Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 56 «Северяночка»
Дополнительная общеобразовательная программа
"Безопасная дорога детства"
Для детей 5-7 лет
Срок реализации 2 года
Автор составитель:
Шарифуллина И.В.
2024 год
На современном этапе развития общества обеспечение безопасности детей на дорогах приобретает особую значимость. По данным ГИБДД, одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей является недостаточная сформированность у них навыков безопасного поведения на улице, ограниченные представления о правилах дорожного движения, а также несоблюдение ПДД взрослыми, в том числе родителями. В связи с этим вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма должны решаться системно и начинаться с дошкольного возраста.
Дети 5–7 лет уже являются активными участниками дорожного движения: они совершают прогулки с родителями, посещают кружки, детский сад, выезжают за город. Однако в силу возрастных и психологических особенностей (неустойчивая концентрация внимания, импульсивность, подражательность, недостаточная способность к предвидению опасности) они особенно уязвимы на дороге. Только целенаправленная педагогическая работа в сочетании с родительским участием может обеспечить формирование устойчивых представлений о правилах поведения на улице и выработку навыков безопасного поведения.
Дополнительная программа «Безопасная дорога детства» отвечает требованиям времени и социальному заказу: она направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений о безопасном поведении в условиях транспортной среды, развитие наблюдательности, саморегуляции и ответственности. Программа опирается на игровые, познавательные, практико-ориентированные и проектные методы, способствует вовлечению родителей в процесс обучения и профилактики.
Реализация программы позволяет не только повысить дорожную грамотность воспитанников, но и сформировать важные социальные компетенции, что делает её актуальной частью системы воспитательной работы в дошкольном учреждении.
Реализация дополнительной общеобразовательной программы
«Безопасная дорога детства» педагогически целесообразна по ряду причин, связанных как с возрастными особенностями детей 5–7 лет, так и с задачами современного дошкольного образования.
Во-первых, старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования основ социального поведения, в том числе
навыков безопасного взаимодействия с окружающей средой. У детей активно развивается наглядно-образное и речевое мышление, формируются элементы произвольности поведения, растёт способность к запоминанию и осмыслению информации. Это создает оптимальные условия для усвоения норм и правил дорожного движения, если они преподносятся в доступной, игровой форме.
Во-вторых, программа способствует реализации основных принципов ФГОС ДО, таких как интеграция образовательных областей (социально- коммуникативное, познавательное, речевое развитие), развитие личности ребёнка, формирование жизненно важных навыков и компетенций. Содержание программы органично дополняет основную образовательную программу детского сада, не дублируя её, а углубляя и расширяя через системную работу с узкой тематикой — безопасное поведение на дороге.
В-третьих, программа отражает социальный запрос на повышение безопасности детства, акцентируя внимание педагогов, родителей и самих детей на ценности жизни и здоровья. Профилактическая направленность содержания сочетается с воспитательной функцией и способствует развитию у дошкольников ответственности, внимательности, дисциплинированности — качеств, востребованных как в дорожной, так и в бытовой и учебной обстановке.
Кроме того, дополнительное образование предоставляет гибкие формы и методики, позволяющие индивидуализировать подход к детям, варьировать темп и глубину освоения материала, применять игровые, исследовательские, проектные и интерактивные методы, в том числе с участием родителей и внешних специалистов (например, инспекторов ГИБДД).
Таким образом, реализация программы «Безопасная дорога детства» является педагогически обоснованной, соответствующей возрастным особенностям дошкольников и задачам дошкольного образования, ориентированной на практический результат и имеющей устойчивый воспитательный эффект.
Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасная дорога детства» обладает новизной как в содержании, так и в методическом подходе, прежде всего благодаря своей проектной форме реализации, ориентированной на активное вовлечение детей, педагогов и родителей в единое образовательное пространство, направленное на профилактику дорожно- транспортного травматизма.
Содержательная новизна:
· Программа структурирована как серия тематических проектов, каждый из которых посвящён определённому аспекту дорожной безопасности (например, «Светофор — наш друг», «Знаки на дороге», «Я — пешеход», «Фликер спасает жизнь» и др.). Каждый проект рассчитан на
один месяц и включает 4 полноценных занятия с итоговым событием или продуктом.
