Бал – маскарад
Театрализованный праздник для старшеклассников
( сценарий написан по мотивам пьес Е. Шварца и Г. Горина)
На сцене установлены красочные декорации волшебного сказочного города. Выходит глашатай. Под звуки фанфар он разворачивает указ и громко кричит.
Глашатай. Жители сказочного королевства! А, жители сказочного королевства!
Ох, до чего же приятное известие! Все готово к балу в королевском дворце!
Король встал в пять часов утра, лично вытер пыль на парадной лестнице, потом побывал в кухне, поссорился с главным поваром, в гневе отказался от престола, но потом сменил гнев на милость, и теперь бегает по королевской дороге, проверяет, все ли в порядке!
Тут на сцену галопом влетает король. Вид у него крайне озабоченный, как у хорошей хозяйки во время большой уборки. Полы его мантии подколоты булавками, под мышкой метелка для обметания пыли, корона сдвинута набекрень.
Король (все более и более раздражаясь). Какое сказочное свинство! Во дворце сегодня праздник. Вы понимаете, какое великое дело - праздник! Порадовать людей, повеселить, приятно удивить - что может быть величественнее? Я с ног сбился, а вы? Почему ворота еще не отперты, а? (Швыряет корону на землю.) Ухожу, к черту, к дьяволу, в монастырь! Живите сами как знаете. Не желаю я быть королем, если мои подданные (строго смотрит на глашатая) работают еле-еле, да еще с постными лицами. (Недовольный, выражая непреходящую обиду, демонстративно садится на ступеньки и поворачивается к залу спиной.)
На сцену выходит Волшебница, становится в круге света.
Волшебница. Снип – снап – снурре…Разные люди живут на свете: кузнецы и повара, короли и доктора, школьники…Я вот, например, волшебница. И все – актёры, доктора, кузнецы – все люди нужные и очень хорошие. Не будь меня – не оказались бы Вы здесь сегодня и никогда не узнали, что случилось с одним десятым классом…Но тссс…молчание…Снип – снап –снурре…Это история праздничная, а значит , таинственная и со счастливым концом…
Волшебница на цыпочках уходит, а на большом экране под музыку Геннадия Гладкова из известного кинофильма высвечиваются разные озорные рожицы – одна за другой. Это лица специально отснятых десятиклассников, которые через несколько секунд появятся на сцене и воспроизведут начальную сцену из фильма М. Захарова «Формула любви». Ребята в весёлых ярких костюмах исполняют замечательный танец.
Затем под весёлую мелодию в зал вбегают десятиклассники. Все они в карнавальных костюмах, держатся за руки и весёлой цепочкой пробегают по сцене, спускаются вниз и занимают свои места.
Волшебница. Давно я не видела столько весёлых и счастливых лиц. Но, друзья мои, я хочу вас предупредить: моя история и немножко грустная. Ведь в жизни всегда так: кто-то смеётся, а кто-то рядом плачет.
Выходит десятиклассница в костюме Золушки. Она протирает какой-то кувшин и разговаривает с собой и залом.
- Знаете, о чем я думаю? Я думаю вот о чем: мачеху и сестриц позвали на бал, а меня - нет. С ними будет танцевать принц, а обо мне он даже и не знает. Они там будут есть мороженое, а я не буду, хотя никто в мире не любит его так, как я! Это несправедливо, верно?
Натирая пол, я очень хорошо научилась танцевать. Терпя напрасные обиды, я научилась сочинять песенки. За прялкой я их научилась петь. И ни один человек об этом не знает. Обидно! Правда? Мне так хочется, чтобы люди заметили, что я за существо, но только непременно сами. Без всяких просьб и хлопот с моей стороны. Потому что я ужасно гордая, понимаете?
Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Ведь это очень вредно не ехать на бал, когда ты этого заслуживаешь! Мне так надоело самой себе дарить подарки в день рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди!
Золушка поёт песню Новеллы Матвеевой «Новогодняя ночь».
На сцену вновь вбегает расстроенный король. Он в очередной раз пытается зашвырнуть куда-нибудь корону. Короля пытается остановить министр бальных танцев.
Король. Ухожу! К чёрту, к дьяволу, в монастырь! Не желаю быть королём в стране, где происходят такие душераздирающие события. ( Указывает на Золушку).Приготовьте посуду – я её сейчас буду бить. Я король, дорогие мои. Должен предупредть: страшный человек – коварен, капризен. Злопамятен – деспот. Как самый обыкновенный король. И самое обидное – не я в этом виноват. Предки. Внучатые прабабки, прадедки… А я по натуре – добряк. Кошек люблю. Душа тонкая, деликатная. Вот иногда подписываю смертный приговор и плачу…Ухожу! К чёрту, в монастырь!..
Министр бальных танцев. Ваше королевское Величество! Но приглашены гости, все ждут праздника!
Король (возмущенно). Какое сказочное свинство! Спорить с королём? Палач! Подать топор и музыку! Господа придворные, молитесь! Песочные часы, быстро! А то тоже будете казнены! Во мне проснулась тётя - самодура. Её родную сестру съел людоед, отравился и умер. Видали, какие у меня в родне ядовитые характеры?
