Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.
Основная задача взрослых как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.
«Физическое развитие»
Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания.
Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
Художественно-эстетическое развитие
Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
Поддерживать инициативу детей в импровизации.
Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
Предоставить свободу в отражении — доступными для ребенка художественными средствами — своего видения мира.
Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения.
Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
Познавательное и речевое развитие
Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
Социально‑коммуникативное развитие
Развивать игровую деятельность воспитанников.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам.
Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Регламентирующие нормативные документы
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г);
Конституция РФ от 12.12.1993г (ст. 38, 41, 42, 43);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
Приказ министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
Приказ Минздрава России от 04.04.03 Н 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
Инструкция по охране жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях и на детских площадках, утвержденной Минпросвещения РСФСР 30.01.1955;
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой; Т. С. Комаровой; В. В. Гербовой.
Принципы планирования оздоровительной работы
комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
преимущественное использование немедикаментозного оздоровления;
повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.
День недели | Идея дня |
| знакомит с темой недели, вместе с детьми определяет круг интересов, проектирует последующую деятельность |
Вторник | приступает к воплощению идеи через ручной труд, труд в природе, изодеятельность и конструирование |
Среда | наблюдает, экспериментирует, побуждает детей к открытию новых знаний, способов познания |
Четверг | активизирует, приобщает к здоровому образу жизни через эстафеты, состязания, подвижные игры |
Пятница | никакой «обязаловки», важно «заразить» детей, родителей, педагогов положительным отношением к «событиям недели», осознать важность совместного праздника |
ИЮНЬ «Ребенок дома» | |
Познавательно – речевое и социально личностное развитие | |
I неделя | II неделя |
- Беседа с рассматриванием картинок «В мире опасных предметов и приборов» | - Беседа «Я и моя семья» |
Художественно-эстетическое развитие | |
- Изготовление знаков «Опасно» | - Аппликация гармошка «Мы за руки возьмемся» |
Физическое развитие | |
- Дыхательная гимнастика «Пожарные», | - Досуг «К бабушке во двор» |
Мероприятия | Группа | Ответственные |
Июнь | ||
Праздник, посвященный Дню защиты детей "Дадим шар земной детям!" | Подготовительная, старшая | Музыкальный руководитель, воспитатели |
"Здравствуй, лето красное!" | Средняя, младшая | |
Развлечение "Угадай мелодию!" | Подготовительная, старшая | Музыкальный руководитель |
Кукольный театр "Про то, как Аленка пасла гусенка" | Средняя, младшая | |
Фестиваль дворовых игр | Подготовительная, старшая, средняя | Инструктор по физической культуре |
"Летний концерт" | Все группы | Музыкальный руководитель |
Конкурс "Юные художники" (рисование на асфальте) | Подготовительная, старшая, средняя | Педагог по изодеятельности |
Рыцарский турнир | Подготовительная, старшая | Инструктор по физической культуре |
Музыкально-спортивный праздник "Наша Родина – Россия!" | Подготовительная, старшая, средняя | Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
День добрых волшебников | Подготовительная, старшая | Воспитатели |
Дни недели | Мероприятия | Ответствен-ные |
Среда | Беседы: «Что такое друг», «Для чего нужны друзья» | Воспитатели групп |
Четверг | Беседы: «О времени», «Если б не было часов», «Что мы знаем о часах» |
Памятка для воспитателей по работе в летний оздоровительный период
Осуществлять планирование образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа планирования и интеграции образовательных областей.
Отслеживать информацию в Тетради сведений о родителях (+ вновь поступивших) .
Изучить Листы здоровья детей поступивших из других групп и детских садов. Вести Тетрадь раннего ухода детей с подписью родителей (или заявления родителей). Вести журнал фильтра (для групп раннего возраста).
Ежедневно перед выходом детей на прогулку проверять безопасность территории площадки, песочницы, малых форм; немедленно сообщать дежурному администратору о нарушениях.
Ежедневно проводит прием детей и утреннюю зарядку на улице.
Проводить закаливающие процедуры в повседневной жизни.
Следите за количеством полотенец, для рук и ног, маркировкой постельного белья, расчесок, мебели.
Осуществлять питьевой режим на прогулке.
Выносной материал на прогулку .
Выносной материал проверяется на исправность и безопасность, моется ежедневно после каждой прогулки и складывается в корзины. Следите, чтобы все игрушки были собраны.
Ежедневно после прогулок подметаются веранды, домики. В жаркие дни территория площадки орошается водой.
Песок в песочницах ежедневно рыхлится, проливается водой, закрывается чехлом после прогулки.
Содержание прогулки: наблюдения, труд на участке и в огороде, изобразительная деятельность, конструирование, опыты, чтение х/л, сюжетно-ролевые игры, театральные, режиссерские, дидактические игры, подвижные и спортивные игры, экскурсии по экологическим тропинкам, индивидуальная работа.
При организации летней деятельности практикуйте подгрупповую и индивидуальную работу.
Деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, занятия физической культурой, экскурсии, труд), должна проводиться в часы до наступления жары или после ее спада. В течение дня чередовать фазы активной и умеренной деятельности детей.
Информировать родителей о режиме в детском саду и дома, закаливании, питании, организации активного отдыха в выходные дни, использовании спортивного инвентаря в физическом развитии детей, безопасности детей на улицах города, даче, на водоеме.
Список литературы
Белая, К.Ю., Сотникова, В.М. Разноцветные игры [Текст] / К.Ю. Белая, В.М. Сотникова. – М.: Линка-пресс, 2007. – 336 с.
Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России [Текст] / Т.Н. Доронова – М.: Линка-пресс, 2006. – 208 с.
Пенькова, Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле [Текст] : методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л.А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006. – 288 с.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.