и, Галя, Лена, увидели.
Посадили, зелёные, аллея, на, ели.
5. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Л'].
ЛЕТО
Лето, лето, лето!
Земля зеленью одета.
Зеленеют поля,
Зеленеют тополя,
Зеленеет клён и липа
За калиткой у Филиппа.
МОТЫЛЕК
Мотылёк, мотылёк,
Прилетел на василёк,
Лёгкий, словно стебелёк,
Синий, словно василёк.
МЕТЕЛИ
Метели летели,
Летели и пели.
И дети в постели
От песен метели
Уснули, как в колыбели.
ГОЛУБИ
Гуляли, гулили
Голубь с голубкой,
Летать любили
Над улицей гулкой.
ЛИСТОПАД
Листопад, листопад,
Листья по лесу летят.
Лиса с лисятами не спит —
От листопада лес шумит.
6. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Л'].
Самолёт идёт на взлёт, улетит сейчас в полёт.
Оля и Коля пели, плясали,
Оля и Коля очень устали.
Липа у Филиппа, калина у Галины.
Медведи съели всю малину,
Клесты склевали всю калину.
Летит над Полиной пух тополиный.
7. Подвижная игра «Прогулка в лесу».
Мы сейчас в лесу гуляли, (Идут по кругу, взяв-
Вместе песню напевали: шись за руки.)
— Ля-ля-ля — зелёные (Останавливаются и рит-
поля. мично хлопают в ладоши.)
— Ле-ле-ле — лето на
земле.
Потом под липку сели, (Садятся на коврик или
на корточки.)
Попили, поели. (Левой рукой показыва-
ют, как пьют, правой рукой показывают, как едят.)
Отдохнули, встали. (Встают.)
Бабочку поймали, (Изображают, как ловят
бабочку над головой двумя ладонями.)
Потом отпустили, (Широко разводят руки над головой.)
Ей вслед помахали (Руки держат по-преж-
нему над головой и машут кистями рук.)
И домой побежали. (Убегают на свои места.)
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКА [Р]
1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Р].
pa, pa — рама, рак |
ар, |
ар — |
пар, жар |
ро, ро — роза, рот |
ор, |
ор — |
сор, двор |
РУ, РУ — рука, руль |
УР, |
ур — |
шнур, Тимур |
ры, ры — рыба, рысь |
ир, |
ир — |
- пир, мир |
2. Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя слог «ра»(«ры»), называет слово целиком.)
Взрослый Ребёнок Взрослый Ребёнок
го — |
ра гора |
ку — |
ры куры |
но — |
ра нора |
вет — |
ры ветры |
ды— |
ра дыра |
кома — |
ры комары |
по — |
ра пора |
дво — |
ры дворы |
жа |
ра жара |
тиг — |
ры тигры |
иг — |
ра игра |
што — |
ры шторы |
вёд — |
ра вёдра |
помидо — |
ры помидоры |
выд — |
ра выдра |
мухомо — |
ры мухоморы |
3. Составь слова из слогов.
(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)
бор, за — забор зи, кор, на — корзина
ка, ру — рука ке, ра, та — ракета
за, ро — роза ра, ка, си — караси
тер, ка — катер баш, ру, ка — рубашка
та, пар — парта ран, ка, даш — карандаш
ман, кар — карман ра, ба, бан — барабан
4. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Р].
Ра-ра-ра, ра-ра-ра —
радуется детвора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро —
Прокатились мы в метро.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
У детей в руках шары.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру —
Шары держите на ветру.
Ар-ар-ар, ар-ар-ар —
Улетел мой красный шар.
Ор-ор-ор, ор-ор-ор —
Шар летит через забор.
Ур-ур-ур, ур-ур-ур —
Зацепился шар за шнур.
Ар-ар-ар, ар-ар-ар —
Будет новый красный шар.
5.
Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Р].
ВОРОНА
Ворона каркает с утра:
— Кар! Кар! Какая красота!
Красным красна рябина —
Прекрасная картина!
Задание. Рассмотри картинки. Назови птиц, в названии которых встречается звук [Р].
У ЕГОРА И ФЕДОРЫ
У Егора и Федоры
В огороде помидоры,
Огурцы, редис, укроп,
И петрушка, и чеснок.
