«Безотметочное обучение на уроках музыки»

  • Документация
  • docx
  • 20.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка на тему «Безотметочное обучение на уроках музыки» Одно из требований, которое предъявляет современное общество к системе образования, является формирование личности активной, умеющей дать самостоятельную оценку определённым ситуациям, не прибегая к оценке, данной окружающими. Одной из главных задач школы является воспитание самостоятельных, ответственных, инициативных людей, способных правильно сориентироваться и найти своё место в обществе. Сегодняшней задачей учителя становится не только передача знаний, но и формирование личности, способной к саморазвитию, самоанализу. Этому способствует система безотметочного обучения.В данном материале алгоритм подготовки урока музыки в условиях безотметочного обучения
Иконка файла материала attachment_808950539.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная кадетская казачья  школа"  с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.                                                                               Методическая разработка на тему:      «Безотметочное обучение на уроках музыки» Трушина Светлана Юрьевна учитель музыки высшей категории 1Безотметочное обучение на уроках музыки Одно   из   требований,   которое   предъявляет   современное   общество   к   системе образования,   является   формирование   личности   активной,   умеющей   дать   самостоятельную оценку  определённым   ситуациям,   не   прибегая   к   оценке,   данной   окружающими.   Одной   из главных задач школы является воспитание самостоятельных, ответственных, инициативных людей, способных правильно сориентироваться и найти своё место в обществе.  Сегодняшней   задачей   учителя   становится   не   только   передача   знаний,   но   и формирование   личности,   способной   к   саморазвитию,   самоанализу.   Этому   способствует система безотметочного обучения. Обучение   музыке   на   содержательно­оценочной   основе   (безотметочное   обучение) осуществляется   в   опоре   на   принципы   непрерывности   и   естественности   контроля, критериальности,   гибкости   и   вариативности   инструментария   оценки,   приоритетности самооценки. При проведении уроков музыки рекомендуется соблюдать последовательность этапов технологии   безотметочного   обучения:   постановка   цели,   выдвижение   критерия   (совместно учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися при осуществлении пения, игры на инструменте, импровизации, сочинения и др. В процессе оценивания   необходимо   гармонично   сочетать   внутреннюю   оценку   (самостоятельное оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем). Оценочная деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно ­ познавательную деятельность учащихся. У детей сильна потребность в том, чтобы их труд   был   оценен   учителем.   Формулируется     словесная   оценка   успеха   такими   словами: «молодец»,   «отлично»,   «тебя   приятно   было   слушать»,   «мне   нравится   твой   ответ (исполнение)», «у тебя всё получится». Улыбка, кивок головы, доброжелательная интонация,­ всё это стимулирует деятельность учащихся. На уроках музыки для проверки знания текста и правильности интонирования песен можно   использовать     сольное   пение   учащихся.   Все   остальные   становятся   слушателями   ­ экспертами. Перед ними ставится задача ­ оценить исполнение одноклассника. Для детей это звучит как вопрос: «За что бы вы его (её) похвалили?». Не надо оценивать правильность выполнения всего задания! Всегда можно выбрать один из нескольких элементарных критериев, например: 2­ выполнение правил пения; ­ чистота интонирования; ­ знание текста; ­ эмоциональность. Важным   условием   безотметочного   обучения   музыке   является   обязательность   и своевременность  осуществления  всех   видов   контроля.  В  процессе  обучения  используются следующие виды контроля: предварительный, поурочный, тематический. Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и даёт возможность   установить   исходный   уровень   музыкального   развития   учащихся.   Поурочный контроль сопровождает процесс  усвоения каждой темы  урока и  позволяет  зафиксировать продвижение   учащихся   в   освоении   учебного   материала.   Тематический   контроль   даёт возможность установить результативность усвоения темы четверти или полугодия. Таблицы для   поурочного   контроля   позволяют   осуществить   содержательный   контроль   и   оценку качественного   результата   процесса   обучения.   Результаты   учебной   деятельности рассматриваются   относительно   личных   показателей   каждого   конкретного   ученика. Индивидуальная   динамика   развития   учащегося   и   степень   усвоения   им   знаний   и   умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается. Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности.   Самооценка   позволяет   ставить   цели,   планировать   способы   и   методы   для достижения поставленных целей. Функции самооценки: 1. Обучающая     ­   заключается   в   том,   что   ученик,   оценивая   свою   работу,   ещё   раз повторяет пройденную тему. 2. Стимулирующая   ­   стимул   побуждает   ученика   в   совершенствовании   самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно. 3. Мотивационная   ­   обеспечивает   приучение   к   систематической   работе,   к продуктивному труду, выработку волевых усилий. 4. Воспитывающая   и   развивающая   ­   связаны   с   формированием   адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие ­ начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.   