С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек.
Проектная работа
Тема: «Баскетбол, как средство развития выносливости и ловкости
учащихся»
Содержание
1. Актуальность проекта 3
2.Цель проекта 4
3.Задачи проекта 4
4.Ожидаемые результаты проекта 6
5.Сроки разработки и реализации проекта 4
6. Ресурсы проекта
7.Планирование проекта 8
8.Практическая часть проекта 9
9.Заключение 2410. Список литературы 24
2ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Двадцать первый век называют веком информатики. Действительно,
развитие научнотехнического прогресса сделало большой скачок в сторону
компьютеризации всех отраслей жизни. Это приводит к постоянному увеличению
работников умственного труда, к повышению умственнопсихических нагрузок и
времени, проводимого за компьютером учениками в школах. В связи с этим
возникает проблема укрепления здоровья детей. В первую очередь, это касается
учеников общеобразовательных школ. Однако остается открытым вопрос, какие
3средства физического воспитания являются наиболее целесообразными для
школьников, к тому же проводящими большое количество времени за
компьютером.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного
отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность
снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в
спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ,
в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества
(выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность,
прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность,
воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается
высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность
легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности
определенной группы, охватывая на начальном этапе 1520 человек.
Каждый ученик, который сознает необходимость физических упражнений,
выбирает для себя вид спорта, наиболее для него подходящий. И довольно
большой процент учеников выбирает именно баскетбол. Поэтому обоснование
эффективности применения баскетбола как средства развития выносливости и
психофизиологических способностей учеников является актуальным для
совершенствования средств и методов физического воспитания учеников.
При игре в баскетбол действовать приходиться в зависимости от ситуации, а
не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих
условиях является не отрабатывание стандартных навыков, а творческая
деятельность мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор
соответствующих действий. Поэтому применение баскетбола
является
эффективным средством развития творческого мышления учащихся.
Для баскетбола характерны очень высокие соревновательные и тренировочные
нагрузки, темп игры, выполнение технических приемов на большой скорости с
сопротивлением противника, применение активных систем защиты и нападения,
быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая
напряженность турниров и отдельных матчей требуют высокого развития
выносливости, т. е. способности противостоять появляющемуся в результате
соревновательных нагрузок утомлению. Именно поэтому игрокам необходимо
развивать выносливость. Баскетболист, обладающий достаточной выносливостью,
дольше сохраняет хорошую спортивную форму, проявляет высокую
двигательную активность как в одном матче, так и на протяжении турнира,
4демонстрирует более стабильную и эффективную технику, отличается быстрым
тактическим мышлением, он более результативен.
Для баскетболиста важна как общая, так и специальная выносливость.
Развивать их целесообразно последовательно в соответствии с этапами
круглогодичной тренировки. На этапе общей подготовки подготовительного
периода годичного цикла следует заниматься преимущественно вопросами общей
выносливости, что предполагает развитие всех физических качеств и создание
необходимой базы аэробных возможностей. Особенно важными средствами
совершенствования аэробных возможностей служат кроссы, плавание, гребля,
ходьба на лыжах и другие упражнения циклического характера, выполняемые с
малой, средней и переменной интенсивностью, с постепенным увеличением
объема.
Проблема:
здоровья детей.
Ухудшение физической двигательной активности учащихся и
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления
здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям
баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание общей
выносливости,
воспитание скоростной и скоростносиловой выносливости,
воспитание игровой выносливости
Задачи:
1. Образовательные:
Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ,
правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией
проведения соревнований;
Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на
уроках физкультуры;
2. Оздоровительные:
Укреплять опорнодвигательный аппарат детей;
Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять
здоровье, закаливать организм;
5 Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические
качества ребенка.
3. Воспитательные:
Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные
задачи, воспитывать культуру поведения;
Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом;
Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к
проведению спортивных мероприятий и праздников.
Расширение спортивного кругозора детей.
Обьект исследования.
Программа предназначена для детей 1216 лет.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских
противопоказаний. Набор производится, начиная с мая до 10 сентября текущего
года. Возможен добор отдельных обучающихся в объединения 23 годов
обучения в случае отчисления из них детей по какимлибо причинам.