· Темы проектов адаптированы к возрастным особенностям дошкольников 5–7 лет, позволяют погружаться в проблему последовательно и целостно, формируя не только знания, но и опыт безопасного поведения.
· В программу заложено вовлечение семьи через родительские патрули, совместные мероприятия, мастер-классы, что усиливает воспитательное воздействие.
Методическая новизна:
· Программа реализуется через проектную технологию, при которой каждое занятие — это шаг к решению практической задачи. Это способствует формированию у дошкольников целеполагания, сотрудничества, рефлексии и ответственности.
· Используется междисциплинарный подход: интеграция познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально- коммуникативного развития.
· Конечные продукты проектов (макеты, плакаты, спектакли, книжки- самоделки, выставки) позволяют детям видеть результат своей деятельности, что повышает мотивацию и осознанность.
· Программа обеспечивает переход от обучения правилам — к формированию безопасного образа жизни, воспитанию личной ответственности за поведение в дорожной среде.
· Гибкая структура проекта позволяет педагогу адаптировать содержание к уровню группы, проводить дифференциацию и учитывать индивидуальные особенности детей.
Таким образом, новизна программы заключается не только в тематическом содержании, но и в способе организации образовательного процесса — через осмысленную, практико-ориентированную, эмоционально насыщенную проектную деятельность, направленную на формирование основ дорожной культуры у дошкольников.
Цель программы: Создание условий для формирования у детей 5–7 лет устойчивых представлений и базовых навыков безопасного поведения в дорожной среде через реализацию серии познавательно-практических проектов, направленных на развитие ответственности, наблюдательности, саморегуляции и культуры безопасного поведения.
Образовательные задачи:
· Формировать у детей 5–7 лет элементарные представления о правилах дорожного движения, сигналах светофора, дорожных знаках и ролях участников движения.
· Обучать моделированию типичных дорожных ситуаций с использованием игровых и практических методов.
· Расширять словарный запас детей по теме безопасности дорожного движения, активизировать речевую деятельность в ходе проектной и игровой работы.
· Обеспечить интеграцию знаний о безопасном поведении с другими образовательными областями (речевое, познавательное, художественно- эстетическое развитие).
Развивающие задачи:
· Развивать наблюдательность, внимание, память, логическое и образное мышление на основе практических заданий и анализа дорожных ситуаций.
· Способствовать формированию навыков саморегуляции, прогнозирования последствий собственных действий.
· Создавать условия для развития творческих способностей и инициативы в процессе реализации проектной деятельности (изготовление макетов, участие в театрализации, оформление выставок и др.).
· Стимулировать исследовательский интерес к окружающему миру и социальным явлениям через участие в проектах по безопасности.
Воспитательные задачи:
· Формировать у детей ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих в дорожной среде.
· Воспитывать уважение к правилам дорожного движения и труду сотрудников служб безопасности (ГИБДД, педагоги, родители).
· Развивать умение действовать в коллективе, сотрудничать с другими детьми и взрослыми в рамках совместной проектной деятельности.
· Способствовать укреплению связи между детским садом и семьёй через участие родителей в мероприятиях и акциях, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма.
Программа «Безопасная дорога детства» имеет ряд отличительных особенностей, выгодно выделяющих её среди традиционных программ по профилактике дорожно-транспортного травматизма:
Каждый тематический блок реализуется в форме познавательно- практического проекта длительностью один месяц и включает 4 занятия, в рамках которых дети пошагово погружаются в изучение одной темы, выполняют продуктивные задания, участвуют в творческой, игровой и исследовательской деятельности. Это обеспечивает не фрагментарное, а целостное восприятие информации, вовлечение и глубокую проработку материала.
Содержание программы объединяет образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно- эстетическое развитие. Дети не только изучают правила дорожного движения, но и осваивают их через речевые упражнения, сюжетно-ролевые игры, моделирование, конструирование и изобразительное творчество.
Программа предполагает активное взаимодействие с родителями (консультации, участие в патрулях, мастер-классы), представителями ГИБДД и социальными структурами. Это создаёт условия для формирования единого профилактического пространства, охватывающего как образовательную организацию, так и семью, и ближайшее окружение ребёнка.
