Безопасное поведение на железной дороге.
Оценка 4.6

Безопасное поведение на железной дороге.

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
2 кл
14.01.2018
Безопасное поведение на железной дороге.
Презентация "Безопасное поведение на железной дороге."
Публикация является частью публикации:
Безопасное поведение на железной дороге..doc

Методическая разработка

мероприятия по ПДДТТ

Классный час

Тема: Безопасное поведение на железной дороге.

«Правила соблюдать – беду миновать!

Цель: осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил    безопасного поведения на железной дороге.

  Основные задачи:

  1. Ознакомление с основными причинами травматизма на железной дороге;

  2.Расширение знаний учащихся о некоторых объектах железной дороги (железнодорожный переезд, шлагбаум, настил, локомотив);

  3. Составление памятки «Правила поведения на железной дороге»;

  4. Развитие внимания, памяти, мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение),   речи;

  5. Закрепление умений работать с информацией;

  6. Развитие коммуникативных навыков.

   Продолжительность занятия: 60 минут

 Форма организации – классный час (с предварительной подготовкой)

 Материально – техническое оснащение:

ПК, электронный носитель, экран для показа слайдов, презентация, музыкальный центр, диск mp3 «Голубой вагон» (сл. Э.Успенского, муз. В.Шаинского), видеоролик «На пути железнодорожном будь предельно осторожным»;

Реквизит:

модель светофора на переезде, форма дежурного по переезду, флажок жёлтого  цвета, картинки железнодорожных знаков, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», карточки с напечатанными словами, результаты игры «Ассоциация», толковые словари, «продукты» решения проектной задачи, конверты с заданием «Ситуация», шариковые ручки, листы А-4.

 

            I. Организационный этап.

Дети заходят в класс. Рассаживаются по группам. Класс оформлен. На доске: картинка с изображением поезда, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», картинки дорожных знаков, результаты игры «Ассоциация», карточки со словами: «машинист», «локомотив», «пассажир», «вагон», «шлагбаум», «настил». На столах: толковые словари, «продукты» решения проектной задачи,  конверты с заданием «Проблемная ситуация».

 

            II. Актуализация  знаний и представлений.

1. Дети читают (с экрана) загадку и отгадывают её:

«Мчится, мчится железный конек!

 По железу железо гремит.

 Пар клубится, несется дымок;

 Мчится, мчится железный конек,

 Подхватил, посадил да и мчит…»

- Как вы догадались? (объяснения детей)

III. Создание эмоционального настроя.

-  Кто из вас уже совершал поездки на поезде? (рассказы детей по впечатлениям)

 

              IV. Самоопределение к деятельности.

1. Рассказ учителя.

- Железная дорога - удобный вид транспорта, которым пользуются многие люди каждый день. Сегодня во всём мире существует два миллиона километров железных дорог. Если все эти дороги соединить в одну цепочку, то её длина будет в пять раз больше расстояния от Земли до Луны. 85 тысяч километров путей проложено в России. А знаете, как в России перевозили грузы 200 лет назад? Перевозили их на баржах по рекам или на лошадях по дорогам. Нагрузят телегу мешками с зерном, выращенным в Нижегородской губернии, и плетутся лошадки по пыльным российским трактам в Петербург, а осенью и весной как зарядят дожди, образуется на этих дорогах непролазная грязь: месяц, а то и больше никуда не двинешься. Так что выращенный урожай доставляли в столицу только через год-полтора. Поэтому и говорили в народе: «За морем телушка - полушка, да рубль перевоз». Это означало, что корову в чужих краях купить-то можно дёшево, за полушку (четверть копейки), но дорого эту корову домой привезти, невыгодно.

Поэтому многие понимали, что надо в России пути сообщения как-то улучшать.

В 1834 году появился в России австрийский инженер, чех по происхождению, Франц Гeрстнер. Был он фантазёр каких мало! Он считал, что телеги с лошадьми уже отжили свой век и что скоро на всей земле будет совершенно другой вид транспорта — железные дороги. Они покроют всю планету и соединят города мира.  И написал он письмо самому российскому царю. В письме говорилось: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы столь выгодны и необходимы, потому что сократить большие расстояния России можно, только увеличив скорость передвижения по ним».

Императору Николаю Первому идея понравилась. Дело в том, что в девятнадцатилетнем возрасте он побывал в Англии, где англичане его принимали очень радушно и показывали ему свои успехи. Показали и паровоз, который создал изобретатель Джордж Стeфенсон. Говорят, будущий император попросил чумазого машиниста прокатить его царское высочество на этом пыхтящем чуде и даже собственноручно в топку лопату угля подсыпал. Он как никто понимал, что Герстнер рассказывает вовсе не небылицы. Однако император не ожидал, что вопрос о постройке железных дорог в России встретит яростное сопротивление не только у простого народа, но и у министров.

