«Баскетбол, как средство развития выносливости и ловкости учащихся»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми. Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде). В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек.
Иконка файла материала proekt_muhametshina.doc
Проектная работа Тема: «Баскетбол, как средство развития выносливости и ловкости учащихся»                 Содержание 1. Актуальность проекта                                                                   3                           2.Цель проекта                                                                                   4                    3.Задачи проекта                                                                                4                    4.Ожидаемые результаты проекта                                                    6                 5.Сроки разработки и реализации проекта                                      4                  6. Ресурсы проекта                                                                                                         7.Планирование проекта                                                                    8                    8.Практическая часть проекта                                                           9                    9.Заключение                                                                                      2410. Список литературы                                                                      24  2ВВЕДЕНИЕ              Актуальность  Двадцать   первый   век   называют   веком   информатики.   Действительно, развитие   научно­технического   прогресса   сделало   большой   скачок   в   сторону компьютеризации всех отраслей жизни. Это приводит к постоянному увеличению работников умственного труда, к повышению умственно­психических нагрузок и времени, проводимого  за компьютером учениками    в школах. В связи  с этим возникает проблема укрепления здоровья детей. В первую очередь, это касается учеников общеобразовательных школ. Однако остается открытым вопрос, какие 3средства   физического   воспитания   являются   наиболее   целесообразными   для школьников,   к   тому   же   проводящими   большое   количество   времени   за компьютером.   С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.        Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в   которой   развиваются   все   необходимые   для   здорового   образа   жизни   качества (выносливость,   быстрота,   сила,   координация   движений,   ловкость,   точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).   В   условиях   небольшого   школьного   зала   посредством   баскетбола   достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко   дозировать   нагрузку   с   учетом   возраста,   пола   и   подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15­20 человек. Каждый ученик, который сознает необходимость физических упражнений, выбирает   для   себя   вид   спорта,   наиболее   для   него   подходящий.   И   довольно большой процент учеников   выбирает именно баскетбол. Поэтому обоснование эффективности применения баскетбола как средства развития выносливости и психофизиологических   способностей   учеников   является   актуальным   для совершенствования средств и методов физического воспитания учеников. При игре в баскетбол действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях   является   не   отрабатывание   стандартных   навыков,   а   творческая деятельность ­ мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор соответствующих   действий.   Поэтому   применение   баскетбола     является эффективным средством развития творческого мышления учащихся.       Для баскетбола характерны очень высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, темп игры, выполнение технических приемов на большой скорости с сопротивлением противника, применение активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая напряженность   турниров   и   отдельных   матчей   требуют   высокого   развития выносливости,   т.   е.   способности   противостоять   появляющемуся   в   результате соревновательных   нагрузок   утомлению.   Именно   поэтому   игрокам   необходимо развивать выносливость. Баскетболист, обладающий достаточной выносливостью, дольше   сохраняет   хорошую   спортивную   форму,   проявляет   высокую двигательную   активность   как   в   одном   матче,   так   и   на   протяжении   турнира, 4демонстрирует более стабильную и эффективную технику, отличается быстрым тактическим мышлением, он более результативен.       Для   баскетболиста   важна   как   общая,   так   и   специальная   выносливость. Развивать   их   целесообразно   последовательно   в   соответствии   с   этапами круглогодичной   тренировки.   