Беседа для родителей "Почему современные дети мало читают внеклассную литературу"
Оценка 4.7

Беседа для родителей "Почему современные дети мало читают внеклассную литературу"

Оценка 4.7
Лекции
doc
воспитание
Взрослым
03.03.2020
Беседа для родителей "Почему современные дети мало читают внеклассную литературу"
Беседа для родителей "Почему современные дети мало читают внеклассную литературу"
Почему современные дети мало читают внеклассную литературу.doc

 

 

Почему современные дети не читают детскую литературу?

 

В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном учении детей, и особенно в начальной школе. Дети не могут не только пересказать какую-либо сказку, но и составить предложение из трех-четырех слов. Все это результат того, что чтение у нас как-то отодвинулось на задний план.

А ведь чтение – это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой. Это электрический ток, соединяющий мысль ребенка с напечатанным словом. Чтение тесно связано с предшествующим опытом малыша и является воспроизведением окружающей его действительности. Оно складывается:

· из личности;

· отношениям к книгам;

· мышления;

· чувств;

· запаса слов;

· образа себя;

· самостоятельности;

· уверенности в себе;

· отношений к родителям – и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

Читая книгу, ребенок общается с миром, он помещает себя в этот мир, он сопереживает героям.

Чтение – это общение читающего с исписанной страницей.

По сути, чтение для ребенка – это путешествие как бы в теле и глазами героев книг; разговаривая с малышом, обращая его внимание на настоящую Страну Чудес, которая окружает его повсюду – дома, на кухне, на улице, – эти герои открывают ему волшебство человеческого языка.

В том, что мы запоминаем и как пользуемся речью и языком, очень важную роль играет смысл, значение происходящего.

Мы понимаем сказанное другими людьми не буквально, мы домысливаем услышанное, восстанавливаем опущенные связи, исходя из нашего предшествующего опыта и зная о мире.

Знание, позволяющее нам восстанавливать опущенные связи, формируется на основе схем причинно-следственных отношений, заложенных в нашей памяти.

Согласно последним исследованиям, уже в возрасте трех лет дети способны прослеживать связи между причиной и следствием, даже если они еще не могут выразить этого словами. Практически прослеживать связь событий трехлетний малыш умеет задолго до того, как начнет рассуждать о таких мудреных вещах.

Чтение – это гораздо большее, чем механическое складывание слов в предложения. Чем больше к моменту чтения у ребенка накопилось собственного прожитого и прочувствованного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. Если малышу приходилось сталкиваться с лексическим значением слова, то прочитать слово ему будет несравненно легче.

По мнению многих ученых, учителей начальных классов, ребенку в домашней обстановке начать читать может быть легко в том случае, если родители своим примером «пристрастят» его к чтению, если они на ночь будут рассказывать сказки, а потом их перечитывать с малышом, после просмотренного фильма возьмут в руки соответствующую книгу.

Для такого естественного хода событий, так же как для умения говорить или ходить, следует создать условия:

1. Регулярно читать малышу вслух считалки, сказки, детские стихи с часто повторяющимися фразами, небольшие рассказики (примером такой книги служит «Азбука» Л. Н. Толстого). Конечно, все эти книжки должны быть с картинками.

2. Читать рассказы, интересные ребенку: про животных, динозавров, цирк и пр.

3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.

4. Разрешить ребенку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой и т. п.

5. Сделать или купить карточки с повседневно употребляемыми словами.

6. Записывать истории, которые будет сочинять малыш; составлять с ним предложения.

7. Устраивать детям экскурсии и обсуждать увиденное.

8. Обстановка дома должна быть спокойной – родителям лучше выяснять свои отношения без детей.

9. Дома у ребенка должно быть как можно больше книг с иллюстрациями.

10. Родители в чтении должны быть примером: читать газеты, книги, чтобы ребенок видел, что они заинтересованы чтением.

11. Родителям следует показать ребенку библиотеку, познакомить с выдачей книг, провести беседу о том, что книги надо беречь.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение – математике, истории, биологии – будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разнообразной информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

Основные причины, по которым дети не любят читать:

1. Неправильное чтение

Во-первых, давайте вспомним, как нас учили читать. В принципе, существует всего два метода обучения чтению. Выделяют и третий, сочетающий в себе два первых метода.

«Зрительный метод». Ребенку показывают какие-то картинки. Например, это может быть картинка с изображением собаки и с подписью внизу — «собака». Потихонечку ребенок начинает соотносить определенную картинку с определенным словом. Ребенку демонстрируют картинку и проговаривают слово до тех пор, пока он не соотнесет их более или менее по слогам. Затем ему говорят: «Давай пробуй читать «про себя».

