"Безопасная дорога детства"

  • docx
  • 07.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала bezopasnaya_doroga_detstva_podpisannaya проект.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 56 «Северяночка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

"Безопасная дорога детства"

Для детей 5-7 лет

Срок реализации 2 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель:

Шарифуллина И.В.

 

 

 

 

 

2024 год



Актуальность программы

 

На современном этапе развития общества обеспечение безопасности детей на дорогах приобретает особую значимость. По данным ГИБДД, одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей является недостаточная сформированность у них навыков безопасного поведения на улице, ограниченные представления о правилах дорожного движения, а также несоблюдение ПДД взрослыми, в том числе родителями. В связи с этим вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма должны решаться системно и начинаться с дошкольного возраста.

Дети 5–7 лет уже являются активными участниками дорожного движения: они совершают прогулки с родителями, посещают кружки, детский сад, выезжают за город. Однако в силу возрастных и психологических особенностей (неустойчивая концентрация внимания, импульсивность, подражательность, недостаточная способность к предвидению опасности) они особенно уязвимы на дороге. Только целенаправленная педагогическая работа в сочетании с родительским участием может обеспечить формирование устойчивых представлений о правилах поведения на улице и выработку навыков безопасного поведения.

Дополнительная программа «Безопасная дорога детства» отвечает требованиям времени и социальному заказу: она направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений о безопасном поведении в условиях транспортной среды, развитие наблюдательности, саморегуляции и ответственности. Программа опирается на игровые, познавательные, практико-ориентированные и проектные методы, способствует вовлечению родителей в процесс обучения и профилактики.

Реализация программы позволяет не только повысить дорожную грамотность воспитанников, но и сформировать важные социальные компетенции, что делает её актуальной частью системы воспитательной работы в дошкольном учреждении.

 

Педагогическая целесообразность

Реализация   дополнительной   общеобразовательной   программы

«Безопасная дорога детства» педагогически целесообразна по ряду причин, связанных как с возрастными особенностями детей 5–7 лет, так и с задачами современного дошкольного образования.

Во-первых, старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования основ социального поведения, в том числе


навыков безопасного взаимодействия с окружающей средой. У детей активно развивается наглядно-образное и речевое мышление, формируются элементы произвольности поведения, растёт способность к запоминанию и осмыслению информации. Это создает оптимальные условия для усвоения норм и правил дорожного движения, если они преподносятся в доступной, игровой форме.

Во-вторых, программа способствует реализации основных принципов ФГОС ДО, таких как интеграция образовательных областей (социально- коммуникативное, познавательное, речевое развитие), развитие личности ребёнка, формирование жизненно важных навыков и компетенций. Содержание программы органично дополняет основную образовательную программу детского сада, не дублируя её, а углубляя и расширяя через системную работу с узкой тематикой — безопасное поведение на дороге.

В-третьих, программа отражает социальный запрос на повышение безопасности детства, акцентируя внимание педагогов, родителей и самих детей на ценности жизни и здоровья. Профилактическая направленность содержания сочетается с воспитательной функцией и способствует развитию у дошкольников ответственности, внимательности, дисциплинированности — качеств, востребованных как в дорожной, так и в бытовой и учебной обстановке.

Кроме того, дополнительное образование предоставляет гибкие формы и методики, позволяющие индивидуализировать подход к детям, варьировать темп и глубину освоения материала, применять игровые, исследовательские, проектные и интерактивные методы, в том числе с участием родителей и внешних специалистов (например, инспекторов ГИБДД).

Таким образом, реализация программы «Безопасная дорога детства» является педагогически обоснованной, соответствующей возрастным особенностям дошкольников и задачам дошкольного образования, ориентированной на практический результат и имеющей устойчивый воспитательный эффект.

Новизна программы

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасная дорога детства» обладает новизной как в содержании, так и в методическом подходе, прежде всего благодаря своей проектной форме реализации, ориентированной на активное вовлечение детей, педагогов и родителей в единое образовательное пространство, направленное на профилактику дорожно- транспортного травматизма.

Содержательная новизна:

·         Программа структурирована как серия тематических проектов, каждый из которых посвящён определённому аспекту дорожной безопасности (например, «Светофор — наш друг», «Знаки на дороге», «Я — пешеход», «Фликер спасает жизнь» и др.). Каждый проект рассчитан на


один месяц и включает 4 полноценных занятия с итоговым событием или продуктом.

·         Темы проектов адаптированы к возрастным особенностям дошкольников 5–7 лет, позволяют погружаться в проблему последовательно и целостно, формируя не только знания, но и опыт безопасного поведения.