Каких только доводов не приводили противники железных дорог: «Чугунные рельсы помешают коровам пастись». «Куры в деревнях около этих дорог перестанут нести яйца!» «А воздух! Отравленный дымом, он непременно будет убивать пролетающих мимо птиц! Так мы всех птиц в нашей стране истребим!» «На дома около железной дороги будут попадать искры пламени из паровозных труб. Они же все погорят! Мало нам погорельцев!»

     Риск трудного решения взял на себя император Николай Первый. Выступив против мнения всех своих министров, он повелел: «Железной дороге быть!»

А ведь вообще-то в те времена железная дорога в России уже существовала, и даже не одна. Была даже дорога с паровозом, который тащил груз в три тонны со скоростью шестнадцать километров в час. Соорудили её мастеровые люди, демидовские крепостные отец и сын Черепановы, они построили в Нижнем Тагиле два своих паровоза — не хуже английских! И проложили чугунные рельсы от рудника до завода длиною около трёх километров. Возили по этой дороге в вагонетках железную руду. Только не знали тогда о Черепановых в Петербурге, а то бы позвали на обсуждение.

Франц Герстнер предложил построить первую колею из Петербурга до императорской резиденции — Царского Села. Многим эта идея понравилась. Ведь в Царском Селе жили придворные, чиновники и лица царской свиты, 15 апреля 1836 года вышел указ Николая Первого о сооружении Царскосельской железной дороги. Император взял линейку и самолично наметил на карте будущую трассу — прочертил прямую линию от столицы до Царского Села.

Весь участок длиной в двадцать шесть километров поделили на небольшие отрезки. Прежде всего нужно было соорудить насыпь. Всего на строительство было привлечено 1800 крестьян и 1400 солдат. На пути железной дороги вставали овраги, речушки, болото, которое пришлось осушить. А ещё нужно было построить целых сорок два моста. Первые рельсы делали из чугуна, поэтому в народе её стали называть «чугунка». Первый паровоз был изготовлен в Англии. Его доставили морем в разобранном виде в Кронштадт, а оттуда привезли на лошадях в Царское Село на сборку. Всего было шесть паровозов. Каждого назвали своим именем: «Слон», «Богатырь», «Орел», «Лев», «Стрела» и «Проворный».

Воксалами тогда назывались вовсе не здания на станциях. Само слово произошло от названия одного английского парка Vauxhall — с эстрадой и концертами для гуляющей публики. В своё время царю Петру Первому это слово так понравилось, что он повелел называть воксалами места для развлечений.

Вот таким местом для развлечений и замыслил Франц Герстнер сделать вокзал дачного городка Павловска. Ведь надо же было хоть чем-то привлечь людей, которые не очень-то хотели становиться пассажирами.

Ходили слухи, что бабушка поэта Михаила Лермонтова взяла со своего внука честное слово, чтобы он не садился на проклятую машину: пусть, мол, другие себе на ней руки-ноги ломают!

Поэтому вокзал должен был поражать публику всевозможными концертами, зрелищами, фейерверками, фонтанами. Там устроили сцену и места для зрителей, поставили рояль. А в результате Павловский вокзал надолго стал самым лучшим концертным залом России. Даже сам «король вальса» — композитор Иоганн Штраус дирижировал там 10 летних сезонов.

Первые паровозы в России называли пароходами, потому что к тому времени на реках уже ходили суда, движимые паровыми машинами. Поэт Нестор Васильевич Кукольник в своей песне, прославляющей первую железную дорогу, так и написал: «Дым столбом — кипит, дымится пароход…». Песня называлась «Попутная», то есть сопровождающая в пути, а музыку к ней сочинил композитор

Михаил Иванович Глинка. Сегодня нам смешно представить, как пароход «мчится в чистом поле». Но всё становится на свои места, если мы понимаем, что это — паровоз.

Вагоны поезда тогда именовались не вагоны, а берлины, дилижансы и шарабаны. Впрочем, вагоны тоже были — четвёртого класса. Вагоном называлась открытая платформа без крыши, а предназначались такие платформы для неприхотливых пассажиров — крестьян, солдат, а также для домашних животных, например коров. Самые важные гости железной дороги ездили в берлинах — роскошных крытых повозках, сиденья в них были обиты бархатом, на окнах висели занавески. Берлины считались вагонами первого класса. Вагоны второго класса назывались дилижансами. А третьего — шарабанами. У шарабанов крыша существовала, а вот стены доходили только до половины кузова. Так что в мороз в них можно было и нос отморозить. Однако нос отморозить можно было и в дилижансах, и в берлинах, поскольку все вагоны тогда не имели ни отопления, ни освещения. Билеты для проезда изготовлялись из латуни, и называли их жестянками.

Макет первого поезда Царскосельской железной дороги можно увидеть на перроне Витебского вокзала.