Каждый проект завершается конкретным итогом: макетом, плакатом, книжкой-самоделкой, выставкой, спектаклем или презентацией. Это даёт детям возможность увидеть результат своих усилий, формирует чувство ответственности, уверенности и гордости за совместную работу.
Программа разработана с учётом психолого-педагогических особенностей детей 5–7 лет: учёт объёма внимания, способности к обобщению, пониманию причинно-следственных связей, развития саморегуляции и начальных форм логического мышления.
Проекты могут быть адаптированы под конкретную возрастную группу, уровень подготовленности детей и условия учреждения. Педагог имеет возможность выбирать способы реализации: использовать мультимедиа, дидактические игры, макеты, экскурсии, проводить занятия на прогулке, включать театрализацию и мини-эксперименты.
Принципы и подходы к организации образовательного процесса Образовательный процесс по программе «Безопасная дорога детства» строится с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и реализуется в соответствии с рядом психолого-педагогических принципов и подходов, обеспечивающих эффективность, безопасность и результативность обучения.
1. Принцип развивающего обучения
Образовательная деятельность направлена не только на передачу знаний, но и на развитие познавательной активности, логического и образного мышления, коммуникативных и регулятивных навыков.
Содержание, формы и методы обучения соответствуют возможностям и интересам детей старшего дошкольного возраста, включают наглядность, движение, игру, эмоциональную насыщенность.
Занятия сочетают элементы разных направлений развития ребёнка (речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое), обеспечивая целостность образовательного процесса.
Дети включаются в деятельность не как пассивные слушатели, а как активные участники: исследуют, обсуждают, пробуют, создают, принимают решения, моделируют дорожные ситуации.
Каждая тема реализуется в форме мини-проекта, включающего постановку проблемы, поисковую деятельность, создание конечного продукта, рефлексию и включение родителей.
Образовательный процесс строится на доверительных отношениях между педагогом и ребёнком, поощряется работа в парах, группах, привлечение родителей к совместной деятельности.
7. Принцип наглядности и практической направленности Используются дидактические материалы, макеты, игры, экскурсии, моделирование и практические задания, позволяющие ребенку увидеть и применить полученные знания в реальной ситуации.
Деятельностный подход — знания приобретаются в процессе активной деятельности: игровой, речевой, конструктивной, исследовательской.
Личностно-ориентированный подход — учитываются индивидуальные особенности детей, уровень развития, интересы, темп усвоения.
Интерактивный подход — используется групповая работа, обсуждения, ролевые и деловые игры, театрализация, что способствует формированию социальных и коммуникативных навыков.
Социокультурный подход — формируются ценности безопасного и ответственного поведения в обществе, уважение к нормам и правилам как элементам культуры.
Компетентностный подход — направлен на формирование у детей начальных жизненных компетенций: ориентировка в пространстве, способность к безопасному действию, прогнозирование последствий.
![]() |
учётом разного уровня сформированности навыков, познавательных способностей
и социальной зрелости.
Дети 5–6 лет (старшая группа)
Психолого-педагогические особенности:
· Дети активно развивают наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, что требует высокой степени наглядности при объяснении дорожных ситуаций.
· Начинается формирование произвольности поведения, дети могут контролировать действия по внешнему образцу, но нуждаются в поддержке и напоминаниях.
· Игровая деятельность остаётся ведущей, поэтому все виды деятельности по программе включают игровые сюжеты, действия персонажей, перевоплощение.
· Появляется способность воспринимать и использовать простые правила, но ещё недостаточно развит навык осознания причинно-следственных связей между нарушением и последствием.
· Дети только начинают ориентироваться в символических обозначениях, в том числе в дорожных знаках.
Образовательные потребности:
· Максимально наглядная, эмоционально окрашенная подача материала.
· Повторяющиеся игровые ситуации, закрепляющие одно и то же правило.
· Преимущественно практическое проживание ситуации (игра, макет, движения).
Дети 6–7 лет (подготовительная группа)
Психолого-педагогические особенности:
· У детей формируется слово-логическое мышление, что позволяет использовать более сложные объяснения, разбирать ситуации, обсуждать последствия, высказывать собственное мнение.
· Развивается саморегуляция и волевая сфера, что делает возможным осознанное соблюдение правил в смоделированных и реальных ситуациях.