·         В программу заложено вовлечение семьи через родительские патрули, совместные мероприятия, мастер-классы, что усиливает воспитательное воздействие.

Методическая новизна:

·         Программа реализуется через проектную технологию, при которой каждое занятие — это шаг к решению практической задачи. Это способствует формированию у дошкольников целеполагания, сотрудничества, рефлексии и ответственности.

·         Используется междисциплинарный подход: интеграция познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально- коммуникативного развития.

·         Конечные продукты проектов (макеты, плакаты, спектакли, книжки- самоделки, выставки) позволяют детям видеть результат своей деятельности, что повышает мотивацию и осознанность.

·         Программа обеспечивает переход от обучения правилам — к формированию безопасного образа жизни, воспитанию личной ответственности за поведение в дорожной среде.

·         Гибкая структура проекта позволяет педагогу адаптировать содержание к уровню группы, проводить дифференциацию и учитывать индивидуальные особенности детей.

Таким образом, новизна программы заключается не только в тематическом содержании, но и в способе организации образовательного процесса — через осмысленную, практико-ориентированную, эмоционально насыщенную проектную деятельность, направленную на формирование основ дорожной культуры у дошкольников.

 

Цель программы: Создание условий для формирования у детей 5–7 лет устойчивых представлений и базовых навыков безопасного поведения в дорожной среде через реализацию серии познавательно-практических проектов, направленных на развитие ответственности, наблюдательности, саморегуляции и культуры безопасного поведения.

 

Задачи программы:

Образовательные задачи:

·         Формировать у детей 5–7 лет элементарные представления о правилах дорожного движения, сигналах светофора, дорожных знаках и ролях участников движения.


·         Обучать моделированию типичных дорожных ситуаций с использованием игровых и практических методов.

·         Расширять словарный запас детей по теме безопасности дорожного движения, активизировать речевую деятельность в ходе проектной и игровой работы.

·         Обеспечить интеграцию знаний о безопасном поведении с другими образовательными областями (речевое, познавательное, художественно- эстетическое развитие).

Развивающие задачи:

·         Развивать наблюдательность, внимание, память, логическое и образное мышление на основе практических заданий и анализа дорожных ситуаций.

·         Способствовать формированию навыков саморегуляции, прогнозирования последствий собственных действий.

·         Создавать условия для развития творческих способностей и инициативы в процессе реализации проектной деятельности (изготовление макетов, участие в театрализации, оформление выставок и др.).

·         Стимулировать исследовательский интерес к окружающему миру и социальным явлениям через участие в проектах по безопасности.

Воспитательные задачи:

·         Формировать у детей ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих в дорожной среде.

·         Воспитывать уважение к правилам дорожного движения и труду сотрудников служб безопасности (ГИБДД, педагоги, родители).

·         Развивать умение действовать в коллективе, сотрудничать с другими детьми и взрослыми в рамках совместной проектной деятельности.

·         Способствовать укреплению связи между детским садом и семьёй через участие родителей в мероприятиях и акциях, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма.

Отличительные особенности программы

 

Программа «Безопасная дорога детства» имеет ряд отличительных особенностей, выгодно выделяющих её среди традиционных программ по профилактике дорожно-транспортного травматизма:

1.   Проектная форма реализации

Каждый тематический блок реализуется в форме познавательно- практического проекта длительностью один месяц и включает 4 занятия, в рамках которых дети пошагово погружаются в изучение одной темы, выполняют продуктивные задания, участвуют в творческой, игровой и исследовательской деятельности. Это обеспечивает не фрагментарное, а целостное восприятие информации, вовлечение и глубокую проработку материала.

2.   Интегративный подход


Содержание программы объединяет образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно- эстетическое развитие. Дети не только изучают правила дорожного движения, но и осваивают их через речевые упражнения, сюжетно-ролевые игры, моделирование, конструирование и изобразительное творчество.

3.   Социальное партнёрство

Программа предполагает активное взаимодействие с родителями (консультации, участие в патрулях, мастер-классы), представителями ГИБДД и социальными структурами. Это создаёт условия для формирования единого профилактического пространства, охватывающего как образовательную организацию, так и семью, и ближайшее окружение ребёнка.

4.   Ориентация на практический результат

Каждый проект завершается конкретным итогом: макетом, плакатом, книжкой-самоделкой, выставкой, спектаклем или презентацией. Это даёт детям возможность увидеть результат своих усилий, формирует чувство ответственности, уверенности и гордости за совместную работу.

5.   Возрастная адресность

Программа разработана с учётом психолого-педагогических особенностей детей 5–7 лет: учёт объёма внимания, способности к обобщению, пониманию причинно-следственных связей, развития саморегуляции и начальных форм логического мышления.