Сроки реализации программы 3 года.
Программа рассчитана на детей и подростков от 12 до 16 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 час,
Количество часов в год 35 ч.
Наполняемость учебной группы по годам обучения
Минимальное количество обучающихся в группе 1215 чел.
1 год обучения – 15 человек
2 год обучения – 12 человек
3 год обучения – 10 12 человек
Формы организации обучения:
командная, малыми группами, индивидуальная.
Формы проведения занятий:
6Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные
конкурсы, праздники, просмотры соревнований.
Ожидаемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны :
Знать
стране.
Уметь
Основы знаний о здоровом образе жизни.
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе,
Правила игры в баскетбол.
Тактические приемы в баскетболе.
Овладеть основными техническими приемами баскетболиста.
Проводить судейство матча.
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение
подвижных игр.
Развить качества личности
Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить
в коллективе.
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе,
городу, стране.
Способы проверки образовательной программы:
повседневное систематическое наблюдение;
участие в спортивных праздниках, конкурсах;
участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
спортивные праздники, конкурсы;
матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
соревнования школьного, районного и городского масштабов.
7Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно
тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Тестирование проводят в начале учебнотренировочного года – в сентябре –
октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии
игр – в апреле – мае.
Формы и способы фиксации результатов:
дневник достижений учащихся;
портфолио учащихся.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая
ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при
подготовке к соревнованиям.
8№
п/п
Название тем
Общие основы баскетбола
ПП и ТБ Правила игры
Общефизическая
подготовка
Специальная подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Игровая подготовка
Контрольные и
календарные игры
Общее количество
часов в год
1
2
3
4
5
6
7
Учебнотематический план 123 года обучения
1 час в неделю (35 часов в год)
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
Теория практика всего
1
1
теория Практика всего
1
1
теория практика всего
1
1
1
1
3
7
7
7
5
3
1
1
4
8
7
7
5
3
3
7
7
7
5
3
3
8
8
7
5
3
1
1
3
7
7
7
5
3
3
7
8
8
5
3
3
32
35
3
32
35
3
32
35
Методическое обеспечение образовательной программы№
Тема программы
Форма организации и
проведения занятия
Методы и приёмы
организации учебно
воспитательного процесса
Словесный, объяснение,
рассказ, беседа
практические задания,
объяснение нового
материала.
Конспекты занятий для
педагога.
Словесный,
наглядный показ,
упражнения в парах,
тренировки
1
2
3
Общие основы
баскетбола ПП и
ТБ Правила игры
и методика
судейства
Групповая,
индивидуальная,
подгрупповая,
фронтальная
Общефизическая
Индивидуальная,
подготовка
баскетболиста
групповая,
подгрупповая,
Специальная
подготовка
поточная, фронтальная
Индивидуальная,
групповая,
подгрупповая,
фронтальная,
коллективногрупповая,
в парах
Графа
учёта
Вид и форма
Дидактический
контроля, форма
материал,
техническое
предъявления
результата
оснащение занятий
Специальная
литература,
справочные
Вводный,
положение о
соревнованиях по
материалы, картинки,
баскетболу.
плакаты. Правила
судейства в
баскетболе.
Таблицы, схемы,
карточки, мячи на
каждого обучающего
Тестирование,
карточки судьи,
протоколы
Словесный, объяснение
Литература, схемы,
Зачет,
нового материала, рассказ,
справочные
практические занятия,
упражнения в парах,
тренировки, наглядный
показ педагогом.
материалы, карточки,
плакаты, мячи на
каждого обучающего
тестирование,
учебная игра,
промежуточный
тест.
104
5
Техническая
подготовка
Индивидуальная,
индивидуально –
баскетболиста
фронтальный, групповая,
подгрупповая,
коллективногрупповая,
в парах
Словесный, объяснение,
беседа, практические
занятия, упражнения в
парах, тренировки,
наглядный показ педагогом.
Учебная игра.
Дидактические
карточки, плакаты,
мячи на каждого
обучающего
Зачет,
тестирование,
учебная игра,
промежуточный
тест,
соревнование
Игровая
подготовка
групповая,
подгрупповая,
практические занятия,
упражнения в парах,
коллективногрупповая
тренировки, Учебная игра.