Министр танцев подбегает к королю и начинает делать какие-то па.
Король (обращаясь к залу). Позвольте представить Вам моего министра бальных танцев господина маркиза Падетруа. В торжественных случаях он объясняется только средствами своего искусства. Он предлагает всем станцевать. (Задумчиво.) Разрешить?! (Иронично.) Чувствую, во мне просыпается дед с материнской стороны. Он был неженка и, когда во дворце при нём душили его собственную жену, он так плакал и всё её уговаривал: потерпи, душенька, может, ещё обойдётся…(всхлипывает)
Падетруа становится в центр зала, делает несколько показательных па и приглашает всех танцевать. Все десятиклассники становятся парами и танцуют менуэт.
На сцену, задушевно разговаривая о чём-то, поднимается пара – юноша и девушка. Кажется, они пытаются уединиться. Девушка закрывается веером. Король на цыпочках идет за ними, бросая реплику в зал.
Король. Вы знаете, а по-моему, здесь сейчас произойдёт что-то интересное. Вы видите, они так и норовят уединиться. А я сверхъестественно любопытен. Так люблю подглядывать.(Натягивает корону.)
Тем временем пара выходит на авансцену и поёт « Дуэт Эмили и трактирщика» из кинофильма «Обыкновенное чудо» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Кима)
- Ах, сударыня, вы, верно, согласитесь,
Что погода хороша, как никогда?
- Право, сударь, я скажу,
Я и вправду нахожу,
Что погода не такая, как всегда.
- Ах, сударыня, скажите, отчего же
Этот вечер удивительный такой?
- Право, сударь, может быть,
это трудно обьяснить
Но, наверно, потому что вы со мной.
- Ах, сударыня, когда мы с вами вместе,
Все цветочки расцветают на лугу!
- Я скажу вам, сударь мой:
Мне бы надо бы домой,
Но цеточки я обидеть не могу!
Как приятно и забавно,
Что я очень нравлюсь вам,
Ну, а вы мне и подавно!
Вот и славно, трам-пам-пам.
Юноша. О чём это Вы мечтаете?
Девушка (мечтательно). О предстоящих удивительных событиях. Ведь будут нынче вечером во дворце на балу чудеса?
Король с радостным криком подскакивает к влюблённым, тем самым выдавая, что подслушивал.
Король. Конечно, маркиза! У меня весь день чесалось правое ухо. А это уже всегда к чему-то трогательному, завлекательному, деликатному и благородному.
Министр танцев (выручает в щекотливой ситуации – подпрыгивает, приглашая танцевать). Так чего же мы стоим? Танцевать! Все хотят танцевать!
Десятиклассники весело танцуют краковяк.
Король, счастливый, забегает на сцену, волоча за собой Принцессу.
Король. Господа! Господа! Позвольте, я представлю вам мою дочь – принцессу. Она такая умница, такая красавица… (Удивлённо смотрит на неё.) Но отчего ты не улыбаешься? Тебя кто-то обидел? Ты съела сорок порций мороженого и у тебя замёрз живот?
Король и принцесса исполняют «Дуэт глупого короля и прекрасной принцессы» из мюзикла Г. Гладкова «Бременские музыканты» (сл. Ю. Энтина)
- Ах ты, бедная моя трубадурочка!
Посмотри, как исхудала фигурочка!
Я заботами тебя охвачу.
-Ничего я не хочу!
- Ах, принцессочка моя горемычная!
Скоро будут здесь певцы заграничные.
Выбирай любого, все оплачу!
- Ничего я не хочу!
- Состоянье у тебя истерическое,
Скушай, душенька, яйцо диетическое,
Или, может, обратимся к врачу
- Ничего я не хочу!
Король. Ухожу! К чёрту ваш престол! Почему мне не сообщили, что принцесса уже выросла? (Сбрасывает парик, порывается убежать, а потом садится на край сцены и грустно рассуждает.) А, может, она влюбилась? А может, наоборот, ей не в кого влюбиться? (Поднимается, подскакивает к дочери, пытается её утешить.) Девочка моя, я к тебе заморских гостей выписал! (Машет кому-то за кулисы.) Запускай, пусть принцессу развлекают!
На палочках с лошадиными головами на сцену скачут два десясятиклассника. Они, в костюмах Дон Кихота и Санчо Панса, исполняют переделанную «Серенаду Дон-Кихота» Д. Кабалевского из радиопостановки «Дон Кихот».
Дон Кихот. Из Испании далёкой я примчался.
Как я счастлив, на балу ведь оказался.
Санчо. Какой чудесный бал,
Не зря сюда скакал
Вместе. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла!
Дон Кихот. Как вечна на небе солнца позолота,
Так прочна любовь и верность Дон-Кихота.
Санчо. Какой чудесный бал,
Не зря сюда скакал!
Вместе. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла!
Дон Кихот. Окружите нас стараньем и заботой.
Пойте больше нежных песен Дон-Кихоту.
Санчо. Какой чудесный бал,
Не зря сюда скакал!