«Звуковой метод». Ребенка сначала знакомят с алфавитом и со звуками. Ему объясняют, что есть буква «а», которая обозначает звук [а], есть буква «б», обозначающая звук [б], и так далее. В чем особенность этого метода? Например, обучая ребенка читать слово «мама», ему сначала показывают буквы «м», «а», «м», «а». И он читает слово как [м] [а] [м] [а]. Далее педагог или человек, который обучает ребенка, работает над тем, чтобы он научился соотносить слоги, т. е. чтобы ребенок понимал, что «ма» — это не раздельные элементы, а единый слог «ма». Так он начинает читать по слогам. После того как ребенок доводит этот навык до совершенства, ему говорят, что необходимо читать про себя.



Третий метод сочетает в себе подходы зрительного и звукового методов.

Когда ребенок в дошкольном возрасте 5-7 лет начинает читать по слогам и вроде как понимать прочитанное, ему велят читать про себя. Он начинает читать, не проговаривая текст вслух. И считается, что в этот момент ребенок научился читать.

За время школьного обучения у ребенка несколько раз проверяют технику чтения. В третьем классе, например, она достигает порядка 120 слов в минуту. Это считается превосходным результатом, на котором можно остановиться. И фактически в это время все обучение чтению, одному из самых важных навыков в жизни, для ребенка заканчивается.

Как говорит один из самых известных и, по нашему мнению, лучших экспертов по скорочтению на Западе Тони Бьюзен, фактически это то же самое, что научить ребенка ползать и считать, что двигаться он уже научился. Но ведь есть и другие способы передвигаться: шагать, бегать, танцевать и т. д. О них ребенок не будет иметь никакого понятия.

Естественно, вырастая, человек читает медленно. Навык быстрого и приятного чтения с хорошим пониманием прочитанного у него не встроен.

Итак, первой причиной, по которой дети не любят читать, является то, что они просто не умеют правильно читать. Когда ты не умеешь что-то правильно, хорошо и качественно делать, вряд ли это может доставлять удовольствие и вызывать желание делать это снова и снова.



2. Дурной пример родителей

Вторая причина, по которой дети не любят читать, это пример их родителей. В детской педагогике и психологии есть один неопровержимый постулат. «Дети очень редко делают то, что им говорят делать, но они всегда делают то, что делают их родители». Поэтому, когда родители, сидя перед экраном телевизора, вручают ребенку книгу и повелительным тоном отправляют его читать, понятно, что ребенок читать не будет. Родители своим примером должны показывать, что читать книги — это классно.

3. Интернет и ТВ – главные враги книг

Третья причина — это вытеснение книг из досуга интернетом и телевидением. Почему телевидение и интернет привлекательнее книги? Во-первых, когда читаешь книгу, нужно думать, напрягаться, делать какие-то выводы, структурировать мысли. Получив доступ к интернету, можно просматривать какие-то видео, получать готовые выводы, хотя и чужие. То есть у экрана телевизора или у монитора думать нужно меньше. Естественно, получать информацию из видео намного легче и приятнее, чем из книги, учитывая, что дети не научены правильно и быстро читать. А как же обучающие видео и телепрограммы? — спросите вы. Мы абсолютно не против них, но у них есть существенный недостаток.

Ну а про телевидение и говорить нечего: в век, когда идет жестокая война за телезрителя, в которой все средства хороши и в которой используется последние наработки НЛП и психологии, ребенок остается беззащитным. Конкурировать книгам с ТВ и интернетом в не сформировавшемся полностью мозге ребенка практически нереально

Добавим к ним социальные сети. Получается, что, посещая их, ребенок читает, но читает какие-то маленькие статейки, какие-то анекдоты, иногда достаточно пошлые, ну а девочки обожают слезливые глупые истории. Чтобы выяснить, что читает ваш ребенок, вам достаточно просто зарегистрироваться «ВКонтакте» и посмотреть его страницу, а также группы и паблики, на которые подписан ваш ребенок.

4. Неправильная подача материала в школе

Следующая причина ненависти современных детей к чтению — это школа. К сожалению, современная школа очень далека от современного ребенка. А нынешняя программа по литературе совсем не отвечает современным реалиям и представлениям подростка о чтении. Что представляет собой урок литературы в школе?

