Цель:
• Познакомить детей с фольклорным текстом – закличкой, содержащей реальные сведения об окружающем, явлениях природы.
• Обогатить словарь детей, введя в пассивный словарь слова «стужа», «печатка», «жаровой утюг».
• Обогатить эмоционально-речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, используя единый сюжет, игровой образ и зрелищность в соответствии со словом.
• Вызвать интерес к работе цветной тушью, поощрять составление своего, неповторимого узора на квадрате.
• Побуждать к взаимоконтролю, путём оценки работы товарища.
• На эмоционально-чувственной основе формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Беседы-игры во второй младшей группе
«В гости к Марьюшке»
Цель:
Познакомить детей с фольклорным текстом – закличкой, содержащей
реальные сведения об окружающем, явлениях природы.
Обогатить словарь детей, введя в пассивный словарь слова «стужа»,
«печатка», «жаровой утюг».
Обогатить эмоциональноречевое и умственное развитие детей новыми
впечатлениями, используя единый сюжет, игровой образ и зрелищность в
соответствии со словом.
Вызвать интерес к работе цветной тушью, поощрять составление своего,
неповторимого узора на квадрате.
Побуждать к взаимоконтролю, путём оценки работы товарища.
На эмоциональночувственной основе формировать доброжелательное
отношение к окружающему миру.
Переход к беседе.
Чтото детушки мои пригорюнились, приуныли. А не собраться ли к нам в
гости к Марфушке. Уж такая она затейница, много сказок и забав знает. Тогда
давайте в гости собираться, наряжаться. Выбирайте кому что
нравится. (Дети собираются в уголке ряженья, надевают элементы
народного костюма (пояски, кокошники, фартуки.)
Ой, какие красивые стали да пригожие: Ирочка, как ясно солнышко,
Артемка молодецудалец.
Кто у нас хороший,
кто у нас пригожий.
Ребятушки хорошие,
ребятушки пригожие.
А как до Марфушки добираться будем? На чём поедем? У меня есть
саночки самокаточки. Хотите на них прокатиться. Вот так сани, едут сами.
А какое время года сейчас. Как вы узнали. Да зимой на улице холодно,
морозно, даже щёки мёрзнут. Как же мы с вами на санях поедем. Замёрзнем.
Давайте попросим деда Мороза, чтоб он не щипал нас за щёки:
Морозушка мороз,не тяни домой за нос.
Не студи, не балуй
Поди окна разрисуй.
А как ласково называют Мороза? (Морозушка – мороз.) А вы знаете, что
холод в старину называли стужа, студень. И просили Мороза: «Не студи, не
балуй» А теперь все вместе обратимся к Морозу. А теперь ты, Ваня. Вот и
услышал нас Мороз, не щиплет, не кусает.
Забирайтесь в сани, поехали. (Дети садятся в большие расписные сани.
Звучит музыка «Санки» Филиппенко.)
Представьте, что мы едем по лесу, а вокруг ели стоят в красивых снежных
шубках берёзки нарядились в пушистые шапки. Снег пошёл.
Уж ты зимушка – зима,
зима снежная была,
ветер воет, вьюга вьёт,
вдоль по улице метёт.
Как по снегу, по метели
Наши саночки летели.
И шумят, и гремят, колокольчики звенят.
Дальше дороги нет, придётся пешком идти.
Физкультпауза. Ходьба с высоким подниманием колен под текст:
Белым снегом замело
Все дороги на село.
Все дороги, все пути,
не проехать, не пройти.
Ребята, а уж не домик ли там виднеется? Там Марьюшка живёт. Вот и
привезли нас саночки прямо к дому. Только чтото она нас не встречает. Я
пойду, посмотрю, а вы покличьте её: «Марьюшка! Марьюшка!» (Уходит за
ширму дом, накидывает шаль и надевает кокошник.)
Здравствуйте, мои касатики, хорошие, пригожие. Что же я вас у порога
держу. Проходите, садитесь. (Дети заходят за ширму, садятся на лавку.
Там расположен макет избы, лоскутный коврик.)
Чем же вас потешить, чем позабавить. Покажу – ка я вам куклу, в которую
ещё моя бабушка играла. А называется она смешно куклаполено. Делаласьона просто. Брали чурочку, обёртывали разноцветными тряпочками и кукла
готова. (Показывает.)
Ротик клюковка,
носикпуговка,
дочка моя куколка.
А вы хотите сделать себе такую же куколку. Вот в моей корзинке лежат
чурочки. Возьмите каждый себе по одной это будет ваша куколка. Сейчас
мы их нарядим. Вот сколько здесь разноцветных лоскутков это будут
фартуки. Выберите для своей куколки и завяжите. Теперь можно платочек
завязать, да вот беда, все они белые. Раскрасим их сами. «Была бы охота,
заладится и работа» так ещё моя бабушка говорила.
Узор будем наносить тушью. Тычком можно нанести точки по краям или в
середине, расположить их друг за другом или составить узор. А печаткой
нанести узор в центре или по углам. Придумайте свой узор и приступайте к
работе. Хорошее начало полдела откачало.
Вот и готовы наши платочки. Как только поднесли их к куклам, они ожили,
заговорили: «Моя мастерица постаралась на славу: в серединке цветок
напечатала, а по краям оборочку сделала.
К итогу привлекаю детей: расскажи о своей работе или платочке,
выполненном товарищем.
Всем куклам понравились платочки. Так они обрадовались, что захотели
танцевать. А ктото может нам поиграет на ложках, трещотках,
шумелках. Звучит народная мелодия «Ах, вы сени»
Пока мы плясали, наши платочки высохли. А чтобы они воды не боялись,
надо их утюгом прогладить. Есть у меня утюг, которым ещё моя бабушка
гладила. Чем он отличается от обычного утюга? Хотите знать, как он
работает? Бабушка брала угольки горячие, клала их сюда, внутрь утюга и он
нагревался. Да вот беда, печьто я давно топила, угольков горячих нет. Но
ничего, вы возьмёте платочки домой, и мама прогладит их своим утюгом.
Ой, заговорила я вас совсем. Не красна изба углами, а красна пирогами. По
обычаю гостей не опускают без угощения. Вот вам мои петушки на палочке.
Приходите ещё в гости.
Воспитатель: Прсенякова