Дидактические карточки,
плакаты, мячи на
каждого обучающего,
видеозаписи
Учебная игра,
промежуточный
отбор,
соревнование
11Содержание программы 1го года обучения:
1. Общие основы баскетбола – 3 часа
История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
Сведения о строении и функциях организма человека.
Влияние физических упражнений на организм человека.
Необходимость разминки в занятиях спортом.
Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
баскетболом.
Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
Правила игры минибаскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
Подведение итогов года.
Методика тренировки баскетболистов.
Техническая подготовка баскетболистов.
Психологическая подготовка баскетболиста.
2. Общая физическая подготовка – 3 часа
Строевые упражнения
Упражнения для рук плечевого пояса
Упражнения для ног
Упражнения для шеи и туловища
Упражнения для всех групп мышц
Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»
Упражнения для развития быстроты
Упражнения для развития ловкости
Упражнения для развития гибкости
Упражнения для развития прыгучести.
3. Специальная физическая подготовка – 7 часов
Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до
40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
12 Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед,
челноком, с поворотом).
Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с
ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной
ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым
сигналам.
Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя
мячами.
Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
Метание различных мячей в цель.
Эстафеты с разными мячами.
4. Техническая подготовка
– 7 часов
Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.
Повороты вперед и назад.
Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке
при встречном и параллельном движении.
Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,
при встречном и параллельном движении.
Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,
скорости, высоты отскока.
Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,
с отскоком от щита, в движении.
Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,
с середины, без отскока и с отскоком от щита.
Обучение технике двух шагов с места, в движении.
Броски двумя руками от груди с двух шагов.
5.
Тактическая подготовка
– 7 часов
Нападение
13 Выход для получения мяча на свободное место.
Обманный выход для отвлечения защитника.
Розыгрыш мяча короткими передачами.
Атака кольца.
«Передай мяч и выходи».
Наведение своего защитника на партнера.
Защита
Противодействие получению мяча.
Противодействие выходу на свободное место.
Противодействие розыгрышу мяча.
Противодействие атаке кольца.
Подстраховка.
Система личной защиты.
6. Игровая подготовка
– 5 часов
Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в
упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 минибаскетбола.
Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с
правилами минибаскетбола.
7. Контрольные и календарные игры
– 3 часов
Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини
баскетбола.
Товарищеские игры с командами соседних школ.
Итоговые контрольные игры.
Ожидаемые результаты 1 года обучения
К концу первого года обучения учащиеся должны
знать:
теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических
упражнений на самочувствие;
правила техники безопасности и пожарной безопасности;
упражнения СФП;
азы техникотактической подготовки;
14 игровую ориентацию в минибаскетболе;
правила пожарной безопасности.
профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
гигиенические требования к спортсменам.
уметь:
выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
ловить мяч двумя руками на месте;
передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с
отскоком;
вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным
контролем;
выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;
выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с
места, под углом к щиту;
освобождаться для получения мяча;
противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;
останавливаться двумя шагами;
ловить мяч двумя руками в движении;
передавать мяч двумя руками в движении;
передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;
вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;
в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;
в защитных действиях подстраховывать партнера;
в защитных действиях противодействовать выходу соперника на
свободное место;
выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,
дальние);
выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом
к щиту, параллельно щиту;
выполнять броски в корзину одной рукой с места;
выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;
Содержание программы 2го года обучения:
1. Общие основы баскетбола – 3 часа
15 Физическая культура и спорт в России.
Баскетбол в России. Достижения наших команд на мировой арене.
Правила техники безопасности на тренировках.
Основные сведения о спортивной квалификации.
Разряды, звания и порядок их присвоения.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
Правила пожарной безопасности.
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
Гигиенические требования к спортсменам.
Техника и тактика игры в баскетбол, их взаимосвязь.
Подведение итогов года.
2. Общая физическая подготовка
– 3 часа
Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.
Упражнения типа «полоса препятствий» с различными заданиями.
Эстафеты без предметов и с мячами.
Упражнения для развития силы.
Упражнения для развития скоростносиловых качеств.
Упражнения для развития гибкости.
Упражнения для развития ловкости.
Комбинированные упражнения по круговой системе
Развитие прыгучести.
Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам.
– 7 часов
3. Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты передвижения в баскетбольной стойке.
Бег змейкой приставными шагами, спиной вперед. Бег с остановками,
поворотами, рывками по свистку. Эстафетный бег с передачами мяча.
Развитие специальной прыгучести. Прыжки с одной и двух ног с доставанием
щита, с места и с разбега, одной и двумя руками. Серийные выпрыгивания из
приседа. Эстафеты с прыжками на одной и двух ногах в различных вариантах.
Прыжки со скакалкой.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения передач,
ловли и бросков.
16 Упражнения для развития игровой ловкости. Передачи мяча в стену с
последующей ловлей. Чередование передач и ведения на месте и в движении.
Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера.
Комбинированные упражнения из бега, прыжков, ловли, передач, ведения,
бросков с предельной интенсивностью.
Эстафеты и игры с ловлей, передачами и бросками мяча.
4. Техническая подготовка
– 7 часов
Передвижение в баскетбольной стойке с изменением направления и
скорости, с работой рук.
Остановки прыжком и двумя шагами без мяча и с мячом.
Повороты на месте вперед и назад без мяча и с мячом.
Ловля и передача мяча изученными способами на месте, в движении, парами,
тройками с изменением расстояния, скорости, исходных положений.
Обучение передачам двумя руками сверху, снизу, одной сверху, снизу, на
месте, в движении.
Ведение мяча левой и правой рукой с изменением высоты отскока,
направления, скорости, с остановками.
Ведение со сменой рук без зрительного контроля.
Обводка соперника с изменением направления.
Сочетания ведения, передач и ловли мяча.
Броски в кольцо двумя от груди и одной от плеча с места и в движении
после двух шагов.
Обучение броску после ведения, после обводки, после ловли и двух шагов
слева, справа и с середины.
Обучение штрафному броску двумя и одной рукой от плеча.
Обучение технике броска с места со средней дистанции.
5. Тактическая подготовка
– 7 часов
Нападение
Розыгрыш мяча игроками команды.
Организация атаки кольца.
17 «Передай мяч и выходи».
Заслон защитнику партнера.
Наведение на партнера своего защитника.
Взаимодействие «Треугольник».
Взаимодействие «Тройка».
«Малая восьмерка».
Скрестный выход.
Система быстрого прорыва.
Система нападения без центрового игрока.
Защита
Противодействие розыгрышу мяча.
Противодействие атаке.
Подстраховка партнера.
Переключение на другого нападающего.
Проскальзывание.
Групповой отбор мяча.
Противодействие «Тройке».
Противодействие «Малой восьмерке».
Система личной защиты.
6. Игровая подготовка – 5 часов
Овладение запланированными приемами техники на уровне умений и
навыков.
Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
Овладение основами тактики командных действий.
Воспитание навыков соревновательной деятельности по минибаскетболу.
7. Контрольные и календарные игры
– 3 часов
Контрольные игры на проверку усвоения технических приемов в игровой
обстановке.
Подготовительные учебные двухсторонние игры.
Товарищеские встречи с командами соседних школ.
18 Итоговые контрольные игры с приглашением родителей.
Ожидаемые результаты 2 года обучения
К концу второго года обучения учащиеся должны
знать:
представление о баскетболе в России, о спортивной квалификации,
разрядах, званиях;
разнообразную игровую практику;
правила игры в баскетбол.
тактические приемы в баскетболе
уметь:
правильно распределять нагрузки в режиме дня;
пополнять техникотактический арсенал игры в баскетбол;
ловить мяч двумя руками при движении сбоку;
ловить мяч двумя руками в прыжке;
ловить мяч одной рукой в движении;
передать мяч двумя руками в движении (встречные);
передать мяч двумя руками в движении (сопровождающие);
передать мяч одной рукой с боку (с отскоком);
передавать мяч одной рукой снизу (с отскоком);
передавать мяч одной рукой в прыжке;
выполнять броски в корзину двумя руками (добивание);
выполнять броски в корзину одной рукой с отскоком от щита; в движении;
выполнять броски в корзину за 3х очковой линией;
в нападении получат навыки ставить заслон;
в защитных действиях выполнять переключение на другого игрока;
защищаться системой личной защиты;
обводить соперника с изменением высоты отскока;
ловить мяч одной рукой в прыжке;
передавать мяч одной рукой (поступательные);
обводить соперника с изменением направления.
