БЕСЕДЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ.
Тема: "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений"
Есть такая поговорка "От сумы и тюрьмы не зарекайся". Она пришла к нам из далёкого прошлого и напоминает о неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь за решётку из вас никто не стремиться, но, однако ежегодно тысячи несовершеннолетних пополняют спецучреждения и колонии.
Поэтому главная задача беседы с вами-это предупредить об опасностях в играх с законом.
Правонарушение и преступление.
Правонарушение- это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. К правонарушению относятся аморальный поступок и аморальное поведение.
Аморальный поступок-это действие, нарушающее общепринятые моральные нормы( примеры аморальных поступков: грубить, курить, сорить в общественных местах, распивать спиртные напитки, сплетничать, жадничать и т.д.).
За аморальный поступок такого вида применяется административное наказание.
Преступление-это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания. (Примеры: кража, угон автосредств, вымогательство денег, кража личного имущества и др.)
Отличие правонарушения от преступления:
1. Преступление - это деяние, отличающееся особой опасностью для общества.
2. Преступление - это деяние совершенное виновно.
Словарная работа (новые слова):
спецшкола-учебное заведение закрытого типа, где находятся малолетние преступники.
СИЗО - следственный изолятор- место, где находится подследственный в период следствия.
Следствие - выяснение причин, нахождение свидетелей преступления или правонарушения.
Адвокат - лицо, которое защищает интересы подсудимого в суде.
ВТК - воспитательно-трудовая колония-место, где отбывают наказание н/летние преступники.
Дискуссия. Разобрать с учащимися ситуации и выяснить к чему могут привести такие "шалости":
1. завёл чужую машину, чтобы покататься(велосипед);
2. положил в карман нож и пошёл на дискотеку.
3. метнул камень в убегающего обидчика.
Виновность.
Вина-это отношение лица к своему противоправному действию (поведению) и его последствиям.
Как только следственные органы доказали вину, наступает ответственность, далее наказание за совершенное действие. Суд признаёт человека виновным- это означает, что подсудимый понимал недопустимость своего поступка и к чему он приведёт.
Смягчение вины подсудимого-совершение преступления в состоянии крайней необходимости (самооборона, чистосердечное признание, по неосторожности, из-за преступной небрежности- не предвидел опасных последствий) преступной самонадеенности- знал, что совершает плохой поступок, но надеялся избежать наказания.
Вопрос к учащимся: "Объясните, что такое умысел и умышленное преступление?"
Мысли великих людей:"Первое условие исправления человека-осознание и признание своей вины" Сенека-римский политический деятель, философ.
Что такое ответственность?
Юридическая ответственность - это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушавшее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.
Виды ответственности:
- дисциплинарная;
- гражданско-правовая;
- административная;
- уголовная.
Самый строгий вид ответственности - это уголовная, она наступает с 14 лет.
Когда наступает уголовная ответственность:
- совершение преступного деяния;
- приготовление к преступному деянию;
- покушение на преступление( когда преступление сорвалось, но готовилось);
- соучастие в преступлении( ответственность у того, кто находится вместе с теми, кто совершает преступление).
Уголовная ответственность с 14 лет наступает за следующие преступления:
- убийство;
- умышленное причинение вреда здоровью;
- похищение человека;
- изнасилование;
- кража, грабёж, разбой;
- вымогательство;
- угон транспортного средства;
- умышленное уничтожение или повреждение имущества;
- терроризм;
- захват заложника;
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
-хулиганство;
- вандализм;
- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Какова ответственность тех, кому ещё не исполнилось 14 лет?
Их не судят. К ним применяют принудительные меры: отправляют в спецшколу.
Работа с учащимися. Вопрос: "Что такое соучастие в преступлении. Как вы это понимаете?
Взыскания и наказания.
За совершение административных нарушений применяются следующие взыскания:
- предупреждение;
- штраф;
- конфискация орудия, с помощью которого совершено административное правонарушение;
- лишение специального права (управление автомобилем, охоты и т.д.);
- административный арест (15 суток).
Цель административного взыскания - предупреждение лица от совершения новых правонарушений.
