Авторская программа
Оценка 5

Авторская программа

Оценка 5
Книги +2
doc
русский язык
4 кл
31.03.2018
Авторская программа
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 кл.) В учебно- методическом пособии детально рассмотрены вопросы внеурочной работы по русскому языку. Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей. Редакция авторская,2018 год.Программа по внеурочной деятельности " Занимательная грамматика"
Программа по веурочной деятельности.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  г. Астрахани  «Гимназия №3» Турабова Ольга Владимировна Занимательная грамматика Учебно­методическое пособие Астрахань, 2017 Рецензенты: Алымова   Екатерина   Владимировна,   кандидат   филологических   наук, доцент; Попова Инна Октаевна, кандидат педагогических наук, доцент. Учебно­методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (1­4кл.).  В  Учебно­методическом  пособии   детально   рассмотрены   вопросы внеклассной работы по русскому языку. Учебно­методическое  пособие   предназначено   для   учителей   начальных классов и родителей. Оглавление Оглавление..........................................................................................................................................3 Пояснительная записка.......................................................................................................................4 Рекомендации по изучению программы............................................................................................7 Содержание программы.....................................................................................................................8 Учебно­тематический план................................................................................................................9 Грамматическая газета.....................................................................................................................12 Факультативное занятие по теме: «Незаменимые помощники ­ словари»...................................13 Приложение.......................................................................................................................................19 Список использованной литературы...............................................................................................39 Пояснительная записка. Русский   язык­   один   из   основных   учебных   предметов.   От   того,   как школьники овладеют русским языком, зависит успешность прохождения всего учебного материала. Развитие   пытливости   ,любознательности   каждого   ученика,   воспитание любви к знаниям и интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой   задачей,   стоящей   перед   учителем.   Решение   этой   задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе. Внеклассная   работа   по   русскому   языку   формирует   и   развивает способности и личность ребенка. Управлять этим процессом­ значит не только развивать   и   совершенствовать   заложенное   в   человеке   природой,   но   и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает прежде всего себя сам. Факультативные занятия­ одна из наиболее действенных и эффективных форм работы. В основе этой работы лежит принцип строгой добровольности. Изучение   лингвистических   интересов   учащихся   показывает,   как   велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока   и   насыщенность   программы   по   русскому   языку   не   всегда   позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят занятия на факультативе «Занимательная грамматика». Уже при организации факультативных занятий необходимо заинтересовать учащихся,   показать   им,   что   работа   в   кружке   не   является   дублированием классных   занятий,   четко   сформулировать   цели   и   раскрыть   характер предстоящей работы. По существу факультативные занятия являются наиболее динамичной разновидностью дифференциации обучения. В какой бы форме и какими   бы   методами   не   проводились   факультативные   занятия,   они   должны строиться   так,   чтобы   быть   для   учащихся   интересными,   увлекательными,   а подчас и занимательными.    Включение   элементов   занимательности   является   обязательным   для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей и развивающей роли внеклассной работы по русскому языку. Современная   школа   должна   управлять   воспитательным   процессом.   Это значит   не   только   развивать   и   совершенствовать   заложенное   в   человеке природой,   корректировать   намечающиеся   нежелательные   социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии физических и духовных сил. Одной из важнейших целей проведения внеклассной работы по русскому языку является развитие интереса учащихся к родной речи. На первом занятии кружка надо наметить основное содержание работы, поставить цели и задачи, выбрать старосту кружка, распределить обязанности  между членами кружка, познакомить с планом работы, а так же распределить поручения за те или иные мероприятия. Курс   «Занимательная   грамматика»   занимает   важное   место   в   решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.  Курс изучения «Занимательная грамматика» для учащихся   4­х классов ставит следующие задачи: ­ развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; ­ совершенствование общего языкового развития младших школьников; ­ расширение и углубление программного материала; ­   пробуждение   потребности   у   учащихся   к   самостоятельной   работе   над познанием родного языка и над своей речью; ­ воспитание любви к великому русскому языку; Организация деятельности младших школьников на занятиях строится на следующих принципах: ­ личностно­развивающее образование младших школьников; ­ научность; ­ доступность; ­ сотрудничество и взаимопомощь; ­ наглядность; ­ самостоятельность, сознательность и активность; ­ связь теории с практикой; ­ занимательность и творчество; ­ индивидуальный подход к учащихся; Программа данного курса позволяет показать учащихся, как увлекателен, разнообразен,   неисчерпаем   мир   слова,   мир   русской   грамоты.   В   процессе изучения   грамматики   школьники   могут   увидеть   волшебство   знакомых   слов, понять как обычные слова достойны изучения и внимания. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, осуществляя преемственность между начальным и средним звеном.   Воспитание   интереса   к   грамматике   должно   пробуждать   у   учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание   русского   языка   создает   условия   для   успешного   усвоения   всех учебных   предметов.   