Базовый диагностический набор для психологического обследования детей на ПМПК

  • docx
  • 14.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала phpvmU3ZE_Bazovy_diagnosticheskiy_nabor_dlya_psikhologicheskogo_obsledovania_detey_na_PMPK.docx

Базовый диагностический набор для психологического обследования детей на ПМПК

 

 

Наименование методики

Назначение

Варианты методик

Возрастной диапазон

 

Методика Пьрона-Рузера

Исследование                параметров внимания,                             уровня

сформированности    произвольной регуляции

 

 

от 5 до 9 лет

 

Корректурные пробы

(авторы Бурдон,                   Ландольт и др.)

Исследование                параметров внимания,                             уровня

сформированности    произвольной регуляции, темпа деятельности

графические

от 6-7 лет и старше

 

 

буквенные

 

от 7-8 лет и старше

 

Счёт по Крепелину (автор Е. Крепелину модификация Р. Шульте)

Исследование работоспособности, выявление

параметров                    утомления, особенностей внимания

 

 

от 7,5- 8 лет и старше

 

Таблицы Шульте Таблицы Горбова

Исследование

внимания           и работоспособности

устойчивости характера

 

от 7- 8 лет и старше

 

Методика Когана (автор В.М. Коган,

адаптация Э.А .Коробковой )

Исследование

внимания        и работоспособности

параметров особенностей

25 карточек

от 4,5 до 9 лет

 

49 карточек

от 8,5 лет и старше

 

Запоминание 10 слов

(автор А.Р Лурия)

Исследование объема и скорости

слухоречевого запоминания

5-8 слов

от 6 до 7 лет

 

10 слов

от 7,5-8 лет

 

Запоминание двух групп слов

Исследование объема и скорости слухоречевого          запоминания, особенностей           мнестической

деятельности

3/3 слова

от 4,5 до 5,5 лет

 

 

5/3 слова

 

от 5,5 лет и старше

 

Опосредованное запоминание (автор А.Н Леонтьев)

Исследование произвольных форм запоминания (логического или опосредованного), особенностей

мыслительной деятельности

 

 

от 4,5 до 8 лет

 

Пиктограмма      (автор                            А..Р. Лурия)

Исследование                                 особенностей опосредованного

запоминания       и        специфики

мыслительной деятельности

 

 

от 8-9 лет и старше

 

Вкладные разноцветные формы (3-10 элементов)

Исследование сформированности представлений об относительной

величине и цвете

 

 

от 2,5 до 4 лет

 

Доски Сегена

(автор Э. Сеген)

Исследование сформированности представлений          о          форме, особенностей                 зрительно- пространственной ориентировки, наглядно- действенных форм мышления,                     специфики конструктивной деятельности,

обучаемости

 

Доска №1 Доска №3 Доска №4 Доска №5

 

 

 

от 3 до 6-7 лет

 

Методика «Почтовый ящик» (авторы А. Венгер, Э Леонгардт)

- аналог доски №1

 

Разрезные картинки

(авторы        А.Н. Бернштейн, С.Д.3абрамная)

Исследование сформированности пространственных представлений, конструктивного и пространственного мышления в

наглядно- действенном плане

 

 

 

от 2,5 до 6-7 лет

 

Методика «Кубики Кооса»

Исследование    сформированности конструктивного

пространственного        мышления, конструктивного праксиса

 

 

от 3,5 до 9-12 лет

 

Тест «Прогрессивные Матрицы

Равена»

Исследование

сформированности

уровня

ЦПМ (цветные)

от 4,5 до 11 лет

(авторы    Л.    Пенроуз,                 Джон Равен)

внимания, перцепции и мышления в          их          наглядно-образной составляющей,          обучаемости,

работоспособности

 

СПМ

(стандартные)

 

от 8 до 14 лет

 

Методика

Выготского- Сахарова

/модификация    (авторы                           Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров)

Исследование уровня понятийного развития,          сформированности абстрактных обобщений, операции классификации, переключения и распределения               внимания,

зрительного гнозиса

объемный

от 2,5-3 лет до 6

лет

 

 

наглядно- образный

 

от 3,5-4 лет до 7 лет

 

Методика

«Обучающий эксперимент» (автор А.Я. Иванова)

