Беседа "У истоков русского театра"
Оценка 5

Беседа "У истоков русского театра"

Оценка 5
Мероприятия
docx
библиотека
4 кл
24.03.2019
Беседа "У истоков русского театра"
Указом президента нашей страны В. В. Путиным 2019 год объявлен Годом Театра. Театр! Сколько восторженных слов о нем сказано. И сколько людей увлек он за собой! Театр существует уже 25 столетий, возник он еще до нашей эры в Древней Греции, и до сих пор все так же велик, заразителен, чудесен. Самое древнее зрелище – и самое живое, вечное. Этому виду искусства и посвящена наша беседа.
Театр.docx
У истоков русского театра Театр! Сколько восторженных слов о нем сказано, сколько  чувств вызывал и вызывает он, сколько слез в нем пролито, сколько  смеха и громоподобных оваций и криков «браво!» слышали его  стены – в разные эпохи и в разных странах. И сколько людей увлек  он за собой! Бывало, молодые барышни бросали семьи и шли «в  актрисы», оставив свой круг, отказавшись от спокойной и богатой  жизни. Бывало, солидные купцы «заболевали» театром и тратили на  него свое состояние. Театр существует уже 25 столетий, возник он  еще до нашей эры в Древней Греции, и до сих пор все так же велик,  заразителен, чудесен. Самое древнее зрелище – и самое живое,  вечное. Ребята,   сегодня   мы   с   вами   узнаем,   как   создавался   русский театр.  Театр зародился в глубокой древности, ещё при первобытно­ общинном   строе.   Главным   действующим   лицом   был   в   то   время зверь. Когда человек собирался на охоту, то совершал обрядовые действа,   чтобы   задобрить   богов   для   хорошей   добычи.   Это   были танцы и песни. А когда приходил с охоты, благодарил богов тоже при помощи исполнения обрядовых танцев. С развитием земледелия человек стал преклоняться перед матушкой  ­  землёй, которая да­ вала ему пищу и хлеб, тем самым благодаря её. 1 В   старину   на   Руси   популярным   народным   игрищем   был хоровод.   Он   отражал   самые   разные   жизненные   явления.   Были хороводы любовные, военные, семейные, трудовые. Нам известны три разновидности этого танца: круговой (его разыгрывали члены одной семьи или рода), двухлинейный (отражал столкновение двух групп) и однолинейный (вариант кругового хоровода). В хороводных игрищах было органично слито хоровое и драма­ тическое начало. Такие игрища обычно начинались под «наборные» песни, а заканчивались под «разборные», причём песни отличались чётким   ритмом.   Впоследствии,   с   изменением   структуры   родовой общины,   видоизменялись   и   хороводные   игрища.   Появились солисты­запевалы   и  лицедеи   (актёры).   Лицедеев   было   обычно   не более трёх. В то время когда хор пел песню, они разыгрывали её содержание. Существует мнение, что именно эти лицедеи и стали родоначальниками первых скоморохов. Русская   пляска  ­  неотъемлемая   часть   народных   игрищ   и празднеств.   Она   всегда   была   связана   с   песней.   Именно   это сочетание   являлось   одним   из   главных   выразительных   средств народного   театра.   С   древних   времён   пляска   была   основана   на удальстве соревнующихся партнёров, с одной стороны, и слитности, плавности   движений  ­  с   другой.   Русская   пляска   родилась   из языческих обрядов. После XI века, с появлением профессиональных актёров­ско­ морохов,   изменился   и   характер   пляски.   Скоморохи   владели   раз­ витой   техникой   танца,   возникли   разновидности   скоморохов­пля­ сунов. Были и такие, которые не только танцевали, но и разыгрыва­ ли при помощи танца пантомимные представления, носившие чаще всего   импровизированный   характер.   Появились   танцовщицы  ­ плясицы, обычно ими были жёны скоморохов. Танец занимал большое место в самых разных формах театра. Он был частью не только игрищ и празднеств, но и представлений кукольного спектакля Петрушки. Многие традиции русской пляски дожили до наших дней. Большую роль в развитии элементов театра сыграли  2 многочисленные обряды и народные праздники, связанные со  значительными событиями в жизни всего рода, такими как победа  над врагом, заключение мира, выборы вождя, свадьба, похороны.  