На   этапе   общей   подготовки   подготовительного периода годичного цикла следует заниматься преимущественно вопросами общей выносливости, что предполагает развитие всех физических качеств и создание необходимой   базы   аэробных   возможностей.   Особенно   важными   средствами совершенствования   аэробных   возможностей   служат   кроссы,   плавание,   гребля, ходьба на лыжах и другие упражнения циклического характера, выполняемые с малой,   средней   и   переменной   интенсивностью,   с   постепенным   увеличением объема. Проблема:   здоровья детей.                Ухудшение   физической   двигательной   активности   учащихся   и                      Цель:           Создание   условий   для   полноценного   физического   развития   и   укрепления здоровья   школьников   посредством   приобщения   к   регулярным   занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание   общей выносливости,     воспитание   скоростной   и   скоростно­силовой   выносливости, воспитание игровой выносливости Задачи: 1. Образовательные: ­   Познакомить   учащихся   с   интереснейшим   видом   спорта   БАСКЕТБОЛОМ, правилами   игры,   техникой,   тактикой,   правилами   судейства   и   организацией проведения  соревнований;  ­   Углублять   и   дополнять   знания,   умения   и   навыки,   получаемые   учащимися   на уроках физкультуры; 2. Оздоровительные: ­   Укреплять опорно­двигательный аппарат детей;  ­    Способствовать   разностороннему  физическому  развитию учащихся,  укреплять здоровье, закаливать организм; 5­ Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка. 3. Воспитательные: ­    Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения; ­   Прививать   любовь   и   устойчивый   интерес   к   систематическим   занятиям физкультурой и спортом; ­   Пропагандировать   здоровый   образ   жизни,   привлекая   семьи   учащихся   к проведению спортивных мероприятий и праздников. ­ Расширение спортивного кругозора детей. Обьект исследования. Программа предназначена для детей 12­16 лет.   В   коллектив   принимаются   все   желающие,   не   имеющие   медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с мая до 10 сентября текущего года.     Возможен   добор  отдельных  обучающихся   в   объединения     2­3   годов обучения в случае отчисления из них детей по каким­либо причинам.  Сроки реализации программы  ­  3 года.  Программа рассчитана на детей и подростков от 12 до 16 лет.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 час,  Количество часов в год 35 ч. Наполняемость учебной группы по годам обучения Минимальное количество обучающихся в группе 12­15 чел. 1 год обучения – 15 человек 2 год обучения – 12 человек 3 год обучения – 10 ­12 человек Формы организации обучения: ­  командная, малыми группами, индивидуальная.  Формы проведения занятий: 6Тренировочные   занятия,   беседы,   соревнования,   тестирования,   спортивные   конкурсы, праздники, просмотры соревнований. Ожидаемые результаты:  К моменту завершения программы обучающиеся должны : Знать   стране.   Уметь      Основы знаний о здоровом образе жизни.    Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе,   Правила игры в баскетбол.   Тактические приемы в баскетболе. Овладеть основными техническими приемами баскетболиста. Проводить судейство матча. Проводить   разминку   баскетболиста,   организовать   проведение подвижных игр. Развить качества личности    Воспитать стремление к здоровому образу жизни.    Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.    Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.    Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране. Способы  проверки образовательной программы: ­ повседневное систематическое наблюдение; ­ участие в спортивных праздниках, конкурсах; ­ участие в товарищеских встречах и соревнованиях. Формы подведения  итогов реализации образовательной программы: ­ спортивные праздники, конкурсы; ­ матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста; ­ соревнования школьного, районного и городского масштабов. 7Контрольные   тесты   и   упражнения   проводятся   в   течении   всего   учебно­ тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.       Тестирование  проводят в начале учебно­тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае.     Формы и способы фиксации результатов: ­ дневник достижений учащихся; ­ портфолио  учащихся. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая  ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.   