· Устойчиво формируются навыки самооценки и рефлексии, дети способны сравнивать своё поведение с предложенной нормой.
· Появляется интерес к поиску решений и планированию действий, что открывает возможности для мини-исследований и проектной работы.
![]() |
![]() |
Форма и режим занятий по программе
![]() |
Программа реализуется в виде последовательности мини-проектов, каждый из которых длится 1 месяц и включает 4 занятия (1 раз в неделю), итоговую презентацию и работу с родителями.
Всего: 9–10 проектов в год (в зависимости от месяца начала).
Неделя |
Занятие |
Содержание |
1 |
Вводное |
Постановка проблемы, знакомство с темой проекта, наблюдение, игра |
2 |
Учебное |
Изучение правил, знаков, ситуаций (через игру, мультфильм, беседу) |
3 |
Практическое |
Моделирование дорожных ситуаций, творчество, экскурсия, игра |
4 |
Продукт проекта |
Создание плаката, макета, мини-спектакля, участие родителей |
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
Результаты освоения программы «Безопасная дорога детства» описываются с учётом двухлетнего срока реализации и соответствуют возрастным возможностям дошкольников, их уровню усвоения знаний, сформированности умений и проявлению социально значимых форм поведения.
В познавательной сфере:
· имеют элементарные представления о дороге, тротуаре, транспорте, пешеходах;
· различают сигналы светофора и соотносят их с действием (красный — стоять, зелёный — идти);
· узнают и называют 2–3 наиболее распространённых дорожных знака (пешеходный переход, дети, остановка);
· знают базовые правила поведения при переходе дороги.
· могут рассказать о безопасных и опасных ситуациях на дороге на основе картинок или модели;
· используют в речи основные термины: «пешеход», «водитель»,
«переход», «зебра», «транспорт»;
· способны объяснить, как переходить дорогу с взрослым.
· демонстрируют умение следовать инструкции взрослого в игровых и практических ситуациях;
· проявляют стремление к соблюдению правил, принятых в группе и на занятиях по ПДД;
· соблюдают элементарные нормы безопасного поведения в условиях моделирования.
· проявляют интерес к теме дорожной безопасности;
· эмоционально откликаются на положительные и отрицательные примеры поведения на дороге;
· начинают осознавать необходимость быть внимательным и осторожным на улице.
В познавательной сфере:
· уверенно ориентируются в базовых понятиях, связанных с дорожной средой;
· различают и называют 5–6 наиболее распространённых дорожных знаков и объясняют их значение;
· знают, как вести себя на остановке, в транспорте, на проезжей части;
· умеют анализировать несложные дорожные ситуации и выбирать безопасную линию поведения.
· используют тематическую лексику в устной речи (названия знаков, транспортных средств, участников движения);
· умеют объяснить, почему то или иное поведение на дороге может быть опасным;
· участвуют в обсуждении, задают вопросы, комментируют действия других в игровой и практической деятельности.
· проявляют самостоятельность при моделировании дорожных ситуаций;
· соблюдают правила дорожного движения в играх, при прогулках, на экскурсиях;
· способны предупредить сверстника о возможной опасности, проявляя начальные навыки ответственности.
· демонстрируют осознанное отношение к правилам безопасного поведения;
· проявляют готовность соблюдать правила как норму поведения в обществе;
· участвуют в совместных проектах, акциях и мероприятиях, направленных на популяризацию ПДД среди сверстников и родителей.
Виды диагностики:
· Стартовая диагностика — проводится в сентябре (по результатам наблюдений, бесед, игровых ситуаций).
· Промежуточная диагностика — в ходе реализации каждого проекта (неформально).
· Итоговая диагностика — май каждого учебного года (с фиксацией результатов по направлениям).