Без   хорошего   владения   словом   невозможна   никакая познавательная деятельность.  Поэтому   необходимо   больше   внимания   на   занятиях   «Занимательная грамматика»   уделять   развитию   устной   и   письменной   речи   учащихся,   на воспитание   у   них   чувства   языка,   а  так   же   усилить   работу   по   воспитанию   у младших   школьников   этических   норм   речевого   поведения.   Эту   работу целесообразно   вести   с   младшими   школьниками,   начиная   с   первого   года обучения. Курс   «Занимательная   грамматика»   позволяет   работать   не   только   над фонемами,   частями   речи,   но   и   развитием   правильной   речи,   обеспечивает единство развития , воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются  разнообразные виды работ:  игровые   элементы,   ролевые   игры,   дидактический   и   раздаточный материал,   поговорки, физкультминутки, кроссворды, считалки, ребусы, головоломки, грамматические сказки.  Данный материал, в большинстве своем, дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.   скороговорки,   пословицы,   загадки,   рифмовки, Планируемый   результат:   у   школьника   повышается   уровень мыслительной   деятельности,   развивается   логическое   мышление,   творческие способности, самостоятельность, активность, чувство коллективизма, желание находить ответы на самые трудные вопросы. А так же открывается прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.  Учебный процесс по данному курсу проходит в следующем режиме: ­ время занятия­1час в неделю; ­   два   раза   в   год   грамматические   олимпиады;   конкурсы   сочиненных грамматических сказок, турниры, викторины, конкурсы эрудитов; Рекомендации по изучению программы Введение в факультативный курс.( 2 ч) Предполагает   рассмотрение   современных   требований   к   обучению русскому   языку,   знакомство   детей   со   всеми   сторонами   русской   речи: фонетической     грамматической (орфография),   а   так   же   вопросов   культуры   речи   и   повышение   интереса   у учащихся к изучению родного языка.   лексической   (звуковой), (словарем), Раздел 1. Фонетика ( 5 ч ) Совершенствовать знания учащихся о звуках и буквах; развивать умение соотносить   звуковую   и   графическую   формы   слова,   обозначение   мягкости   и твердости   согласных   с   помощью   гласных,   показать   значимость   гласных   и согласных звуков и их особенности.  Раздел 2. Морфемика и морфологи ( 17 ч) Совершенствовать знания учащихся грамматических правил, формировать на   практике   умения   правильного   правописания,   осознавать   структуру   слова, позволяющую понять его лексическое значение, прививать любовь к слову через поэзию и прозу наших классиков; обогащать письменную речь образностью в творческих   работах   детей;   вырабатывать   грамотное   письмо   при самостоятельной   работе;   развивать   орфографическую   зоркость   ,   речевые умения. Раздел 3 Лексика ( лексикология­ 12ч) Практически   знакомить   детей   с   многозначными   словами,   со   словами близкими   и   противоположными   по   смыслу;   учить   детей   выбирать   лучшее, наиболее   подходящее   слово   для   выражения   мыслей,   умению   устранять однообразное   употребление   слов   в   речи,   а   так   же   умению   различать   разные значения одного и того же слова в контексте; расширять знания учащихся о русском   языке,   развивать   интерес   к   изучению   языка,   подвести   учащихся   к осмыслению  своего  словаря, обогатить  словарный  запас.,  углублять знания  о разнообразии   родной   речи,   богатстве   русского   языка,   умении   работать   с различными словарями. Содержание программы. Введение в факультативный курс (2 ч.) познакомимся   Цели нашей работы на факультативе: со   всеми       сторонами   русской   речи: (орфография), фонетической(звуковой), лексической(   словарём),   а  также   рассмотрим   вопросы   культуры   речи,  будем совершенствовать   умения   и   навыки   владения   языком   в   различных   сферах речевого общения. грамматической   Раздел 1. Фонетика (5ч)  Звуки   и   буквы.   Ударение.   Различение   ударных   и   безударных   гласных. Мягкие   и   твердые   согласные.   Звонкие   и   глухие   согласные,   их   различение. Разделительный мягкий знак. Перенос слов. Раздел 2. Морфемика и морфология ( 17 ч). Состав слова. Корень и окончание. Приставка и суффикс. Однокоренные слова.  Части   речи:   имя   существительное   (его   значение,   вопросы,   род   имен существительных)   ;   имя   прилагательное   (его   значение,   вопросы,   изменение прилагательных   по   родам   и   числам,   связь   имени   прилагательного   с   именем существительным ); глагол (его   значение,   вопросы,   изменение   глагола   по   временам:   настоящее, прошедшее и будущее, Не с глаголами). Раздел 3. Лексика ( лексикология) ( 12 ч). Виды   словарей,   слова   –   синонимы,   слова­   антонимы,   слова­   омонимы. Истоки слов, значение слов. Культура речи. Учебно­тематический план 36 часов Тема занятий.   № п/п Введение. Раздел 1. Фонетика. Кол­во часов 2 ч.  (теория) 5 ч 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. Звуковая культура. Зачем нужны звуки в языке? Загадки, скороговорки, пословицы. Как обходились без письма? « А начинали все медведи…» Криптограммы. Наскальные рисунки. Знакомство с жителями страны « Шипящие звуки» Наблюдение за шипящими в конце слова. Пословицы, поговорки, веселые рифмы. Грамматическая сказка « Страна букв и звуков» Игра­ викторина « Кто­ кто в алфавите живет?» Обобщение знаний о звуках нашей речи.  Фонетика и фонема. Праздничное   занятие.   Игра­   путешествие   к   берегам Лингвии. Раздел 2. Морфемика и морфология. 17 ч. Беседа   «Хорошо   ли   ты   знаешь   грамматику?,   Из   чего состоят   слова?,   Часть   слова,   которая   изменяется, окончанием называется».  Правила русского языка.  Язык родной, дружи со мной! (правила переноса на основе занимательного материала) Слова, которые пишутся с большой буквы. Игра «Лишнее слово» (упражнения на группировку слов имен собственных и нарицательных). Большая буква. Игра­ путешествие в Страну больших букв. Литературная викторина «Почему нас так назвали?» Добрый волшебник «Ударение». Путешествие в Замок сказочного принца. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 2.14. 2.15. 2.16. 2.17. 3.1. 3.2. 