Методическая разработка на тему «Безотметочное обучение на уроках музыки»
Одно из требований, которое предъявляет современное общество к системе образования, является формирование личности активной, умеющей дать самостоятельную оценку определённым ситуациям, не прибегая к оценке, данной окружающими. Одной из главных задач школы является воспитание самостоятельных, ответственных, инициативных людей, способных правильно сориентироваться и найти своё место в обществе.
Сегодняшней задачей учителя становится не только передача знаний, но и формирование личности, способной к саморазвитию, самоанализу. Этому способствует система безотметочного обучения.В данном материале алгоритм подготовки урока музыки в условиях безотметочного обучения
attachment_808950539.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.
Методическая разработка на тему:
«Безотметочное обучение на уроках музыки»
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
1 Безотметочное обучение на уроках музыки
Одно из требований, которое предъявляет современное общество к системе
образования, является формирование личности активной, умеющей дать самостоятельную
оценку определённым ситуациям, не прибегая к оценке, данной окружающими. Одной из
главных задач школы является воспитание самостоятельных, ответственных, инициативных
людей, способных правильно сориентироваться и найти своё место в обществе.
Сегодняшней задачей учителя становится не только передача знаний, но и
формирование личности, способной к саморазвитию, самоанализу. Этому способствует
система безотметочного обучения.
Обучение музыке на содержательнооценочной основе (безотметочное обучение)
осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля,
критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности
самооценки.
При проведении уроков музыки рекомендуется соблюдать последовательность этапов
технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно
учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия
необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися
при осуществлении пения, игры на инструменте, импровизации, сочинения и др. В процессе
оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное
оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и
результата деятельности одноклассниками и учителем).
Оценочная деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать
учебно познавательную деятельность учащихся. У детей сильна потребность в том, чтобы их
труд был оценен учителем. Формулируется словесная оценка успеха такими словами:
«молодец», «отлично», «тебя приятно было слушать», «мне нравится твой ответ
(исполнение)», «у тебя всё получится». Улыбка, кивок головы, доброжелательная интонация,
всё это стимулирует деятельность учащихся.
На уроках музыки для проверки знания текста и правильности интонирования песен
можно использовать сольное пение учащихся. Все остальные становятся слушателями
экспертами. Перед ними ставится задача оценить исполнение одноклассника. Для детей это
звучит как вопрос: «За что бы вы его (её) похвалили?».
Не надо оценивать правильность выполнения всего задания! Всегда можно выбрать
один из нескольких элементарных критериев, например:
2 выполнение правил пения;
чистота интонирования;
знание текста;
эмоциональность.
Важным условием безотметочного обучения музыке является обязательность и
своевременность осуществления всех видов контроля. В процессе обучения используются
следующие виды контроля: предварительный, поурочный, тематический.
Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и даёт
возможность установить исходный уровень музыкального развития учащихся. Поурочный
контроль сопровождает процесс усвоения каждой темы урока и позволяет зафиксировать
продвижение учащихся в освоении учебного материала. Тематический контроль даёт
возможность установить результативность усвоения темы четверти или полугодия. Таблицы
для поурочного контроля позволяют осуществить содержательный контроль и оценку
качественного результата процесса обучения.
Результаты учебной деятельности
рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного ученика.
Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений
определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период.
Сравнение учащихся между собой не допускается.
Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной
деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для
достижения поставленных целей.
Функции самооценки:
1. Обучающая заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, ещё раз
повторяет пройденную тему.
2. Стимулирующая стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки
знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.
3. Мотивационная обеспечивает приучение к систематической работе, к
продуктивному труду, выработку волевых усилий.
4. Воспитывающая и развивающая связаны с формированием адекватной
самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней
самоуверенности, другие начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи
осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.
Аналитическая связана с рефлексией учащегося, самоанализом, выявлением
5.
пробелов и трудностей в изученном материале.
3 В работе учителя музыки
используются
различные приёмы формирования
самооценки: «Волшебные линеечки», «Лестница успеха», «Круг достижений», «Светофор» и
др.
Главная задача учителя научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так
как формирование самооценки, а именно адекватной, залог успешности ученика.
Таким образом, введение системы безотметочного обучения позволяет не только
выстроить взаимоотношения участников образовательного процесса на основе гуманизма, но и
способствует совершенствованию и развитию системы образования и общества в целом. В
безотметочной системе обучения нет неуспешных учеников, успешны все, но каждый в меру
своих сил и возможностей.
Я знаю, что
некоторые
произведения
написаны в
форме рондо
Я могу узнать
произведение,
написанное в
форме рондо
Я могу
передать форму
рондо при
помощи
разноцветных
фигур
Я могу
объяснить,
почему
композитор
использовал
форму рондо
Я могу
исполнить
произведение,
написанное в
форме рондо
Подведение итогов урока.
4 Алгоритм подготовки урока музыки в условиях
безотметочного обучения: (в.1)
1 Осмыслить специфику реализации темы в соответствии с результатами проведенного
контроля (для тем первого полугодия – предварительного; для тем второго полугодия –
тематического за 1 полугодие).
2 Определить цели и задачи урока, тип урока.
