создание презентации, где содержание слайдов соответствует содержанию хода мероприятия;
репродукций Б. Кустодиева «Масленица», «Ярмарка», «Портрет Ф. Шаляпина»;
просмотр учебного фильма о Шостаковиче
наличие оборудования:
мультимедиа-технологии для демонстрации презентации+ информационные носители,
музыкальный центр + информационные носители для прослушивания музыкальных произведений в аудиозаписи,
музыкальные инструменты для «живого» исполнения музыкальных произведений,
наглядно-иллюстративный материал: высказывания, фото (в том числе портреты), книги.
В ходе мероприятия рекомендуется просмотр фрагментов документальных фильмов о начале войны и блокадном Ленинграде.
Данное мероприятие предполагает
• предварительную работу:
подготовка музыкальных пьес к «живому» исполнению учащимися ДМШ (вокальных, инструментальных);
подготовка учащихся СОШ или (и) ДМШ – помощников, которые в процессе проведения мероприятия зачитывают фрагменты из различных литературных (поэтических) и документальных источников;
Бессмертная правда музыки Шостаковича.doc
Данное мероприятие предполагает
предварительную работу:
инструментальных);
o подготовка музыкальных пьес к «живому» исполнению учащимися ДМШ (вокальных,
o подготовка учащихся СОШ или (и) ДМШ – помощников, которые в процессе
проведения мероприятия зачитывают фрагменты из различных литературных
(поэтических) и документальных источников;
o создание презентации, где содержание слайдов соответствует содержанию хода
o просмотр репродукций Б. Кустодиева «Масленица», «Ярмарка», «Портрет Ф.
мероприятия;
Шаляпина»;
Бессмертная правда музыки Шостаковича
o просмотр учебного фильма о Шостаковиче
наличие оборудования:
o мультимедиатехнологии для демонстрации презентации+ информационные носители,
o музыкальный центр + информационные носители для прослушивания музыкальных
произведений в аудиозаписи,
o музыкальные инструменты для «живого» исполнения музыкальных произведений,
o наглядноиллюстративный материал: высказывания, фото (в том числе портреты),
книги.
o В ходе мероприятия рекомендуется просмотр фрагментов документальных фильмов о
начале войны и блокадном Ленинграде.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит «Ноктюрн» Д. Шостаковича из к/ф «Овод».
Слайд №1
Чтец (на фоне музыки):
«В ней чтото чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза,
Иль будто все цветы заговорили!»
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня в очередной раз Интеллектуальная гостиная
открывает свои двери в мир искусства. Наш разговор мы начали стихотворными строками «Музыка»
поэтессы 20 столетия Анны Ахматовой, посвященными музыке Дмитрия Шостаковича.
Каждая первая встреча в начале учебного года приурочена Международному дню музыки, который
отмечается 1 октября (по решению Международного совета ЮНЕСКО с 1975 года). И по
сложившейся традиции мы будем говорить на тему «Музыка гениев прошлых столетий».
А сегодня мы поговорим о величайшем музыканте 20 века, композиторе, пианисте Дмитрии
Дмитриевиче Шостаковиче. Каждый год 25 сентября (родился в 1906 году, умер в 1975 году) вся
мировая общественность отмечает годовщину со дня рождения этого композитора прошлого
столетия.
Звучит Соната для виолончели d – moll Д. Шостаковича, ор. 40, 1 часть.
Слайд №2
Чтец (на фоне музыки): «Музыка Шостаковича неповторима и без труда узнаётся по нескольким
тактам, даже если звучит отрывок из незнакомого произведения. Его музыкальная речь сурова,
обнажена, ей чуждо украшательство»
(Т. и А. Вернигора, г. Усолье – Сибирское Иркутской области)
Слайд №3 Ведущая: Шостакович – явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. В его
творчестве, как у настоящего художника, отразилась сложная жестокая эпоха, его музыка
неразрывно связана с историей народа, с его успехами и поражениями, радостями и страданиями. Он
сочинял так, будто считал себя лично ответственным за неразумные деяния человечества.
