Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
АЗБУКА ПОИСКА
Поисковая деятельность:
– вопервых, объединяет (через разнообразные формы и методы работы)
различные виды деятельности (учебнопознавательную,
общественно
политическую, спортивную, шефскую, эстетическую и т. д.) в единое целое под
главной идеей: воспитать достойного гражданина Отчизны, будущего защитника
Родины;
– вовторых, содержит элементы романтики, героики, требует преодоления
трудностей, проявления силы воли, что отвечает потребностям взрослеющей
личности школьника;
– втретьих, способствует осознанию и ощущению школьниками своей
сопричастности с историей, жизнью страны, борьбой за мир, поскольку,
открывая страницы подвигов, поисковцы сохраняют память, а это тоже оружие в
борьбе за мир: чтобы предотвратить новую войну, надо помнить о прошлом;
– вчетвертых, поиск дает возможность расширить круг общения
что способствует формированию чувства гордости за
школьников,
принадлежность к коллективу своей школы.
Наконец, в процессе поисковой работы школьники закаляются нравственно и
физически, учатся находить факты для отстаивания своей точки зрения, излагать
логически материал, работать с архивными источниками, проявлять
настойчивость, самостоятельность, силу воли, ответственность за выполнение
задания, требовательность и дисциплинированность.
В походах и поездках рождаются многие интересные традиции.
«Линейка памяти», которая всегда проходит в начале похода или поездки и
посвящена историческим событиям и людям, ради которых мы отправились в
путь.
Операция «Обелиск», чьей целью является забота о памятниках, братских
могилах, которые находятся далеко от людей и требуют особого внимания и
заботы.
«Тимуровский десант» – оказание помощи пожилым людям, которые в ней
нуждаются. Ребята не только помогали таким людям, но и собирали много
интересных сведений о периоде Великой Отечественной войны.
«Костер отваги» – это форма общения и подведения итогов в конце похода и
дальнего путешествия. На первом костре непременно – знакомство с друзьями,
рассказ о себе. Ежедневно темой беседы являются события походной жизни:
итоги встреч, операций, обращение к Памяти. Последний костер заканчивается
откровенным разговором: «Скажи мне обо мне».Для «Верности» стали традиционными две экспедиции: весной на
Новгородскую землю и летом – на Сталинградскую. Музей пополняется новыми
экспонатами. Появляются новые друзья.
Прошли годы, но прежним осталось одно – поисковая группа «Верность» для
ее членов – это школа жизни, школа гражданственности и патриотизма.
Ежегодно ребята в своих анкетах пишут о том, что дала им работа в поиске:
«Теперь не могу равнодушно смотреть или слушать о том, что связано с
войной. Поисковая работа повлияла какимто образом на мой характер, ведь в
наше время не у каждого человека (я имею в виду молодежь, свое поколение)
есть чтото святое. А у меня есть!»
«…Не перестаю удивляться, неужели все это было? Как грандиозно все, что
было совершено! Победа над врагом! Группа «Верность» для меня как бы
мостик в историю. Советую всем чаще вспоминать о том, что было. Понимаете,
это подтягивает всякого человека».
И куда бы ни заносила судьба членов поисковой группы «Верность», они
всегда остаются верны тому братству, которое зародилось в общем деле.
С первых дней существования приоритетными в деятельности «Верности»
стали активные формы работы. Потому что именно эти формы позволяют
быстрее и эффективнее раскрыть внутренний мир ребенка, помочь ему
безболезненно влиться в тот или иной коллектив, активно включиться в общую
работу, «заразиться» значимой идеей.
Хотелось бы подчеркнуть, что в каждый поход и поездку мы отправлялись с
напряженным планом работы: проводили «Огоньки во фронтовой землянке»,
митинги, выступали с агитбригадами и концертной программой, встречались со
старожилами сел и участниками войны, записывали их воспоминания, собирали
материал для музея.
В одном из многодневных походов ребята из «Верности» впервые
столкнулись с проблемой забытых солдат. Милиционер из г. Суровикино, наш
проводник, передал ребятам медальон, найденный им в поле. Удалось найти
жену погибшего бойца, которая в 1942 г. получила о муже извещение – «пропал
без вести». С тех пор началась работа по поиску на запросы родственников,
которые потеряли своих близких в период Сталинградской битвы.
Структура героикопатриотического воспитания представлена нами в форме
дома. Любовь к Родине начинается с малого, и прежде всего со своего дома, со
своей семьи. И школа, как нам известно, тоже один большой общий дом.ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯНа схеме показаны три основных направления работы: через уроки, через
музей, через КТД.
Формы патриотического воспитания постоянно обновляются, так диктует нам
изменившееся время.
Так в октябре 2003 года во время несения Почетной вахты на Посту № 1 в
школе открылась «Полевая почта».
Каждый день получая письматреугольники из 1942 года и заново
переосмысливая эти бесценные документы военного времени, поисковцы
убедились в необходимости проведения уроков Мужества «И долго будут к нам
писать все павшие на поле боя», которые теперь проводятся при
непосредственном участии сотрудников областного краеведческого музея.