Содержание программы 3го года обучения:
191. Теоретическая подготовка
– 3 часа
Значение физического развития граждан России для их подготовки к труду и
защите Родины.
Планирование и контроль спортивной подготовки.
Основы техники игры и техническая подготовка.
Основы тактики игры и тактическая подготовка.
Спортивные соревнования, организация и правила проведения, положение о
соревнованиях.
Правила по минибаскетболу.
Установка на игру и разбор результатов.
Психологическая подготовка юных спортсменов.
Этика спортивной борьбы, проявление высоких нравственных качеств
(честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность,
коллективизм).
Подведение итогов года.
2. Общая физическая подготовка
3 часа
Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.
Беговые упражнения.
Повторный бег по дистанции от 30 до 60м. Челночный бег. Старты из
различных исходных положений.
Упражнения для развития различных двигательных качеств.
Комбинированные упражнения.
Упражнения для развития общей выносливости. Равномерный и переменный
бег на 500, 800, 1000м
Подвижные игры: «10 передач», «Снайперы», различные «Пятнашки».
Минифутбол, ручной мяч, пионербол, волейбол.
3. Специальная физическая подготовка 7 часов
Подготовительные упражнения для рук. Укрепления лучезапястных
суставов (сгибание, разгибание, круговые движения с гантелями).
Отталкивания от стены, пола ладонями, пальцами. Ходьба на руках, носки ног
20вместе (вперед, влево и вправо по кругу). Упражнения с набивными мячами,
кистевыми эспандерами.
Подготовительные упражнения для ног. Быстрота передвижений вперед,
назад, влево, вправо. Бег змейкой, челноком, с прыжками, остановками,
рывками, поворотами. Прыжки через скамейку с ведением мяча, передачами,
круговым вращением вокруг пояса.
Упражнения для координации движений.
Упражнения для развития специальной выносливости.
4. Техническая подготовка
– 7 часов
Передвижения в защитной стойке, работа ног, рук. Финты, обманные
движения, остановки, повороты.
Ловля и передачи изученными способами в движении с пассивным и
активным сопротивлением, одной и двумя руками.
Передачи мяча в прыжке в сочетании с ведением и бросками.
Скрытые передачи.
Обводка соперника с поворотом и переводом мяча.
Перевод под ногой, за спиной.
Броски в кольцо одной рукой сверху, снизу.
Добивание в кольцо двумя руками в прыжке.
Обучение броску крюком.
Разноудаленные броски с места и в движении.
Обучение технике трехочкового броска.
Дальнейшее обучение штрафному броску.
Бросок в прыжке одной рукой.
5. Тактическая подготовка
– 7 часов
Нападение
Командная атака кольца противника.
Дальнейшее обучение заслону на месте и в движении.
Наведение.
Треугольник, Тройка.
Малая восьмерка.
Скрестный выход.
Сдвоенный заслон.
21 Система быстрого прорыва.
Система эшелонированного прорыва.
Система нападения через центрового.
Защита
Противодействие атаки кольца.
Подстраховка.
Переключение.
Проскальзывание.
Групповой отбор мяча.
Система личной защиты.
Система зонной защиты.
Система смешанной защиты.
Система личного прессинга.
Система зонного прессинга.
6. Игровая подготовка
– 5 часов
Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях
близких к соревновательным.
Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных
комбинациях и системах нападения и защиты.
Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом
индивидуальных особенностей юного баскетболиста.
Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться
на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры,
независимо от ее исхода).
Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится в форме
бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы учащихся.
Учащиеся готовятся к роли инструктора, помощника тренера для участия в
организации и проведения занятий (отдельных частей тренировки), массовых
соревнований в качестве судей, секундометристов, секретарей.
Освоение терминологии, принятой в баскетболе
Овладение командным языком, умение отдать рапорт
Проведение упражнений по построению и перестроению группы
В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.
Составление комплекса общеразвивающих упражнений и умение провести
разминку с группой.
