БАСНЯ
И.А.Крылова «Обоз»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
ЦЕЛЬ УРОКА :
познакомить учащихся с историей создания и главной мыслью басни И.А.Крылова «Обоз», помочь понять мораль басни,
проверить уровень усвоения и понимания учениками содержания басни,
его темы, сюжетной линии, языковых средств и др.
Вспомним теорию литературы
литературный жанр; стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.
БАСНЯ –
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БАСНИ:
Герои- обычно животные.
Построена как диалог.
Краткость (лаконизм).
Афористичность языка.
Использование просторечной речи.
Изобразительно- выразительные приёмы: аллегория, постоянные эпитеты, олицетворение.
Обязательная мораль.
краткое заключение, в котором разъяснена основная поучительная мысль басни (иногда она находится в начале басни).
МОРАЛЬ –
Вспомним басни И.А.Крылова
«А воз и ныне там…»
«Лебедь, рак и щука»
«Кукушка и Петух»
«А Васька слушает да ест…»
«Кот и повар»
«Кукушка хвалит петуха…»
«Ворона и Лисица»
«Спой, светик …»
Вспомним басни И.А.Крылова
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь…»
«Квартет»
«Слон и Моська»
«Ай, Моська, знать она сильна…»
«Стрекоза и Муравей»
«Ты все пела?
Это дело…
«Сильнее кошки зверя нет…»
«Мышь и Крыса»
Басня И.А.Крылова «Обоз»
Одна из популярных басен Ивана Андреевича Крылова «Обоз»
была написана в 1812 году и напрямую связана с Отечественной войной.
В свойственной поэту аллегорической форме
он прославил действия великого русского полководца М.И.Кутузова.
великий полководец, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией
во время Отечественной войны 1812 г. Одержал много побед, наиболее знаменит благодаря сражению под Бородином
(1745 – 1813 гг.)
Михаил Илларионович Кутузов – это
иносказание, изображение человека, предмета или явления через др.человека, др. предмет или явление:
лиса – хитрый человек,
заяц, ягнёнок – беззащитный человек,
волк – злой, бессердечный человек
Аллегория – это
С горшками шёл Обоз,И надобно с крутой горы спускаться.Вот, на горе других оставя дожидаться,Хозяин стал сводить легонько первый воз.Конь добрый на крестце почти его понёс,Катиться возу не давая;А лошадь сверху, молодая,Ругает бедного коня за каждый шаг:«Ай, конь хвалёный, то-то диво!Смотрите: лепится, как рак;Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!Смелее! Вот толчок опять.А тут бы влево лишь принять.Какой осёл! Добро бы было в горуИли в ночную пору,-А то и под гору, и днём!Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Басня И.А.Крылова «Обоз»
Гляди-тко нас, как мы махнём!Не бойсь, минуты не потратим,И возик свой мы не свезём, а скатим!»Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,Тронулася лошадка с возом в путь;Но, только под гору она перевалилась,Воз начал напирать, телега раскатилась;Коня толкает взад, коня кидает вбок;Пустился конь со всех четырёх ногНа славу;По камням, рытвинам пошли толчки,Скачки,Левей, левей, и с возом – бух в канаву!Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:Всё кажется в другом ошибкой нам;А примешься за дело сам,Так напроказишь вдвое хуже.
История создания басни
Басня была написана Крыловым под впечатлением от выбранной тактики
во время Отечественной войны 1812 года.
Все ожидали молниеносной реакции Кутузова на продвижение противника
вглубь страны, однако мудрый полководец действовал
по собственному усмотрению, всячески уклоняясь от прямых атак.
Подобное поведение вызвало сильное раздражение у власти
и придворного окружения, однако именно эта стратегия
позволила Кутузову значительно ослабить врага и в итоге одолеть его.
Композиция басни
Произведение имеет традиционное строение:
сначала идёт сама басня, после которой следует мораль.
Завязка:
рассказ о том, что обоз с горшками подошёл к спуску с крутой горы.
Развитие действия:
первым с горы спускается добрый конь и, делая это медленно и осторожно, спустился без потерь, а молодой, горячий конь высмеивает старшего товарища за то, что тот плетётся как рак, уж лучше бы воду возил.
Кульминация:
спуск с горы молодой лошадки под напором телеги.
Развязка:
конь с телегой упал в канаву, все горшки разбились.
Герои басни
хозяин обоза
добрый конь
молодая лошадь
автор-повествователь
опытный, осторожный, не хочет лишиться своего товара, сводит первый воз «легонько»
добрый, послушный,
везёт воз осторожно, потихоньку, стараясь не разбить горшки
неумелая, неопытная,
скандалистка, зазнайка
умудрённый житейским опытом; именно ему принадлежат слова морали
Приём антитезы в басне
Образы доброго и молодого коня
противопоставлены друг другу по характеру, поведению.
