Классный час «С чего начинается Родина»
Цели и задачи:
-воспитывать чувство патриотизма;
-способствовать становлению и развитию нравственных качеств учащихся;
-развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление; способность к определению собственной жизненной позиции;
-показать значение родины в жизни каждого человека.
Форма проведения: час общения.
Оборудование: музыкальное сопровождение, контур ДНР, заготовки для вырезания.
Ход занятия:
Организационный момент. Настрой на занятие.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете. Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок, взрослый человек, бедняк или богач, здоровый или больной. Вы догадаетесь, о чём пойдёт речь, когда посмотрите видеоролик
Просмотр видеоролика «С чего начинается родина»
Сообщение темы занятия.
Вступительное слово учителя:
• Вам понравился ролик?
• Какие кадры из этого ролика вы запомнили?
• Понравилась ли вам песня?
• Какие слова повторялись в песне?
• Как называется наша Родина?
Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы поговорим о Родине. У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, городом…
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
Или степь: от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
- Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это наша республика. А как называется наша республика? Правильно, Донецкая Народная Республика. Это первое и главное значение этого слова. Это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи.
-Сейчас мы с вами проведем игру «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
Попрошу зачитывать по одному слову из вашего списка по-очереди с объяснением значения названного слова. Повторять слова нельзя.
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
НАРОД – нация, жители страны.
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
Работа в группах «Собери пословицу».
В конвертах у вас лежат пословицы, которые вы должны собрать по смыслу. Время работы 5 минут.
· Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
· Любовь к Родине сильнее смерти.
· На чужой стороне Родина милей вдвойне.
· Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
· Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
· Береги землю родимую, как мать любимую.
· Всякому мила своя сторона.
· За морем теплее, а у нас светлее.
· Где кто родится, там и пригодится.
· Если народ един, он непобедим.
· Кто за Родину горой, тот и герой.
· Своя земля и в горсти мила.
(Пословицы зачитывают по очереди).
У каждого человека есть своя Родина – тот край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным.
- Послушайте стихотворения детей:
1 ученик.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
2 ученик
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля. Земля,
где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
3 ученик
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
-Как вы понимаете словосочетание «Малая Родина»?
- Ребята, если мы скажем, что живем в Донецкой Республике, то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок.
-Мы проживаем в Донецкой Народной Республике, в городе Амвросиевка.
Где бы мы ни были, наш родной городок всегда будет звать нас в родные края. Это наша малая родина, то место, где находится наш дом, наша школа.
Я предлагаю вам небольшое путешествие по нашему родному краю.
- Каждая страна имеет свою символику. И Донецкая Народная Республика не исключение (комментарии учителя к символике).
- А знаете вы символику нашей республики? (гимн,флаг и герб)
- Правильно - гимн, флаг и герб. У Донецкой Народной Республики есть Государственный флаг.
- Давайте рассмотрим флаг. - Что вы можете о нем сказать? Какой он? (Торжественный, нарядный, трехцветный, большой. . . ) Он поднимается во время торжественных мероприятий, праздников.
- А кто из вас знает, что означают цвета нашего флага? (дети отвечают)
- Правильно!
Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса.
Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.
Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.
Герб Республики - представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья.
- Мы славим свою Родину, свой край и поэтому должны знать, понимать и учить свой язык, на котором говорим. Наша Республика, наш город — это общий дом, большая семья. И мы все должны жить в этом большом доме — дружно и мирно. А прославляем нашу республику гимном, который все мы сейчас исполним. Все дружно встанем, так как гимн исполняется и прослушивается только стоя, не разговаривая и не перемещаясь.
(Включается фонограмма, дети исполняют гимн.)
- Наша родина богата и щедра. Что нужно для того, чтобы сохранить красоту нашей земли? Все красивое очень хрупкое и нужно нам с вами постараться сохранить красоту нашей родины для других поколений.
• Я предлагаю сделать коллаж, где мы покажем как красива наша земля и что эта красота и мир находится в наших руках.
( Дети вырезают контур подсолнуха, розы, голубя, пшеницы, рыбы, цемента, угля, металлурга, многонациональный, заповедные места, и приклеивают на карту республики.)
Подведение итогов.
- Скажите, о чем мы сегодня говорили? У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице.
О Родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”
- На этом наш классный час заканчивается. Я думаю, каждый из вас сегодня открыл для себя что-то новое.
Учитель: Хочу закончить нашу встречу стихотворением поэта Бориса Скотневского.
У каждого заботой своей
Глаза полны,
Наша Родина не что- то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет
Какими будем мы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.