Методическая разработка на тему «Безотметочное обучение на уроках музыки»
Одно из требований, которое предъявляет современное общество к системе образования, является формирование личности активной, умеющей дать самостоятельную оценку определённым ситуациям, не прибегая к оценке, данной окружающими. Одной из главных задач школы является воспитание самостоятельных, ответственных, инициативных людей, способных правильно сориентироваться и найти своё место в обществе.
Сегодняшней задачей учителя становится не только передача знаний, но и формирование личности, способной к саморазвитию, самоанализу. Этому способствует система безотметочного обучения.В данном материале алгоритм подготовки урока музыки в условиях безотметочного обучения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.
Методическая разработка на тему:
«Безотметочное обучение на уроках музыки»
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
1Безотметочное обучение на уроках музыки
Одно из требований, которое предъявляет современное общество к системе
образования, является формирование личности активной, умеющей дать самостоятельную
оценку определённым ситуациям, не прибегая к оценке, данной окружающими. Одной из
главных задач школы является воспитание самостоятельных, ответственных, инициативных
людей, способных правильно сориентироваться и найти своё место в обществе.
Сегодняшней задачей учителя становится не только передача знаний, но и
формирование личности, способной к саморазвитию, самоанализу. Этому способствует
система безотметочного обучения.
Обучение музыке на содержательнооценочной основе (безотметочное обучение)
осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля,
критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности
самооценки.
При проведении уроков музыки рекомендуется соблюдать последовательность этапов
технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно
учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия
необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися
при осуществлении пения, игры на инструменте, импровизации, сочинения и др. В процессе
оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное
оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и
результата деятельности одноклассниками и учителем).
Оценочная деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать
учебно познавательную деятельность учащихся. У детей сильна потребность в том, чтобы их
труд был оценен учителем. Формулируется словесная оценка успеха такими словами:
«молодец», «отлично», «тебя приятно было слушать», «мне нравится твой ответ
(исполнение)», «у тебя всё получится». Улыбка, кивок головы, доброжелательная интонация,
всё это стимулирует деятельность учащихся.
На уроках музыки для проверки знания текста и правильности интонирования песен
можно использовать сольное пение учащихся. Все остальные становятся слушателями
экспертами. Перед ними ставится задача оценить исполнение одноклассника. Для детей это
звучит как вопрос: «За что бы вы его (её) похвалили?».
Не надо оценивать правильность выполнения всего задания! Всегда можно выбрать
один из нескольких элементарных критериев, например:
2 выполнение правил пения;
чистота интонирования;
знание текста;
эмоциональность.
Важным условием безотметочного обучения музыке является обязательность и
своевременность осуществления всех видов контроля. В процессе обучения используются
следующие виды контроля: предварительный, поурочный, тематический.
Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и даёт
возможность установить исходный уровень музыкального развития учащихся. Поурочный
контроль сопровождает процесс усвоения каждой темы урока и позволяет зафиксировать
продвижение учащихся в освоении учебного материала. Тематический контроль даёт
возможность установить результативность усвоения темы четверти или полугодия. Таблицы
для поурочного контроля позволяют осуществить содержательный контроль и оценку
качественного результата процесса обучения.
Результаты учебной деятельности
рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного ученика.
Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений
определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период.
Сравнение учащихся между собой не допускается.
Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной
деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для
достижения поставленных целей.
Функции самооценки:
1. Обучающая заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, ещё раз
повторяет пройденную тему.
2. Стимулирующая стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки
знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.
3. Мотивационная обеспечивает приучение к систематической работе, к
продуктивному труду, выработку волевых усилий.
4. Воспитывающая и развивающая связаны с формированием адекватной
самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней
самоуверенности, другие начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи
осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.
Аналитическая связана с рефлексией учащегося, самоанализом, выявлением
5.
пробелов и трудностей в изученном материале.
3В работе учителя музыки
используются
различные приёмы формирования
самооценки: «Волшебные линеечки», «Лестница успеха», «Круг достижений», «Светофор» и
др.
Главная задача учителя научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так
как формирование самооценки, а именно адекватной, залог успешности ученика.
Таким образом, введение системы безотметочного обучения позволяет не только
выстроить взаимоотношения участников образовательного процесса на основе гуманизма, но и
способствует совершенствованию и развитию системы образования и общества в целом. В
безотметочной системе обучения нет неуспешных учеников, успешны все, но каждый в меру
своих сил и возможностей.
Я знаю, что
некоторые
произведения
написаны в
форме рондо
Я могу узнать
произведение,
написанное в
форме рондо
Я могу
передать форму
рондо при
помощи
разноцветных
фигур
Я могу
объяснить,
почему
композитор
использовал
форму рондо
Я могу
исполнить
произведение,
написанное в
форме рондо
Подведение итогов урока.
4Алгоритм подготовки урока музыки в условиях
безотметочного обучения: (в.1)
1 Осмыслить специфику реализации темы в соответствии с результатами проведенного
контроля (для тем первого полугодия – предварительного; для тем второго полугодия –
тематического за 1 полугодие).