227. Контрольные и календарные игры
– 3 часа
Участие в первенстве школы по баскетболу.
Участие в матчевых встречах по минибаскетболу.
Участие в товарищеских играх своего микрорайона.
Участие сборной команды школы в первенстве района по баскетболу.
Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной
борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств.
Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по
баскетболу.
Ожидаемые результаты 3 года обучения
К концу третьего года обучения учащиеся
знать:
значение физического развития граждан России для их подготовки к труду
и защите Родины.
планирование и контроль спортивной подготовки.
основы техники игры и техническая подготовка.
основы тактики игры и тактическая подготовка.
спортивные соревнования, организация и правила проведения, положение о
соревнованиях.
правила по минибаскетболу.
установку на игру и разбор результатов.
психологическую подготовку юных спортсменов.
этику спортивной борьбы, проявление высоких нравственных качеств
(честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность,
коллективизм).
уметь:
планировать и контролировать спортивную подготовку.
Улучшат техникотактическую подготовку.
Улучшат психологическую подготовку.
23 выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к
щиту, параллельно щиту.
в нападающих действиях выполнить “ наведение”.
в командных нападающих действиях выполнить “ скрестный выход”.
в защитных командных действиях использовать “групповой отбор”.
в защитных действиях выполнить “ проскальзывание”.
в защитных командных действиях научатся противодействовать
“скрестному выходу”.
заполнять протокол игры.
оказать первую помощь при легких травмах.
ловить мяч одной рукой при встречном движении.
передавать мяч одной рукой (сопровождающие).
передавать мяч одной рукой на большое расстояние (1416 метров)
выполнять обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на
проход.
обводить соперника с изменением скорости.
перехватывать мячи при передаче его соперником.
действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного
защитника(2х1).
действовать в нападении при выходе трех нападающих против одного или
двух защитников(3х1, 3х2).
в нападающих командных действиях умело использовать систему “быстрого
прорыва”.
в нападающих командных действиях умело использовать “малую
восьмерку”.
умело действовать в защите при выходе двух нападающих против одного
защитника(1х2).
умело действовать в защите при выходе трех нападающих против одного
защитника, или двух защитников(1х3, 2х3).
перестраиваться в защите, чтобы противодействовать “быстрому прорыву”
соперников.
Обеспечение программы методической продукцией
1. Дидактические материалы:
Картотека упражнений по баскетболу.
24 Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе.
Правила игры в баскетбол.
Правила судейства в баскетболе.
Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней.
Положение о соревнованиях по баскетболу.
2. Методические рекомендации:
Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.
Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу.
Инструкции по охране труда.
Материальнотехническое обеспечение.
1.
Основной учебной базой для проведения занятий является
спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки,
баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для
каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических
матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных
мячей.
2.
Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура,
электронные носители (кассеты, диски и дискеты).
Заключение.
1. Игра в баскетбол является нагрузкой аэробноанаэробного характера,
и поэтому применение баскетбола в качестве средства физического
воспитания учеников является весьма эффективным для развития
выносливости, быстроты и силы.
2. Занятие баскетболом оказывает большое влияние на развитие мозга.
Разнообразные сигналы во время игры стимулируют функционирования
нервных клеток и взаимосвязей между ними, оказывают содействие
проявлению и развитию преемственных (генетических) возможностей нервной
системы .
253. При игре в баскетбол действовать приходиться в зависимости от
ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности
мозга в этих условиях является не отрабатывания стандартных навыков, а
творческая деятельность мгновенная оценка ситуации, решение тактической
задачи, выбор соответствующих действий. Поэтому применение баскетбола в
школе является эффективным средством развития творческого мышления
учеников.
Список изученной литературы:
1.Физическое воспитание учащихся 89 классов под редакцией В.И.Ляха 2005г
2.Методика физического воспитания учащихся 911 классов А.В.Березин
«Просвещение» 2006 г
3. Уроки физической культуры в школе новые педагогические технологии.
Ю.А.Янсон «Еникс» 2005г
4.Баскетбол (методическое пособие для учителей физической культуры и
тренеров ДЮСШ) «Школа» 2008г
5. Журналы «Физическая культура в школе»
6. basketballtraining.org.ua
2627