6.   Гибкость и вариативность

Проекты могут быть адаптированы под конкретную возрастную группу, уровень подготовленности детей и условия учреждения. Педагог имеет возможность выбирать способы реализации: использовать мультимедиа, дидактические игры, макеты, экскурсии, проводить занятия на прогулке, включать театрализацию и мини-эксперименты.

Принципы и подходы к организации образовательного процесса Образовательный процесс по программе «Безопасная     дорога детства» строится    с     опорой    на    положения    Федерального    государственного образовательного   стандарта  дошкольного   образования   и   реализуется  в соответствии с рядом психолого-педагогических принципов и подходов, обеспечивающих эффективность, безопасность и результативность обучения.

 

Принципы организации образовательного процесса:

1.     Принцип развивающего обучения

Образовательная деятельность направлена не только на передачу знаний, но и на развитие познавательной активности, логического и образного мышления, коммуникативных и регулятивных навыков.

2.     Принцип доступности и учёта возрастных особенностей

Содержание, формы и методы обучения соответствуют возможностям и интересам детей старшего дошкольного возраста, включают наглядность, движение, игру, эмоциональную насыщенность.


3.     Принцип интеграции образовательных областей

Занятия сочетают элементы разных направлений развития ребёнка (речевое,                            познавательное,             социально-коммуникативное, художественно-эстетическое),              обеспечивая              целостность образовательного процесса.

4.     Принцип активности и самостоятельности

Дети включаются в деятельность не как пассивные слушатели, а как активные участники: исследуют, обсуждают, пробуют, создают, принимают решения, моделируют дорожные ситуации.

5.     Принцип проектной организации обучения

Каждая тема реализуется в форме мини-проекта, включающего постановку проблемы, поисковую деятельность, создание конечного продукта, рефлексию и включение родителей.

6.     Принцип сотрудничества и сотворчества

Образовательный процесс строится на доверительных отношениях между педагогом и ребёнком, поощряется работа в парах, группах, привлечение родителей к совместной деятельности.

7.     Принцип наглядности и практической направленности Используются дидактические материалы, макеты, игры, экскурсии, моделирование и практические задания, позволяющие ребенку увидеть и применить полученные знания в реальной ситуации.

Подходы к реализации программы:

Деятельностный подход — знания приобретаются в процессе активной деятельности: игровой, речевой, конструктивной, исследовательской.

Личностно-ориентированный подход — учитываются индивидуальные особенности детей, уровень развития, интересы, темп усвоения.

Интерактивный подход — используется групповая работа, обсуждения, ролевые и деловые игры, театрализация, что способствует формированию социальных и коммуникативных навыков.

Социокультурный подход — формируются ценности безопасного и ответственного поведения в обществе, уважение к нормам и правилам как элементам культуры.

Компетентностный подход — направлен на формирование у детей начальных жизненных компетенций: ориентировка в пространстве, способность к безопасному действию, прогнозирование последствий.

 

Характеристика обучающихся по программе

 

Программа рассчитана на детей, посещающих старшую (5–6 лет) и подготовительную (6–7 лет) к школе группы. Учитывая специфику психолого-педагогического развития в данных возрастных подгруппах, содержание и проектная деятельность в рамках программы строятся с


учётом   разного   уровня  сформированности   навыков,   познавательных способностей и социальной зрелости.

Дети 5–6 лет (старшая группа)

Психолого-педагогические особенности:

·         Дети активно развивают наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, что требует высокой степени наглядности при объяснении дорожных ситуаций.

·         Начинается формирование произвольности поведения, дети могут контролировать действия по внешнему образцу, но нуждаются в поддержке и напоминаниях.

·         Игровая деятельность остаётся ведущей, поэтому все виды деятельности по программе включают игровые сюжеты, действия персонажей, перевоплощение.

·         Появляется способность воспринимать и использовать простые правила, но ещё недостаточно развит навык осознания причинно-следственных связей между нарушением и последствием.

·         Дети только начинают ориентироваться в символических обозначениях, в том числе в дорожных знаках.

Образовательные потребности:

·         Максимально наглядная, эмоционально окрашенная подача материала.

·         Повторяющиеся   игровые  ситуации,  закрепляющие   одно  и   то   же правило.

·         Преимущественно практическое проживание ситуации (игра, макет, движения).

Дети 6–7 лет (подготовительная группа)

Психолого-педагогические особенности:

·         У детей формируется слово-логическое мышление, что позволяет использовать более сложные объяснения, разбирать ситуации, обсуждать последствия, высказывать собственное мнение.