8№ п/п Название тем Общие основы баскетбола ПП и ТБ  Правила игры Общефизическая  подготовка Специальная подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка Игровая подготовка Контрольные и  календарные игры Общее количество  часов в год  1 2 3 4 5 6 7 Учебно­тематический план 1­2­3 года обучения 1 час в неделю (35 часов в год) 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения Теория практика всего 1 1 теория Практика всего 1 1 теория практика всего 1 1 1 1 3 7 7 7 5 3 1 1 4 8 7 7 5 3 3 7 7 7 5 3 3 8 8 7 5 3 1 1 3 7 7 7 5 3 3 7 8 8 5 3 3 32 35 3 32 35 3 32 35 Методическое обеспечение образовательной программы№   Тема программы Форма организации и проведения занятия Методы и приёмы организации учебно­ воспитательного процесса Словесный, объяснение,  рассказ, беседа  практические задания,  объяснение нового  материала. Конспекты занятий для  педагога.   Словесный,  наглядный показ,  упражнения в парах, тренировки 1 2 3 Общие основы баскетбола  ПП и ТБ Правила   игры и методика судейства Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная Общефизическая Индивидуальная, подготовка баскетболиста групповая, подгрупповая, Специальная подготовка поточная, фронтальная Индивидуальная,  групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно­групповая, в парах Графа  учёта Вид и форма Дидактический контроля, форма материал, техническое предъявления результата оснащение занятий Специальная литература, справочные Вводный,  положение о соревнованиях по материалы, картинки, баскетболу. плакаты. Правила судейства в баскетболе. Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего Тестирование,  карточки судьи, протоколы Словесный, объяснение Литература, схемы, Зачет, нового материала, рассказ, справочные практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.  материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего тестирование, учебная игра, промежуточный тест. 104 5 Техническая подготовка Индивидуальная, индивидуально – баскетболиста фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно­групповая, в парах Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.   Учебная игра. Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование  Игровая подготовка групповая, подгрупповая, практические занятия, упражнения в парах, коллективно­групповая тренировки, Учебная игра. Дидактические карточки, плакаты, мячи на  каждого обучающего,  видеозаписи  Учебная игра,  промежуточный отбор, соревнование 11Содержание программы 1­го года обучения: 1. Общие основы баскетбола – 3 часа ­  История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,    форма игроков.  ­  Сведения о строении и функциях организма человека. ­  Влияние физических упражнений на организм человека.  ­  Необходимость разминки в занятиях спортом. ­  Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях     баскетболом. ­  Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале. ­  Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. ­  Правила игры мини­баскетбола, судейская жестикуляция и терминология. ­  Подведение итогов года. ­  Методика тренировки баскетболистов. ­  Техническая подготовка баскетболистов. ­  Психологическая подготовка баскетболиста. 2. Общая физическая подготовка – 3 часа  ­ Строевые упражнения ­ Упражнения для рук плечевого пояса ­ Упражнения для ног ­ Упражнения для шеи и туловища ­ Упражнения для всех групп мышц ­ Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое  место»,  «Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей» ­ Упражнения для развития быстроты ­ Упражнения для развития ловкости ­Упражнения для развития гибкости ­ Упражнения для развития прыгучести. 3. Специальная физическая подготовка – 7 часов ­ Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до  40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.  12­ Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.  ­Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед,  челноком, с поворотом). ­Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с  ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной  ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны). ­ Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги. ­   Упражнения   для   развития   скорости   реакции   по   зрительным   и   звуковым сигналам. ­   Упражнения   для   развития   чувства   мяча.   Жонглирование   одним,   двумя мячами.  ­  Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом. ­ Метание различных мячей в цель. ­ Эстафеты с разными мячами. 