Древнее празднество основано на языческом почитании умирающего и воскресающего божества растительности. Для этого сооружалась  кукла, чучело, которую во время празднества убивали, сжигали под  общее ликование всех участников. Ритуальные действа с чучелом постепенно теряли своё магиче­ ское значение. Вместо божества в центре таких народных игр стал появляться царь, воевода, помещик или купец. Следующий   этап   становления   русского   народного   театра издавна связывают с деятельностью скоморохов. Слово «скоморох» пришло на Русь в XI веке, с греческого языка оно переводится как «игрец, смехотворец». Роль скоморохов в развитии театра в более поздний период бы­ ла   разнообразной.   Они   делились   на   несколько   категорий.   Были среди них такие, которые жили при дворах знатных людей, ­ князей, бояр. Их принято называть «дворовыми» или «придворными»: это были шуты, которые веселили своих хозяев. Такие скоморохи не оставили заметного следа в развитии народного искусства. Были скоморохи оседлые и бродячие. Оседлые  жили в горо­ дах, сёлах, деревнях и принимали участие в народных праздниках и обрядах. В остальное время они мало отличались от прочих жите­ лей. Среди них были мелкие землевладельцы, ремесленники, тор­ говцы, но всё же основная масса оседлых скоморохов принадлежала к беднейшим слоям населения.       Бродячие скоморохи действовали независимо от праздников. Постоянные   переходы   с   места   на   место   и   необходимость зарабатывать   на   хлеб   насущный   заставляли   их   иметь   какой­то особый репертуар. Оседлые   скоморохи   стали   прародителями   «театра   живого актёра», а бродячие ­ театра Петрушки, «медвежьих потех». «Всяк   спляшет,   да   не   как   скоморох»  ­  гласит   русская пословица. Действительно, разыгрывать игрища могли многие, но быть скоморохом­профессионалом ­ не каждый. Одним из древнейших видов театрального действа является кукольный театр. Появление кукольного театра в России относят к первой половине XVII века. Считается, что письменное описание театра   Петрушки   оставил   немецкий   учёный   и   путешественник Адам Олеарий, который пребывал в России с 1636 по 1639 год. 3 Любимым персонажем для народа был актёр кукольного теат­ ра  ­ Петрушка. Удалой смельчак и задира, в любой ситуации со­ хранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал бо­ гачей и представителей власти и как выразитель протеста пользо­ вался поддержкой зрителей. В таком театральном представлении  одновременно действовали два героя (по числу рук кукловода):  Петрушка и лекарь ­ или Петрушка и городовой. Сюжеты были  самыми обычными: например, Петрушка женится или покупает  лошадь и т. д. Он всегда участвовал в конфликтной ситуации, при  этом его расправы были достаточно жестокими, но публика никогда не осуждала его за это. В конце спектакля Петрушку часто  настигала «небесная кара». Наиболее популярным кукольный театр  Петрушки был в XVII веке. Кукольное представление Петрушка был самым популярным героем кукольных  представлений. Над его приключениями смеялись жители  столичных и уездных городов, сёл и деревень. Особой  популярностью пользовались выступления петрушечников на яр­ марках и народных гуляньях, где можно было встретить сразу  несколько кукольников, каждый из которых проигрывал  комедию по 8—10 раз в день и никогда не ощущал недостатка в  зрителях. Имущество   петрушечников   сводилось   к   лёгкой складной ширме, ящику  с 7—20 куклами и шарманке. Куклы были   перчаточными,   с   головками  из   папье­маше   или   дерева. Декораций для театра не  было, а из бутафорских  вещей упот­ реблялись лишь палка или дубина, которыми Петрушка колотил своих недругов.      Разыгрывали комедию два человека: кукольник и музыкант. Музыкант   с   шарманкой   располагался   перед   ширмой.   Состав персонажей театра был достаточно широк и разнообразен: барин, солдат,   городовой,   поп,  невеста,   цыган,  доктор,   немец.   У Петрушки   был   огромный   нос,   горб   или   два   горба   (спереди   и сзади),   выступающий   подбородок,   дурацкий  колпак   на   голове. Соответствовал этому и наряд Петрушки: красная рубаха, брюки заправлены в лаковые  сапожки; иногда его наряжали в  одежду, сшитую из лоскутов яркой ткани  ­  на манер Арлекина,  ­  или в воротник с бубенчиком и широкие разноцветные шаровары  ­  на манер клоуна. 4  дребезжащим  Петрушка  отличался   от  других   кукол   и   своим   писклявым, голосом,   для   чего   использовался высоким, специальный   инструмент  ­  пищик.   Представление   состояло   из цепочки   сценок,   в   которых   Петрушка   встречался   с   различными персонажами.  