Виды наказания, предусмотренные уголовным кодексом:
- штраф;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- конфискация имущества;
- ограничение свободы;
- арест;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь.
Цель уголовного наказания- это восстановление справедливости, исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.
Словарная работа:
Явка с повинной- добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем , с намерением передать себя в руки правосудия( считается смягчающим обстоятельством).
Аморализм.
Аморализм- аморальное поведение, пренебрежение к моральным нормам.
По статистики правонарушений среди н/летних, как правило, во время учёбы в школе отличались следующими аморальными поступками:
- плохо учились, бросали школу;
- курили и выпивали;
- потребляли наркотики;
- грубили сверстникам и взрослым;
- унижали маленьких и слабых;
- лгали даже без причин;
- доказывали свою правоту с помощью силы;
- играли в карты;
- разрисовывали стены;
- портили школьное имущество;
- совершали много других аморальных поступков.
Воспитательные трудовые колонии.
Существуют мужские ВТК и женские ВТК для несовершеннолетних, где воспитываются и трудятся малолетние правонарушители.
Тот, кто с лёгкостью нарушает моральные нормы, легко нарушает и закон.
Почему люди так ведут себя? (Можно задать этот вопрос учащимся для обсуждения.)
Потому, что всё это помогает получать "кайф". Но наступает момент, когда и этого становится мало, нужны новые ощущения. Путь к новым ощущениям обычно лежит через чужую квартиру, склад, киоск и т.д.
Самым опасным нарушением норм морали является употребление н/летними алкоголя. В пьяном дурмане совершается большинство правонарушений и преступлений. "Редкий вор и убийца совершает своё дело трезвым. Л.Н.Толстой"
Вопрос к учащимся: Как потребление алкоголя влияет на совершение преступления?
Бездуховность.
Большинство людей обладает духовностью. Под духовностью подразумевается наличие в человеке богатого внутреннего мира, души, умения её слушать.
Вопрос к учащимся: Как вы понимаете духовность и бездуховность человека?
Почему бездуховность человека принято считать одной из причин правонарушений?
Безудховный человек примитивен (очень прост) в своих желаниях. Это- поесть, поспать, выпить, затуманить мозги какой-нибудь гадостью, ощутить свою власть и силу над другими и т.д., чтобы дни катились без напряжения и труда.
Каковы же источники бездуховности:
- пренебрежительное отношение к учёбе, занятиям;
- стремление к примитивному времяпрепровождению( просмотр видеофильмов: ужасы, боевики, порнография, мультики, фантастика и т.д., слушание песен с непристойным содержанием;
- преобладание материальных потребностей, "вещизм"( от слова "вещь", главная цель в жизни- приобретение различных вещей и материальных ценностей).
Вопросы к учащимся: Какие вы знаете материальные ценности?
Словарь.
порнография- грубое, циничное изображение интимной жизни( для справка: ст.242 УК РФ- за незаконное распоространение порнографии штраф в размере от 700 до 1000 минимальных окладов и лишение свободы до 2 лет).
ИГРА «ПРАВОВОЙ ТУРНИР».
Цель: формирование и закрепление правовой культуры подростков, прав и обязанностей учащихся.
Ход мероприятия.
Класс делится на две команды (можно сформировать команды из двух старших классов). Конкурсные задания оцениваются (Приложение 1).
правильный ответ – 5 баллов,
ответ с ошибкой,
поправкой – 3 балла.
Командам даются названия: «Правовые ребята», «Умники и умницы».
Итак, турнир начинается!
Конкурс 1. Разминка. Командам раздаются карточки с вопросами по правовой тематике, каждой команде по 3 вопроса. Время на обдумывание 10 минут (можно раздать бумагу и карандаш).
Вопросы:
1. Назовите основной закон государства? (Конституция).
2. Что такое преступление? (Общественно опасное действие).
3. Что такое алиби? (В уголовном процессе-обстоятельство, оправдывающее обвиняемого).
4. Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн).
5. Что такое превышение необходимой обороны? (Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое, как правило, кончается гибелью или тяжелым ранением).
6. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет, за особо тяжкие преступления закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет).
7. Какие общественные места вы знаете? Назови пять?