Вот стандартная схема разбора литературного произведения на уроке литературы: рассматривается биография автора; далее — образы героев его произведения; ну и, чтобы ребенок смог написать сочинение или изложение по произведению, ему предлагаются темы вроде: «Женские образы в романе...», «Проблема морали в повести...», «Проблема отношений отцов и детей в романе...» и т. д.

Вспоминая свое обучение в школе 15-летней давности. Именно в средней школе у нас полностью отбили желание читать литературные произведения. Потому что, во-первых, в наших школах проходят не те произведения, которые должны проходить. Они не соответствуют уровню мышления и возрасту учащегося.  Большую часть литературы, которую нужно было читать в школе, мы перечитываем в более зрелом возрасте. Все лучшие произведения, которые действительно захватывают дух и прививают любовь к чтению, скажем, книги Жюля Верна, Марка Твена, школьникам задают читать летом. Конечно, большинство детей «летние книги» не читают, думая, что они так же скучны, как и те произведения, которые изучаются в течение учебного года. К сожалению, ничто так сильно не может убить любовь к чтению, как современные уроки литературы в наших школах.

5. Быть умным, начитанным, эрудированным — это немодно.

Пятая причина падения популярности чтения заключается в том, что читать сейчас немодно. У детей нет понимания того, что начитанность и эрудированность позволяют им присоединиться к какой-то интеллектуальной элите людей. К сожалению, на данный момент в обществе преобладает мнение, что быть умным, начитанным, эрудированным — это немодно.

Другое дело, когда ребенка обучают молодые, амбициозные, целеустремленные люди, на которых подростки хотят быть похожими. И одна из основных целей, которые мы преследуем на уроках, — вложить в голову детей мысль о том, что быть умным, эрудированным и начитанным так же модно и круто, как иметь iPhone. Это тот ключ, который позволяет мотивировать любого ребенка.

И даже не столько приходится вкладывать в детскую голову какие-то мыслеформы, сколько сам ребенок начинает подражать авторитетному для него педагогу. Подражая, он начинает читать. Ребенку становится некомфортно ощущать, что его словарный запас достаточно мал, знания ограниченны, а эрудиция практически на нуле.

6. Дети не знают интересных книг.

Шестая причина, по которой чтение все менее популярно, состоит в том, что дети, подростки просто не знают о существовании интересных для их возраста книг. Все их представление о книгах, о литературе основывается на школьных уроках литературы. Другими словами, о произведениях Марка Твена, Майна Рида, Жюля Верна чаще всего они не знают.

7. Давление родителей.

Седьмая причина — это давление родителей. Вы, родители, заставляете их читать. И нет лучшего способа отбить у ребенка желание что-то делать, чем заставлять его делать это. Отвращение — такова реакция человеческого подсознания на любое принуждение. Внутренний и внешний протест ребенка в ответ на давление взрослых особенно сильно проявляется в подростковом возрасте, когда у ребенка с 10—11 лет наступает переходный период. В это время ваше чадо будет делать все наперекор вам. Даже если ему читать интересно, чувствуя ваше давление, он перестанет читать.

Особенно сильно чувство протеста ребенок испытывает тогда, когда родители сажают его перед собой и говорят: «Читай!». Они заставляют его читать вслух и каждый раз, когда он ошибается, заставляют его перечитывать. Ребенок перечитывает. Когда же он читает все правильно, то никаких поощрений нет, и это называется «методом кнута без пряника».

Как в таком случае работает подсознание?

Оно строит четкую ассоциативную связь: чтение — это страдание, потому что нужно перечитывать, периодически выслушивать оскорбления вроде «Ты что, глупый?», «Ты что, слепой?», «Не видишь, как тут написано?» и т. д.

В результате такого чтения вы получаете ребенка, который не будет читать не при каких обстоятельствах. Страдание запечатлевается в его мозгу как синоним чтения. И каждый раз, когда у него будет появляться мысль что-нибудь прочитать, в подсознании будет проявляться негативное воспоминание и связь ЧТЕНИЕ-СТРАДАНИЕ. Даже во взрослом возрасте он будет испытывать негативные ощущения, которые переживал будучи ребенком в моменты, когда его заставляли читать.

 

Маленькие «хитростя», чтобы ребенок читал с удовольствием:

·                                 Сначала читаем сами, потом предлагаем ребенку самому прочитать название главы, отдельные слова и фразы…

·                                 Если ребенок читает достаточно бегло, можно попеременно читать вместе с ним или распределить роли.

·                                 Главное, не подгонять и не ругать за медлительность!  Поддерживать и подбадривать – вот что самое главное, позволить поверить в свои силы.