·         Развивается саморегуляция и волевая сфера, что делает возможным осознанное соблюдение правил в смоделированных и реальных ситуациях.

·         Устойчиво формируются навыки самооценки и рефлексии, дети способны сравнивать своё поведение с предложенной нормой.

·         Появляется интерес к поиску решений и планированию действий, что открывает возможности для мини-исследований и проектной работы.


•	Активно развивается речь, дети умеют строить связные рассказы, объяснять свои действия, участвовать в обсуждении.
Образовательные потребности:
•	Включение в обсуждения, анализ ситуаций, высказывание суждений.
•	Участие в поисково-исследовательской и творческой деятельности (создание книжек, мини-сценок, плакатов).
•	Обоснование правил и поведения, а не только их воспроизведение.

Таким образом, программа «Безопасная дорога детства» учитывает различия в возрастном развитии, обеспечивая постепенное усложнение содержания и методов работы. Это позволяет создать условия для эффективного усвоения материала всеми участниками, независимо от уровня их готовности и опыта, а также способствует формированию устойчивых навыков безопасного поведения в дорожной среде.

                                  Сроки реализации программы                                 

Программа рассчитана на 2 года обучения, 72 часа.

                           Форма и режим занятий по программе                          


Программа реализуется в виде последовательности мини-проектов, каждый из которых длится 1 месяц и включает 4 занятия (1 раз в неделю), итоговую презентацию и работу с родителями.

Всего: 9–10 проектов в год (в зависимости от месяца начала).

 

Примерная структура проекта (на месяц):


Неделя

Занятие

Содержание

1

Вводное

Постановка проблемы, знакомство с темой проекта, наблюдение, игра

2

Учебное

Изучение правил, знаков, ситуаций (через игру, мультфильм, беседу)

3

Практическое

Моделирование дорожных ситуаций, творчество, экскурсия, игра

4

Продукт проекта

Создание плаката, макета, мини-спектакля, участие родителей

 

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

 

Результаты освоения программы «Безопасная дорога детства» описываются с учётом двухлетнего срока реализации и соответствуют возрастным возможностям дошкольников, их уровню усвоения знаний, сформированности умений и проявлению социально значимых форм поведения.

 

По итогам первого года обучения (старшая группа, 5–6 лет) воспитанники:

В познавательной сфере:

·         имеют элементарные представления о дороге, тротуаре, транспорте, пешеходах;

·         различают сигналы светофора и соотносят их с действием (красный — стоять, зелёный — идти);

·         узнают и называют 2–3 наиболее распространённых дорожных знака (пешеходный переход, дети, остановка);

·         знают базовые правила поведения при переходе дороги.

В коммуникативной сфере:

·         могут рассказать о безопасных и опасных ситуациях на дороге на основе картинок или модели;

·         используют   в   речи   основные   термины:   «пешеход»,   «водитель»,

«переход», «зебра», «транспорт»;

·         способны объяснить, как переходить дорогу с взрослым.

В регулятивной сфере:

·         демонстрируют умение следовать инструкции взрослого в игровых и практических ситуациях;

·         проявляют стремление к соблюдению правил, принятых в группе и на занятиях по ПДД;

·         соблюдают элементарные нормы безопасного поведения в условиях моделирования.


В ценностно-смысловой сфере:

·         проявляют интерес к теме дорожной безопасности;

·         эмоционально   откликаются   на   положительные   и    отрицательные примеры поведения на дороге;

·         начинают осознавать необходимость быть внимательным и осторожным на улице.

По итогам второго года обучения (подготовительная группа, 6–7 лет) воспитанники:

В познавательной сфере:

·         уверенно ориентируются в базовых понятиях, связанных с дорожной средой;

·         различают и называют 5–6 наиболее распространённых дорожных знаков и объясняют их значение;

·         знают, как вести себя на остановке, в транспорте, на проезжей части;

·         умеют   анализировать несложные дорожные ситуации и     выбирать безопасную линию поведения.

В коммуникативной сфере:

·         используют тематическую лексику в устной речи (названия знаков, транспортных средств, участников движения);

·         умеют объяснить, почему то или иное поведение на дороге может быть опасным;

·         участвуют в обсуждении, задают вопросы, комментируют действия других в игровой и практической деятельности.

В регулятивной сфере:

·         проявляют самостоятельность при моделировании дорожных ситуаций;

·         соблюдают правила дорожного движения в играх, при прогулках, на экскурсиях;

·         способны предупредить сверстника о возможной опасности, проявляя начальные навыки ответственности.

В ценностно-смысловой сфере:

·         демонстрируют   осознанное   отношение   к    правилам   безопасного поведения;

·         проявляют готовность соблюдать правила как норму поведения в обществе;

·         участвуют    в    совместных    проектах,    акциях    и     мероприятиях, направленных на популяризацию ПДД среди сверстников и родителей.