Чрезвычайно важным  моментом  спектакля было об­ щение со зрителями. Представление начиналось с выхода Петрушки и приветствия публики, а затем шли  сцены, в которых он избивал дубинкой других персонажей комедии. В финале он обязательно в качестве наказания попадает в лапы собаки, чёрта  или домового, которые   уносят   его.  Как  правило,   петрушечная  комедия  была   её   герои   исполняли насыщена   музыкальными   вставками, популярные песни и шуточные куплеты, танцевали вальс, польку, камаринскую. Одной   и   самых   популярных   частей   народного   празднества были   игры   ряженых.   Они   чаще   всего   строили   импровизации. Ряженые одевались таким образом, чтобы   их сразу можно было узнать. В   стародавние   времена   в   больших   городах   России устраивались ярмарки. На них съезжались продавцы и покупатели. Ни   ода   марка   не   могла   обойтись   без   балаганов,   которые   ярко украшались   гирляндами,   световой иллюминацией. Внутри балаганов проходило выступление артистов различных   жанров.   В   них   принимали   участие   раёшники   и вертепники.   картинами,   флажками, Раёк  ­  небольшой ящик с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри его перематывается одного катка на другой да полоса   с   изображениями   разных   городов,   великих   людей   и событий,   лубочными   картинами.   Кроме   городов   показывала отступление   армии  Наполеона,  былинные   богатыри.   Здесь   же можно было увидеть и грешников, мучающихся в аду, железную дорогу, государственных и общественных деятелей (русских царей, Наполеона, Ломоносова, турецкого султана). Зрители, заплатив по копейке,   глядят   в   стёкла   —   раёшник   передвигает   картинки   и рассказывает сказки, обычно шутливые или остро сатирические. 5 Раёк был обязательной частью гуляний и увеселений в городах России   XIX   столетия.   К   концу   века   появились   и   стационарные установки   довольно   внушительных   размеров   с  HЕСКОЛЬКИМИ стёклами.   Ящик   расписывался   сочными   красками,   украшался фигурками,   флажками,   своеобразным   флюгером   с   надписью «Всемирная косморама». Раёшник одевался своеобразно: серый, обшитый красной или жёлтой   тесьмой   кафтан   с   пучками   цветных   тряпок   на   плечах, шапка­коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах были   лапти,   к   подбородку   привязана   льняная   борода.   Раёшник умело заигрывал с публикой, зазывая её к своей панораме. Заметным   явлением   в   народной   культуре   ряда   мест   России были   вертепные   представления.   Обычай   устанавливать   на Рождество   в   церквях   ясли   с   фигурами   Богородицы,   младенца, пастухов,   осла   и   быка   укоренился   ещё   в   средневековой   Европе. Постепенно   из   этого   выросло   настоящее   театральное   действо: неподвижные  фигурки  были заменены куклами, и с их помощью разыгрывался евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа, о жестоком   вифлеемском   царе   Ироде,   приказавшем   убить   всех младенцев, среди которых должен был находиться новорождённый Христос. Рождественское   кукольное  представление  получило  большое распространение   в   католической   Польше,   а   оттуда   проникло   на Украину, в Белоруссию и в западные районы России. Слою «вертеп» в старославянском языке означало «пещера». Вертепная драма разыгрывалась в специальном переносном ящике, сооружённом из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик,   который   мог   состоять   из   одного,   двух   или   трёх   этажей. Сторона, обращённая к зрителям, завешивалась материей — занаве­ сом. Кукольник сам говорил за всех персонажей, меняя голоса. За ящиком размещался хор и музыканты. Русский вертепный театр отличался от польского композицией и персонажами. Он резко делился на две половины: первая — рели­ гиозная, вторая — бытовая.  