Понятие о бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в БСП.
Система уроков по синтаксису сложного предложения в 9 классе
Красильникова Р.Р., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Старотимошкинская СОШ» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Найдите соответствие
Сложносочинённое предложение | 1Вы должны были, братья, устоять, как стена. |
Простое предложение | 2 Садков одинаково хорошо писал не только городские , но и сельские пейзажи. |
Бессоюзное сложное предложение | 3 Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.. |
Предложение с однородными членами | 4 Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. |
Сложноподчиненное предложение | 5 Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. |
Предложение с обращением | 6 Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать. |
Проверим!!!
Сложносочинённое предложение | 6 Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать. |
Простое предложение | 3 Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.. |
Бессоюзное сложное предложение | 4 Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. |
Предложение с однородными членами | 2 Садков одинаково хорошо писал не только городские , но и сельские пейзажи. |
Сложноподчиненное предложение | 5 Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. |
Предложение с обращением | 1Вы должны были, братья, устоять, как стена. |
ССП ________________________ предложение. Состоит из ___________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи ____________________ которые находятся ______________ ______________________.
сложное союзное
нескольких независящих друг от друга
сочинительной
сочинительных союзов,
простыми предложениями
[ ], и [ ].
между
СПП – ___________________ предложение. Состоит из _______________________ предложений, связанных ________________ связью, при помощи _____________________,___ _____________.
[ ], (чтобы).
сложное союзное
главного и придаточного
подчинительной
союзных слов
подчинительных союзов
Анализируем предложения
Подчеркните главные члены предложения, составьте схемы.
В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
[ ], [ ].
2. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.
[ ]; [ ].
3. Мы поднялись на холм и увидели неожиданную картину: на опушке стояли лоси.
[ ]: [ ].
Анализируем предложения
Подчеркните главные члены предложения, составьте схемы.
4. Настанет утро – двинемся в путь.
[ ] - [ ].
Вывод: между частями бессоюзного сложного предложения может стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Точка с запятой
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.
[ ]; [ ].
Точка с запятой в БСП ставится, если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания
.
[ ]:[ ].
[ ]-[ ].
[ ]-[ ].
[ ]-[ следствие ].
[ ]-[ ].
противопоставление
[ ]-[ ].сравнение
причина
пояснение
дополнение
быстрая
смена
событий
время
условие
Все уснули: время было позднее.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Наступит осень – улетят птицы.
Ласточки летят низко – к дождю.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Молвит слово- соловей поет.
Выпишите БСП, подчеркните грамматические основы, объясните постановку знаков препинания.
1. Я вас любил – меня вы не любили.
2. Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
3. В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
4. Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
5. Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
6. Вся поверхность земли представлялась зелено –
золотым океаном, по которому брызнули миллионы
разных цветов.
7. Я понял, что долго не смогу притворяться.
8. Я понял: долго не смогу притворяться.
Проверьте!!! Я вас любил – меня вы не любили.[ ] – [ ] противопоставление В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот. [ ], [ ] перечисление Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше. [ ]; [ ] внутри частей сложного предложения уже имеется запятая Я понял: долго не смогу притворяться. [ ] : [ ] второе предложение поясняет содержание первого
Среди данных предложений найдите БСП, запишите, расставляя знаки препинания, подчеркните грамматические основы
1. Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы.
2. День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали
как-то вразлад.
3. В воздухе вдруг захолодело путешественники
почувствовали близость Днепра.
4. Путешественник остановились на ночлег разложили
костер приготовили ужин.
5. Сияет солнце воды блещут
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом.
6. Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали.
Проверьте!!!
День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад.
В воздухе вдруг захолодело, путешественники почувствовали близость Днепра.
Сияет солнце; воды блещут;
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.