Критерии и формы оценки результатов


Виды диагностики:

·         Стартовая диагностика проводится в сентябре (по результатам наблюдений, бесед, игровых ситуаций).

·         Промежуточная диагностика в ходе реализации каждого проекта (неформально).

·         Итоговая диагностика май каждого учебного года фиксацией результатов по направлениям).

 

Контрольно-измерительные материалы (5–6 лет, старшая группа)

 

Направление

Методы

Показатели и критерии

 

 

Познавательное

 

Беседа по сюжетным картинкам, выбор знаков, сигналы светофора

Узнаёт и называет сигналы                         светофора; Узнаёт 2–3 дорожных знака;

Правильно называет части улицы.

 

 

Речевая активность

 

 

Рассказ по картинке, сюжетная игра

Использует               слова

«пешеход»,           «зебра»,

«водитель»;

Может                   описать безопасную ситуацию на дороге.

 

Игровая

деятельность

 

Ролевая игра «Мы идём в сад», настольные игры по ПДД

Действует     по     сигналу взрослого;

Выполняет           правило перехода дороги в игре.

 

Поведенческая сфера

 

Наблюдение во время прогулок и режимных моментов

Смотрит по сторонам перед               переходом; Идёт за руку со взрослым; Реагирует на замечание о безопасности.

 

Инструменты:

·         Индивидуальные карты наблюдений;

·         Карточки с дорожными знаками, светофором, макеты;

·         Сюжетные картинки и игровые наборы;


·         Оценочные листы педагога.

 

Контрольно-измерительные материалы (6–7 лет, подготовительная группа)

 

Направление

Методы

Показатели и критерии

 

 

Познавательное

 

Анализ            дорожной ситуации на рисунке или макете

Узнаёт 5–6 дорожных знаков и объясняет их значение; Объясняет правила перехода дороги          самостоятельно;

Может спрогнозировать последствия нарушения.

 

 

Коммуникативное

 

 

Обсуждение,   работа   в паре, мини-группа

Участвует в коллективном обсуждении;

Может объяснить, как правильно поступить в конкретной             ситуации; Слушает и дополняет других.

 

 

Практическое поведение

 

Сюжетно-ролевая    игра, моделирование, экскурсия

Соблюдает правила в игре и на                            прогулке;

Применяет        знания        в действии;

Может корректно исправить ошибки сверстника.

 

 

Ценностно-

смысловая сфера

 

 

Мини-анкетирование,

обсуждение,  творческая работа

Выражает личное отношение к                                     ПДД;

Обосновывает важность правил;

Готов участвовать в пропаганде безопасности (буклет, плакат и др.).

Инструменты:

·         Макеты дорожных ситуаций;

·         Карточки с дорожными знаками;

·         Мини-кейс с ситуациями «Что бы ты сделал?»;

·         Индивидуальные и групповые оценочные листы;

·         Листы самооценки (по упрощённой шкале смайликов).


Формы фиксации результатов:

·         Индивидуальная карта ребёнка по итогам года;

·         Сводный лист группы (таблица с уровнями: высокий средний начальный);

·         Аналитическая справка для педагогов и родителей.

2.   Календарный учебный график

1- й год обучения (для детей 5–6 лет, старшая группа)

 

Месяц

Тема

Кол-во занятий

Форма занятий

Сентябрь

«Моя улица»

4 занятия

Игровое занятие, беседа, наблюдение, макет

Октябрь

«Светофорик и его друзья»

4 занятия

Сюжетно-ролевая игра, аппликация

Ноябрь

 «Зебра шагает по дороге»

4 занятия

Подвижная игра,

демонстрация, экскурсия

Декабрь

«Транспорт — друг или угроза?»

4 занятия

Рассматривание моделей, творческое задание

Январь

«Где живёт Пешеходик?»

4 занятия

Игра, работа с макетом, викторина

Февраль

 «Светимся в темноте»

4 занятия

Мини-эксперимент, творчество

Март

«Что опасно на дороге?»

4 занятия

Игровое моделирование, рисование

 

Апрель

«Наши

помощники дорожные знаки»

 

4 занятия

Макет, знакомство со знаками, аппликация

Май

 «Я знаю правила!» (итог)

4 занятия

Викторина, мини- праздник, награждение

ИТОГО

 

36 занятий

 

 

2- й год обучения (для детей 6–7 лет, подготовительная группа)


Месяц

Тема

Кол-во занятий

Форма занятий

Сентябрь

 «Повторим, что знаем»

4 занятия

Игра-викторина, анализ ситуаций

 

Октябрь

 «Пешеход. Велосипедист.