Внешне хрупкий, многие годы выглядевший юным, Шостакович был застенчив, немногословен,
скромен, несколько неловок. О том, каким человеком был Шостакович, свидетельствуют строки
поэта 20 века Евгения Евтушенко, посвящённые постановке оперы Дмитрия Шостаковича «Екатерина
Измайлова»:
Чтец:
«На сцене очкастый человек стоит – не бог.
Неловкость пальцев в судорожной сцепке
И в галстуке, торчащем как – то в бок.
Неловко он стоит, дыша неровно,
Как мальчик взгляд смущённо опустил,
И кланяется тоже так неловко,
Не научился. Этим победил»
И в тоже время Шостакович был смешлив, подвижен, остроумен, общителен.
Мало кто из композиторов был так признан и прославлен при жизни, как он. Огромная коллекция
зарубежных наград и дипломов, почетных званий многих университетов, музыкальных обществ:
Шведская королевская музыкальная академия, Итальянская академия, почетный доктор музыки в
старейшем английском университете Оксфорд, командор Ордена искусств и литературы во Франции
(первый иностранец, удостоенный этой награды), Австрия, Финляндия, Америка. Советских наград
было тоже много: народного артист СССР, заслуженный деятельность искусств РСФСР, лауреат
Ленинской и государственных премий.
Но это были «пряники», которые сполна уравновешивались «кнутом»: его ругали, буквально
уничтожали, а в 1948 году (знаменитое постановление) его творчество было названо чужым и вредным
народу.
А для жизни Шостаковича главным в жизни было писать музыку. Сочинял Шостакович быстро и
повсюду – за рабочим столом, на отдыхе, в поездках, в больнице. Гений Шостаковича универсален. Он
обращался ко всем жанрам, и в каком бы жанре ни пробовал он свои силы, под его пером рождались
выдающиеся произведения: балеты, оперы, квартеты, концерты, песни, романсы, музыка к к/ф, для
детей. Но среди всех произведений Шостакович главным жанром является симфония. 15 симфоний –
это мир размышлений о времени, о людях, о себе.
Слайд №4
Звучит симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича, начало 1 части.
Чтец: «…Любимая моя симфония – «Ленинградская». Забыть блокаду, забыть, как нас вывозили на
Ладоге, – нельзя!»
(Л.Соловьева, совхоз «Заря коммунизма» Московская область).
Ведущая (на фоне звучащей музыки): Одной из наиболее значительных является Седьмая
«Ленинградская» симфония, написанная в 1941 году.
Июнь 1941. В Ленинградской консерватории, как обычно шли экзамены. Профессор Шостакович был
председателем экзаменационной комиссии на фортепианном факультете. Но экзаменам не суждено
было завершиться. Ранним утром 22 июня началась Великая Отечественная война.
Город перешел на военное положение. Началась срочная эвакуация ценностей из ленинградских
музеев. Уезжали театры, филармонии, консерватория. С 8 сентября Ленинград оказался в кольце
блокады.
Слайд №5
Шостакович в это время находился еще в городе, он покинул его только в начале октября. Трижды
пытался пойти добровольцем в Красную Армию, но получал отказ. Тогда он, как и многие его
земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных
тревог.
Вопрос к аудитории: Нужна ли музыка, когда люди испытывают лишения, умирают от голода и холода, страдают от
болезней? (Обмен мнениями)
Главным делом стало для Шостаковича сочинение 7 симфонии. Он писал её быстро. И летом была
закончена 1 часть. Вот один из эпизодов, дающих представление о том, в каких условиях создавалась
эта музыка. Утром 16 сентября 1941 г. Дмитрий Шостакович выступал по ленинградскому радио –
композитор говорил под гул зенитных орудий и разрыва бомб
Чтец (слайд №6): «Час тому назад я закончил вторую часть своего нового симфонического
произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить 3 и 4 части, то
тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Я
сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь
нашего города идет нормально. Все мы сейчас несём свою боевую вахту… Советские музыканты,
мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству
грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно
работать…Много сил и энергии вложил я в это сочинение. Никогда я не работал с таким подъёмом,
как сейчас…»
Ведущая: В конце сентябре была завершена и 3 часть симфонии. В октябре Шостакович вместе с
семьей (жена и двое детей) был эвакуирован в Куйбышев (Самара), где продолжалась работа над 4
частью, финалом. Эта часть у него не получалась, и в конце декабря 1941 г. симфония была написана
полностью. На партитуре авторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Это большое 4
частное произведение, звучащее 70 минут стало документом истории страны.
