Пояснительная записка
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.
Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 33 часа в первом классе и 34 часа в 2-6 классах.
В четвертом классе – 34 часа, 1 час в неделю.
В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.
Тематическое и поурочное планирование уроков
по Правилам дорожного движения
в общеобразовательной
школе для 4 класса.
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Даты проведения |
||||
всего |
теория |
практика |
план |
факт |
|||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
07.09 |
|
|
2 |
Безопасность пешеходов. |
1 |
1 |
|
14.09 |
|
|
3 |
Проект №1 «Безопасность пешеходов». |
1 |
|
1 |
21.09 |
|
|
4 |
Знаем ли мы правила дорожного движения. |
1 |
1 |
|
28.09 |
|
|
5 |
Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения. |
1 |
|
1 |
05.10 |
|
|
6 |
Проверка знаний правил дорожного движения. |
1 |
1 |
|
12.10 |
|
|
7 |
Основные понятия и термины ПДД. |
1 |
1 |
|
19.10 |
|
|
8 |
Проект №2 «Понятия и термины ПДД». |
1 |
|
1 |
26.10 |
|
|
9 |
Предупредительные сигналы. |
1 |
1 |
|
09.11 |
|
|
10 |
Движение учащихся группами и в колонне. |
1 |
1 |
|
16.11 |
|
|
11 |
Перевозка людей. |
1 |
1 |
|
23.11 |
|
|
12 |
Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. |
1 |
1 |
|
30.11 |
|
|
13 |
Нерегулируемые перекрестки. |
1 |
1 |
|
07.12 |
|
|
14 |
Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки». |
1 |
|
1 |
14.12 |
|
|
15 |
Оборудование автомобилей специальными приборами. |
1 |
1 |
|
21.12 |
|
|
16 |
Труд водителя. |
1 |
1 |
|
11.01 |
|
|
17 |
Разбор дорожной ситуации на макете. |
1 |
1 |
|
18.01 |
|
|
18 |
Проект №4 «Ситуации на дороге». |
1 |
|
1 |
25.01 |
|
|
19 |
Дорожные знаки. |
1 |
1 |
|
01.02 |
|
|
20 |
Проведения дня безопасности дорожного движения в классе. |
1 |
|
1 |
08.02 |
|
|
21 |
Практическое занятие на специально размеченной площадке. |
1 |
|
1 |
15.02 |
|
|
22-23 |
Основные виды травм и первая помощь при них. |
2 |
2 |
|
22.02 01.03 |
|
|
24 |
Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. |
1 |
1 |
|
08.03 |
|
|
25 |
Поведение пассажиров после ДТП. |
1 |
1 |
|
15.03 |
|
|
26 |
Обязанности велосипедистов. |
1 |
1 |
|
22.03 |
|
|
27-28 |
Оценка дорожных ситуаций. |
2 |
1 |
1 |
05.04 12.04 |
|
|
29-30 |
Практические упражнения, тренирующие глазомер. |
2 |
|
1 |
19.04 26.04 |
|
|
31 |
Остановочный и тормозной путь автомобиля. |
1 |
1 |
|
03.05 |
|
|
32 |
Ответственность за нарушение. |
1 |
1 |
|
10.05 |
|
|
33 |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. |
1 |
|
1 |
17.05 |
|
|
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
|
24.05 |
|
|
|
Итого |
34 |
24 |
10 |
|
|
|
Поурочное планирование.
Расшифровка
учебных умений и навыков (компетенций):
Л. – личностные компетенции.
П.- познавательные.
Р. – развивающие.
К. – коммуникативные.