Религиозная разыгрывалась на верхнем  ярусе, бытовая — в нижнем. С течением времени верхняя половина  всё больше оттеснялась разрастающейся светской, комедийной  половиной. В этой части кукольники чувствовали себя совершенно  свободно: разыгрывались шуточные сатирические сценки, иногда  просто танцы кукол разных национальностей или марширующих  солдат. Кукольный театр получил популярность и распространение  по всей Руси. В конце представления выходил Арлекин и вслух  возглашал: 6 Я молодец. Я удалец. И вертепу конец! Следующий этап характеризуется появлением спектаклей  театра живого актёра. Это относится к первым десятилетиям XVIII  века. Наиболее замечательным памятником данного этапа является  устная народная драма «Царь Максимильян». Её разыгрывали почти по всей России. Она бытовала в рабочей, крестьянской, солдатской,  разночинной среде. Сюжетную драму составлял конфликт царя  Максимильяна с сыном Адольфом. Царь требовал от сына полного  подчинения, отказа от христианской веры, но сын на это не соглашался. Максимильян казнил сына. Затем происходило много  различных событий после смерти Адольфа. А заканчивалась драма  так же, как и в игре в царя, — полным развенчиванием  Максимильяна. Ещё одна из популярных народных драм —  «лодка», которая представляла собой инсценируемую песню «Вниз  по матушке по Волге». К народному театру примыкал театр демократических слоёв  городского населения, называемый театр «охочих комедиантов»,  блестящим образцом которого являлась ярославская труппа,  возглавляемая Фёдором Григорьевичем Волковым, основателем  русского театра. Русский народный театр — явление уникальное. Это, без  сомнения, один из блестящих образцов мирового фольклорного  творчества. Становление профессионального театра шло  непрерывно, интенсивно, своим собственным, оригинальным путём.  Лучшие стороны народного театра впитал в себя и развил русский  профессиональный театр. Крепостной театр У И. С. Тургенева  есть  рассказ «Льгов», в котором дворовый человек рассказывает, кем он служил у господ: «был и ахтером, на кеятре играл. Барыня наша кеятр у себя завела. Вот меня возьмут и нарядят, я так и хожу наряженный, или стою, или сижу, как там придется. Говорят: вот что говори – я и говорю. А потом опять в повара поступил…» 7 В то время по всей России было множество частных  помещичьих театров. Театр чаще был признаком богатства его  владельца, частью роскоши, способом развлекать гостей. В качестве  актеров использовались слуги. В 18 веке в России было 173 крепостных театра, из них в  Москве и Петербурге  ­ 63. Помещики имели у себя порой до 8  актерских трупп! Актеры, музыканты, певцы обоего пола при этом  широко… продавались. «Продается девушка, 16 лет, поет очень  искусно, может играть театральные роли, а потом убирать со стола  господ и для стола приготовлять хорошие кушанья» ­ вот типичное  для того времени объявление. Судьба крепостных актеров была  незавидной, ведь они оставались собственностью хозяина и были  абсолютно бесправны. Иногда актера, вечером блестяще исполнявшего роль короля, на следующий день за какую­нибудь  провинность секли розгами. Иные из крепостных театров имели профессионально  обученные труппы и размещались в специальном помещении. Чаще  же спектакли давались кое­как подготовленными дворовыми к  господским именинам или праздникам. Но самыми значительными были крепостные театры графов  Шереметевых в Кусково и Останкино. Они были рассчитаны на  технически сложные постановки. А по убранству эти театры не  уступали европейским! Так забавы аристократов порой  оборачивались серьезным делом. Придворный театр  Указом Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года был  учрежден  первый на Руси профессиональный театр, с постоянным  репертуаром и своими помещениями, в нем играли не любители, а  профессионально обученные актеры и актрисы. Здание театра  находилось на Васильевском острове. Спектакли были платными.  Публика в зале могла вести себя весьма развязно: смеялась  нарочито громко и порой с презрением грызла орехи, яблоки,  8 громко переговаривалась. Но постепенно русские зрители привыкли и стали вести себя правильно. ****************************************         Издавна во всех странах мира существует обычай награждать  орденами наиболее выдающихся людей. Орденов множество, их  вручают за воинские подвиги, за научные открытия, за заслуги перед  Родиной, то есть за доблестный ратный или мирный труд. Но долгое  время никто не задумывался, что существует и не менее важная зас­ луга ­ дарить радость и веселье людям. Впервые эта мысль пришла в  голову одному польскому мальчику, взрослые прислушались к ней, и в Польше был учрежден орден Улыбки.       