Направление |
Методы |
Показатели и критерии |
Познавательное |
Беседа по сюжетным картинкам, выбор знаков, сигналы светофора |
Узнаёт и называет сигналы светофора; Узнаёт 2–3 дорожных знака; Правильно называет части улицы. |
Речевая активность |
Рассказ по картинке, сюжетная игра |
Использует слова «пешеход», «зебра», «водитель»; Может описать безопасную ситуацию на дороге. |
Игровая деятельность |
Ролевая игра «Мы идём в сад», настольные игры по ПДД |
Действует по сигналу взрослого; Выполняет правило перехода дороги в игре. |
Поведенческая сфера |
Наблюдение во время прогулок и режимных моментов |
Смотрит по сторонам перед переходом; Идёт за руку со взрослым; Реагирует на замечание о безопасности. |
Инструменты:
· Индивидуальные карты наблюдений;
· Карточки с дорожными знаками, светофором, макеты;
· Сюжетные картинки и игровые наборы;
· Оценочные листы педагога.
Направление |
Методы |
Показатели и критерии |
Познавательное |
Анализ дорожной ситуации на рисунке или макете |
Узнаёт 5–6 дорожных знаков и объясняет их значение; Объясняет правила перехода дороги самостоятельно; Может спрогнозировать последствия нарушения. |
Коммуникативное |
Обсуждение, работа в паре, мини-группа |
Участвует в коллективном обсуждении; Может объяснить, как правильно поступить в конкретной ситуации; Слушает и дополняет других. |
Практическое поведение |
Сюжетно-ролевая игра, моделирование, экскурсия |
Соблюдает правила в игре и на прогулке; Применяет знания в действии; Может корректно исправить ошибки сверстника. |
Ценностно- смысловая сфера |
Мини-анкетирование, обсуждение, творческая работа |
Выражает личное отношение к ПДД; Обосновывает важность правил; Готов участвовать в пропаганде безопасности (буклет, плакат и др.). |
Инструменты:
· Макеты дорожных ситуаций;
· Карточки с дорожными знаками;
· Мини-кейс с ситуациями «Что бы ты сделал?»;
· Индивидуальные и групповые оценочные листы;
· Листы самооценки (по упрощённой шкале смайликов).
Формы фиксации результатов:
· Индивидуальная карта ребёнка по итогам года;
· Сводный лист группы (таблица с уровнями: высокий – средний – начальный);
· Аналитическая справка для педагогов и родителей.
1- й год обучения (для детей 5–6 лет, старшая группа)
Месяц |
Тема |
Кол-во занятий |
Форма занятий |
Сентябрь |
«Моя улица» |
4 занятия |
Игровое занятие, беседа, наблюдение, макет |
Октябрь |
«Светофорик и его друзья» |
4 занятия |
Сюжетно-ролевая игра, аппликация |
Ноябрь |
«Зебра шагает по дороге» |
4 занятия |
Подвижная игра, демонстрация, экскурсия |
Декабрь |
«Транспорт — друг или угроза?» |
4 занятия |
Рассматривание моделей, творческое задание |
Январь |
«Где живёт Пешеходик?» |
4 занятия |
Игра, работа с макетом, викторина |
Февраль |
«Светимся в темноте» |
4 занятия |
Мини-эксперимент, творчество |
Март |
«Что опасно на дороге?» |
4 занятия |
Игровое моделирование, рисование |
Апрель |
«Наши помощники — дорожные знаки» |
4 занятия |
Макет, знакомство со знаками, аппликация |
Май |
«Я знаю правила!» (итог) |
4 занятия |
Викторина, мини- праздник, награждение |
ИТОГО |
|
36 занятий |
|
2- й год обучения (для детей 6–7 лет, подготовительная группа)
Месяц |
Тема |
Кол-во занятий |
Форма занятий |
Сентябрь |
«Повторим, что знаем» |
4 занятия |
Игра-викторина, анализ ситуаций |
Октябрь |
«Пешеход. Велосипедист. Водитель» |
4 занятия |
Сюжетная игра, рассказ, выбор решений |
Ноябрь |
«Будь заметен!» |
4 занятия |
Работа со световозвращателями, мастер- класс |
Декабрь |
«Опасности зимней дороги» |
4 занятия |
Разбор ситуаций, показ мультфильма, обсуждение |
Январь |
«Знаки нам подсказывают» |
4 занятия |