3.3 3.4. Занятие –праздник. Игра «Счастливый случай» (Проверить   сформированность   понятий:   состав   слова, приставка, корень, суффикс, окончание; умение разбирать слова по составу. Творческая игра по теме «Состав слова».  (Загадки, ребусы, викторины, веселые стихи). Беседа «Слова – части нашей речи.» Путешествие в государство «Русский язык» в город «Морфология». Имя существительное очень удивительное! На вопросы кто?   и  что? Отвечать оно должно. Имя прилагательное – часть страны Речь. Кроссворды. Грамматические сказки. Тексты­ описания.  Сочинения­ миниатюры по заданным темам: «Улицы  нашего города», «Весенний день», «Зимняя сказка»,  «Поздняя осень». Составление рассказа по иллюстрации «Родная земля» , используя текст Разумовского Р.И. «Слово о русской  земле». Путешествие в страну « Глаголию». (на основе материала  устного народного творчества). Интегрированное занятие «Глагол и его друзья» ,  используя сказки А.С. Пушкина. Подведение итогов по теме « Части речи». Грамматические сказки, викторины, кроссворды, ребусы,  загадки. Служебные части речи. Ссора   предлогов   со   всеми   словами.   (Сочинение грамматических сказок самими учащихся). Занятие – праздник. Игра­ путешествие «В Королевство предложений.» Раздел 3. Лексика ( лексикология). Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. Путешествие в страну Лексика. Слово одно, а значений много. Практическая работа на основе дидактических игр. Слова­ тезки. ( синонимы). Дидактические упражнения. Одно и тоже по­  разному. 12ч. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9 3.10. 3.11. 3.12. К истокам слова. Слова с противоположным значением ( антонимы). Дидактические упражнения. Незаменимые помощники словари.  Устный журнал. К несметным сокровищам страны слов. Работа с различными видами словарей. Какого роду­ племени? К словам разнообразным, близким, но чуточку разным. Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. Организация выставки словарей. Подведение итогов. Конкурс эрудитов «Наш родной  язык». Заключительное занятие «Без грамматики не выучишь и  математики». Итого: 36 часов Грамматическая газета   Грамматика как наука содержит много интересного и занимательного, а по содержанию – доступного пониманию младших школьников. Для расширения грамматического   кругозора   учащихся,   для   ознакомления   их   с   любопытными фактами из области грамматики, а рядом занимательных вопросов и заданий большую   пользу   может   оказать   грамматическая   газета   или   соответствующий уголок в классной стенной газете. Грамматическая   газета   при   разумной   организации   работы   с   ней содействует повышению интереса детей к грамматике, воспитанию у младших школьников   грамматической   смекалки,   элементов   логического   мышления, выработки навыков самостоятельного чтения грамматического текста. Газета   обычно   содержит   занимательные   задания   –   головоломки, логические  упражнения  в  форме вопросов,  заданий, загадок,  грамматических ребусов, шарады, кроссворды. В   газету   можно   включить   отдельные   задания,   составленные   самими учениками   и   признанные   учителем   оригинальными.   Полезно   в   ней   освещать познавательный   материал   или   предлагать   задания   познавательного   характера, т.е. такие, после решения которых, дети узнавали бы что – то новое. Большое   место   в   грамматической   газете   должны   занимать   рисунки, которые   привлекают   внимание   детей   к   газете,   делают   её   занимательной   и являются наглядным пособием при решении различных вопросов и заданий. Выполнение заданий, предлагаемых газетой, не должно занимать слишком много   времени.   Дети   ведь   непоседы.   У   них   может   не   хватить   терпения   на длительные обдумывания и выкладки. Тем более, что эти задания не являются для них обязательными. Газета   будет   иметь   успех   и   выполнять   своё   назначение,   если   к   её грамматическому содержанию будет обращено внимание учеников. К материалу газеты учитель может обращаться во время уроков, заранее предусмотрев его в качестве   дополнительных   заданий   отдельным   ученикам,   которые   быстро справляются с упражнениями предложенными всему классу.  После   выполнения   дополнительного   задания   ученик   должен   получить оценку. При подборе материалов для газеты следует ориентироваться не только на сильных     учеников,   но   и   на   средних   и   слабых.   Учет   выполненных   заданий, взятых из газеты, позволяет отметить и поощрить не только тех, которые всегда активны, но и слабых учеников, проявивших определенную сообразительность, возбуждая тем самым у них интерес к грамматике. Факультативное занятие по теме: «Незаменимые помощники ­ словари» Цель:  познакомить   учащихся   со   словарями,   показать   их   назначение   и область   применения,   выработать   навыки   работы   со   словарями;     обогатить словарный запас учащихся; привить навыки культурного поведения  Ход занятия. 1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ­ Ребята, начинаем урок, урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. ­ Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня мы познакомимся с секретами богини красноречия – Пейто. ­ Чтобы четко и красиво говорить, давайте выполним упражнение для губ 2. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА и языка. ­ Кто хочет разговаривать? (Мы будем разговаривать) ­ Тот должен выговаривать. (И будем выговаривать). ­ Всё правильно и внятно. (Так правильно и внятно). ­ Чтоб было всем понятно. (Чтоб было всем понятно). Посмотрите, ученик написал нераспространенное предложение: Кружатся снежинки. Давайте   поможем   ему   сделать   это   предложение   распространенным, прибавляя последовательно по одному слову. 3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ ­ Молодцы ребята! Вы составили очень красивое предложение, подобрали много слов. И я думаю, что в вашем лексиконе, т.е. словарном запасе, есть ещё много замечательных и нужных слов.   ­ А вы не задумывались, сколько слов в русском языке? Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. ­   Наверное,   нет   ни   одного   человека,   который   бы   знал   их   все.   Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». ­ Сегодня на занятии мы и узнаем, где же «хранятся» слова. ­Оказывается, они хранятся в словарях, которых существует множество. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре. ­   Видите,   какую   помощь   могут   оказать   нам   словари.   Поэтому   наше занятие,   которое   мы   проведем   в   форме   устного   журнала,   я   так   и   назвала «Незаменимые помощники­ словари».   