4. Техническая подготовка    –  7 часов   ­ Обучение передвижению в стойке баскетболиста. ­ Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами. ­ Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги. ­ Повороты вперед и назад. ­ Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке    при встречном и параллельном движении. ­ Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,    при встречном и параллельном движении. ­ Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,    скорости, высоты отскока. ­ Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,    с отскоком от щита, в движении. ­ Броски  в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,    с середины, без отскока и с отскоком от щита. ­ Обучение технике двух шагов с места, в движении. ­ Броски двумя руками от груди с двух шагов. 5. Тактическая подготовка     – 7 часов                                 Нападение 13­ Выход для получения мяча на свободное место. ­ Обманный выход для отвлечения защитника. ­ Розыгрыш мяча короткими передачами. ­ Атака кольца. ­ «Передай мяч и выходи». ­ Наведение своего защитника на партнера.                                Защита  ­ Противодействие получению мяча. ­ Противодействие выходу на свободное место. ­ Противодействие розыгрышу мяча. ­ Противодействие атаке кольца. ­ Подстраховка. ­ Система личной защиты. 6. Игровая подготовка   – 5 часов   ­   Обучение   основным   приемам   техники   игры   и   тактическим   действиям   в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини­баскетбола. ­   Привитие   навыков   соревновательной   деятельности   в   соответствии   с правилами мини­баскетбола. 7. Контрольные и календарные игры   – 3 часов   ­   Двухсторонние   контрольные   игры   по   упрощенным   правилам   мини­ баскетбола. ­ Товарищеские игры с командами соседних школ. ­ Итоговые контрольные игры. Ожидаемые результаты 1 года обучения     К концу первого года обучения учащиеся должны  знать: ­ теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие; ­ правила техники безопасности и пожарной безопасности; ­  упражнения СФП; ­ азы технико­тактической подготовки; 14­ игровую ориентацию в мини­баскетболе; ­ правила пожарной безопасности. ­ профилактика заболеваемости и травматизма в спорте. ­ гигиенические требования к спортсменам. уметь: ­ выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги; ­ выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу; ­  ловить мяч двумя руками на месте; ­  передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с  отскоком; ­  вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным  контролем; ­  выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам; ­  выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с  места, под углом к щиту; ­  освобождаться для получения мяча; ­  противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины; ­  останавливаться двумя шагами; ­  ловить мяч двумя руками в движении; ­  передавать мяч двумя руками в движении; ­  передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места; ­  вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля; ­  в командных нападающих действиях разыгрывать мяч; ­  в защитных действиях подстраховывать партнера; ­  в защитных действиях  противодействовать выходу соперника на     свободное место; ­  выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,      дальние); ­  выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под   углом к щиту, параллельно щиту; ­ выполнять броски в корзину одной рукой с места; ­ выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди; Содержание программы 2­го года обучения: 1. Общие основы баскетбола – 3 часа 15­ Физическая культура и спорт в России. ­ Баскетбол в России. Достижения наших команд на мировой арене. ­ Правила техники безопасности на тренировках. ­ Основные сведения о спортивной квалификации.    Разряды, звания и порядок их присвоения. ­ Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. ­ Правила пожарной безопасности. ­ Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте. ­ Гигиенические требования к спортсменам. ­ Техника и тактика игры в баскетбол, их взаимосвязь. ­ Подведение итогов года. 2.  Общая физическая подготовка   – 3 часа     ­ Общеразвивающие упражнения на все группы мышц. ­ Упражнения типа «полоса препятствий» с различными заданиями. ­ Эстафеты без предметов и с мячами. ­ Упражнения для развития силы. ­ Упражнения для развития скоростно­силовых качеств. ­ Упражнения для развития гибкости. ­ Упражнения для развития ловкости. ­ Комбинированные упражнения по круговой системе ­ Развитие прыгучести. ­ Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам.     – 7 часов  3. Специальная физическая подготовка   ­ Упражнения для развития быстроты передвижения в баскетбольной стойке. Бег   змейкой   приставными   шагами,   спиной   вперед.   