Работа с дорожными знаками, карта маршрута |
Февраль |
«Как я веду себя в транспорте» |
4 занятия |
Моделирование, мини- исследование |
Март |
«Безопасность для всех» |
4 занятия |
Проект-плакат, сказка по ПДД |
Апрель |
«Родители тоже соблюдают правила» |
4 занятия |
Подготовка буклета с родителями, патруль |
Май |
«Я — юный пешеход» (итог) |
4 занятия |
Итоговая акция, награждение, открытое занятие |
Итого |
|
36 занятий |
|
Общий объём программы за 2 года:
· 72 занятия
· 72 академических часа
· Продолжительность реализации: сентябрь – май, два учебных года
Первый год обучения (5–6 лет, старшая группа)
Продолжительность: 36 часов (9 недель × 4 занятия = 36 ч)
№ |
Тема |
Теория (ч) |
Практика (ч) |
Всего (ч) |
1 |
Моя улица |
1 |
3 |
4 |
2 |
Светофорик и его друзья |
1 |
3 |
4 |
3 |
Зебра шагает по дороге |
1 |
3 |
4 |
4 |
Транспорт — друг или опасность? |
1 |
3 |
4 |
5 |
Где живёт Пешеходик? |
1 |
3 |
4 |
6 |
Светимся в темноте |
1 |
3 |
4 |
7 |
Что опасно на дороге? |
1 |
3 |
4 |
8 |
Наши помощники — дорожные знаки |
1 |
3 |
4 |
9 |
Я знаю правила! (итоговый проект) |
1 |
3 |
4 |
|
Итого |
9 |
27 |
36 |
Второй год обучения (6–7 лет, подготовительная группа)
Продолжительность: 36 часов (9 недель× 4 занятия = 36 ч)
№ |
Тема |
Теория (ч) |
Практика (ч) |
Всего (ч) |
1 |
Повторим, что знаем |
1 |
3 |
4 |
2 |
Пешеход. Велосипедист. Водитель |
1 |
3 |
4 |
3 |
Будь заметен! |
1 |
3 |
4 |
4 |
Опасности зимней дороги |
1 |
3 |
4 |
5 |
Знаки нам подсказывают |
1 |
3 |
4 |
6 |
Как я веду себя в транспорте |
1 |
3 |
4 |
7 |
Безопасность для всех |
1 |
3 |
4 |
8 |
Родители тоже соблюдают правила |
1 |
3 |
4 |
№ |
Тема |
Теория (ч) |
Практика (ч) |
Всего (ч) |
9 |
Я — юный пешеход (итоговый проект) |
1 |
3 |
4 |
|
Итого |
9 |
27 |
36 |
1. Содержание программы
Первый год обучения (старшая группа, 5–6 лет)
№ |
Тема |
Теория |
Практика |
Итоговый продукт проекта |
1 |
Моя улица |
Что такое улица, дорога, тротуар. Основные понятия: пешеход, транспорт |
Игра «Найди дорогу», макет улицы, прогулка- наблюдение, подвижная игра «По тротуару идём» |
Коллективный макет «Моя безопасная улица» |
2 |
Светофорик и его друзья |
Сигналы светофора, их значение |
Игровая ситуация «Светофор говорит», раскрашивание сигналов, игра «Красный — стой!» |
Интерактивный плакат «Сигналы светофора» |
3 |
Зебра шагает по дороге |
Пешеходный переход. Как и где переходить дорогу |
Макет с зеброй, игра «Зебра и машины», инсценировка «Идём в детский сад» |
Мини-сценка «Как переходить дорогу правильно» |
4 |
Транспорт — друг или опасность? |
Виды транспорта, правила поведения рядом с транспортом |
Игровой сюжет «Едем в автобусе», игра «Опасно – безопасно», раскрашивание транспорта |
Выставка детских рисунков «Транспорт вокруг нас» |
5 |
Где живёт Пешеходик? |
Безопасное поведение во дворе и возле дома |
Макет двора, наблюдение, игра «Опасные места», работа в парах |
Создание карты «Безопасный двор» |
6 |
Светимся в темноте |
Зачем нужны светоотражатели, когда их использовать |
Мини- эксперимент с фонариком, создание «фликеров», ритмоигра «Светится жилет» |
Индивидуальные фликеры или браслеты безопасности |
7 |
Что опасно на дороге? |
Примеры опасных ситуаций. Причины их возникновения |
Инсценировка ситуаций, работа с карточками, обсуждение, лепка «Опасная дорога» |
Коллективная книжка- раскладушка «Опасные ситуации» |
8 |
Наши помощники — дорожные знаки |
Что такое знак, зачем он нужен. Узнавание простых знаков |
Игра «Угадай знак», макет с размещением знаков, аппликация |
Создание альбома «Мои первые дорожные знаки» |
9 |
Я знаю правила! |
Повторение ключевых правил дорожного движения |