·                                 Радуйтесь каждому прочитанному слову! Ведь это — маленькая победа, которая способна сделать большое дело. Не заостряйте внимание на ошибках в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

·                                 Если ребенок жалуется на усталость, стоит тут же прекратить чтение. Заставлять или упрашивать не нужно. Чтение должно быть только в удовольствие!

·                                 Придумывайте любые маневры, любые игры, чтобы ребенок сам захотел взять в руки книгу и почитать

На эту тему важно обратить внимание особенно при поступлении ребенка в школу.

2. Заполнение опросника.

У каждого родителя заранее подготовленный «опросник».

Показатели готовности к чтению

№ п/п

Развитие элементов познания

Да

Иногда

Нет

1

2

3

4

5

Общий уровень развития

1

Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый /левый, большой / маленький, низ /верх?

2

Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например назвать вещи, которые катиться не могут?

3

Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4

Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

5

Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

6

Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?

7

Был ли ваш ребенок в библиотеке? Брали ли вы в библиотеке ему книги?

8

Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?

9

Была ли у вас возможность регулярно читать ребенку или рассказывать ему истории?

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

10

Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Языковое развитие

11

Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12

Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

13

Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?

14

Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

15

В состоянии ли ребенок рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

16

Четко ли ребенок выговаривает слова?

17

Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

18

Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-нибудь ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Уровень эмоционального развития

19

Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

20

Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

21

Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

22

Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Общение

23

Включается ли ребенок в игру с другими детьми, делится ли с ними с игрушками?

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

24

Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?

25

Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Физическое развитие

26

Хорошо ли ребенок слышит?

27

Хорошо ли ребенок видит?

28

Способен ли посидеть спокойно в течение некоторого времени?

29

Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

30

Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

31

Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительные способности

Зрительное различение

32

Может ли ребенок идентифицировать схожие и не схожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

33

Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б /п, кот /год?

Зрительная память

34

Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

35

Знает ли ребенок, как пишется его имя, имена родителей?

36

Знает ли ребенок написание названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

37

Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

Окончание табл.

1

2

3

4

5

38

Понимает ли ребенок, что читает слева направо?

39

Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов?

40

Может ли ребенок интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

Слуховые способности: различение на слух, 
запоминание на слух, понимание на слух

41

Может ли ребенок рифмовать слова?

42

В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес /вес?

43

Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов и цифр?

44

Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Отношение к книгам

45

Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

46

Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?

47

Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

48

Стремится ли ребенок сам прочитать слова, предложения?

49

Рассматривает ли иллюстрации?

50

Может ли рассказать по иллюстрации содержание отрывка, к которому относится эта иллюстрация?

 

«Опросник» поможет родитеям  выявить пробелы подготовки ребенка к обучению в школе.

Как привить интерес к чтению?

· Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеетесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

· По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые много читают.

· Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их и получайте в качестве подарка.

· Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.).

  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати, даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети больше читают.

· На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

  • В доме должна быть детская библиотека.
  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).

· Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

· Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

· Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

· Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

· Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

· Поощряйте детей, которые читают младшим сестренкам или братишкам.

 

 

 



                                                            

 

 

                                                            

 


Почему современные дети не читают детскую литературу?

Почему современные дети не читают детскую литературу?

Если малышу приходилось сталкиваться с лексическим значением слова, то прочитать слово ему будет несравненно легче

Если малышу приходилось сталкиваться с лексическим значением слова, то прочитать слово ему будет несравненно легче

Затем ему говорят: «Давай пробуй читать «про себя»

Затем ему говорят: «Давай пробуй читать «про себя»

Родители своим примером должны показывать, что читать книги — это классно

Родители своим примером должны показывать, что читать книги — это классно

Конечно, большинство детей «летние книги» не читают, думая, что они так же скучны, как и те произведения, которые изучаются в течение учебного года

Конечно, большинство детей «летние книги» не читают, думая, что они так же скучны, как и те произведения, которые изучаются в течение учебного года

Как в таком случае работает подсознание?

Как в таком случае работает подсознание?

Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории? 4

Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории? 4

Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? 20

Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? 20

Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать? 35

Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать? 35

Может ли рассказать по иллюстрации содержание отрывка, к которому относится эта иллюстрация? «Опросник» поможет родитеям выявить пробелы подготовки ребенка к обучению в школе

Может ли рассказать по иллюстрации содержание отрывка, к которому относится эта иллюстрация? «Опросник» поможет родитеям выявить пробелы подготовки ребенка к обучению в школе

Беседа для родителей "Почему современные дети мало читают внеклассную литературу"

Беседа для родителей "Почему современные дети мало читают внеклассную литературу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020