Водитель»

 

4 занятия

Сюжетная игра, рассказ, выбор решений

 

Ноябрь

 

 «Будь заметен!»

 

4 занятия

Работа со

световозвращателями, мастер- класс

Декабрь

 «Опасности зимней дороги»

4 занятия

Разбор ситуаций, показ мультфильма, обсуждение

Январь

«Знаки нам подсказывают»

4 занятия

Работа с дорожными знаками, карта маршрута

Февраль

 «Как я веду себя в транспорте»

4 занятия

Моделирование, мини- исследование

Март

«Безопасность для всех»

4 занятия

Проект-плакат, сказка по ПДД

Апрель

«Родители тоже соблюдают правила»

4 занятия

Подготовка буклета с родителями, патруль

Май

«Я юный пешеход» (итог)

4 занятия

Итоговая акция, награждение, открытое занятие

Итого

 

36 занятий

 

 

Общий объём программы за 2 года:

·         72 занятия

·         72 академических часа

·         Продолжительность реализации: сентябрь май, два учебных года

 

 

3.   Учебно-тематический план


Первый год обучения (5–6 лет, старшая группа)

Продолжительность: 36 часов (9 недель × 4 занятия = 36 ч)

 

Тема

Теория (ч)

Практика (ч)

Всего (ч)

1

Моя улица

1

3

4

2

Светофорик и его друзья

1

3

4

3

Зебра шагает по дороге

1

3

4

4

Транспорт друг или опасность?

1

3

4

5

Где живёт Пешеходик?

1

3

4

6

Светимся в темноте

1

3

4

7

Что опасно на дороге?

1

3

4

8

Наши помощники — дорожные знаки

1

3

4

9

Я знаю правила! (итоговый проект)

1

3

4

 

Итого

9

27

36

 

 

 

Второй год обучения

Второй год обучения (6–7 лет, подготовительная группа)

Продолжительность: 36 часов (9 недель× 4 занятия = 36 ч)

 

Тема

Теория (ч)

Практика (ч)

Всего (ч)

1

Повторим, что знаем

1

3

4

2

Пешеход. Велосипедист. Водитель

1

3

4

3

Будь заметен!

1

3

4

4

Опасности зимней дороги

1

3

4

5

Знаки нам подсказывают

1

3

4

6

Как я веду себя в транспорте

1

3

4

7

Безопасность для всех

1

3

4

8

Родители тоже соблюдают правила

1

3

4


Тема

Теория (ч)

Практика (ч)

Всего (ч)

9

Я — юный пешеход (итоговый проект)

1

3

4

 

Итого

9

27

36

 

1.     Содержание программы

Первый год обучения (старшая группа, 5–6 лет)

Тема

Теория

Практика

Итоговый продукт проекта

 

 

 

1

 

 

 

Моя улица

 

Что такое улица, дорога, тротуар. Основные понятия: пешеход, транспорт

Игра «Найди дорогу», макет улицы, прогулка- наблюдение,

подвижная игра

«По тротуару идём»

 

 

Коллективный макет «Моя безопасная улица»

 

 

 

2

 

 

Светофорик и его друзья

 

 

Сигналы светофора, их значение

Игровая ситуация

«Светофор говорит»,

раскрашивание сигналов, игра

«Красный стой!»

 

 

Интерактивный плакат «Сигналы светофора»

 

 

3

 

 

Зебра шагает по дороге

 

Пешеходный переход. Как и где переходить дорогу

Макет с зеброй, игра «Зебра и машины», инсценировка

«Идём в детский сад»

 

Мини-сценка «Как переходить дорогу правильно»

 

 

 

4

 

 

Транспорт

друг или опасность?

 

Виды транспорта, правила поведения рядом с транспортом

Игровой сюжет

«Едем в автобусе», игра

«Опасно – безопасно»,

раскрашивание транспорта

 

Выставка детских рисунков

«Транспорт вокруг нас»

 

5

 

Где живёт Пешеходик?

Безопасное

поведение во дворе и возле дома

Макет двора, наблюдение, игра

«Опасные места», работа в парах

 

Создание карты

«Безопасный двор»


 

 

 

6

 

 

Светимся в темноте

 

Зачем нужны светоотражатели, когда их использовать

Мини- эксперимент с фонариком, создание

«фликеров», ритмоигра

«Светится жилет»

 

Индивидуальные фликеры или браслеты

безопасности

 

 

7

 

Что опасно на дороге?