8. Какие виды тяжких преступлений вы знаете? Назови пять?
Конкурс 2. «Из практики следователя». Представьте, что вы-следователь и вам необходимо рассмотреть ситуации и назначить наказание.
Ситуация 1.Несовершеннолетние Максим (10 лет), Игорь (14 лет) и Роман (16 лет) совершили открытое хищение чужого имущества (грабёж) у гражданина, отобрав у него деньги (900 руб.) и часы. Кто из подростков будет сидеть на скамье подсудимых в суде? Кто из подростков будет рассматриваться на комиссии по делам несовершеннолетних?
(Ответ: на скамье подсудимых будет сидеть Роман и Игорь, а Максим будет рассматриваться в комиссии по делам несовершеннолетних).
Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.( правильные ответы подчёркнуты).
Ситуация 2. Трое подростков: Дима (10 лет), Саша (14 лет) и Ваня (16 лет) распивали вино в лесопарковой зоне и были задержаны сотрудниками милиции. Кто из ребят понесёт наказание, если административная ответственность наступает с 16 лет?
( Ответ: наказание понесёт Ваня, Саша будет строго предупреждён).
Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает?
Выберите правильный ответ:
предупреждение,
штраф,
рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу,
тюрьма. ( Правильные ответы подчёркнуты).
Конкурс 3. Права человека. Командам раздаются карточки с заданиями.
Задание 1. Напишите, какие вы знаете права и обязанности человека? (По пять того и другого).
Задание 2. Закончите фразы, касающиеся сказочных героев, необходимо определить, какое право сказочных героев нарушено и закончить фразу.
1.Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на….(неприкосновенность жилища).
2. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на… (труд).
3. Иван- царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом).
4. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…. (жизнь).
Конкурс 4. Узнай меня! Команды с помощью подсказок должны определить о ком идёт речь (известные герои фильмов и сказок).
На обдумывание даётся 3 минуты. Педагог зачитывает задание.
1. Он очень отважный милиционер. Его партнёр по работе- человек. Он-породистый пёс (Мухтар).
2. Он- фантастический герой, защитник будущего. Он- необычный персонаж, который владеет восточными единоборствами. Он-мутант. (Черепашки-ниндзя).
3. Он круглобокий. Его очень любят дети. Он ушёл от бабушки и от дедушки. (Колобок).
Итог мероприятия.
Подсчитывается общее количество баллов команд. Команда, которая выиграла, получает Правовой диплом, другая команда Поощрительную грамоту.
Приложение 1.
1 Карточка с заданием к конкурсу 1.
1.Назовите основной закон государства?
2.Что такое преступление?
3.Что такое превышение необходимой обороны?
4. Какие общественные места вы знаете ? Назови пять?
2 Карточка с заданием к конкурсу 1.
1.Что такое алиби?
2.Назовите основные государственные символы.
3.С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?
4.Какие виды тяжких преступлений вы знаете? Назови пять?
Ситуация к конкурсу 2.
Несовершеннолетние Максим (10 лет), Игорь (14 лет) и Роман (16 лет) совершили открытое хищение чужого имущества (грабёж) у гражданина, отобрав у него деньги (50 руб.) и часы. Кто из подростков будет сидеть на скамье подсудимых в суде? Кто из подростков будет рассматриваться на комиссии по делам несовершеннолетних?
Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.
Ситуация к конкурсу 2.
Трое подростков: Дима (10 лет), Саша (14 лет) и Ваня (16 лет) распивали вино в лесопарковой зоне и были задержаны сотрудниками милиции. Кто из ребят понесёт наказание, если административная ответственность наступает с 16 лет?
Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьму.
Задание к конкурсу 3.
Задание 1. Напишите, какие вы знаете права и обязанности человека? (По пять того и другого).
Обязанность________________________ Право
на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право
на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________
Задание 2. Закончите фразы, касающиеся сказочных героев, необходимо определить, какое право сказочных героев нарушено и закончить фразу.
1.Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на….________________
2. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…______________
Задание 2. Закончите фразы, касающиеся сказочных героев, необходимо определить, какое право сказочных героев нарушено и закончить фразу.
1. Иван- царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом).
2. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…. (жизнь).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.