3 Отобрать музыкальный (художественный) материал в соответствии с темой урока.
4 Проанализировать художественные и дидактические характеристики материала.
Распределить материал на основной и дополнительный.
5 Зафиксировать этапы урока (34 этапа), в соответствии с принципом «эмоционального
крещендо».
6 Определить цель каждого из этапов путем конкретизации задач урока.
7 Определить основные виды музыкальной деятельности и позиции учащихся на каждом этапе
урока (слушатель/зритель; исполнитель; композитор/режиссер/хореограф).
8 Разработать содержание каждого этапа, фиксируя информационные блоки (кратко), перечень
заданий, последовательность выполнения.
9 Продумать введение в тему и логические связки между этапами.
10 Определить критерии и показатели к каждому из этапов.
11 Запланировать прогностические оценки (коллективные, групповые, индивидуальные).
12 Определить содержание и вид контроля (предварительный, поурочный, тематический) и
форму (практическая, устная, письменная).
Тема урока музыки
Цель урока:
Задачи урока
Тип урока музыки
Оборудование
1 этап. Организационномотивационный
Цель этапа
Ход урока
5 Деятельност
Позиция учащихся
Критерии
Ресурсное
Формы,
Врем
ь учителя
(основные
(слушатель/зритель,
исполнитель,
оценки
(совместно
обеспечени
е,
виды
музыкальной
композитор/режиссер/хореог
раф)
учителем и
учащимися
и
(основной
доп.
я
методы,
приемы
обучени
я
)
материал)
деятельност
и)
2 этап. Введение в тему
Цель этапа
Деятельност
ь учителя
Позиция учащихся
(слушатель/зритель,
Критерии
оценки
Ресурсное
обеспечени
(основные
виды
исполнитель,
композитор/режиссер/хореогра
(совместно
учителем и
е,
(основной
музыкальной
деятельност
ф)
и)
учащимися
)
Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)
Самооценка. Взаимооценка.
Оценка учителя, подведение итогов этапа урока
доп.
и
материал)
Врем
я
Формы,
методы,
приемы
обучени
я
3 этап. Раскрытие темы, организация восприятия и осмысления новой информации
Цель этапа
Деятельност
ь учителя
Позиция учащихся
(слушатель/зритель,
Критерии
оценки
Ресурсное
обеспечени
(основные
виды
исполнитель,
композитор/режиссер/хореогра
(совместно
учителем и
е,
(основной
музыкальной
деятельност
ф)
и)
учащимися
)
Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)
6
доп.
и
материал)
Врем
я
Формы,
методы,
приемы
обучени
я Самооценка. Взаимооценка.
Оценка учителя, подведение итогов этапа урока
4 этап. Закрепление и творческое применение знаний и умений
Цель этапа
Деятельност
ь учителя
Позиция учащихся
(слушатель/зритель,
Критерии
оценки
Ресурсное
обеспечени
(основные
виды
исполнитель,
композитор/режиссер/хореогра
(совместно
учителем и
е,
(основной
музыкальной
деятельност
ф)
и)
учащимися
)
Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)
Самооценка. Взаимооценка.
Оценка учителя, подведение итогов этапа урока
доп.
и
материал)
5 этап. Обобщение и систематизация изучаемого на уроке материала
Цель этапа
Деятельност
ь учителя
Позиция учащихся
(слушатель/зритель,
Критерии
оценки
Ресурсное
обеспечени
(основные
виды
исполнитель,
композитор/режиссер/хореогра
(совместно
учителем и
е,
(основной
доп.
и
материал)
музыкальной
деятельност
ф)
и)
учащимися
)
Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)
Самооценка. Взаимооценка.
Оценка учителя, подведение итогов этапа урока
6.Рефлексия
Цель этапа.
7
Врем
я
Формы,
методы,
приемы
обучени
я
Врем
я
Формы,
методы,
приемы
обучени
я Деятельност
Позиция учащихся
Критерии
Ресурсное
Формы,
Время
ь учителя
(основные
(слушатель/зритель,
исполнитель,
оценки
(совместн
обеспечен
ие,
виды
музыкально
й
деятельност
и)
Вопросы и
композитор/режиссер/хорео
граф)
1.Ответы учащихся
задания
рефлексивн
2. Выполнение заданий в
тетради самооценки
(основной
доп.
и
материал)
о
учителем
и
учащимис
я)
ого
характера
с
Работа
таблицами.
методы,
приемы
обучения
Индивидуал
ьная
Методы
самоконтро
ля
и
контроля.
Источники:
1. Горбунова, М.Б. Организация контрольно оценочной деятельности на
уроках музыки / М.Б. Горбунова // Пачатковая школа. – 2013. №5. С.42
46
2. sch2mol.by/data/documents/statya.KudinaT.M..docx
3. http://sch120.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4231
8
«Безотметочное обучение на уроках музыки»
«Безотметочное обучение на уроках музыки»
«Безотметочное обучение на уроках музыки»
«Безотметочное обучение на уроках музыки»
«Безотметочное обучение на уроках музыки»
«Безотметочное обучение на уроках музыки»
«Безотметочное обучение на уроках музыки»
«Безотметочное обучение на уроках музыки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.