 

Примеры опасных ситуаций. Причины их возникновения

Инсценировка ситуаций, работа с карточками,

обсуждение, лепка

«Опасная дорога»

Коллективная книжка- раскладушка

«Опасные ситуации»

 

 

8

Наши помощники

дорожные знаки

Что такое знак, зачем он нужен.

Узнавание простых знаков

Игра «Угадай знак», макет с размещением знаков, аппликация

 

Создание альбома

«Мои первые дорожные знаки»

 

9

 

Я знаю правила!

Повторение ключевых правил дорожного движения

Викторина, игровая станция, театральное мини-

представление

Театрализованное представление

«Детсадовская ДПС»

 

Второй год обучения (подготовительная группа, 6–7 лет)

Тема

Теория

Практика

Итоговый

продукт проекта

 

 

1

 

Повторим, что знаем

 

Обобщение знаний о ПДД, повторение терминов и правил

Викторина, логическая игра, работа с макетом

«Дорога к саду», рисование

Интеллектуальная игра «Безопасная дорожная разминка»

 

 

 

2

 

 

Пешеход.

Велосипедист.

Водитель

 

 

Роли участников движения. Как вести себя в каждой роли

Игровая ситуация

«Меняемся

ролями», лепка транспорта,

обсуждение правил для велосипедиста

 

 

Макет «Дорога глазами всех участников»

 

 

3

 

 

Будь заметен!

Что такое световозвращающие элементы. Почему

важно быть заметным

Изготовление фликеров, опыты с отражающей

бумагой, «темная прогулка», квест

 

Ярмарка фликеров

«Засветись!»


 

 

 

4

 

 

Опасности зимней дороги

 

 

Особенности зимнего поведения на улице

Игра «Скользко – не скользко»,

просмотр мультфильма, обсуждение, рисование по следам

 

 

Памятка «Как вести себя зимой»

 

 

5

 

Знаки нам подсказывают

Классификация знаков, цвета и формы. Как их читать

Игра «Расставь знаки», работа с маршрутной картой, викторина

 

Настольная игра

«Угадай знак»

 

 

6

 

Как я веду себя в транспорте

 

Правила поведения в автобусе, машине, трамвае

Инсценировка

«Пассажир», работа с карточками,

кукольный мини- театр

 

Брошюра

«Памятка пассажиру»

 

7

 

Безопасность для всех

Поведение в нестандартных ситуациях, помощь сверстникам

Ролевая игра,

обсуждение «Что бы ты сделал?», групповая работа

 

Постер «Я знаю, как помочь»

 

 

 

8

 

 

Родители тоже

соблюдают правила

 

 

ПДД как норма для взрослых, пример для детей

Создание плаката

«Мой папа соблюдает

правила», участие в родительском патруле, беседа с инспектором ГИБДД

 

 

Коллаж с фото и плакатами, мини- репортаж

 

 

9

 

Я юный пешеход (итоговый проект)

 

Самооценка знаний, обсуждение,

подведение итогов

Презентация проекта, театрализованное выступление, выставка,

дипломы

 

Финальная выставка + награждение участников


2.     Условия реализации программы

1.   Материально-техническое обеспечение:

Для эффективной реализации программы необходимо следующее:

·         Помещение:

Просторное и безопасное помещение для проведения занятий (групповая или отдельная комната), соответствующее требованиям СанПиН;

Возможность трансформировать пространство для проведения сюжетно- ролевых игр, работы с макетами и театрализованных постановок.

·         Оборудование:

Персональный компьютер или ноутбук;

Проекционное оборудование (мультимедийный проектор или интерактивная доска) для демонстрации обучающих материалов, мультфильмов и презентаций;

Колонки для звукового сопровождения;

Фотоаппарат или планшет для фиксации результатов проектной деятельности (по возможности).

·         Развивающая предметная среда:

Наборы настольных и напольных игр по ПДД;

Модели и макеты улиц, перекрёстков, дорожных знаков, транспорта;

Светофор (игровой или электронный), светоотражающие элементы, фликеры; Конструкторы, пластилин, предметы для ролевых игр (костюмы, атрибуты инспектора, пешехода, водителя и др.).

·         Расходные материалы:

Бумага для печати, цветные чернила; Картон, фломастеры, краски, клей, ножницы;

Папки, файлы, материалы для оформления итоговых продуктов (плакатов, буклетов, коллажей).

2.   Кадровое обеспечение:

К реализации программы допускается педагог, имеющий:

-      высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки из укрупнённой группы специальностей «Образование и педагогические науки»;

-   опыт работы с детьми дошкольного возраста;

-    навыки реализации проектной и профилактической деятельности в рамках воспитательной работы;

-   желательно: повышение квалификации по вопросам обучения детей основам безопасного поведения на дороге.