2 Определить цели и задачи урока, тип урока.
3 Отобрать музыкальный (художественный) материал в соответствии с темой урока.
4 Проанализировать художественные и дидактические характеристики материала.
Распределить материал на основной и дополнительный.
5 Зафиксировать этапы урока (34 этапа), в соответствии с принципом «эмоционального
крещендо».
6 Определить цель каждого из этапов путем конкретизации задач урока.
7 Определить основные виды музыкальной деятельности и позиции учащихся на каждом этапе
урока (слушатель/зритель; исполнитель; композитор/режиссер/хореограф).
8 Разработать содержание каждого этапа, фиксируя информационные блоки (кратко), перечень
заданий, последовательность выполнения.
9 Продумать введение в тему и логические связки между этапами.
10 Определить критерии и показатели к каждому из этапов.
11 Запланировать прогностические оценки (коллективные, групповые, индивидуальные).
12 Определить содержание и вид контроля (предварительный, поурочный, тематический) и
форму (практическая, устная, письменная).
Тема урока музыки
Цель урока:
Задачи урока
Тип урока музыки
Оборудование
1 этап. Организационномотивационный
Цель этапа
Ход урока
5Деятельност
Позиция учащихся
Критерии
Ресурсное
Формы,
Врем
ь учителя
(основные
(слушатель/зритель,
исполнитель,
оценки
(совместно
обеспечени
е,
виды
музыкальной
композитор/режиссер/хореог
раф)
учителем и
учащимися
и
(основной
доп.
я
методы,
приемы
обучени
я
)
материал)
деятельност
и)
2 этап. Введение в тему
Цель этапа
Деятельност
ь учителя
Позиция учащихся
(слушатель/зритель,
Критерии
оценки
Ресурсное
обеспечени
(основные
виды
исполнитель,
композитор/режиссер/хореогра
(совместно
учителем и
е,
(основной
музыкальной
деятельност
ф)
и)
учащимися
)
Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)
Самооценка. Взаимооценка.
Оценка учителя, подведение итогов этапа урока
доп.
и
материал)
Врем
я
Формы,
методы,
приемы
обучени
я
3 этап. Раскрытие темы, организация восприятия и осмысления новой информации
Цель этапа
Деятельност
ь учителя
Позиция учащихся
(слушатель/зритель,
Критерии
оценки
Ресурсное
обеспечени
(основные
виды
исполнитель,
композитор/режиссер/хореогра
(совместно
учителем и
е,
(основной
музыкальной
деятельност
ф)
и)
учащимися
)
Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)
6
доп.
и
материал)
Врем
я
Формы,
методы,
приемы
обучени
яСамооценка. Взаимооценка.
Оценка учителя, подведение итогов этапа урока
4 этап. Закрепление и творческое применение знаний и умений
Цель этапа
Деятельност
ь учителя
Позиция учащихся
(слушатель/зритель,
Критерии
оценки
Ресурсное
обеспечени
(основные
виды
исполнитель,
композитор/режиссер/хореогра
(совместно
учителем и
е,
(основной
музыкальной
деятельност
ф)
и)
учащимися
)
Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)
Самооценка. Взаимооценка.
Оценка учителя, подведение итогов этапа урока
доп.
и
материал)
5 этап. Обобщение и систематизация изучаемого на уроке материала
Цель этапа
Деятельност
ь учителя
Позиция учащихся
(слушатель/зритель,
Критерии
оценки
Ресурсное
обеспечени
(основные
виды
исполнитель,
композитор/режиссер/хореогра
(совместно
учителем и
е,
(основной
доп.
и
материал)
музыкальной
деятельност
ф)
и)
учащимися
)
Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)
Самооценка. Взаимооценка.
Оценка учителя, подведение итогов этапа урока
6.Рефлексия
Цель этапа.
7
Врем
я
Формы,
методы,
приемы
обучени
я
Врем
я
Формы,
методы,
приемы
обучени
яДеятельност
Позиция учащихся
Критерии
Ресурсное
Формы,
Время
ь учителя
(основные
(слушатель/зритель,
исполнитель,
оценки
(совместн
обеспечен
ие,
виды
музыкально
й
деятельност
и)
Вопросы и
композитор/режиссер/хорео
граф)
1.Ответы учащихся
задания
рефлексивн
2. Выполнение заданий в
тетради самооценки
(основной
доп.
и
материал)
о
учителем
и
учащимис
я)
ого
характера
с
Работа
таблицами.
методы,
приемы
обучения
Индивидуал
ьная
Методы
самоконтро
ля
и
контроля.
Источники:
1. Горбунова, М.Б. Организация контрольно оценочной деятельности на
уроках музыки / М.Б. Горбунова // Пачатковая школа. – 2013. №5. С.42
46
2. sch2mol.by/data/documents/statya.KudinaT.M..docx
3. http://sch120.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4231
8