Бег   с   остановками, поворотами, рывками по свистку. Эстафетный бег с передачами мяча. ­ Развитие специальной прыгучести. Прыжки с одной и двух ног с доставанием щита, с места и с разбега, одной и двумя руками. Серийные выпрыгивания из приседа. Эстафеты с прыжками на одной и двух ногах в различных вариантах. Прыжки со скакалкой.  ­ Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения передач, ловли и бросков. 16­   Упражнения   для   развития   игровой   ловкости.   Передачи   мяча   в   стену   с последующей ловлей. Чередование передач и ведения на месте и в движении. Ведение   мяча   с   одновременным   выбиванием   мяча   у   партнера. Комбинированные   упражнения   из   бега,   прыжков,   ловли,   передач,   ведения, бросков с предельной интенсивностью. ­ Эстафеты и игры с ловлей, передачами и бросками мяча. 4. Техническая подготовка   – 7 часов   ­   Передвижение   в   баскетбольной   стойке   с   изменением   направления   и скорости, с работой рук. ­ Остановки прыжком и двумя шагами без мяча и с мячом. ­ Повороты на месте вперед и назад без мяча и с мячом. ­ Ловля и передача мяча изученными способами на месте, в движении, парами, тройками с изменением расстояния, скорости, исходных положений. ­ Обучение передачам двумя руками сверху, снизу, одной сверху, снизу, на месте, в движении. ­   Ведение   мяча   левой   и   правой   рукой   с   изменением   высоты   отскока, направления, скорости, с остановками. ­ Ведение со сменой рук без зрительного контроля.  ­ Обводка соперника с изменением направления. ­ Сочетания ведения, передач и ловли мяча.  ­ Броски в кольцо двумя от груди и одной от плеча с места и в движении после двух шагов.  ­ Обучение броску после ведения, после обводки, после ловли и двух шагов слева, справа и с середины. ­ Обучение штрафному броску двумя и одной рукой от плеча. ­ Обучение технике броска с места со средней дистанции. 5. Тактическая подготовка   – 7 часов                  Нападение ­ Розыгрыш мяча игроками команды. ­ Организация атаки кольца. 17­ «Передай мяч и выходи». ­ Заслон защитнику партнера. ­ Наведение на партнера своего защитника. ­ Взаимодействие «Треугольник». ­ Взаимодействие «Тройка». ­ «Малая восьмерка». ­ Скрестный выход. ­ Система быстрого прорыва.  ­ Система нападения без центрового игрока.                                     Защита ­ Противодействие розыгрышу мяча. ­ Противодействие атаке. ­ Подстраховка партнера. ­ Переключение на другого нападающего. ­ Проскальзывание. ­ Групповой отбор мяча. ­ Противодействие «Тройке». ­ Противодействие «Малой восьмерке». ­ Система личной защиты. 6. Игровая подготовка – 5 часов ­   Овладение   запланированными   приемами   техники   на   уровне   умений   и навыков. ­ Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями. ­ Овладение основами тактики командных действий. ­ Воспитание навыков соревновательной деятельности по мини­баскетболу.    7.  Контрольные и календарные игры   – 3 часов   ­ Контрольные игры на проверку усвоения технических приемов в игровой обстановке. ­ Подготовительные учебные двухсторонние игры.   ­ Товарищеские встречи с командами соседних школ. 18­ Итоговые контрольные игры с приглашением родителей. Ожидаемые результаты 2 года обучения     К концу второго года обучения учащиеся должны  знать: ­   представление   о   баскетболе   в   России,   о   спортивной   квалификации, разрядах, званиях; ­  разнообразную игровую практику;       ­ правила игры в баскетбол. ­ тактические приемы в баскетболе уметь:  ­ правильно распределять нагрузки в режиме дня; ­  пополнять технико­тактический арсенал игры в баскетбол; ­  ловить мяч двумя руками при движении сбоку; ­  ловить мяч двумя руками в прыжке; ­  ловить мяч одной рукой в движении; ­  передать мяч двумя руками в движении (встречные); ­  передать мяч двумя руками в движении (сопровождающие);  ­ передать мяч одной рукой с боку (с отскоком); ­  передавать мяч одной рукой снизу (с отскоком); ­  передавать мяч одной рукой в прыжке; ­  выполнять броски в корзину двумя руками (добивание); ­ выполнять броски в корзину одной рукой с отскоком от щита; в движении; ­ выполнять броски в корзину  за 3­х очковой линией; ­ в нападении получат навыки ставить заслон; ­ в защитных действиях выполнять переключение на другого игрока; ­ защищаться системой личной защиты; ­ обводить соперника с изменением высоты отскока; ­ ловить мяч одной рукой  в прыжке; ­ передавать мяч одной рукой (поступательные); ­ обводить соперника с изменением направления. Содержание программы 3­го года обучения: 191.  