Вот прекрасный урожай!
Приходи и собирай!
НА РЫБАЛКУ
Рано-рано поутру
Разбудили детвору.
На рыбалку мы идём,
Рыбы много принесём.
Вернулись вечерком
С полным садком.
У Тарасика — три карасика,
У Максима — четыре налима,
У Петра — два ерша.
Уха будет хороша!
ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
За компьютером сижу,
Фотографии
смотрю:
Это в цирке акробат
Растянулся на шпагат.
Это — Рома, старший брат,
Ест на юге виноград.
Это — папа, у него
Крабов целое ведро.
Это я и мама в море.
Вижу все на мониторе!
КРАБ
Карабкался, карабкался
Краб к морю не спеша.
Карабкались по гравию
За ним три малыша.
И вдруг волна игривая
Водой их облила,
А краба и панаму
В море унесла.
СОРОКОНОЖКИ
У сороконожек — сорок ножек.
Бегут сороконожки
По сырой дорожке
— Ах! Промокли ножки! —
Кричат сороконожки.
Жаль, что нет у сороконожек
Сорока сапожек.
ЖИРАФ
Высок, грациозен жираф,
Он гордо шагает, как граф.
В ярком пятнистом наряде
Красуется, как на параде.
Задание. Рассмотри картинки. Назови животных, в названии которых встречается звук [Р].
МАРМЕЛАДНАЯ ПЛАНЕТА
Верю, существует где-то
Мармеладная планета.
Там из мармелада горы,
Мармеладные просторы,
Там мармеладные сады
И мармеладные пруды.
Вот бы нам туда забраться,
Мармеладом объедаться!
* * *
В огороде — помидоры,
За забором — мухоморы.
Помидоры соберём,
Мухоморы уберём.
Па́ром ходит пароход, Радуга-дуга,
Па́ром возит паровоз, Радуй нас всегда
В бане тоже нужен пар, Яркими цветами,
А ещё хороший жар. Тёплыми дождями.
6. Выучи потешки и скороговорки. Чётко произнеси звук [Р].
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
Рома Маше нарвал ромашек.
На ярмарке Торговый Яр продавал товар Макар.
Загорелся светофор, и мы проехали во двор.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКА [Р']
1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Р'].
ри, ри — рис, рисунок
ре, ре — репа, речь
ря, ря — ряд, наряд
рё, рё — берёза, рёв
рю, рю— варю, говорю
2. «Много—один».
(Взрослый называет существительное во множественном числе, а ребёнок — в единственном.)
фонари — фонарь календари — календарь
буквари — букварь звери — зверь
снегири — снегирь пузыри — пузырь
двери — дверь
3. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Р'].
Ри-ри-ри, ри-ри-ри — Рю-рю-рю, рю-рю-рю
Рис, ириска, снегири. Говорю и говорю.
Ри-ри-ри, ри-ри-ри — Ря-ря-ря, ря-ря-ря —
Рита, снова повтори. Повторяю я не зря.
4. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Р'].
АНДРЮША РИСУЕТ
Андрюша рисует
Речку и море,
Ребят на горе,
Петуха на заборе,
Берёзку, рябинку...
Рисует весь день,
Ему рисовать совершенно не лень.
РЕБЯТА-БОБРЯТА
Ребята-бобрята
Резвились в реке,
Ныряли на дно,
Перегрызли бревно,
Хвостом рисовали
Кресты на песке,
Потом задремали,
Лежа в воде
ЧИРИК — ПРИВЕТ
— Чирик, чирик, — чирикает
Во дворике семья,
— Чирик, чирик, — приветствует
Папу-воробья.
— Чирик — привет!
Привет — чирик!
Я к ним давно уже привык.
КАЛЕНДАРЬ
Я повесил календарь.
Посмотрите: вот январь.
Календарь перевернул,
И декабрь вернул.
Верьте, верьте, верьте мне,
Декабрь снова на дворе.
5. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Р'].
Карина ест каринку, Марина — мандаринку.
В сиреневой сирени резвятся свиристели.
В деревне деревья древнее деревни.
Варя варит варенье и повторяет стихотворенье.
На хорька напала хворь, то ли грипп, то ли корь.
Ирина, Карина, Марина пьют сок из мандарина.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.