 

- Официальное открытие произошло 30 октября в присутствии Императора и его семьи. В 12 часов 45 минут из Петербурга отошёл состав из восьми вагонов. Современник так описал свою первую поездку по железной дороге «Поскольку любопытных оказалось очень много, то места брались с боем. Женщины отважно боролись за свое право испробовать новый способ быстрой езды. Раздались пронзительные сигнальные свистки, и под звуки оркестра, заглушаемые шипением локомотива и грохотом бесчисленных колес, железное чудовище, выпускающее из трубы густые клубы черного дыма, медленно тронулось в путь. С каждой секундой оно ускоряло свой стальной пробег, унося нас с невообразимой быстротой. Нами овладело чувство трепета и воздушной устремленности в какие-то неведомые миры».

Управлял паровозом сам инженер Франц Герстнер. Через 33 минуты поезд прибыл в Царское Село. Там его встречала толпа с громкими криками «ура!». На обратном пути Герстнер развил неслыханную скорость, покрыв расстояние от Царского Села до Петербурга за 27 минут.

Создатели паровозов с самого начала беспокоились за безопасность на железных дорогах. А для этого нужно привлекать внимание зазевавшихся прохожих. Чтобы паровозные гудки не пугали публику, движение поезда первоначально сопровождала громкая музыка духового оркестра, а в последствии – специального органа. Ручку органа вертел особый агент службы движения.

О первой железной дороге мнения были самые противоречивые даже тогда, когда она уже в полной мере функционировала. Многие пересказывали друг другу острoту, сказанную министром финансов Канкриным: «В других странах железными дорогами связывают важные промышленные пункты, у нас выстроили такую в… трактир!» И верно: поездка по этой дороге поначалу многим казалась исключительно развлекательной.

В действительности же она имела огромное значение для России. Здесь проводили испытания первых отечественных паровозов; здесь опытным путём рассчитали необходимую ширину колеи; здесь проходили практику первые путейщики и машинисты будущих российских поездов.

Через 3 месяца после открытия дороги началось регулярное движение поездов. Ежедневно из Петербурга уезжало 500-1000 пассажиров. Это оказалось в пять раз быстрее и дешевле, чем на лошадях.  Александр Сергеевич Пушкин писал: «Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее».

Сегодня мы сами живём в этом будущем. Россия по количеству железных дорог занимает второе место в мире. Между городами строятся новые скоростные трассы, такие, как Москва-Санкт-Петербург. И всем эти мы обязаны таким фантазёрам, как Герстнер, который говорил: «Мы покроем все страны железными путями. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Мы соединим Балтику с Каспийским морем. Мы посмеёмся над остряками, которые не верят, что два параллельных пути могут преобразить равнины, долы и горы. Мы победим пространство и время!» И ведь он оказался совершенно прав.

А в нашей стране начиналось всё с той самой первой Царскосельской чугунки.

- Одновременно появилось много опасностей для человека. Каждый день мы слышим и узнаем о трагических ситуациях, которые происходят  на железной дороге. Получают травмы и даже погибают люди: взрослые и дети.

2. Определение темы.

3. Целеполагание.

Учащимся предлагается определить цель занятия. (фронтальный опрос)

- Железная дорога является зоной повышенной опасности.

- Сегодня мы поговорим о правилах поведения  на железной дороге.

«Правила эти железнодорожные -

 Строгие очень, но вовсе не сложные,

 Ты их запомни, слушай внимательно,

 В жизни помогут они обязательно».

 

V. Основной этап.

1. Коллективная работа. «О поездах»

- Скажите, какие поезда вам известны? (ответы детей)

- Что общего есть у поездов?

 Уточнение понятий: «машинист», «пассажир», «локомотив», «вагон», (карточки с напечатанными словами)

- На железной дороге работают люди разных профессий.

- Догадайтесь, кто так говорит о себе?

Выступают ученики (в спецодежде):

Ученик 1.

             «Мы, усталость позабыв,

Не спуская с рельс внимания,

Вместе поведём локомотив,

Уложившись в сроки расписания».

(Машинист и помощник машиниста - локомотивная бригада)

 

Ученик 2.

 «Я – вежливый, добрый, но строгий –

Работник железной дороги.

Встречаю я вас на перроне

И с вами поеду в вагоне». (проводник)

 

 

 

 

2. Работа в группах. «Правила пассажиров в электричке».

- Отгадайте:

«Мимо рощи, мимо яра

 Мчит без дыма,

 Мчит без пара

 Паровозова сестричка.

 Кто такая?»  (дети называют: электричка)

- Многие из вас уже ездили в электричке. Назовите основные правила пассажиров. (дети в группах совещаются, записывают на листках правила, представители групп зачитывают)

 

3. Коллективная работа. «Опасные ситуации на железной дороге».