Теоретическая подготовка   – 3 часа   ­ Значение физического развития граждан России для их подготовки к труду и защите Родины. ­ Планирование и контроль спортивной подготовки. ­ Основы техники игры и техническая подготовка. ­ Основы тактики игры и тактическая подготовка. ­ Спортивные соревнования, организация и правила проведения, положение о соревнованиях. ­ Правила по мини­баскетболу. ­ Установка на игру и разбор результатов. ­ Психологическая подготовка юных спортсменов. ­   Этика   спортивной   борьбы,   проявление   высоких   нравственных   качеств (честность,   доброжелательность,   самообладание,   дисциплинированность, коллективизм). ­ Подведение итогов года. 2.  Общая физическая подготовка   ­ 3 часа   ­  Общеразвивающие упражнения на все группы мышц. ­ Беговые упражнения. ­   Повторный   бег   по   дистанции   от   30   до   60м.   Челночный   бег.   Старты   из различных исходных положений. ­ Упражнения для развития различных двигательных качеств. ­ Комбинированные упражнения. ­Упражнения для развития общей выносливости. Равномерный и переменный бег на 500, 800, 1000м ­ Подвижные игры: «10 передач», «Снайперы», различные «Пятнашки». ­ Мини­футбол, ручной мяч, пионербол, волейбол. 3. Специальная физическая подготовка ­ 7 часов ­   Подготовительные   упражнения   для   рук.   Укрепления   лучезапястных суставов   (сгибание,   разгибание,   круговые   движения   с   гантелями). Отталкивания от стены, пола ладонями, пальцами. Ходьба на руках, носки ног 20вместе (вперед, влево и вправо по кругу). Упражнения с набивными мячами, кистевыми эспандерами. ­   Подготовительные   упражнения   для   ног.   Быстрота   передвижений   вперед, назад,   влево,   вправо.   Бег   змейкой,   челноком,   с   прыжками,   остановками, рывками, поворотами. Прыжки через скамейку с ведением мяча, передачами, круговым вращением вокруг пояса. ­ Упражнения для координации движений. ­ Упражнения для развития специальной выносливости. 4.  Техническая подготовка   – 7 часов   ­   Передвижения   в   защитной   стойке,   работа   ног,   рук.   Финты,   обманные движения, остановки, повороты. ­   Ловля   и   передачи   изученными   способами   в   движении   с   пассивным   и активным сопротивлением, одной и двумя руками. ­ Передачи мяча в прыжке в сочетании с ведением и бросками. ­ Скрытые передачи. ­ Обводка соперника с поворотом и переводом мяча. ­ Перевод под ногой,  за спиной. ­ Броски в кольцо одной рукой сверху, снизу. ­ Добивание в кольцо двумя руками в прыжке. ­ Обучение броску крюком. ­ Разноудаленные броски с места и в движении.  ­ Обучение технике трехочкового броска. ­ Дальнейшее обучение штрафному броску. ­ Бросок в прыжке одной рукой. 5. Тактическая подготовка   – 7 часов                 Нападение ­ Командная атака кольца противника. ­ Дальнейшее обучение заслону на месте и в движении. ­ Наведение. ­ Треугольник, Тройка. ­ Малая восьмерка. ­ Скрестный выход. ­ Сдвоенный заслон. 21­ Система быстрого прорыва. ­ Система эшелонированного прорыва. ­ Система нападения через центрового.                           Защита ­ Противодействие атаки кольца. ­ Подстраховка. ­ Переключение. ­ Проскальзывание. ­ Групповой отбор мяча. ­ Система личной защиты. ­ Система зонной защиты. ­ Система смешанной защиты. ­ Система личного прессинга. ­ Система зонного прессинга. 6. Игровая подготовка   – 5 часов   ­ Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях  близких к соревновательным. ­ Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных  комбинациях и системах нападения и защиты. ­ Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом  индивидуальных особенностей юного баскетболиста. ­ Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться  на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры,  независимо от ее исхода). ­ Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится в форме  бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы учащихся. ­ Учащиеся готовятся к роли инструктора, помощника тренера для участия в  организации и проведения занятий (отдельных частей тренировки), массовых  соревнований в качестве судей, секундометристов, секретарей. ­ Освоение терминологии, принятой в баскетболе ­ Овладение командным языком, умение отдать рапорт ­ Проведение упражнений по построению и перестроению группы ­ В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д. ­ Составление комплекса общеразвивающих упражнений и умение провести    разминку с группой. 227.  Контрольные и календарные игры   – 3 часа   ­ Участие в первенстве школы по баскетболу. ­ Участие в матчевых встречах по мини­баскетболу. ­ Участие в товарищеских играх своего микрорайона. ­ Участие сборной команды школы в первенстве района по баскетболу.  ­ Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств. ­ Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по баскетболу. Ожидаемые результаты 3 года обучения К концу третьего года обучения учащиеся  знать:    ­ значение физического развития граждан России для их подготовки к труду и защите Родины. ­ планирование и контроль спортивной подготовки. ­ основы техники игры и техническая подготовка. ­ основы тактики игры и тактическая подготовка. ­ спортивные соревнования, организация и правила проведения, положение о соревнованиях. ­ правила по мини­баскетболу. ­ установку на игру и разбор результатов. ­ психологическую подготовку юных спортсменов. ­   этику   спортивной   борьбы,   проявление   высоких   нравственных   качеств (честность,   доброжелательность,   самообладание,   дисциплинированность, коллективизм). уметь: ­  планировать и контролировать спортивную подготовку. ­ Улучшат технико­тактическую подготовку. ­ Улучшат психологическую подготовку. 23­ выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту. ­  в нападающих действиях выполнить “ наведение”. ­ в командных нападающих действиях   выполнить “ скрестный выход”. ­ в защитных командных действиях  использовать “групповой отбор”. ­ в защитных действиях  выполнить “ проскальзывание”. ­ в защитных командных действиях научатся  противодействовать  “скрестному выходу”.  ­  заполнять протокол игры. ­  оказать первую помощь при легких травмах.  ­  ловить мяч одной рукой при встречном движении. ­  передавать мяч одной рукой (сопровождающие).  ­  передавать мяч одной рукой на большое расстояние (14­16 метров) ­  выполнять обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на  проход. ­  обводить соперника с изменением скорости. ­  перехватывать мячи при передаче его соперником. ­  действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного  защитника(2х1). ­  действовать в нападении при выходе трех нападающих против одного или  двух защитников(3х1, 3х2). ­ в нападающих командных действиях умело использовать систему “быстрого  прорыва”.  ­ в нападающих командных действиях умело использовать “малую  восьмерку”. ­ умело действовать в защите при выходе двух нападающих против одного  защитника(1х2). ­ умело действовать в защите при выходе трех нападающих против одного  защитника, или двух защитников(1х3, 2х3). ­ перестраиваться в защите, чтобы противодействовать “быстрому прорыву”  соперников. Обеспечение программы методической продукцией 1. Дидактические материалы: ­ Картотека упражнений по баскетболу. 24­ Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе. ­ Правила игры в баскетбол. ­ Правила судейства в баскетболе. ­ Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней. ­ Положение о соревнованиях по баскетболу. 2. Методические рекомендации: ­ Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры. ­ Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом. ­ Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу. ­ Инструкции по охране труда.   Материально­техническое обеспечение. 1.    Основной   учебной   базой   для   проведения   занятий   является спортивный   зал   ОУ   с   баскетбольной   разметкой   площадки, баскетбольными  стойками,  а  также  наличие   баскетбольных  мячей  для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических  скакалок,  гантелей, футбольных,  волейбольных мячей. 2.    Журналы   и   справочники,   а   также   фото   и   видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски и дискеты). Заключение. 1. Игра в баскетбол является нагрузкой аэробно­анаэробного характера,  и поэтому применение баскетбола в качестве средства физического  воспитания учеников является весьма эффективным для развития  выносливости, быстроты и силы. 2. Занятие баскетболом оказывает большое влияние на развитие мозга.  Разнообразные сигналы во время игры стимулируют функционирования  нервных клеток и взаимосвязей между ними, оказывают содействие  проявлению и развитию преемственных (генетических) возможностей нервной  системы . 253. При игре в баскетбол действовать приходиться в зависимости от  ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отрабатывания стандартных навыков, а  творческая деятельность ­ мгновенная оценка ситуации, решение тактической  задачи, выбор соответствующих действий. Поэтому применение баскетбола в  школе является эффективным средством развития творческого мышления  учеников. Список изученной литературы:   1.Физическое воспитание учащихся 8­9 классов  под редакцией В.И.Ляха 2005г 2.Методика   физического   воспитания   учащихся   9­11   классов   А.В.Березин «Просвещение» 2006 г 3.   Уроки   физической   культуры   в   школе   новые   педагогические   технологии. Ю.А.Янсон «Еникс» 2005г 4.Баскетбол   (методическое   пособие   для   учителей   физической   культуры   и тренеров ДЮСШ) «Школа» 2008г 5. Журналы «Физическая культура в школе»                                   6. basketball­training.org.ua 2627