добрый конь
молодой конь
…
…
Характер старого коня создаётся словами автора и комментариями молодого жеребца. Добрый конь, спускаясь с горки, воз почти нёс на крестце, не позволяя ему катиться. Конь управлял телегой, а не наоборот. Это говорит о его мудрости, большом опыте, сдержанности, волевом характере и трудолюбии. Конь пользуется добрым расположением хозяина, тот его ценит и хвалит
Молодой конь глуп, он ещё не накопил житейского опыта, торопится, ему не хватает сдержанности, терпения и силы воли. Жеребец насмехается над старым конём, но в его словах слышна ревность, так как хозяин хвалит не его, и он хочет выслужиться перед ним, показать себя с лучшей стороны. Думается, что эта поездка станет молодому коню хорошим уроком.
Какие изобразительно-выразительные средства языка
использует поэт в этой басне?
ЭПИТЕТЫ
МЕТАФОРЫ
крутой горы
конь добрый
лошадь молодая
конь хвалёный
бедный конь
понёс на крестце
выйдешь из терпенья
под гору перевалилась
воз начал напирать
какой осёл!
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
шёл обоз, пошли толчки
Средства выразительности в басне
СРАВНЕНИЕ
лепится, как рак
Тема басни
В произведении автор раскрыл тему мудрого поведения,
которое неизменно приводит к положительному результату.
Напротив, спешка, горячность, необдуманность становятся причиной печального финала. Раздавать советы и критиковать других совсем несложно, но благополучно решить проблему под силу далеко не каждому.
Произведение построено на аллегории;
как в большинстве басен, финальные строки представляют собой мораль:
Как в людях многие имеют слабость ту же:Всё кажется в другом ошибкой нам;А примешься за дело сам,Так напроказишь вдвое хуже.
Басня Крылова «Обоз» рассказывает о людях, которые критикуют то,
что делают другие, а когда сами берутся за дело, то у них получается ещё хуже.
И.А.Крылов показывает горячность и нетерпение молодых,
опыт и житейскую мудрость бывалых людей.Басня по тематике относится к историческим произведениям, но может быть применима и к простым частным ситуациям.
Молодые часто рвутся в бой, проявляя нетерпение, все задачи кажутся им легкими, они смеются над медлительностью стариков.
Старые люди действительно не отличаются расторопностью и силой,
но они прожили жизнь, у них за плечами большой опыт, который помогает выполнять сложные задачи с меньшими потерями.Так и Кутузов во время Отечественной войны 1812 года не торопился бросать русское войско на погибель, он старался сохранить свою армию и в то же время измотать вражескую, таким образом, уравняв силы.
Вывод:
В баснях Крылова использован весь предшествующий литературный опыт.
В них содержится мудрость, основанная на жизненном опыте целых поколений русского народа.
На примере простых ситуаций басни помогают разобраться со сложными проблемами, учат давать правильные оценки поступкам других людей.
Басня И.А.Крылова «Обоз»
Басня –это:
б) короткое ироническое стихотворение о жизни зверей;
в) краткий нравоучительный рассказ, имеющий иносказательный смысл
Проверьте себя
а) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Мораль басни – это:
в) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце истории
б) краткое заключение, в котором разъяснена поучительная мысль басни (иногда она находится в начале басни);
а) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями;
Проверьте себя
Какая из басен
не принадлежит
И.А.Крылову:
а) «Муха»;
б) «Осёл и Соловей»;
в) «Листы и Корни»
С чем шёл с крутой горы обоз:
б) с горшками;
в) с бочками
а) с мешками;
Назовите изобразительное средство, использованное в словосочетании
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!Смотрите: лепится, как рак»:
в) сравнение
б) фразеологизм;
а) метафора;
Проверьте себя
Какое препятствие встретил на пути обоз:
а) необходимость спуска с горы;
б) необходимость объезда горы
Как хозяин решил перевозить обозы:
в) по одному возу
б) по два воза;
а) все возы сразу;
С какими животными критикующая лошадь сравнивала доброго коня:
в) с раком и ослом
б) с индюком;
а) петухом и бараном;
Проверьте себя
Какая лошадь ругала доброго коня:
Что посоветовала бы молодая лошадь коню:
б) «Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!»;
в) «Уж людей бы катал, коль нет в тебе уменья!»
а) «Уж картошку бы возил, коль нет в тебе уменья!»;
Что лошадь говорит о том, как сама будет перевозить свой обоз:
б) «Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
а) «Не бойсь, секунды не потратим,
И возик свой мы скатим да подхватим!»
а) молодая;
б) мудрая;
в) старая
В басне «Обоз» И.А. Крылов высмеивает:
в) существующий в начале XIX cтолетия общественный строй России
б) постоянные нападки на полководца Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под Москвой;
Проверьте себя
а) стратегию и тактику опытного полководца Кутузова в Отечественной войне 1812 года;
Басня «Обоз» написана в:
б) 1812 году;
в) 1820 году
а) 1801 году;
а) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться;
б) Как в людях многие имеют слабость ту же:Всё кажется в другом ошибкой нам;А примешься за дело сам,Так напроказишь вдвое хуже;
Проверьте себя
Найдите мораль
басни «Обоз»:
в) Я сколько раз видал, приметьте это сами:Когда боится трус кого,То думает, что на тогоВесь свет глядит его глазами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.