Премьера не могла состояться в блокадном Ленинграде, потому что нужен был оркестр не меньше,
чем сто музыкантов, нужны были силы и время для разучивания произведения. Ни оркестра, ни сил,
ни времени не было. Поэтому впервые «Ленинградская» симфония была исполнена в Куйбышеве, а
затем Москве, Новосибирске. 22 июня 1942, в годовщину войны, она прозвучала в Лондоне, а 19 июля
– в НьюЙорке (более 60 раз звучала эта симфония за период 19421943г).
А ленинградцы, окружённые блокадой, собирали силы для исполнения этого произведения:
музыкантов собирали отовсюду. Но самый потрясающий факт – премьера в Ленинграде состоялась 9
августа 1942 в Большом зале консерватории, ныне носящей имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Звучит 1 часть «Ленинградской» симфонии («эпизод нашествия»)
Слайд №7
Ведущая (на фоне звучащей музыки): В день, когда фашистское командование назначило парад в
городе, исполнялась и другая, «огненная симфония, чтобы не дать врагу сорвать концерт».
«Огненной симфонией » дирижировал полковник Н.П.Витте, которому младший сержант Н.Савков
посвятил строки:
Чтец
«… И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром, величаво,
Другая симфония началась – симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал…»
Ведущая: После широкой распевной мелодии главной партии, которая похожа на многие русские
«богатырские» темы, возникает тихая дробь барабана. Так начинается «эпизод нашествия». Вроде бы,
ничего не предвещает плохого. Появляется безобидная, на первый взгляд, мелодия, которая, не
меняясь, повторяется 11 раз, обрастая звучанием все новых и новых инструментов, динамика
усиливается, фактура изложения уплотняется. Так марионеточный шаг превращается в движение
механического чудовища. В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется
прямо на слушателя, происходит неожиданное – звучит тема сопротивления. Слышатся стоны, крики.
Как будто разыгрывается грандиозная симфоническая битва.
Звучит 1 часть «Ленинградской» симфонии («эпизод нашествия»)
Чтец: «…Честное слово, эта музыка стоит многих томов, описывающих ужасы фашизма…» (В.
Бузиновский, инженер, г. Свердловск) Ведущая: Едва ли какоенибудь другое музыкальное произведение 20 века удостаивалось такого
внимания и интереса, как 7 симфония Шостаковича. Они сразу же стала символом борьбы со злом,
олицетворением народного мужества и героизма.
Слайд№8
Звучит симфонии №7 «Ленинградская», 1 часть, соло фагота – реквием по погибшим
Совершенно не случайно, что 21 августа 2008 года на центральной площади перед разрушенным
зданием парламента Цхинвала (трагедия нападения Грузии на Осетию) оркестром Мариинского
театра под управлением Валерия Гергиева в концерте – реквиеме была исполнена «Ленинградская»
симфония (а также симфония Чайковского). Пресса писала – «Осетинский реквием».
Вопрос к слушателям … Шостакович труден? (Обмен мнениями) Да. Но этого не замечаешь, когда
познакомишься с его музыкой поближе.
Слайд №9
Чтец: «…В творчестве Шостаковича поражает широта диапазона. Он великолепный мастер на все
руки…» (Ю. Шипицын, плотник, г. Иркутск)
Ведущая: Да, гений Шостаковича универсален. Он постоянно удивлял своих коллег и почитателей
неожиданным «поворотом пера». Наряду с очень сложной по содержанию музыкой, требующей
серьезной работы мысли, он писал совсем простую, доступную любому слушателю. Наряду с оперой
– трагедией «Катерина Измайлова» – оперетта «Москва», Черёмушки»; с психологически сложными
вокальными циклами на слова Марины Цветаевой – песни на сл. Е. Долматовского. На одном полюсе
– трагические симфонии, на другом – «Танцы кукол», «Детская тетрадь».
Слайд №10
Цикл фортепианных пьес «Детская тетрадь» (6 пьес) был написан сразу после войны (19451946 г.).