- Выясним, что может привести к травмам на железной дороге? (подготовленные дети читают наизусть стихи – подсказки, другие ученики высказывают версии, которые записываются на доске)

Ученик 1«Игры на дороге»

             «На дороге две дворняжки

Разыгрались в догонялки:

Позабыв про электричку,

Догоняет брат сестричку!

Рассердился очень папа

И детей отшлёпал лапой»!

 

Ученик 2. «Высовывание в окно»

«Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, -

Высунул голову Ослик в окошко.

- Что же ты делаешь?! Вот озорник!

Сядь-ка на место, - сказал проводник, -

Впредь так не делай, Осёл, никогда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

- Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

 

Ученик 3. «Переход дороги в неустановленном месте»

 «Эй! Не трусь, скорей за мной:

 Через рельсы - по прямой!

 Здесь гораздо путь короче!

 Поезд близко? Перескочим!

- Нет, друзья, - ответил Дрозд, -

 Безопасно - через мост!»

 

Ученик 4. «Подлезание под вагоны»

«- Я в обход, - сказал Зайчишка, -

  Ты рискуешь жизнью, Мишка.

  В это самое мгновенье

  Вдруг объявят отправленье,

  Поезд тронется, тогда -

  Неминуема беда».

 

«Хождение по путям»

- Что ещё может привести к травмам на железной дороге? (фронтальный опрос) Дети высказывают свои версии. (Предполагаемые ответы: спрыгивание с платформы, пробегание перед идущим поездом, невнимательность, неумение правильно оценить расстояние до поезда...)

4. Рассказы старшеклассников « О железнодорожном переезде»

- Где же разрешено переходить железную дорогу? (предположения детей)

- На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.

 

VIII. Закрепление знаний. Самостоятельная работа в группах. «Ситуация» (задания записаны на листках)

(учащимся в группах предлагается обсудить ситуацию, представители групп высказывают коллективное мнение - решение проблемы)

Ситуация 1.

«Лена и Оля – подруги. Набрав целые корзины грибов, они возвращались из леса. Идти было тяжело: цепляли кусты, трава, да и корзины нелегки. Девочки решили, что легче пройти вдоль железной дороги, по шпалам и рельсам. Правы ли они?

 

Ситуация 2.

«Миша и Коля на электричке приехали в деревню к бабушке. Им надо было перейти на другую сторону железной дороги. Железнодорожный мост – высокий и идти до него надо в обратную сторону. А на железнодорожных путях  тихо, только товарный поезд стоит. Мальчики подумали, что быстрее подлезть под вагоны состава и оказаться на другой стороне. Так ли это?»

 Дополнительная информация: тормозной путь поезда в среднем составляет около тысячи метров. Поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.

 

Ситуация 3.

«Был жаркий летний день. Ребята отправились купаться. Чтобы добраться до места, им предстояло пройти через железнодорожный мост, который соединял один берег реки с другим. Мост был высокий, под ним громко шумела вода. А от движения поездов ещё и покачивался. Ребята решили, что безопаснее идти по участку земли, который находился между двумя железнодорожными путями. Какая опасность их ожидает?»

Дополнительная информация: Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.

 

IX. Рефлексия.

1.Работа в группах. Создание памятки «Правила поведения на железной дороге»

(дети в группах записывают правила, представители групп зачитывают текст)

Примерная памятка:

- Переходить через пути нужно по мосту или по переходу;

- Не подлезайте под вагоны!

- Не устраивайте подвижных игр на платформе!

- Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!

- Переходите дорогу только в установленных для этого местах!

- Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!

- На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!

( выбирается лучшая памятка для оформления в «Классный уголок»

 

XI. Итог занятия.

- Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. (слайд 31) Хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Берегите себя!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методическая разработка мероприятия по

Методическая разработка мероприятия по

Петербург, а осенью и весной как зарядят дожди, образуется на этих дорогах непролазная грязь: месяц, а то и больше никуда не двинешься

Петербург, а осенью и весной как зарядят дожди, образуется на этих дорогах непролазная грязь: месяц, а то и больше никуда не двинешься

На пути железной дороги вставали овраги, речушки, болото, которое пришлось осушить

На пути железной дороги вставали овраги, речушки, болото, которое пришлось осушить

Женщины отважно боролись за свое право испробовать новый способ быстрой езды

Женщины отважно боролись за свое право испробовать новый способ быстрой езды

Железная дорога является зоной повышенной опасности

Железная дорога является зоной повышенной опасности

Ученик 2. «Высовывание в окно» «Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, -

Ученик 2. «Высовывание в окно» «Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, -

Ситуация 3. «Был жаркий летний день

Ситуация 3. «Был жаркий летний день

Безопасное поведение на железной дороге.

Безопасное поведение на железной дороге.

Безопасное поведение на железной дороге.

Безопасное поведение на железной дороге.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2018