Первым иностранцем, удостоенным этого ордена, стал артист,  режиссер, создатель и руководитель Театра кукол Сергей  Владимирович Образцов. Его выбрали по письмам польских детей,  смотревших веселые, озорные, добрые спектакли московского  театра. Перед вручением награды, по задумке устроителей, Сергея  Владимировича ждало испытание.          На сцену, где проходила церемония, вышел мальчик и, постучав по полу символическим жезлом, предложил Образцову стакан с неразбавленным лимонным соком без сахара. Задача состояла в том,  чтобы выпить сок и не поморщиться. Сергей Владимирович с честью  выдержал испытание. Тогда ему вручили красивый серебряный  орден с изображением золотого смеющегося солнца – орден Улыбки ********************************************************** Настоящим подвигом можно назвать жизнь известного ар­ тиста Малого театра Александра Алексеевича Остужева (1874­ 1953). Он уже был широко известен, когда с ним случилась  страшная для актера беда ­ глухота. Врачи оказались бессильны, но Остужев не сдался и продолжал играть. Каких усилий ему  это стоило, не знает никто, но еще более 40 лет этот  замечательный артист выходил на сцену. Он не слышал апло­ дисментов, не слышал своих партнеров, и ни разу не было слу­ чая, чтобы он не вовремя произнес свою реплику. Остужев научился читать по губам, у него появилось отточен­ ное чувство времени, ритма, паузы. В 1935 году, уже будучи со­ вершенно глухим, Александр Алексеевич блестяще сыграл роль  Отелло в трагедии Шекспира. 9 ******************************************************** Если на съемках кинофильма актер ошибается, то обычно  снимается второй, третий и т.д. дубль. В театре же дублей не  бывает, актер оказывается лицом к лицу со зрителем. Поэтому  ему приходится использовать всю свою находчивость, чтобы  выйти из положения, что называется, с честью. Об ошибках  театральных актеров рассказывают множество интересных  историй. Вот одна из них. Знаменитый итальянский актер, кумир публики Томмазо  Сальвини (1829­1915) однажды должен был выступать в роли  Отелло в трагедии Шекспира. Театр был полон, представление  началось. И вот выход Сальвини. Так как Отелло, как известно, был  мавром, то есть человеком с темной кожей, актер был  соответствующим образом загримирован. Требовательная  итальянская публика внимательно вглядывалась в своего любимца, и вдруг раздались возмущенные возгласы, крики. Оказалось, что лицо  Сальвини было, как положено, черным, а руки остались белыми!  Надо сказать, что итальянцы не только требовательны, но и  темпераментны, такого нарушения театральных законов стерпеть они не могли. В актера полетели апельсиновые корки, его речь  прерывалась оглушительным свистом. Но Сальвини не первый год выступал на сцене, поэтому невоз­ мутимо доиграл первый акт до конца. В антракте только и говорили  об оплошности трагика, но все были уверены: во втором акте он  исправится и загримирует руки. И вот начинается второй акт,  Сальвини снова выходит на сцену и... снова с белыми руками! Тут уж в театре началась настоящая буря ­ такое неуважение к публике!  Актер дождался, пока крики немного утихнут, вышел на авансцену и медленно стянул с рук белые перчатки. Все увидели, что под ними ­  темная кожа! «Ах, вот в чем дело, в первом акте Сальвини просто  был в белых перчатках», ­ подумали зрители и разразились  овациями. Репутация актера была спасена. На самом деле, Сапьвини действительно забыл загримировать  руки, но он никак не мог допустить, чтобы зрители узнали об его  ошибке, и ловко разыграл этот трюк с белыми перчатками. ******************************************** Однажды русский оперный певец Федор Иванович  Шаляпин познакомился в Париже с болгарской певицей Илкой  10 Поповой. То ли от волнения, то ли от стресса, но в самый разгар гастролей у Илки пропал голос. Зная о том, какую огромную  роль для артиста играет самовнушение, Федор Шаляпин решил  ей помочь. В день премьеры он подошел к Илке и, сняв с пальца перстень,  с которым никогда не расставался, отдал ей со словами: «Это  перстень Петра I, он освящен Патриархом Всея Руси. Тот, кто носит  его и верит в его силу, никогда не знает поражений». Илка поет с  перстнем на руке и имеет оглушительный успех. После спектакля артистка просит подарить ей перстень. Шаля­ пин великодушно соглашается. С тех пор Илка Попова никогда больше  не имела проблем с голосом.

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"

Беседа "У истоков русского театра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2019