4. ЧТЕНИЕ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ ­   Давайте   прочитаем   тему   с   перемещением   логического   ударения. Внимательно слушайте мои вопросы. ­ Чем являются для нас словари? ­ Какие помощники словари? ­ Что является для нас незаменимыми помощниками? Много сведений можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чём и как рассказывают их словарные статьи. Этому мы и будем сегодня учиться. 1 страница журнала – «К несметным сокровищам страны слов». У нас в гостях  «Толковый словарь».  (Дети рассказывают  о Толковом словаре). ­ Какого же основное назначение толкового словаря? ­ Что значит толковать? ­ Говорит ли вам что – нибудь имя Владимир Иванович Даль? ­  Откройте   толковые   словари.  Посмотрите,  как   располагаются   слова   в словаре? (по алфавиту). Начнем с буквы А. ­ Объясните с помощью словаря значение слова авторитет. ­ Какой человек пользуется авторитетом у окружающих? ­   О   ком   из   ребят   нашего   класса   можно   сказать,   что   он   пользуется авторитетом? ­ А теперь найдите слово корысть. (1 ряд – грамматические формы слова;  2 – значение слова;  3 – пример употребления в речи). ­ Из какого произведения этот пример? ­ Кому принадлежат эти слова? ­ Какой была старуха? ­ А старик? Из   каких   же   частей   состоит   словарная   статья?   (заглавное   слово,   пример   объяснение   значения   слова, грамматическая   характеристика, употребления в речи). 2 страница журнала «Какого роду –племени». Словарь иностранных слов. ­     Ребята,   русский   народ   издавна   славился   гостеприимством   и миролюбием. Еще в глубокую старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Узнать откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет нам словарь иностранных слов. Слово комплимент. Объясните значение этого слова. ­ Давайте найдем в словаре слово комплимент. ­ О чем рассказала вам словарная статья? ­ А сейчас, я предлагаю вам сыграть в игру, которая так и называется «Комплимент». ­ Скажите, вам часто приходится слышать похвалы в свой адрес? А ведь это очень приятно. Ведь вместе с лестными словами вы дарите собеседнику хорошее настроение, своё доброе сердечко. Вот и сейчас каждый из вас возьмет вот это сердечко, и подарит вместе с комплиментом   кому­   то   из   ребят.   Принявший   благодарит   вас   и   передает сердечко следующему. Комплимент можно говорить о внешности, характере, способностях и т. д. Молодцы. Эту страничку я хочу закрыть словами поэта В.Бохова. « Следуйте хорошему примеру – Продлевайте добрым словом жизнь людей!» разным». 3 страница журнала – «К словам разнообразным, близким, но чуточку Словарь синонимов. Пользуясь словарной статьёй, назовите синонимы к слову беседовать. Сейчас мы с вами побеседуем и потренируемся употреблять в своей речи синонимы. Прочитайте текст. ­ Здравствуй, Вася! Куда ты идешь? ­   сказал Саша. ­ В кино, ­ сказал Вася. ­ А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша. ­Вот они. Есть и на твою долю, ­сказал Вася. ­ Ура! – сказал Саша. ­ Ура­а­а!­ сказали оба. ­ Как построен текст: диалог или монолог? ­ Какой речевой недочёт вы заметили? ­ Какие синонимы можно подобрать к слову сказал? Молодцы. Мы подошли к 4 страничке нашего журнала. Минус – плюс, огонь – вода. Дерзкий – осторожный. Все антонимы всегда Противоположны.  Подберите антоним к слову веселье. Прочитайте   словарную   статью.   Сравните   со   словарными   статьями   из Словарь антонимов других словарей. Давайте сыграем в игру « Магнит». Потренируемся подбирать антонимы. Левая часть магнита ( знак +)   притягивает добрые слова, правая (­ ) – слова с противоположным значением. Ласково Трудолюбивый Храбрец Щедрый Любить Внимательный трус ненавидеть грубо рассеянный ленивый жадный Мы познакомились с несколькими словарями. А посмотрите, сколько их 5.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ пришло к нам на занятие. «Словарь   –  это   вся   вселенная   в   алфавитном   порядке»,   ­   сказал французский писатель Анатоль Франс.  И   действительно,   в   них   вы   можете   получить   ответ   на   любой   вопрос. Главное – уметь ими пользоваться. ­ Давайте вспомним, что мы узнали о работе со словарями? ­   С   помощью   мимики   (   улыбнитесь   или   нахмурьтесь),   покажите 6. ИТОГ понравилось ли вам наше занятие. ­ Что понравилось, а что удивило? ­ Что запомнилось? Всем спасибо за активную работу. Приводим один из выпусков Грамматической газеты. «Словарик» Девиз : « Язык родной – дружи со мной!» 1.Говори правильно! Класть – положить. Бригадир Сергей Кузьмич Лучше всех кладёт кирпич. (А. Барто) Где пробоина? У носа. Лейтенант зовёт матроса: «Надо, брат,  заплату класть, Чтобы судну не пропасть!» Говорит матрос: « Поможем! Положить заплату можем…» (С.Маршак) В литературном языке нет глагола «ложить» , но есть положить; есть глагол класть, но нет глагола «покласть». Нужно говорить: « Я кладу книгу на стол, ты кладешь книгу на стол, он кладет книгу на стол» или « Я положу книгу на стол, ты положишь книгу на стол, и т. д.» Придумайте предложения со словами :класть, кладите, клади. 2.К истоку слова Пингвин. Слово пингвин нерусское, и означает «жирный». Павлин.  Название птицы павлин родственно слову павильон, которое во французском языке имеет значение «палатка, шатёр». Распущенный павлиний хвост похож на красочный шатёр. Вот почему эту птицу так назвали. Бирюза, лазурь, изумруд. 3. Значение слова Бирюза   –  непрозрачный   драгоценный   камень,   голубого   или   бледно­ зелённого цвета. Бирюзовый цвет – нежно­ голубой, цвета бирюзы. Лазурь – краска светло­ синего, лазурного цвета. Светло – синий цвет, синева. Изумруд   –  драгоценный   камень,   ярко   –   зелёного   цвета.   Среди   всех зелённых камней самый прекрасным и ценным, бесспорно, является изумруд. На какой цвет указывают названия:  желток, желчь, желтобрюх (змея), желтушка (тропическая птичка).   4. Сочини  четверостишие ….          солнце                                 ….          не спешу ….           оконце                                ….           пишу ….            привет                               ….           в тетрадь ….            кабинет                             ….           пять 5. Головоломка Из букв слова «ТРАНСПОРТ» составьте как можно больше новых слов. Приложение Приложение 1 Раздел « Фонетика».  Грамматические сказки. В стране звуков. Жили   в   одной   волшебной   стране   звуки.   Страна   эта   была   совсем крохотная. И жителей в ней было немного. Никто их не видел, так кА были они невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами:[ а ], [ у], [ ы], [ и], [ э], [о]. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали [йа], [йо], [йу], [ йе].     Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б, В, Г, Д, Ж , З, Й , К , Л , М , Н , П, Р , С , Т , Ф , Х , Ц , Ч, Ш , Щ … Они   очень   дружили,   во   всем   соглашались   с   гласными,   любили   с   ними стоять рядышком. И назывались они согласными. Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Кто важнее?  Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них  (По А. Шибаеву). важнее. ­   Конечно,   мы   важнее!­   закричали   гласные.­   Без   нас   никто   и   рта   не раскроет! ­ Ну, это мы еще посмотрим, ­ дружно возразили согласные,­ Попробуйте­ ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится. ­ А вот и получится! Например, [м]. ­ Разве только одно [м], больше ничего! ­И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог. ­ Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно.   Ну­ка,   скажите   без   нашей   помощи   что­нибудь!   Хотя   бы   название науки, которая изучает нас с вами! ­ …о…е….и….а, ­ пропели гласные и смущенно умолкли. ­ Вот видите! А если мы скажем  фнтк,  то всякий догадается, что это фонетика. ­ Ну допустим. Хотя мы решили, что это  фантик.  А вы попробуйте без нас произнести такие слова: окно, елка, если. Согласные промычали в ответ что­то неразборчивое и тоже умолкли.  (По А.Шибаеву) А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее? Всегда вместе.  Не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотели поговорить – и никак… Кашлянули: ­Кх! Чихнули: ­Пчх! Хмыкнули: ­Хм! Зачем­то позвали кошку: ­Кс, кс, кс! И заскучали… Вдруг: ­Тсс! Показалось им, что кто­то где­то рыдает…Прислушались ­ А­а­а! О­о­о! – кричали гласные. Они плакали, как малые дети: ­Уа! Уа! Аукали: ­Ау! Ау! И согласные крикнули им(вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание): ­ бдм всгд  вмст! И услышали радостное, но тоже непонятное: ­ у­е­е­а­е­е! Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали: ­ Будем всегда вместе! И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бавает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все равно мирятся.  (По А. Шабаеву). Парад букв.   Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата ­Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище и не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были. Как­то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все   звуки  надели   волшебные   платья,  превратились   в  буквы   и  оправились   на главную площадь. Король дал буквам команду построится и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д , Е, Е , Ж , З, И, Й, К, Л , М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я. Королеве Азбуке очень понравился такой строй букв. С тех пор строй букв   в   данном   порядке   и   стали   называть   по   имени   короля   –   Алфавит   или королевы – Азбука.      Каждый,   кто   захочет   узнать   тайны   этой   великолепной   страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв. Почему А поется, а Б – нет.   Мы поможем петь а на любой мотив. Например, на этот: ­ А­а­а­а­а­а­а­а! Или на этот: ­ А­а­а­а­а­а! Или даже на этот: ­ А­а­а­а! А теперь попробуем пропеть б: ­Б..б…б…б….б… Что­то у нас не получается. Для того чтобы петь, нужно иметь голос, а у б голоса нет. По крайней мере, такого голоса, чтобы хватило на песню. О , например, поется отлично: ­О­о­о­о­­­­­­­­­­­­­­­­о­о­о­­­­­­­­о! И, е,у тоже способные певцы, с хорошо поставленными голосами. А вот ш не поет, а только шипит. С только свистит. Ж только жужжит. А вот послушать р, так она­ прррредставляете? – рычит. Не поет, а рычит. Заслушаешься!   Вот какие они разные. Одни, те, что поголосистей, поют­заливаются: ­ Э­э­у­у­у—ы­ы­ы­­­­­­­­­­­­и­­­о­­­а­­­а­­­­­­­­­­­­­­­а!   Или что­нибудь в этом роде. Голос у них хороший, поэтому их называют ГЛАСНЫМИ.   А другие либо пыхтят, как п, либо кряхтят, как к, либо жужжат, рычат…    Не зря их называют  СОГЛАСНЫМИ: петь­то они согласны, только у них голоса нет. Поэтому песни у них не получаются.  (Ф. Кривин.) Зачем нужна фонетика ­Знаешь, дедушка, сегодня мы начали изучать фонетику. ­Ну и как, нравится тебе? ­ Если честно, то …не очень. ­ Гм…Ну а стихи ты любишь? Например, Пушкина, Тютчева, Маршака? ­ Стихи люблю. Но они­то при чем? ­А   вот   С.Я   Маршак   в  книге  «  Воспитание   словом»  пишет  о  «  музыке слов»,   о   звуках   нашей   речи,   при   помощи   которых   великий   Пушкин   в   своих сказках достигает предельной выразительности, о том, как много значит в его стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная.  Помнишь, когда Гвидон превращается в комара, про него говорится:  « Полетел и запищал…»; « А комар­то злится, злится…»      Когда   же   он   превращается   в   шмеля,   про   него   сказано:   «   Полетел   и зажужжал…»; « Он над ней жужжит, кружится…» Чувствуешь   «   звуковые   краски»   пушкинского   стиха   –   все   эти  з,ж, длинное, высокое и в слове злится? ­ Да, я как будто слышу зудение и писк комара. ­А что слышится в низком, гулком у в словах кружится, жужжит? ­ Это уже жужжание шмеля! ­ А дальше в этой статье Маршак пишет: « Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова­ поэзии.   В словах  мороз, пороша  мы чувствуем зимний хруст. В словах  гром, гроза слышим грохот.   В   знаменитом   стихотворении   Тютчева   о   грозе   гремит   раскатистое сочетание звуков гр. Но в трех случаях из четырех эти аллитерации(повторения одинаковых согласных) создал народ (гроза, гром, грохочет) и только одну  (играя) прибавил Тютчев».   Конечно, звуковая сторона слова_ это всего лишь его внешняя оболочка, форма.   Но   знание   ее,   знание   фонетики   необходимо   для   глубокого   усвоения родной речи.   Ну, теперь ты поняла, что фонетика очень даже интересная наука? ­ Да, спасибо, мудрый и добрый Всевед, поняла. Так закончилась наша беседа. А каково ваше мнение, друзья? Нужно ли изучать фонетику! Веселые рифмы.  (Т. Арсирий.) Сколько букв у алфавита? Это знает каждый: 33 родных сестрицы,  Смелых и отважных! Если буква зазвучала Необыкновенно, То, что слышим, ­ это звук,  Говорим­ « фонема». Они бывают разные: Гласные, согласные, Звонкие , глухие, Вот они какие! Мягкие, как в слове нёс, Твердые, как в слове нос. Долгие и нет. Вот какой секрет!          (В.В. Волина.) Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это буква мягкий знак. Мягкий знак, мягкий знак­ Без него нельзя никак! Без него не написать Тридцать, девять, двадцать,  пять.   