3.   Санитарно-гигиенические условия:

Образовательная деятельность организуется в соответствии с требованиями:

- СанПиН 2.4.3648-20;

-обеспечивается соответствующий микроклимат, освещение, проветривание и

-соблюдение режима двигательной активности;


-занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 25–30 минут (в зависимости от возраста);

-учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, чередование активности и отдыха.

4.   Формы реализации программы:

Форма обучения: очная;

Использование дистанционных технологий: не предусмотрено; Использование сетевой формы: не предусмотрено;

Форма проведения занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная при необходимости (в рамках проектов);

Дополнительно:   организация  совместных   мероприятий   с   родителями  и представителями внешних организаций (например, ГИБДД).


Список информационных ресурсов Список литературы для педагогов

1.     Андреева Н.А. Интегрированные занятия по обучению детей правилам дорожного движения / Н.А. Андреева. – М.: ВАКО, 2017. – 98 с.

2.     Буренина Е.А. Безопасность на дороге: профилактика дорожно- транспортного травматизма у дошкольников / Е.А. Буренина. – М.: Сфера, 2021. – 96 с.

3.     Султанова Н.Ф. Формирование основ безопасности у дошкольников: методическое пособие для педагогов и родителей / Н.Ф. Султанова. М.: ВАКО, 2019. – 112 с.

4.     Дорожная азбука. Методические рекомендации по обучению дошкольников ПДД / Под ред. В.С. Кукушкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 88 с.

5.     Гаврюшина Л.В. Правила дорожного движения в детском саду: тематические занятия, игры, викторины / Л.В. Гаврюшина. – Волгоград: Учитель, 2022. – 128 с.

6.     Каплунов Е.Я. Юный пешеход: занятия по ПДД в ДОУ / Е.Я. Каплунов. – М.: Просвещение, 2018. – 64 с.

7.     Павлова И.В. ПДД для малышей: сценарии, беседы, игры / И.В. Павлова. – Ярославль: Академия развития, 2020. – 72 с.

Список литературы для родителей

1.     Малышева И.В. Ребёнок и дорога: как научить безопасному поведению

/ И.В. Малышева. – М.: Просвещение, 2021. 80 с.

2.     Буренина Е.А. Безопасность на дороге для всей семьи: как говорить с ребёнком о ПДД / Е.А. Буренина. СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 64 с.

3.     Гаврюшина Л.В. Родителям о правилах дорожного движения для детей

/ Л.В. Гаврюшина. – Волгоград: Учитель, 2022. – 72 с.

4.     Резникова Е.А. Правила дорожного движения для детей: советы родителям / Е.А. Резникова. – М.: Владос, 2019. – 56 с.

5.     Сидорова А.А. Как воспитать внимательного пешехода: памятка родителям / А.А. Сидорова. – М.: Карапуз, 2018. – 40 с.

6.     Минтранс РФ. Безопасность дорожного движения: рекомендации родителям по обучению детей / Под ред. А.В. Кузнецова. – М.: Минтранс, 2021. – 48 с.

7.     Павлова И.В. Как научить ребёнка соблюдать ПДД: простые шаги для семьи / И.В. Павлова. – Ярославль: Академия развития, 2020. – 68 с.

Электронные образовательные ресурсы

1.     http://bdd-eor.edu.ru – интерактивный образовательный портал «Дорога без опасности»: федеральный каталог интерактивных образовательных программ;

2.     www.bezdtp.ru сайт экспертного центра «Движение без опасности»: раздел «Проекты»: «Лаборатория безопасности», «По правилам»,


«Прогноз безопасности», «Детство безопасности», «Сложности

перехода», «Пешеход, на переход», «Автокресло детям!», «Школа дорожной безопасности» и т.д.;

3.        http://www.dddgazeta.ru сайт газеты «Добрая Дорога Детства»;

4.     юидроссии.рф сайт «Юные инспекторы движения России»;

5.     https://xn--90adear.xn--p1ai/about/social/children-safety - сайт Госавтоинспекции, страница «Детская безопасность»;

6.     http://sakla.ru – «Сакла» – республиканский портал (республика Татарстан) по безопасности дорожного движения (презентации, сценарии занятий и программ, интерактивные игры и пособия, ролики социальной рекламы, обучающие видеоролики);

7.     https://yarcdu.ru/resursnye-czentry/ сайт государственного

образовательного автономного учреждения дополнительного

образования Ярославской области «Центр детей и юношества» / раздел

«Ресурсный центр по направлению «Профилактика детского-дорожно- транспортного травматизма»/методические материалы.


 

Скачано с www.znanio.ru