Смолоду интересовался Бажов уральским фольклором (устным народным творчеством), изучал народную мудрость. Ему были знакомы «тайные сказы» - устные предания, в которых сказка причудливо переплеталась с реальной жизнью. Свои литературные произведения Бажов тоже назвал сказами. В сказах действуют обыкновенные земные люди – такие, как Данила-мастер, старик Кокованя, девочка Даренка. А рядом с ними – сказочные герои: Медной горы Хозяйка, Великий Полоз, Огневушка - Поскакушка. Рассказывает Бажов своим читателям о нелегком труде на горных заводах, о радости творчества, о бережном отношении к природе.
Когда в Екатеринбурге решили издать книгу уральских преданий, песен, сказок, частушек, Павел Петрович живо на это откликнулся.
Много преданий, сказов, поговорок будущий писатель слышал дома – от отца, матери, бабушки. Но многие сказы он писал по памяти, слышал Павел Петрович их от Василия Алексеевича Хмелинина, которого ребята звали просто дедушкой Слышко. К нему собирались заводские ребятишки послушать легенды о «вольных людях» и чудесных мастерах. Павел Петрович с уважением вспоминает старика Хмелинина, доброго дедушку Слышко, высоко оценивает его мастерство, его талант, называет его настоящим художником. Об этих вечерах на Думной горе позднее рассказал Бажов в своих воспоминаниях «У старого рудника» (1939г.), о своём детстве – в повести «Зелёная кобылка» (1939г.).
Огромный запас жизненных впечатлений был накоплен писателем за долгие годы. Старые рабочие, хранители преданий и сказов, раскрыли П.П.Бажову неписаную историю края. Так подошёл он к созданию своей удивительной книги «Малахитовая шкатулка», первое издание которой вышло в 1939г. В нее входило 14 сказов.
В последующие годы и до конца своей жизни писатель всё пополнял драгоценную свою поэтическую «шкатулку».
Сюда вошли «Ключ – камень», горные сказки, «Железковы покрышки», «Жабреев ходок», «Золотые дайки» и другие произведения.
В 1942г. «Малахитовая шкатулка» выходит вторым изданием, а в 1944г – третьим и четвертым. Книгу издают во Франции, Англии, Норвергии, Чехословакии и других странах.
Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл для понимания не только одноименного сказа, но и всей книги. Шкатулка из зеленого «веселого» камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжелом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков и камнерезов. Уральские рабочие, мастера горного дела – герои сказов П.П. Бажова.
Название книги оказалось удачным еще и потому, что писатель постепенно «складывал» в этот сборник, как в шкатулку, все новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством.
В годину народной борьбы за победу книга оказалась особенно близкой людям, находившимся вдали от дома. Бойцы в письмах с фронта писали Бажову, что книга о народной мудрости и мастерстве учит гордиться вековой славой уральцев, крепче любить Родину и защищать ее от посягательств врагов. Писатель Борис Полевой в своих воспоминаниях рассказывает о том, как однажды в блиндаже у Вислы он увидел майора, с увлечением читавшего ночью перед боем какую-то книгу: «Мы видели, как этот невысокий человек, который вот уже около пяти дней нес на себе непосильную тяжесть, руководя горсткой советских солдат за рекой, человек, которому полагалось бы в эти редкие минуты отдыха свалиться и уснуть каменным сном, тихо прошел мимо нас в глубь блиндажа, засветил карбидную лампочку, вытащил из подсумка какую-то книжку с оторванным переплетом и стал читать. Да. Именно читать, страницу за страницей, спокойно, сосредоточенно, будто сидел он за освещенным столиком в тихом библиотечном зале, а не лежал на соломе на крошечном куске земли, окруженном вражескими войсками, где его в любое мгновение мог похоронить снаряд… По мере того как он читал, его напряженное нервное лицо как бы отходило, преждевременные морщины разглаживались на нем, оно становилось спокойным и точно бы молодело. Читал он с полчаса, потом закрыл книгу, задумался о чем-то своем и, вероятно, очень далеком от его беспокойных фронтовых дел, вздохнул, убрал книгу в полевую сумку и прилег на соломе. Но заснуть ему так и не удалось. В тяжелом бою погиб майор, а книга, которую он читал в последние часы своей жизни, досталась как наследство фронтовым корреспондентом. Это была «Малахитовая шкатулка»…
Сказы «Малахитовой шкатулки» объединяются в группы, связанные общими героями, как главными, так и второстепенными. Эта связь специально продумывалась писателем для придания книге большей цельности. Иногда сказы объединяет указание на одно и то же время и место действия. Часто в сказах даётся как бы история одной рабочей семьи: Степана и Насти, их дочери; Катерины и её мужа мастера Данилы, а затем и их детей; старателя Леонтия и его сыновей Пантелея и Кости. Такие семейные истории существовали и сейчас существуют на Урале.
Общие в сказах и волшебные персонажи, главные из которых – Хозяйка, или Малахитница, Полоз. Интересно их происхождение. Ещё в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям. Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы.