Викторина, игровая станция, театральное мини- представление |
Театрализованное представление «Детсадовская ДПС» |
Второй год обучения (подготовительная группа, 6–7 лет)
№ |
Тема |
Теория |
Практика |
Итоговый продукт проекта |
1 |
Повторим, что знаем |
Обобщение знаний о ПДД, повторение терминов и правил |
Викторина, логическая игра, работа с макетом «Дорога к саду», рисование |
Интеллектуальная игра «Безопасная дорожная разминка» |
2 |
Пешеход. Велосипедист. Водитель |
Роли участников движения. Как вести себя в каждой роли |
Игровая ситуация «Меняемся ролями», лепка транспорта, обсуждение правил для велосипедиста |
Макет «Дорога глазами всех участников» |
3 |
Будь заметен! |
Что такое световозвращающие элементы. Почему важно быть заметным |
Изготовление фликеров, опыты с отражающей бумагой, «темная прогулка», квест |
Ярмарка фликеров «Засветись!» |
4 |
Опасности зимней дороги |
Особенности зимнего поведения на улице |
Игра «Скользко – не скользко», просмотр мультфильма, обсуждение, рисование по следам |
Памятка «Как вести себя зимой» |
5 |
Знаки нам подсказывают |
Классификация знаков, цвета и формы. Как их читать |
Игра «Расставь знаки», работа с маршрутной картой, викторина |
Настольная игра «Угадай знак» |
6 |
Как я веду себя в транспорте |
Правила поведения в автобусе, машине, трамвае |
Инсценировка «Пассажир», работа с карточками, кукольный мини- театр |
Брошюра «Памятка пассажиру» |
7 |
Безопасность для всех |
Поведение в нестандартных ситуациях, помощь сверстникам |
Ролевая игра, обсуждение «Что бы ты сделал?», групповая работа |
Постер «Я знаю, как помочь» |
8 |
Родители тоже соблюдают правила |
ПДД как норма для взрослых, пример для детей |
Создание плаката «Мой папа соблюдает правила», участие в родительском патруле, беседа с инспектором ГИБДД |
Коллаж с фото и плакатами, мини- репортаж |
9 |
Я — юный пешеход (итоговый проект) |
Самооценка знаний, обсуждение, подведение итогов |
Презентация проекта, театрализованное выступление, выставка, дипломы |
Финальная выставка + награждение участников |
2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Для эффективной реализации программы необходимо следующее:
Просторное и безопасное помещение для проведения занятий (групповая или отдельная комната), соответствующее требованиям СанПиН;
Возможность трансформировать пространство для проведения сюжетно- ролевых игр, работы с макетами и театрализованных постановок.
Персональный компьютер или ноутбук;
Проекционное оборудование (мультимедийный проектор или интерактивная доска) для демонстрации обучающих материалов, мультфильмов и презентаций;
Колонки для звукового сопровождения;
Фотоаппарат или планшет для фиксации результатов проектной деятельности (по возможности).
Наборы настольных и напольных игр по ПДД;
Модели и макеты улиц, перекрёстков, дорожных знаков, транспорта;
Светофор (игровой или электронный), светоотражающие элементы, фликеры; Конструкторы, пластилин, предметы для ролевых игр (костюмы, атрибуты инспектора, пешехода, водителя и др.).
Бумага для печати, цветные чернила; Картон, фломастеры, краски, клей, ножницы;
Папки, файлы, материалы для оформления итоговых продуктов (плакатов, буклетов, коллажей).
К реализации программы допускается педагог, имеющий:
- высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки из укрупнённой группы специальностей «Образование и педагогические науки»;
- опыт работы с детьми дошкольного возраста;
- навыки реализации проектной и профилактической деятельности в рамках воспитательной работы;
- желательно: повышение квалификации по вопросам обучения детей основам безопасного поведения на дороге.
