Приложение 7
МОУ «Белянская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока: «Ваши права».
ТЕМА: ВАШИ ПРАВА.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакат с трудными словами, рисунки детей.
ЦЕЛЬ: 1) Познакомить с правами человека;
2) Формировать уважительное отношение друг к другу.
Такую беседу можно проводить и в начальных, и 5 – 6 классах. Предварительно должна пройти самостоятельная подготовка, выполнено домашнее задание: дети сами или с родителями должны прочитать книгу Е. С. Шабельникова «Ваши права», подумать над содержанием, просмотреть иллюстрации и сделать рисунки из разных сказок.
ХОД БЕСЕДЫ:
Вступительное слово: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и что нельзя?
- Что они обязаны делать и что не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека – заявление о правах и свободах человека во всем мире.
Когда вы читали книгу «Ваши права», все ли вам было понятно или встретились в тексте трудные слова, которые надо объяснить?
СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ.
Дискриминация - ограничение, лишение прав.
ООН – Организация объединенных наций, создана для упрочения мира между странами и обеспечения безопасности;
Гражданство – определенные отношения между человеком и государством, на земле которого человек живет. Гражданство основывается на признаки и уважении человеческого достоинства, прав и свобод. Например, государство дает возможность и право человеку учиться, работать, а человек обязан приносить пользу людям и государству.
Рабство - полная зависимость, когда человек не имеет никаких прав.
Посягательство – попытка лишить какого – либо права, свободы.
Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, равенство и свободу, отдых, досуг, социальное обеспечение, наслаждение искусством. Затем со временем он получает и другие права: иметь образование, свободно передвигаться, на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации. В 18 лет возникают права на свободный брак, участие в управлении страной, объединение в различные союзы, партии, группы, владения имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследований, на свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд и на достойный жизненный уровень.
Для проверки и закрепления знаний предлагаются вопросы и задания.
ВОПРОСЫ:
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).
2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка – путешественница», лягушка).
3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключение Буратино», Карабас – Барабас).
4. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергся попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»).
5. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба – яга).
6. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские музыканты»).
ВОПРОСЫ по сказке «Приключения Буратино»:
1. Схватив Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на…? (личную неприкосновенность)
2. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на …? (бесплатное образование).
3. Буратино хотел попасть в театр, у него было право…? (наслаждаться искусством)
4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино…? (принадлежащего ему имущества)
5. Полицейские, ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на …? (неприкосновенность жилища)
6. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому, что не имел права на…? (свободный труд и вознаграждение за него, защиту от безработицы).
ЗАДАНИЯ:
Докажите, что Карабас – Барабас нарушил права:
- на личную неприкосновенность, свободу, жизнь;
- содержал кукол в рабстве;
- жестоко обращался с куклами;
- на свободное перемещение;
- на свободу убеждений и их высказывание;
- на свободный труд и вознаграждение за него;
- на отдых, досуг, отпуск;
- на образование;
- на достойный жизненный уровень.
Учащимся 5 – 6 классов можно предложить более трудные задания. Например, в диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьях Декларации прав человека:
1. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино:…(Не имеешь права лишать меня имущества).
2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок:… (Не имеешь права на мою жизнь)
3. Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына». Дюймовочка:… (Не имеешь права нарушать мое право на свободный брак).
4. Волк: «Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлятушки:… (Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно)
5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша: … (Не имеешь права посягать на мою свободу)
6. Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни).
Иногда мы предлагаем инсценировать эпизод из сказки, комментируя нарушения соответствующих статей Декларации прав человека:
1.Чернавка: «Скушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед». Царевна откусывает яблочко и падает мертвым сном. (Комментарий: Чернавка посягнула на здоровье и жизнь царевны)
2. Курочка Ряба, снесла яичко. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. (Комментарий: мышка посягнула на неприкосновенность чужого имущества)
3. Отелло: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?» Душит Дездемону. Она умирает. (Комментарий: Отелло нарушил право человека на жизнь и неприкосновенность).
Материал данной беседы можно использовать и в других формах массовой работы: викторинах, конкурсах, играх, КВН на нравственные темы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.