Вместо шесть получим шест, Вместо есть напишем ест, Станут пенками пеньки, Уголками­ угольки. Банка в баньку превратится. Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать.  Ищи меня в приставке, Ищи после согласной. Меня туда поставили Перед особой гласной. Особенных – четыре: Я, ё, ю, е. Таких нет в целом мире!­ Я, ё, ю,е. Буква обычная выросла вдруг,  Стала заметно выше подруг. Смотрят с почтеньем На букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело­ Ставится в слове Не зря и не просто Буква такого высокого роста. Сказала Й сестре родной ­ Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной, А я – ужасно редко.   * * * * * * Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая­ совсем не пустяк; В букве большой уважения знак!                   (Е. Измайлов.) * * * ­ Ну, редко – это не беда, Иные буквы – никогда! ­ И много их? ­ Да целых три: Сестра и с ней – два братца. Зовут их так… ­ Не говори!. .Скажите вы, ребята!   Мне слово чудно Изменить нетрудно: Поставим ударение на о – Исчезло чудно. Родилось чудно. Косит косец, А зайчишка косит, Трусит трусишка,  А ослик трусит. Иголка ходит вверх и вниз,  Вот листья появились. Сосёт Алёнушка ирис, А вышивает ирис. От удивленья ахнул кок И почесал затылок: Капустный бросился вилок Вскачь от ножей и вилок. На двери замка Нет замка. Живет щегол здесь –  Первый щёголь. А утром белка Из белка Ему сбивает гоголь – моголь. Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведёрко руку окуни, Не бойся, это окуни.  (Я. Козловский.) Дидактические игры, упражнения, головоломки. №1 Вычеркните в каждом ряду лишнее слово и объясните, почему вы его  вычеркнули. Берёза, дуб, сирень, клён, тополь. Лыжи, двери. Сани, мяч, гантели. №2 Где пословица зарыта? Составьте пословицу из данных слов, причём берите из них столько  букв, сколько указано в скобках. Трудно? А вы попробуйте. Уха(1), капуста(2), фара(2), халат(2), глагол(3), коза(2), велосипед(3),  веник(2), имя(1). №3 Пословицы.  Здесь даны начало и конец известных пословиц. Задача играющих –  собрать их так, чтобы получились целые пословицы. Ученье – свет, …говорить порознь. Что посеешь, … Скучен день до вечера, … Семь раз примерь, … Петь хорошо вместе, … Любишь кататься, … №4 Составь слова из слогов. …люби и саночки возить. …не ученье – тьма. …то и пожнешь. …коли делать нечего. …один раз отрежь. БУЛ ВА БЕЛ  РЫ БОБ БА БУК КА КИ БАН РА РАН №5 Грамматическая арифметика. БА + большой деревянный сосуд = ? БА + пресноводное животное с клешнями = ? БА + приятный полезный напиток = ? БА + музыкальный звук = ? (Ответ: бабочка, барак, басок, батон.) №6 Слог потерялся. Рыдают буквы в каждой строчке: ­ От наших слов – одни кусочки. У всех у нас одно начало, И ,как назло, оно пропало. Но если вы его найдете,  То сразу все слова прочтёте. ­жик, ­ зина, ­ тик, ­ пус, ­ мушка; ­ тина, ­тошка, ­та, ­ ман, ­тон. №7  Составьте из слогов и предлога С народную примету о весенних  месяцах. МАРТ АП ГРО РЕЛЬ ЗОЙ МАЙ ВО ТРА ДОЙ ВОЙ С №8  Мама моет аккуратно, И все просто и понятно. А если вдруг все части Местами поменять,  То ничего мы с вами  Не станем понимать. Вот мы ДИМ –ВИ МУ­МА, А у МЫ­МА ЛО­МЫ. МА­МА ЕТ­МО МУ­РА, БЫ­ЧТО ТО­ЧИС ЛО­БЫ.  №9 Шарады. Я с л смягчённым – под землёй Бываю каменным и бурым, А с твёрдым – в комнате любой,  В геометрической фигуре. С твёрдым л я на стене, Книги, например, на мне, Но как только л смягчите, Сразу в танец превратите. Без м – в лесу мне красоваться; С м – суда меня боятся.   Загадки. В воде купался, А сух остался.              (Гусь) Кто приходит, Кто уходит­ Все её за ручку водят.               (Дверь) Друг за дружкой чередой Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ, А сестра, наоборот,­ Спать немедленно зовёт.              (День и ночь) Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня?               (Коньки) Без ног приходит, Без языка рассказывает.                (Письмо) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) Красная корова Всю солому поела.                (Огонь) У двух матерей По пять сыновей. Кроссворды Одно имя всем.                (Руки и пальцы) ­Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый ­Облетел я всю Сибирь. ­Как зовут тебя?                   (Снегирь) №1 Впишите слова с разделительным мягким знаком. 1.Снежная буря. 2.Домики для пчёл. 3.Мать, отец, дети. 4.Животное.  5.Ягоды, сваренные в сахаре. Ь Ь В У С О В Ь Ь Ь №2 Напишите название животных и рыб. Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь №3 Заполните буквами пустые клетки таблицы так, чтобы получились  слова с мягким знаком между согласными. 1.Небольшое помещение для мытья. 2. Способ передвижения. 3.Яркое  освещение неба на горизонте при восходе или закате. 4.Рисунок на кости,  дереве. 5. Доля, участь, случай ,случайное стечение событий в жизни человека. Ь Ь Ь Ь Ь А А А А А №4 Заполните квадрат. 5*0=? Л Ь Л Ь Л Ь Л Ь №5 Кроссворд загадок. 1.Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. На солнце её припечет­ Заплачет она и умрёт. 2.По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. Б Х З Р С 2 1 1.Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова? 2.От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит … 1 2 Раздел «Морфемика и морфология» Грамматические сказки. Приложение 2 Большая родня. Жил­   был   корень,   обычный,   не   очень   сложный,   но   очень   древний.   За долгую жизнь обзавелся он большой семьёй. Тут и существительные:  стройка, строитель,   строительство,   строение,   и   прилагательные:  строительный, строевой, и глаголы: строить, строиться.  Видятся родные и близкие нечасто, письма писать некогда, вот и решил наш   старец   собрать   всю   свою   большую   родню.   Разослал   пригласительные открытки.   Первыми   откликнулись   братья­   глаголы  строить  и  сроиться  с семействами. Не заставили себя долго ждать и остальные. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы, у кого до, есть и за, на, от, по, под и при. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: «Молодцы,   родственники,   вон   какую   богатую   коллекцию   приставок собрали!». Глаголы   –   деловые,   энергичные.   И   сегодня   работают,   и   в   прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не забывают. Существительные от них не отстают ­ спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами они не бедны. *  Попробуйте записать этих многочисленных родственников. Как же зовут старца­ прародителя, от которого все они произошли? Чужак.   