Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.
Около 90 процентов информации об окружающем нас мире в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает наша зрительная система, тем полнее наша жизнь.
К сожалению, при современном образе жизни количество людей, у которых каждый год возникают проблемы со зрением, увеличивается.
Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.
К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:— соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;— использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;— чередование занятий детей с отдыхом;— проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;— контроль за правильной позой детей во время занятий;— организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;— активное гармоничное физическое развитие детей;— организация рационального питания и витаминизации;— исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.
Цель зрительной гимнастики:
включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;
формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.
Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, улучшает аккомодацию (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях), снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 мин в средней группе, 4-5 минут в старших группах;
выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Варианты зрительных гимнастик:
с использованием художественного слова;
с опорой на схему;
с сигнальными метками;
с индивидуальными офтальмотренажерами;
с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
электронные зрительные гимнастики.
С сигнальными метками
Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).
Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые.
«Метка на стекле» по Э.С.Аветисову
Такая метка позволяет тренировать глазные мышцы,
стимулировать сокращение мышц хрусталика, способствует
профилактике близорукости.
Крупную цветную метку диаметром 3 - 5 миллиметров
прикрепить к оконному стеклу на уровне глаз ребенка. Ребенку
предлагается смотреть на метку 1 - 2 секунды, затем перевести
взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что
он там видит.
С индивидуальными офтальмотренажерами
На индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки» помещаются предметные картинки по лексическим темам, дети сами держат их на вытянутой руке перед собой и действуют по словесной инструкции, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.
С настенными и потолочными офтальмотренажерами
Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.
Электронная гимнастика для
глаз
Система упражнений, представленная в виде
мультимедийных презентаций, способствует
развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения
электронной физминутки для глаз проста в использовании.
Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в
презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают
музыку и следят за движением объектов,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.