Исследование уровня понятийного развития,          сформированности абстрактных обобщений, операции

классификации, обучаемости

 

 

от 7 до 10-11 лет

 

Предметная классификация (автор Л.С. Выготский)

Определение актуального уровня понятийно-

го        развития,        объема       и устойчивости активно-

го внимания, работоспособности

1 серия

(25 карточек)

от 3 до 5 лет

 

2 серия

(32 карточки)

 

от 5 до 8 лет

 

Классификация предметов (автор        К.                   Гольдштейн, модификация

Л.С.         Выготского,                Б.В. Зейгарник)

Исследование                                 особенностей понятийного

мышления,              характеристик обобщения и абстрагирования, критичности и обдуманности действий, особенностей памяти и

внимания

 

модификация

 

от 8,5-9 до 12 лет

 

 

стандартный вариант

 

от 12 лет и старше

 

Исключение предметов

«4 лишний» (модификация Т.Е. Егоровой)

Исследование               аналитико- синтетической          деятельности, умения делать обобщения и давать логическое                 обоснование

правильности              обобщений,

особенности внимания и работоспособности

Серия 1

от 3 до 5 лет

 

Серия 2

от 5 до 6 лет

 

Серия 3

от 6 до 7 лет

 

Серия 4

от 7 до 10 лет

 

 

Серия 5

 

от 10 до 13-14 лет

 

Исключение понятий

Исследование               вербально-

логического                 компонента познавательной деятельности, уровня              сформированности

обобщающих операций

 

 

от 6,5-7лет и старше

 

Подбор парных аналогий (С.Я. Рубинштейн)

Исследование               вербально-

логического                                                компонента познавательной деятельности, возможности             установления

логической связи между   словами и понятиями

 

 

 

от 7 до 11-12 лет

 

Выбор простых аналогий

Исследование               вербально-

логического                 компонента познавательной деятельности, возможности                                 установления логической связи между словами и

понятиями

 

 

 

от 7-7,5 лет и старше

 

Определение понятий (С.Я. Рубинштейн)

Исследование    особенностей    и уровня    понятийного    развития, аналитико-синтетической стороны речемыслительной деятельности, сформированности операций по

выделению                                существенных признаков понятий

 

 

 

от 6,5-7 лет и старше

 

Выделение двух существен-

ных признаков

Исследование             способности

выделения               существенных

 

от 7-7,5 до 11-13

лет

 


 

признаков предметов и явлений,

характера        рассуждений       и умозаключений

 

 

Сравнение понятий

Исследование                                    аналитико-

синтетической                                           стороны речемыслительной                              деятельности,

особенностей                                     динамики мышления

 

 

от 7,5-8 лет и старше

Понимание переносного смысла метафор, пословиц,

поговорок            (автор                             Б.В. Зейгарник)

Исследование уровня вербально- логического мышления, умения выделять главную мысль, подтекст

метафоры

от 5,5-6 лет и

старше

пословицы и

поговорки

от 8 лет и старше

Понимание скрытого смысла в тестах, коротких рассказах (автор А.Н. Берштейн)

Исследование уровня вербально- логического                                  мышления, возможности понимания скрытого смысла и отношения к

содержанию текста

 

 

от 4,5-5 лет и старше

Установление последовательности событий в серии картин

(автор А.Н. Берштейн)

Исследование                              особенностей мыслительной                              деятельности, возможности установления причинно-следственных           и

пространственно-временных связей

3 картинки

от 3-3,5 лет

4 картинки

от 4,5-5 лет

5 картинок

от 5,5-6 лет

 

6 картинок

 

от 7-8 лет

Методика «Метаморфозы»

Исследование                            эмоционально- личностных

особенностей ребенка

 

от 4-4,5 до 13-14

лет

Методика «Рука»

(автор Э. Вагнер модификация Т.Н. Курбатовой)

Исследование                            эмоционально- личностных

особенностей ребенка

адаптированный

вариант

от 4-4,5 до 11-12

лет

модификация

от 11-12 лет и

старше

СОМОР                                  (методика субъективной                                                 оценки

межличностных отношений)

Исследование                            эмоционально- личностных

особенностей ребенка

 

 

от 3,5 до 12 лет