Образовательная деятельность организуется в соответствии с требованиями:
- СанПиН 2.4.3648-20;
-обеспечивается соответствующий микроклимат, освещение, проветривание и
-соблюдение режима двигательной активности;
-занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность — 25–30 минут (в зависимости от возраста);
-учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, чередование активности и отдыха.
Форма обучения: очная;
Использование дистанционных технологий: не предусмотрено; Использование сетевой формы: не предусмотрено;
Форма проведения занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная при необходимости (в рамках проектов);
Дополнительно: организация совместных мероприятий с родителями и представителями внешних организаций (например, ГИБДД).
1. Андреева Н.А. Интегрированные занятия по обучению детей правилам дорожного движения / Н.А. Андреева. – М.: ВАКО, 2017. – 98 с.
2. Буренина Е.А. Безопасность на дороге: профилактика дорожно- транспортного травматизма у дошкольников / Е.А. Буренина. – М.: Сфера, 2021. – 96 с.
3. Султанова Н.Ф. Формирование основ безопасности у дошкольников: методическое пособие для педагогов и родителей / Н.Ф. Султанова. – М.: ВАКО, 2019. – 112 с.
4. Дорожная азбука. Методические рекомендации по обучению дошкольников ПДД / Под ред. В.С. Кукушкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 88 с.
5. Гаврюшина Л.В. Правила дорожного движения в детском саду: тематические занятия, игры, викторины / Л.В. Гаврюшина. – Волгоград: Учитель, 2022. – 128 с.
6. Каплунов Е.Я. Юный пешеход: занятия по ПДД в ДОУ / Е.Я. Каплунов. – М.: Просвещение, 2018. – 64 с.
7. Павлова И.В. ПДД для малышей: сценарии, беседы, игры / И.В. Павлова. – Ярославль: Академия развития, 2020. – 72 с.
1. Малышева И.В. Ребёнок и дорога: как научить безопасному поведению
/ И.В. Малышева. – М.: Просвещение, 2021. – 80 с.
2. Буренина Е.А. Безопасность на дороге для всей семьи: как говорить с ребёнком о ПДД / Е.А. Буренина. – СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 64 с.
3. Гаврюшина Л.В. Родителям о правилах дорожного движения для детей
/ Л.В. Гаврюшина. – Волгоград: Учитель, 2022. – 72 с.
4. Резникова Е.А. Правила дорожного движения для детей: советы родителям / Е.А. Резникова. – М.: Владос, 2019. – 56 с.
5. Сидорова А.А. Как воспитать внимательного пешехода: памятка родителям / А.А. Сидорова. – М.: Карапуз, 2018. – 40 с.
6. Минтранс РФ. Безопасность дорожного движения: рекомендации родителям по обучению детей / Под ред. А.В. Кузнецова. – М.: Минтранс, 2021. – 48 с.
7. Павлова И.В. Как научить ребёнка соблюдать ПДД: простые шаги для семьи / И.В. Павлова. – Ярославль: Академия развития, 2020. – 68 с.
1. http://bdd-eor.edu.ru – интерактивный образовательный портал «Дорога без опасности»: федеральный каталог интерактивных образовательных программ;
2. www.bezdtp.ru – сайт экспертного центра «Движение без опасности»: раздел «Проекты»: «Лаборатория безопасности», «По правилам»,
«Прогноз безопасности», «Детство безопасности», «Сложности
перехода», «Пешеход, на переход», «Автокресло – детям!», «Школа дорожной безопасности» и т.д.;
3. http://www.dddgazeta.ru – сайт газеты «Добрая Дорога Детства»;
4. юидроссии.рф – сайт «Юные инспекторы движения России»;
5. https://xn--90adear.xn--p1ai/about/social/children-safety - сайт Госавтоинспекции, страница «Детская безопасность»;
6. http://sakla.ru – «Сакла» – республиканский портал (республика Татарстан) по безопасности дорожного движения (презентации, сценарии занятий и программ, интерактивные игры и пособия, ролики социальной рекламы, обучающие видеоролики);
7. https://yarcdu.ru/resursnye-czentry/ – сайт государственного
образовательного автономного учреждения дополнительного
образования Ярославской области «Центр детей и юношества» / раздел
«Ресурсный центр по направлению «Профилактика детского-дорожно- транспортного травматизма»/методические материалы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.