Аналитическая   ­   связана   с   рефлексией   учащегося,   самоанализом,   выявлением 5. пробелов и трудностей в изученном материале. 3В   работе   учителя   музыки     используются     различные   приёмы   формирования самооценки: «Волшебные линеечки», «Лестница успеха», «Круг достижений», «Светофор» и др.  Главная задача учителя ­ научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной,  ­ залог успешности ученика. Таким   образом,   введение   системы   безотметочного   обучения   позволяет   не   только выстроить взаимоотношения участников образовательного процесса на основе гуманизма, но и способствует совершенствованию и развитию системы образования и общества в целом. В безотметочной системе обучения нет неуспешных учеников, успешны все, но каждый в меру своих сил и возможностей. Я знаю, что  некоторые  произведения  написаны в  форме рондо Я могу узнать  произведение,  написанное в  форме рондо Я могу  передать форму рондо при  помощи  разноцветных  фигур Я могу  объяснить,  почему  композитор  использовал  форму рондо Я могу  исполнить  произведение,  написанное в  форме рондо Подведение итогов урока. 4Алгоритм подготовки урока музыки в условиях  безотметочного обучения: (в.1) 1 Осмыслить   специфику   реализации   темы   в   соответствии   с   результатами   проведенного контроля  (для  тем первого  полугодия –  предварительного;  для  тем  второго полугодия  – тематического за 1 полугодие). 2 Определить цели и задачи урока, тип урока. 3 Отобрать музыкальный (художественный) материал в соответствии с темой урока. 4 Проанализировать   художественные   и   дидактические   характеристики   материала. Распределить материал на основной и дополнительный. 5 Зафиксировать   этапы   урока   (3­4   этапа),   в   соответствии   с   принципом   «эмоционального крещендо». 6 Определить цель каждого из этапов путем конкретизации задач урока. 7 Определить основные виды музыкальной деятельности и позиции учащихся на каждом этапе урока (слушатель/зритель; исполнитель; композитор/режиссер/хореограф). 8 Разработать содержание каждого этапа, фиксируя информационные блоки (кратко), перечень заданий, последовательность выполнения. 9 Продумать введение в тему и логические связки между этапами. 10 Определить критерии и показатели к каждому из этапов. 11 Запланировать прогностические оценки (коллективные, групповые, индивидуальные). 12 Определить   содержание   и   вид   контроля   (предварительный,   поурочный,   тематический)   и форму (практическая, устная, письменная). Тема урока музыки Цель урока:  Задачи урока Тип урока музыки Оборудование 1 этап. Организационно­мотивационный Цель этапа Ход урока 5Деятельност Позиция учащихся Критерии Ресурсное Формы, Врем ь   учителя (основные (слушатель/зритель, исполнитель, оценки  (совместно обеспечени е, виды музыкальной композитор/режиссер/хореог раф) учителем   и учащимися   и (основной доп.   я методы, приемы обучени я ) материал) деятельност и) 2 этап. Введение в тему Цель этапа Деятельност ь   учителя Позиция учащихся (слушатель/зритель, Критерии оценки  Ресурсное обеспечени (основные виды исполнитель, композитор/режиссер/хореогра (совместно учителем и е,   (основной музыкальной деятельност ф) и) учащимися ) Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка) Самооценка. Взаимооценка.  Оценка учителя, подведение итогов этапа урока доп.   и материал) Врем я Формы, методы, приемы обучени я 3 этап. Раскрытие темы, организация восприятия и осмысления новой информации Цель этапа Деятельност ь   учителя Позиция учащихся (слушатель/зритель, Критерии оценки  Ресурсное обеспечени (основные виды исполнитель, композитор/режиссер/хореогра (совместно учителем и е,   (основной музыкальной деятельност ф) и) учащимися ) Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка) 6 доп.   и материал) Врем я Формы, методы, приемы обучени яСамооценка. Взаимооценка.  Оценка учителя, подведение итогов этапа урока 4 этап. Закрепление и творческое применение знаний и умений  Цель этапа Деятельност ь   учителя Позиция учащихся (слушатель/зритель, Критерии оценки  Ресурсное обеспечени (основные виды исполнитель, композитор/режиссер/хореогра (совместно учителем и е,   (основной музыкальной деятельност ф) и) учащимися ) Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка) Самооценка. Взаимооценка.  Оценка учителя, подведение итогов этапа урока доп.   и материал) 5 этап. Обобщение и систематизация изучаемого на уроке материала Цель этапа Деятельност ь   учителя Позиция учащихся (слушатель/зритель, Критерии оценки  Ресурсное обеспечени (основные виды исполнитель, композитор/режиссер/хореогра (совместно учителем и е,   (основной доп.   и материал) музыкальной деятельност ф) и) учащимися ) Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка) Самооценка. Взаимооценка.  Оценка учителя, подведение итогов этапа урока 6.Рефлексия Цель этапа. 7 Врем я Формы, методы, приемы обучени я Врем я Формы, методы, приемы обучени яДеятельност Позиция учащихся Критерии Ресурсное Формы, Время ь   учителя (основные (слушатель/зритель, исполнитель, оценки  (совместн обеспечен ие, виды музыкально й деятельност и) Вопросы   и композитор/режиссер/хорео граф) 1.Ответы учащихся задания рефлексивн 2.   Выполнение   заданий   в тетради самооценки   (основной доп. и   материал) о учителем и учащимис я) ого характера с   Работа таблицами. методы, приемы обучения Индивидуал ьная Методы самоконтро ля и   контроля. Источники: 1. Горбунова,  М.Б.  Организация   контрольно  ­  оценочной   деятельности   на уроках музыки / М.Б. Горбунова // Пачатковая школа. – 2013.­ №5.­ С.42­ 46 2. sch2mol.by/data/documents/statya.Kudina­T­.M..docx 3. http://sch120.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4231   8