В сборник «Малахитовая шкатулка» входит сказ «Медной горы Хозяйка». Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но покровительница смелых и мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделил ее необыкновенной внешностью.
«Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо – на месте не посидит … Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце-ленты, не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь».
Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только её необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, - разноцветные ящерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, запретами, одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с нею.
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю в сказах «Каменный цветок» и «Хрупкая веточка», стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб сердце радовалось у людей при взгляде на их работу. Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушному чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня. Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Герои бажовских сказов, каждый в своём деле, -это зачинатели нового . Они неустанно стремятся познать законы высокого мастерства. Замечательным камнерезом был Данила-мастер. Хвалят его все – «чисто сработано», «в аккурат – де по чертежу». Но сам - то он своими изделиями не доволен, видит, что малахитовая чаша, над которой он трудится, её внешняя отделанность не передаёт сказочной красоты природы. «То и горе, - жалуется Данила другим мастерам,- что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок… самый что ни есть плохонький, а глядишь на него – сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует?»
Вот потому и просит молодой мастер у Малахитницы, чтобы показала ему сказочный «каменный цветок», что растёт в недрах горы, открыла секреты истинного мастерства. Уходит он на выучку к Хозяйке Медной горы в её подземные владения, где леса стоят каменные, и «понизу трава тоже каменная. Лазоревая, красная … разная… Промеж деревьев-то змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них и свет идёт».
Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как и в свое время отец, в ученье к опытному мастеру. Успех ему приносит тонкая ювелирная обработка простого материала – змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота «хрупкой веточки» передана в его изделии. Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное, сколько камни стоят. Узнав, что не дорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Минину «дорогую выдумку». Как и Данила- мастер исчез Митя: «Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающий, те узнавали ее».
Внимательно вглядываются рабочие люди в окружающий их мир, познают красоту самой природы, совершенствуют своё мастерство – и мастер Данила, и любимая им девушка Катерина, с которой они поженились, и сын их Митюха, чья работа всегда была «на отличку», «с выдумкой», и многие другие герои бажовских сказов.
Есть в сказах Бажова и другие герои-бунтари и правдолюбы. Они тоже попадали во владения Хозяйки. Сказ «Две ящерки» повествует о том, как благодаря труду крепостных мастеровых разбогател предприимчивый барин Турчанинов, первый владелец Сысертских заводов. Рабочим жилось чем дальше, тем хуже. На руднике вовсе людей насмерть забивают, и у печей начальство лютовать стало. Когда подручный медеплавильного цеха Андрюха за выступления против барина был посажен в гору на цепь на самые тяжелые рудничные работы, Хозяйка спасла его от верной смерти, укрыв в своих владениях. Но тянет Андрея назад из подземного царства, и Хозяйка его отпускает.
Иногда и сама Хозяйка вершит суд над притеснителями народа. Она обратила лютого приказчика Северьяна в пустую породу («Приказчиковы подошвы»).
В сказах «Жабреев ходок», «Золотые дайки» нашли отражение поверья старателей-золотоискателей о Великом Полозе, владельце и хранителе золотых жил, золотых кладов. Не умея объяснить местонахождение и расположение природных богатств, в особенности золота, его форму от крупинок до больших самородков, люди населили подземное царство, кроме Хозяйки, другими могущественными существами. В сказах Бажова владыкой сокровищ является Золотой Полоз, отец золотокосой дочери Золотой Волос.
Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежит и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи), и голубая змейка. Эти сказы Бажова ближе сказкам, он и сам их так иногда называл. В этих сказах золото и дорогие камни часто открываются детям, в особенности сиротам, обездоленным, тем, кому издавна сочувствует народная сказка.
В сказе «Голубая змейка» волшебница Змейка помогает ребятишкам не только добыть золото, но и понять мудрые законы справедливости, взаимной выручки и поддержки. Доброта и бескорыстие в сказах, как и в сказках, всегда вознаграждаются.
В сказе «Серебряное копытце» мы знакомимся со стариком Кокованей.
Кокованя рассказывает сиротке Даренке о сказочном козлике Серебряное Копытце. И Кокованя, и дед Ефим, и Семеныч, и бабка Лукерья из сказа «Синюшкин колодец» связаны с «тайной силой». Об это говорится в сказах «Две ящерки» (1938 г), «Марков камень» (1937 г), «Приказчиковы подошвы» (1936 г).
Писатель как бы беседует с читателями о том, как много еще ненайденных кладов, несделанных открытий.
Последний сказ Бажова «Живой огонек» написан в 1950 году Павел Петрович не видел его напечатанным. Сказ был опубликован уже после смерти писателя.
Читатель ценит творчество Бажова за то, что его герои-простые люди, смелые, добрые, с золотыми руками и широкой русской душой.
«Зеленая кобылка» (повесть 1939 г) – одна из любимых книг ребят. Но и взрослые с удовольствием читают эту книгу. Она написана очень ярко, красочно. Когда читаешь эту книгу, невольно чувствуешь свежесть уральского леса, пруда. А сколько в повести смешного, веселого, сколько народных поговорок, прибауток.
Книги Бажова печатались и печатаются миллионными тиражами.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.