Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
АЗБУКА КУЛЬТУРЫ МИРА
Воспитание в духе мира – обучение детей и молодежи, живущих в
конфликтом мире, умению разбираться в конфликтах, искать способы выхода из
них без применения силы, быть активными в деле подержания мира на земле.
Взаимопомощь – оказание добровольной помощи несколькими лицами
друг другу.
Гармонизация – единство природного и социального в воспитании и
самовоспитании, органическая взаимосвязь чувственного, нравственного и
физического развития, психические и психологические свойства личности.
Гражданин – лицо, принадлежащее постоянному населению данного
государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью
политических и иных прав и обязанностей.
Гражданственность – осознание и реализация личностью своих прав и
обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, обществу, Отечеству и
планете Земля.
Демократия – принцип организации коллективной деятельности, при
котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов
коллектива.
Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и
спасению его души. Добро – это благо для Другого. Доброта – это отдача
частички себя и своего Другому.
Дружба – отношения
людей, возникающие из личных потребностей
взаимного понимания, сопереживания, содействия.
Конфликт – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение
противоположных интересов, отсутствие взаимопонимания по различным
вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
Культура
(возделывание, воспитание,
образование) – исторически
определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей
человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности
людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура – сфера деятельности учащихся, связанная с искусством, литературой,
просветительской работой и т. п. Культура означает уровень развития чегонибудь, степень соответствия образцам, просвещенность, образованность,
воспитанность.
Личность – общественная сущность человека, синтез биологических и
социальных, врожденных и приобретенных качеств.
Любовь – чувство, выделяющее объект среди других как привлекательный,
помещающее его в центр жизненных интересов и потребностей человека (любовь
к матери, детям, человечеству, природе, Богу).
Милосердие – высшая бескорыстная форма
любви, свободная от
эгоистических стремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях.
Миролюбие – стремление человека к миру и согласию.
Миротворчество – социальнопсихологическая позиция личности, имеющая
целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.
Мировоззрение личности – система взглядов на природу, общество, других
людей и самого себя, которая сложилась у человека и определяет линию его
поведения, жизнедеятельность.
Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений,
направленных на утверждение самоценности личности, равенство всех людей в
их стремлении к счастливой и достойной жизни.
Ненасилие – моральный принцип, форма общественного сознания,
выражающие интеллектуальное, физическое и нравственное развитие людей, а
также гуманизацию общественной жизни в быту, в науке, политике, в
педагогическом процессе, в семейных, внутригрупповых и международных
отношениях.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные
качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил,
поведение.
Образ жизни – формы человеческой (индивидуальной или групповой)
жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных
отношений.
Общение – процесс установления и развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общечеловеческие ценности имеют несколько уровней. Первый из них –
уровень житейского сознания, на котором бытуют моральнонравственныеустановки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми.
В их основе – золотое правило нравственности: относись к людям так, как ты
хочешь, чтобы они относились к тебе. Из этого правила вытекают многие
черты характера, составляющие образ достойного человека: доброта,
порядочность, трудолюбие, скромность, милосердие и др.
Существуют ценности более высокого уровня, ориентация на которые должна
рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности. К
общечеловеческим ценностям второго уровня относятся следующие ценности:
Земля – общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI
века. Земля людей и живой природы.
Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина,
данная ему судьбой, завещанная его предками.
Семья – начальная структурная единица общества, естественная среда
развития ребенка, закладывающая основы личности. Непреходящая
жизненная ценность.
Труд – основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая
сущность человека. Труд для наших предков был всегда нравственным
деянием. Нашим воспитанникам необходим трудзабота о комто или о чем
то, труд как средство развития творческих способностей.
Знания – результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда.
Знание ученика – критерий труда учителя.
Культура – великое богатство, накопленное человечеством как в
материальной, так и в духовной жизни людей. Мерой культуры и
воспитанности человека является его интеллигентность.
Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами,
главное условие существования Земли и человечества.
Человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель и результат
воспитания.
Позитивный мир – стремление к сохранению мира через создание новых
международных отношений, к мировому порядку, основанному на равенстве,
справедливости; осознание взаимосвязанности мира и решения глобальных
проблем.
Права человека – совокупность законодательных норм, направленных на
защиту интересов человека во всех сферах его жизнедеятельности.Правосознание – сознательное убеждение в необходимости всеобщего
поддержания правовых норм для блага человеческого общества.
Равенство – понятие, обозначающее одинаковое положение людей в
обществе.
Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со
своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается
поставленных перед собой целей.
Справедливость – категория моральноправового сознания, понятие о
должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о
неотъемлемых правах человека. Справедливость обеспечивает каждому защиту
его жизни, свободы и достоинства. Ее реализация создает уверенность в
прочности жизненных устоев, надежности человеческих отношений, дает
высокие социальные гарантии.
Солидарность – деятельное сочувствие какимнибудь мнениям и действиям,
общность интересов, единодушие.
Терпимость – умение без вражды мириться с наличием, существованием
чужого мнения, когочегонибудь.
Толерантность – терпимость, снисходительность.
Тоталитарный – террористический, характеризующийся насилием, полным
подавлением демократических свобод и прав личности.
Уважение
– одно из важнейших требований нравственности,
подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается
достоинство личности.
Ценность – представление о том, что свято для человека, группы,
коллектива, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в
поведении. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом
для всех людей.
Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего
мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и
общества.
Человечный – достойный человек, отзывчивый, гуманный.ЮНЕСКО – международная межправительственная организация,
специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и
культуры.