№ |
Тема занятия |
Базовые умения |
УУД |
1 |
Вводное занятие |
|
|
2 |
Безопасность пассажиров. |
Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. |
Р:самостоятельная постановка учебной цели |
3 |
Проект №1 Безопасность пешеходов. |
Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. |
К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. |
4 |
Знаем ли мы правила дорожного движения. |
Причины дорожно- транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения. |
П: поиск и выделение необходимой информации. |
5 |
Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения |
Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения. |
Л:формирование личностной и коммуникативной рефлексии. |
6 |
Проверка знаний правил дорожного движения. |
Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах. |
К: адекватное межличностное восприятие. |
7 |
Основные понятия и термины ПДД. |
Участник дорожного движения: пешеход, водитель; остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона. |
К: использование адекватных языковых средств. |
8 |
Проект №2 |
Закрепить полученные понятия. |
П: умение осознанно строить речевые высказывания в письменной
форме. |
9 |
Предупредитель- ные сигналы. |
Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке. Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно- транспортное происшествие. |
П: построение логической цепи рассуждений. |
10 |
Движение учащихся группами и в колонне. |
Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования. |
Л: формирование ориентировки на нравственно- этическое содержание поступков и событий. |
11 |
Перевозка людей. |
Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запрещения при перевозке людей? |
П: построение логической цепи рассуждений. |
12 |
Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. |
Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила посадки и высадки учащихся. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях. |
|
13 |
Нерегулируемые перекрестки. |
Что такое нерегулируемый перекресток? Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках? Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета. |
П: выдвижение гипотез и их обоснование. |
14 |
Проект № 3 Нерегулируемые перекрёстки. |
Закрепить
понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и «неравнозначные»
дороги, повторить знаки на нерегулируемых перекрёстках. |
П: знаково-символическое моделирование |
15 |
Оборудование автомобилей специальными приборами. |
Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета. |
П: умение анализировать объект. |
16 |
Труд водителя. |
Работа
водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по
обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их
личную безопасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля. |
К: вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем. |
17 |
Разбор дорожных ситуаций на макете. |
На
макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети. На
имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и
игрушечные машинки. |
Р: умение анализировать ситуации. |
18 |
Проект №4 Ситуации на дороге. |
Сформировать
у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на
улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность,
развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения. |
Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения. |
19 |
Дорожные знаки. |
Дорожные
знаки для пешеходов и велосипедистов. |
П: построение логической цепи рассуждений. |
20 |
Проведение дня безопасности дорожного движения в классе. |
Проводится
конкурс, викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. |
П: умение делать выводы и умозаключения. |
21 |
Практическое |
Движение
групп учащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах. Движение
учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Сигналы регулировщика. |
К: умение аргументировать свою точку зрения. |
22-23 |
Основные виды травм и первая помощь при них. |
Практические
занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. |
К: обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений. |
24-25 |
Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. |
Поведение
участников и очевидцев дорожно- транспортного происшествия. Вызов скорой
помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи. |
К: выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
26 |
Обязанности велосипедистов. |
Правила
и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор
безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при
движении на велосипеде. |
П: использовать разные виды информации. |
27-28 |
Оценка дорожных ситуаций. |
Проблемные
дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица»,
пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном
переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части.
Рекомендации по правилам безопасного поведения. |
Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения. |
29-30 |
Практические |
Определение
расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать время и
скорость сближения объектов. |
П: применение методов информационного поиска. |
31 |
Остановочный и тормозной путь автомобиля. |
Из
чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя.
Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы, влияющие на
величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность
дорожного движения. |
П: поиск и выделение необходимой информации |
32 |
Ответственность за нарушение. |
Правила
дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает
определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных
правонарушениях. |
П: умение давать определение понятиям. Л: формирование самооценки. |
33 |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. |
Формирование
умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях,
в повседневной жизни. |
К: способность брать на себя инициативу. |
34 |
Итоговое занятие |
Подведение
итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов. |
П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Учащиеся 4-го класса должны
знать: что такое остановочный и тормозной
путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
· перехода
дорог с двусторонним и односторонним движением;
· перехода
улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
· перехода
железной дороги.
Учащиеся 4-го класса должны уметь:
· ориентироваться
в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним
движением, наличием трамвайных путей;
· переходить
железнодорожные пути;
· переходить
регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
·осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.