Собрались   у  Воды  родственники.  Подводник  с  Водицей  беседуют. Водолаз  с  Водопадом  на   солнышке   греются.  Водитель  на   гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла   мудрая  Вода  на   крыльцо,   глянула   на   гостей,   сразу   чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать. Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? Почему гости не  сразу   приметили   чужака?   Не   поможете   ли   вы   ему   найти   своих родственников? Составьте список родственников Воды и подпишите тех из ее родни, кто не пришел к ней в гости в этот раз Веселые рифмы. * Прочитайте стихотворение – и вы увидите, сколько можно образовать слов   от   одного   корня.   Написал   его   Велимир   Хлебников.   Он   очень   любил сочинять   новые   слова.   (Можно   организовать   экскурсию   в   Дом­   музей Хлебникова, с целью ознакомления с его творчеством). Заклятие смехом. О , рассмейтесь, смехачи! О , засмейтесь , смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмеши надсмеяльных­ смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех над смейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смюнчики, смеюнчики,  О, рассмейтесь , смехачи! О, рассмейтесь, смехачи!                          (В. Хлебников). *Выпишите из стихотворений однокоренные слова. Снежная сказка.  Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки,  Режут снег снегурки.  (С. Погореловский)                Снежный дом. Землю вьюга белая Замела снежком. Мы из снега сделали Двухэтажный дом. Вот так дом, Снежный дом, Белое крылечко! Вот так дом,  Снежный дом, Ледяная печка! (О. Высоцкая) Орфографические пятиминутки. Падежные окончания имен существительных. Сколько раз твердили кошке: Некрасиво есть без ложки, Только я вбегаю в дом, Л…жет кошка языком. Два бельчонка на опушке Ск..л..тили две кадушки Положили в бочки мятные л..сточки, Кр..сную бруснику, ч…рную  ч..рнику, Клали понемножку ж..лтую  морошку. По тонкой нитке ручейка,  Сбежал с пригорка снег. И на пригорке вдруг цветок Раскрылся раньше всех! Правописание глаголов. У меня друзей немало, Но я всех нарисовала, Коля   кол..т   Толя   пол..т, Паша   паш..т, Варя   вар..т, Света  свет…т.  Соня  дремл…т,  Катя   кат…т,  Тоня  тон…т, Но не дам ей утонуть Подрисую что­нибудь. (Не)выучил, (не)делай, (Не)знаешь, (не)спеши. С глаголами отдельно Частицу Не пиши! Я иду, ты идёшь, Я несу, и ты несёшь. Правописание окончаний имен прилагательных. Зеленая музыка где­то звучит. Зеленый кузнечик в зеленой стране Играет зеленую песенку мне. Мы на озеро лесное Уходили далеко, Пили  вкусное, парное С легкой пеной молоко. По узкой тропинке гусиным шажком Гусиное войско шагает гуськом. Гусиное войско в гусином строю В атаку идёт под команду мою. В зеленом, зеленом, зеленом лесу, Зеленый листок, как флажок, несу. Зеленая шишка под елкой лежит. (В)огороде (вы)растаю, А когда я (со)зреваю, Варят (из)меня томат (в)щи кладут и так едят.                  (Помидор) (Рас)кололся тесный домик (На)две половинки, И (по)сыпались (в)ладошку Бусинки­дробинки.               (Горох). Чтобы осень (не)промокла (не)раскисла от воды, Превратил он лужи в стекла, Сделал снежными сады.               (Мороз). Он всюду(в)поле и (в)саду, Но в дом (не)попадет, И никуда я (не)пойду Покуда он идет. Загадки              (Дождь). Бежит, бежит – (не)выбежит Течет, течет – (не)вытечет.                (Река). Сроду он (не)ест, (не)пьет­ Песни звонкие поет И (с)урока (на)урок Подает свой голосок.          (Звонок)   Весенним вечером (в)саду   Мелькают огоньки.   Лови их смело (на)лету –   Не обожжешь руки.               (Светлячок) Не птица, а (с)крыльями, (Над)цветами летает, Медок собирает.               (Пчела) Материал взят из Книги для учителя «Я иду на урок в начальную  школу» Издание «1 сентября» Москва, 2000 г. Раздел « Лексика (лексикология). Дополнительный материал к разделу « Лексика». Приложение 3 К истокам слова.   Сентябрь.  Название   первого   месяца   осени  сентябрь  произошло   от латинского   слова   «септэмбэр»,   который   обозначает   «седьмой».  Новый   год   у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. Красный.  В   древнерусском   языке   слово   «   красный»   означало   только «красивый»   :   красный   молодец,   красна   девица,   красно   солнышко.   Это   же значение имеет слово красный в сочетании Красная площадь, значит , красивая площадь.   От   слова   красный   в   значении   «красивый»   образовано   из   слова прекрасный, т.е. «очень красивый».  Красный цвет в древней Руси называли  червленый и червонный. Слово червленый произошло от слова червь. Красную   краску   делали   из   особого   вида   червей,   отсюда   и   название червленый. Слово червонный сохранилось в украинском языке, как обозначение красного цвета и до нашего времени. Красную краску иного оттенка называли словом багр. От этого названия возникли слова багровый, багряный. Багровым называют густой красный цвет, багряным – яркий, чистый красный цвет. Например: багровое зарево – багряный закат.  Пчела – очень древнее слово. Оно раньше писалось и произносилось иначе – бьчела. На Украине, например, и сейчас пчелу называют бджола. Первые звуки этого   слова   напоминают   жужжание   пчелы.   Название   пчеле   дали   по характерному для нее жужжанию при полете. … В это время над землей Промчался пчел гудящий рой, Летят они, как пули. Несутся пчелы в лес густой, Чтоб строить новый улей. (С. Маршак). С чем сравниваются пчелы в стихотворении?   Кузнечик. Из травы , с зеленой кочки Раздается странный звук, Будто рядом молоточки Выбивают тук­ тук – тук! Будто к наковальне встал Очень ловкий человечек. То в траве застрекотал Маленький кузнец­ Кузнечик.                                     (Е. Ильин). Объясните, почему кузнечика так назвали. Мы разглядели в высокой траве и поймали маленького червячка. Конец его мягкого брюшка светился зеленоватым холодным огоньком, очень похожим на крошечный фонарик. Светлячок. В теплые летние ночи вдоль тропинки появлялось очень много светлячков. Вечерами мы выходили слушать соловья, и нам казалось, что вся тропинка , как в праздник, украшена зелеными фонариками – огоньками. И. Соколов­ Микитов.  С чем автор сравнивает светлячков? Синонимы. Слово синоним произошло от греческого прилагательного « синонимос» ­ одноименный.   