Беседа с родителями «Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольника»
Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
17.06.2019
- Как вы думаете, с какого возраста следует начинать подготавливать детей к выбору будущей профессии?
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
консул 2.docx
Беседа с родителями
«Роль семьи в ранней профессиональной
ориентации дошкольника»
Как вы думаете, с какого возраста следует начинать подготавливать
детей к выбору будущей профессии?
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и
в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего,
полноценного развития.
В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о
профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в
Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная
ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры,
проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении
подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия
человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида
занятости с учётом его потребностей и возможностей, социальноэкономической
ситуации на рынке труда.
В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация
входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в
этом отношении в процессе реализации программ воспитания осуществлять
психологосоциальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные
занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности
трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учётом
особенностей их возраста и состояния здоровья.
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием
человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап
профессионального развития: этап формирования конкретнонаглядных
представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна
сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет
базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также
положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их
занятиям.
Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как такового
– в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12
лет).
В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание
разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической
форме пытается проиграть действия представителей различных профессий
(водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.
Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно
понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни,
историй.
На сколько, по вашему мнению, важна и необходима помощь родителей в
знакомстве детей с профессиями?
Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей
к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно
родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер,
привычки и интересы в течение многих лет. Приобщая детей к труду и знакомя с
профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его
склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные
традиции и интересы.
В своём будущем выборе дети, зачастую, ориентируются на профессии
родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько
поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда ктото
становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к
профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое
представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём
ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной
жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то
ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую
связана с работой, и наоборот.
Каким образом следует организовывать в семье работу по
профессиональной ориентации детей дошкольного возраста?
В первую очередь, такая работа в семье должна быть направлена на
формирование у детей положительного отношения к труду.
Для детей младшего дошкольного возраста (35 лет) подойдут наблюдения за
трудом продавца (парикмахера, водителя и др.), формирующие первоначальные
представления о некоторых видах труда взрослых, совместные игры детей и
взрослых, отражающие простейшие трудовые операции. Следует обратить
внимание детей, что труд взрослых направлен на заботу о людях. При чтении
детской художественной литературы советуем отмечать положительных
сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.
С детьми старшего дошкольного возраста (57 лет) полезными будут
наблюдения, рассматривания, чтение литературы (художественной и
энциклопедий), беседы о разнообразных видах техники, облегчающей
выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных со
спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах
– помощниках человека. В целях знакомства с трудом людей творческих
профессий (художников, писателей, композиторов, мастеров народного
декоративноприкладного искусства) рекомендуем посещать с детьми выставки,
музеи, мастерклассы, театральные постановки. Важное место отводится знакомству с профессиями родственников, примерами
трудовых династий через рассматривание альбомов с фотографиями, личные
беседы и рассказы.
Анализ рассказов детей о будущей профессии, проведённый в подготовительной
группе нашего сада, показал, что 30% детей выбрали на данном этапе
профессии своих родителей; 25% воспитанников остановились на выборе
профессий работников детского сада; ещё 25% детей выбрали профессии
людей, с которыми часто встречаются в повседневной жизни; 10% профессии, с
которыми познакомились в ходе образовательной деятельности, и 10% не
определились с выбором.
Как относиться к смене интересов детей?
Важно понимать, что интересы детей в разные возрастные промежутки времени
не окончательны.
Даже среди взрослых людей лишь некоторые всю жизнь остаются верными
избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях
профессиональной деятельности. Многие по разным причинам меняют
профессию в течение жизни. Тот выбор, который люди делают на данном этапе,
отражает их нынешние интересы и потребности.
Возможно, интерес ребёнка к определённому роду профессий будет не
постоянен, и через некоторое время его предпочтения изменятся. В любом
случае остается возможность чтото переиграть или начать заново. И это
говорит не о том, что приоритеты в выборе профессии были поставлены
неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои
возможности в профессиональной деятельности.
Источник: Пасечникова Т.В. «Профориентационная работа в условиях
дошкольной образовательной организации», Самара, Издво ЦПО, 2013.
Беседа с родителями «Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольника»
Беседа с родителями «Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольника»
Беседа с родителями «Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.