Звучит любая пьеса из цикла «Детская тетрадь», фно
А в период 1959 – 1962 г. был написан цикл фортепианных пьес «Танцы кукол» и включал 7
разнохарактерных пьес. Каждая пьеска звучит ярко, посвоему неповторимо и очень мелодично и, что
очень важно, – господствует мажор.
Звучит любая пьесы из цикла «Танцы кукол», фно
Слайд №11
Поэзия Марины Цветаевой (19411992) привлекла композитора в последние годы его жизни. Поэзия и
музыка перекликались глубоко философскими мыслями, суждениями о творчестве и любви.
Шостакович создал вокальную сюиту «6 стихотворений М. Цветаевой».
Звучит одна из частей вокальной сюиты Д. Шостаковича «6 стихотворений М. Цветаевой»
Ведущая: И этот же композитор несколько ранее пишет несколько песен на стихи известного поэта –
песенника Евгения Долматовского, совершенствуя свой опыт в области массовой песни.
Звучит одна из песен Д. Шостаковича на слова Е. Долматовского (например, «Родина слышит»,
«Хороший день», «Песня о встречном»).
Слайд №12
Чтец: «..Я узнавал музыку Дмитрия Дмитриевича и теперь беру на себя ответственность сказать, что
люблю её…Самое впечатляющее в ней – непререкаемая человечность» (Э. Мусин, г. Уфа)
Ведущая: Откуда же такой «жадный» интерес у композитора ко всем сторонам музыкального быта,
всем жанрам? Наверно, с детства. Шостакович писал:
Чтец: «Я рос в музыкальной семье. Моя мать, Софья Васильевна, училась несколько лет в
консерватории и была хорошей пианисткой. Отец Дмитрий Болеславович, горячо любил музыку и
хорошо пел. Среди друзей и знакомых нашей семьи было много любителей музыки, которые охотно
принимали участие в домашнем музицировании. Я очень живо помню звучание музыки из соседней
квартиры, в которой проживал инженер, отличный виолончелист и страстный любитель камерной
музыки. У него регулярно собирались друзья, разыгрывались квартеты и трио Моцарта, Гайдна,
Бетховена, Бородина, Чайковского. Чтобы лучше слышать их игру, я забирался в коридор и
просиживал там часами. Всё это запечатлелось в моей музыкальной памяти».
Слайд №13
Ведущая: Учась в школе, Дмитрий подружился с детьми художника Бориса Кустодиева. Их
объединяла живость характера, склонность к шуткам и умение быть серьёзным, любовь к музыке и театру.
Известный русский художник (1878 – 1927) с интересом слушал юного пианиста Шостаковича, а тот в
свою очередь был благодарным слушателем в разговоре о живописи, театре, литературе.
Полотна живописца полны очарования, прелести и особого праздничного настроения. То, что мы
сейчас называем «позитивными эмоциями». Все эти впечатления (как в прочем и многие другие)
детства послужили мощным творческим импульсом к высокому стремлению отражать жизнь во всей
полноте её красок. Возможно, поэтому музыка Шостаковича вдохновила на создание
мультипликационных фильмов, среди них: «Оловянный солдатик» ( на музыку 1 части Второго
фортепианного концерта), «Танцы кукол» (на музыку одноимённой сюиты для фно).
Слайд №14
Звучит главная партия из 1 части 15 симфонии Шостаковича.
Завершая разговор о Дмитрии Шостаковиче, хочется сказать, что в этом человеке, как и в его
творчестве удивительно сочетаются серьёзность и юмор, сосредоточенность и беззаботность, а самое
главное, что весь его облик «непререкаемо человечен».
На одном из международных форумов, где собирались посланцы доброй воли всей земли, страстно
прозвучали слова Шостаковича, гражданина Мира.
Чтец: (на фоне звучащей музыки): «Пусть все поймут, как прекрасен мир! Мы, говорящие на
одном языке человечества, на языке науки и искусства, на языке культуры, мы должны
напоминать об этом людям везде и всегда!»
Ведущая: Наша Интеллектуальная гостиная говорит Вам – До новых встреч!
Бессмертная правда музыки Шостаковича
Бессмертная правда музыки Шостаковича
Бессмертная правда музыки Шостаковича
Бессмертная правда музыки Шостаковича
Бессмертная правда музыки Шостаковича
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.