Классный час
«Азбука Морзе: прошлое и настоящее»
Цель: Расширение запаса общих сведений и представлений.
Задачи:
Образовательные – Формирование знаний об Азбуке Морзе; Дать представление о телеграфе. Расширение запаса общих сведений и представлений.
Коррекционно-развивающие – Развивать концентрацию и устойчивость внимания, пространственное восприятие, зрительную память, вербально-логическое мышление;
Воспитательные - Привитие интереса, усидчивости, взаимодействие с товарищами.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход занятия;
Вступительная часть.
Вступительное слово учителя:
слайд 1
Оглянитесь вокруг - все, что нас окружает: от проектора в классе, светофоров и автомобилей на улицах, микроволновых печей, холодильников дома, мобильных телефонов, социальных сетей, компьютерных игр, спецэффектов в кино до поддержания работы электростанций, спутников, космических кораблей, роботов управляется и создано при помощи компьютерных программ.
Информационные технологии (ИТ) вошли практически во все сферы нашей жизни. Они делают мир, в котором мы живем, удобнее и безопаснее, но самое главное, помогают справляться с любыми задачами гораздо быстрее. Только представьте, если бы сегодня вам пришлось умножать 20-значные числа в уме или на бумаге, тратить или ждать десятки часов, чтобы найти нужную информацию или набрать текст, отправить письмо-сообщение другу или родственнику в другой город. ИТ дают моментальный доступ к любой информации и знаниям, которые были накоплены человечеством за тысячи лет, оставляя человеку больше времени и пространства для творчества, личной жизни, общения и новых свершений.
слайд 2
Во все времена человечество пользовалось разнообразными средствами для передачи важной и срочной информации, в случаях, когда традиционные, почтовые сообщения использовать было невозможно. Обычно, сигналом был дым от костра, световые эффекты от манипуляций отраженным светом солнца или определенная комбинация звуков, исходящая от ударных музыкальных инструментов. Спустя время возникла идея передавать сигналы по кабелям. Первую систему передачи данных разработал Сэмюел Морзе. Он предложил использовать чередование последовательных коротких и длинных сигналов, представляющих собой буквы, знаки препинания, цифры и символы. Эта система передачи данных стала известна как морзянка, азбука или код Морзе.
слайд 3
Самюэл Финли Бриз Морзе - изобретатель и художник
Дата рождения: 27 апреля 1791 года США
Дата смерти: 2 апреля 1872 года Нью-Йорк
Наиболее известные изобретения-пишущий телеграф «Аппарат Морзе» и код Морзе. Азбука или код Морзе стал известен миру в 1837 году, но только в 1854 году Верховный Суд признал авторские права на телеграф. Газеты, железные дороги и банки быстро нашли применение его телеграфу. Морзе получил за своё изобретение 400 000 франков. Морзе купил имение близ Нью-Йорка, и провёл там остаток жизни среди детей и внуков.
слайд 4
Для передачи посылок использовался ключ, изобретенный российским ученым Б. С. Якоби, а для приема — электромагнит. Ключ - обобщающий термин для любого устройства, используемого в основном для передачи знаков азбуки Морзе.
За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 7 точек.
слайд 5
Современный вариант
международного кода Морзе появился совсем недавно — в 1939 году. Начало 20 века
ознаменовалось переводом большинства международных высокоскоростных связей на
азбуку Морзе – первый цифровой способ передачи данных.
Код Морзе - это сигнальный неравномерный телеграфный код. Кодировка букв, цифр
алфавита и прочих символов, имеют определенную комбинацию посылок
электрического тока - точек и тире.
слайд 6
Несмотря на
развитие современных технологий, морзянка широко используется до сих пор не
только радиолюбителями, но и военными. Её изучение является обязательным для
всех курсантов военных училищ. В экстренных случаях, при поломке современной
аппаратуры, все военные части, как морские, так и сухопутные передают
радиограммы при помощи азбуки Морзе.
Помимо военных, азбукой Морзе обязаны владеть
авиадиспетчеры и пилоты.
слайд 7
Наибольшая заслуга азбуки Морзе – комбинирование букв алфавита в единую систему тире и точек. Сообщение, переданное при помощи морзянки, может быть прочтено человеком без применения специализированного устройства для расшифровки, что делает ее необычайно удобной для передачи данных.
слайд 8
В связи с
заменой сигнала SOS автоматизированной системой оповещения о бедствии в
настоящее время значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может
применяться. В голосовой связи сигнал «SOS» не применяется.
Самый известный сигнал в азбуке Морзе - сигнал
бедствия SOS. Сигнал представляет собой последовательность «три точки — три
тире — три точки», передаваемую без пауз между буквами. Таким образом, SOS —
отдельный символ азбуки Морзе. Это просто случайно выбранная
последовательность, удобная для запоминания и легко распознаваемая на слух. Фразы,
которые часто связывают с этим сигналом, такие как спасите наш корабль или
спасите наши души появились после принятия сигнала. Все радиостанции должны
были принимать его с судов вне всякой очереди.
слайд 9
Современная телеграфная азбука (система кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как «код Морзе» или «морзянка») существенно отличается от той, что предложил в 1838 г. С. Морзе.
слайд 10
Передаваться и приниматься азбука Морзе может с различной скоростью — это зависит от возможностей и опыта радистов. Обычно средней квалификации радист работает в диапазоне скоростей 60 — 100 знаков в минуту. Достижения по скоростным приёму-передаче находятся в диапазоне скоростей 260—320 знаков в минуту.
слайд 11
Передача кодов Морзе производится при помощи телеграфного ключа различных конструкций.
При достаточной квалификации оператора приём коротких сообщений возможен без записи. При приёме опытные радисты производят запись с отставанием на несколько знаков, что делает приём более спокойным и надёжным и является показателем мастерства оператора. При приеме на высоких скоростях (более 125 знаков в минуту) приходится записывать тексты, отказавшись от стандартных алфавитных символов и использовать специальные укороченные значки. В таком варианте после окончания приема радисту необходимо переводить текст в символы обычного алфавита.
слайд 12
Азбука Морзе — средство для передачи сообщения в местах, где другие средства недоступны (например, в тюрьмах).
В 2004 Международный союз электросвязи (МСЭ) ввёл в азбуку Морзе новый код для символа @, для удобства передачи адресов электронной почты.
слайд 13
Достоинства:
• высокая помехозащищенность при приеме на слух в условиях сильных радиопомех;
• возможность кодирования вручную;
• запись и воспроизведение сигналов простейшими устройствами.
Недостатки
• неэкономичность, на передачу одного знака кода требуется в среднем 9,5 элементарных посылок;
• малая пригодность для буквопечатающего приема;
• низкая скорость телеграфирования.
Заключительная часть. Рефлексия.
-Наше занятие подходит к концу.
- Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня узнали?
- Где мы можем применить знания, полученные на занятии?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.