Слова   синонимы   обозначают   одно   и   тоже   явление действительности:   один   и   тот   же   предмет,   признак   предмета,   действие предмета. Но одно и тоже явление синонимы называют по­ разному, выделяя различные его стороны , характеризуя его с разных точек зрения. Подберите синонимы к данным словам:  Храбрый, большой, трудный. Слова   для   справок:   смелый,   огромный,   громадный,   бесстрашный, гигантский, сложный. Перепишите   отрывок,   подчеркните   слова   или   сочетания   слов, имеющие общее основное значение.  « Это моя родина, моя родная земля, моё отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе.» ­ писал писатель А.Н. Толстой. Найдите синонимы к слову родина. Вечная слава и вечная память Павшим в жестоком бою! Бились отважно и стойко с врагами Вы за Отчизну свою.              (М. Исаковский.) Говорите правильно! *Звонит, звонишь, звоните.  Телефон опять звонит!  От него в ушах звенит! (А . Барто) Со словами скучать, думать, говорить, плакать, тосковать, горевать  употребляется предлог о: скучать о маме, тосковать о родине, и т. д. Придумайте предложения с этими словами. *Дремота – зевота – ломота. Бродили по дороге Дремота и Зевота. Дремота забегала в калитки и ворота.                      (С. Маршак) Есть душистое втиранье От укусов комаров, Есть микстура от чиханья,­ Проглотил – и ты здоров! Клейкий пластырь от мозолей И настойка на траве От ломоты и от болей В животе и в голове.              (С. Михалков) Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы  ставите ударение в словах? Приложение 4 КОНКУРС ЭРУДИТОВ. (Приветствие команд. Песня о КВН на мелодию песни «Улыбка».   Любит КВН наш дружный класс,  И объявит заседание сейчас. Вот болельщики, а вот жюри,  Путь к победе труден, что не говори. Нам доверено с тобой   Провести удачно бой, Чтоб находчивость и знания проверить  Ты велик, родной язык  Ты богат, родной язык Ты наш друг, и в это все мы будем верить. Команда « Слово» Победы, а не поражения Мы вам желаем, « Предложение»! Команда « Предложение» У нас приветствие готово Ребятам из команды « Слово»! Соперник наш, не позабудь­ К победе очень труден путь! К жюри. Вам и слава и почёт! Все мы любим точный счёт Конкурс 1. « В две команды становись!» На   доске   прикреплены   карточки   со   словами:   водник,   водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот. Заводной, водолаз, водопад, водоросли, водомер. Первая   команда   должна   быстро   собрать   все   карточки   со   словами. Родственными слову «вода», вторая – слову «водить». Конкурс 2. « Кто быстрее?» Дети за 3 мин. должны построить шесть слов­ домов по схемам: корень, суффикс, окончание, приставка. Конкурс 3. « Вспомним и запишем». По окончании строчек вспомнить стихотворения и рассказать. 1 команда                        2 команда Плачет                            качается Мячик                            на ходу Не плачь                           кончается Мяч                               упаду Конкурс 4. «Вспомни правило любое и примером подтверди». Нужно вспомнить любое правило, назвать его и привести пример. Конкурс 5. « Можем мы диктант писать на «4» и на « 5» !» Эстафета:  каждый   член   команды   пишет   под   диктовку   ведущего   по одному слову. Ребята собрались на квартире у товарища. В субботу в классе будет конкурс диктантов. Лена Дружинина читает слова и предложения. Ребята записывают   их   в   тетрадь.   Потом   вместе   проверяют   работу   каждого ученика. Конкурс 6 « Буриме».(Учимся писать стихи). Командам   предлагаются   одинаковые   рифмы.   За   одну   минуту   нужно составить стихотворение и записать его. В тетрадь – пять. Не спешу­ пишу Конкурс 7. «Сумей различить части речи». На карточках записаны предложения. Необходимо указать части речи. 1 команда: На уроне русского языка ребята пишут правильно, красиво и скоро. 2 команда: К соседу в тетрадь заглянешь­ ошибку к себе перетянешь. Конкурс 8. «Дружба с заглавной буквой». Придумайте   и   запишите   весёлую   фамилию   на   букву   (В,   К,),   название города,  которого  ещё  нет  на  карте, но  который  вы   построите,  когда   будите взрослыми. Конкурс 9. «Капитаны в стране непроверяемых написаний» Под диктовку ведущего капитаны записывают 7 словарных слов. Подведение итогов. Награждение. Список использованной литературы 1. Агаркова Н.Г., Бугрименко Е.А., Жедек П. С., Цукерман Г.А. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. М. : Просвещение 1993 г. 2. А Барто « Весёлые рифмы» ЗАО « Издательский Дом ОНИКС», 1998 г. 3.  Введенская Л.А. , Саакьян Р.Я. Наш родной язык. М.: Просвещение, 1971 г. 4. Волина В.В. Весёлая грамматика. М : Знание, 1995 г. 5. Волина В.В . Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 6. Волина   В.В.   Учимся   играя.   Русский   язык. ТОО.Издательство « АРГО», 1996 г.   Екатеринбург 7. Волина В.В. Фонетика и графика. Дрофа, 2000 г. 8. Волина В.В. Словообразование. Состав слова : корень.Дрофа, 2002 г. 9. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ», 1996 г. 10.Граник   Г.Г.,   Бондаренко   С.М.,   Концевая   Л.А.   Секреты   орфографии. Москва «Просвещение», 1991 г. 11.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Донецк ПКФ « БАО» , 1997 г. 12.Канакина   В.П.   Работа   над   трудными   словами   в   начальных   классах. Москва, Просвещение, 1991 г. 13.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. (1­4), Москва « ВЛАДОС», 2003 г. 14.Маршак С.Я. Весёлая азбука. Весёлый счёт. Ростов­ на­ Дону. кн. изд­во, 1991 г 15.Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому для уч­ся 1­4х классов. Самара. Издательство « Сам Вен» 1997 г. 16.Превращение   слов   .   Учебное   пособие.   Сост.Полякова   А.В   Москва, Просвещение, 1991 г.  17.Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М: РИО «Самовар», 1994 г 18.Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное!.М: РИО « Самовар», 1994 г. 19.Рик Т.Г, Здравствуй, дядюшка, Глагол! М: РИО « Самовар», 1994 г 20.Тоцкий   П.С.   Орфография   без   правил.   Начальная   школа.   Москва «Просвещение», 1991 г 21.Сборник загадок. Сост. М.Т. Карпенко М, 1988 г 22.Сборник пословиц и скороговорок. Сост. М.Т Карпенко М, 1988 г 23.Ундзенкова   А.В.,   Сагирова   О.В.   Русский   с   увлечением.   Учимся   играя. Екатеринбург. « АРД ЛТД», 1997 г 24.Успенский Л.В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г 25.Ушаков   Н.Н.   Внеклассные   занятия   по   русскому   языку   в   начальных классах Москва. «Просвещение», 1988 г 26.Шмаков С.А. Игры – шутки, игры­ минутки. Москва. «Новая школа», 1993 г 27.Я иду на урок в начальную школу. : Русский язык. М.Издательство, « 1 сентября», 1998 г

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018