Вместе. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла!
Дон Кихот. Служит имя Дульцинеи мне оплотом,
Неразлучна Дульцинея с Дон-Кихотом.
Санчо. Какой чудесный бал,
Не зря сюда скакал!
Вместе. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла!
При упоминании имени Дульцинеи Принцесса начинает громко плакать. Король машет руками, чтобы певцы удалились, а король вновь кидается к дочке.
Король. Что, не нравятся чужеземцы? Так у нашего порога такой Арлекин топчется! (Машет кому-то за кулисы) Сюда его, сюда!
Из-за кулис появляется Арлекин, роль которого исполняет родитель, учитель или десятиклассник. Он исполняет песню Баркаса – Димитрова «Арлекин».
По острым иглам яркого огня
Бегу, бегу, дорогам нет конца,
Огромный мир замкнулся для меня
В арены круг и маску без лица.
Я — шут, я — Арлекин, я — просто смех,
Без имени и, в общем, без судьбы.
Какое, право, дело вам до тех,
Над кем пришли повеселиться вы?
Ах, Арлекино, Арлекино!
Нужно быть смешным для всех!
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда — смех.
Выходят на арену силачи,
Не ведая, что в жизни есть печаль.
Они подковы гнут, как калачи,
И цепи рвут движением плеча.
И рукоплещет восхищенный зал,
И на арену к ним летят цветы,
Для них играет туш, горят глаза,
А мною заполняют перерыв.
Ах, Арлекино, Арлекино!
Нужно быть смешным для всех!
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда — смех.
Смешить вас мне с годами все трудней,
Ведь я не шут у трона короля.
Я Гамлета в безумии страстей
Который год играю для себя.
Все кажется — вот маску я сниму
И этот мир изменится со мной,
Но слез моих не видно никому,
Ну что ж, Арлекин я, видно, неплохой!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха...
Ах, Арлекино, Арлекино!
Нужно быть смешным для всех!
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда — смех!
Король (снова утешает продолжающую плакать принцессу).Слишком грустная история? Ну давай повеселее. Ты помнишь бедную Золушку? Так вот. Она приехала к нам на бал!
Бьюсь об заклад, что ты её сейчас не узнаешь!
Из-за кулис Волшебница выводит Золушку, а сама спускается в зал, к ребятам.
Золушка. Милая принцесса, а хочешь, я спою тебе песню об одном очень весёлом жуке?
Поёт песню «Добрый жук» (сл. Е. Шварца, муз. А. Спадавеккиа) из кинофильма "Золушка". Ребята в это время весело танцуют полечку, а на экране демонстрируется фрагмент танца из этого замечательного фильма.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг.
Полюбили мы жука,
Старика-добряка,
Очень уж душа легка
У него, весельчака.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг.
В зале царит веселье, а принцесса по-прежнему сидит, не реагируя ни на что. Король использует последний аргумент.
Король. Вот видишь, как всё здорово получается. А тебе не смешно, нисколечко не смешно? Совсем – совсем? А давай я тебя с Волшебницей поближе познакомлю? Она такая затейница, такая умница! Она все волшебные игры знает и чудесных дел мастерица!
Волшебница выходит на середину зала и проводит игровую программу с детьми и взрослыми – родителями и учителями. В игры активно увлечена и принцесса, она смеётся и радостно принимает участие во всех затеях.
Через некоторое время молодые люди, одетые в ливреи, ввозят столики со сладостями и мороженым. Звучит музыка, все счастливы. На сцену выбегает радостный король.
Король. Она смеётся! Вы слышите, она смеётся! Где музыка? Где господин Падетруа? Танцевать, всем танцевать! Музыканты, вальс !
Все танцуют фигурный вальс.
После танца король выходит на сцену, садится на её краешек и философски рассуждает.
Король. Ну вот, все счастливы. Многие в нашей жизни всё о богатстве и связях мечтают… Связи связями, но надобно и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым. И пусть наш бал подошёл к концу, мы ещё долгое время будем хранить в душе его доброту и тепло.
Все участники праздника поочерёдно парами выходят из-за кулис, подходят к краю сцену, кланяются или делают реверанс и, спускаясь, становятся под сценой. Исполняется песня из кинофильма «Обыкновенное чудо»: вокальная группа стоит возле микрофонов, остальные поют во время движения. К концу песни все участники стоят большим красивым хором (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Кима).
Давайте негромко, давайте вполголоса,
Давайте простимся светло.
Неделя другая, и мы успокоимся,
Что было то было, прошло.
Конечно ужасно, нелепо, бессмысленно,
Ах, как бы начало вернуть.
Начало вернуть невозможно, немыслимо,
И даже не думай, забудь.
Займёмся обедом, займёмся нарядами,
Заполним заботами быт.
Так легче, не так ли, так проще, не правда ли,
Не правда ли, меньше болит.
Не будем хитрить и судьбу заговаривать,
Ей-богу, не стоит труда.
Да-да, господа, не авось, не когда-нибудь,
А больше уже никогда.
Ах, как это мило, очень хорошо,
Плыло и уплыло, было и прошло.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.