В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.
Адольф фон Байер
10 августа 1897 года профессора и студенты Гейдельбергского университета
хоронили безвременно погибшего известного химика Виктора Мейера. Под
печальноторжественные звуки Бетховенского погребального марша, с
распущенными знаменами студенческих корпораций, пришли они из города на
поэтическое Гайсбергское кладбище и плотным кольцом окружили
свежевырытую могилу. Небольшой кучкой стояли среди них и русские
ученики почившего. И вот, когда черный гроб повис уже над могилой, к ней
подошел высокий плотный старик с окладистой седой бородой,
необыкновенно свежим цветом лица и голубыми глазами, громким голосом
произнес: «Адольф Байер посвящает этот венок своему лучшему другу». Это
был знаменитый химикорганик. Байер был не только другом Виктора
Мейера, но и его учителем и даже академическим крестным отцом. Он
пережил его на 20 лет и умер 20 августа 1917 г. в возрасте 82 лет. В течение
70 лет Байер интересовался химией и 60 лет работал для этой благородной
науки. Он пережил целый исторический период интенсивного научного
творчества, в котором сам принимал большое участие.
Все силы Адольфа Байера были отданы органической химии. Сам Байер
считал себя самоучкой в этой области, ибо первые свои работы он сделал
самостоятельно. Но если указать его учителей, то следует назвать Августа
Кекуле, хотя он и был всего на 6 лет старше Байера.
«Молодежь, — говорит Байер, — с трудом может составить себе по
литературным данным скольконибудь верное представление о том влиянии,
которое имел на своих современников молодой Кекуле». Увлеченный
логической связностью нового учения, названного впоследствии структурной
химией, Кекуле воодушевлял своих слушателей, возводя перед ними здание
теоретической химии, в котором мы живем и теперь. Пусть фундаментальная
мысль об истолковании типов при помощи атомных валентностей
принадлежит Вильямсону, а Купер одновременно указал на 4валентность
углерода, за Кекуле все же остается большая слава: он создал систему
органической химии и рассказал о ней миру с воодушевлением пророка».
Байер воспринял эту систему 20летним студентом. Неудивительно, что она
показалась ему более законченной, чем была. Проверять справедливость
взглядов своего учителя у него не было охоты. Напротив, его тянуло к работе
в отдаленных областях, по примеру старых эмпириков, но с новым
вооружением в руках.Биография Адольфа фон Байера
Он родился в доме полном литературных и художественных традиций. Дед
его Хитуш был центром тогдашнего литературного Берлина и собирал у себя
кружок писателей и поэтов, среди которых бывали Шамиссо, неистовый
романтик, Эрнст Теодор Гофман — одновременно юрист, музыкант, поэт и
критик, Захарий Вернер и др.
Впоследствии, уже у дяди, историка искусств Куглера, встречались
литераторы. В салоне дяди бывал и юный Байер, но душа его не раскрывалась
навстречу искусству и поэзии. Мальчик был застенчив, и с малых лет его уже
влекло к природе. Он любил сопровождать отца в его регулярных поездках по
службе (отец Байера был капитаном генштаба), и, пока тот занимался своими
геодезическими съемками, мальчик охотно оставался наедине с природой,
рассматривал, слушал, собирал маленькие коллекции, а, вернувшись домой,
«экспериментировал» со всем, что попадалось под руку, вплоть до масляных
ламп и казенных щипцов.
Родители, как известно, не склонны поощрять подобные «эксперименты по
химии» и сначала пробовали лечить неумеренное рвение экспериментатора
жезлом, а затем решили направить деятельность мальчика в более
сознательное русло, подарив ему популярную уже тогда «школу химии
Штёкгарта». Тотчас же на карманные деньги устраивается крошечная
лаборатория и постепенно проделываются все описанные у Штёкгарта опыты.
Они демонстрируются затем перед другом, который за удовольствие
обязывается мыть пробирки и стаканы экспериментатора.
В этот период (Байеру было 9—10 лет) сделано даже маленькое открытие:
получена в кристаллах двойная соль углекислой меди и углекислого натрия,
описанная только 4 года спустя. Затем наступает черед органической химии:
проделываются опыты по руководству Фридриха Вёлера, и Байер отмечает,
что мочевая кислота и индиго тогда уже начали его интересовать.
Окончание гимназии совпало с увлечением ботаникой, которое закончилось 6
месячным путешествием пешком, в компании с приятелем, из Триэста через
Далмацию, Черногорию и Восточные Альпы с целью собирания растений.
Затем наступают первые семестры университетской жизни в Берлине,
появляется интерес к математике, возбужденный талантливым лектором
Диришлэ. Затем отбывание воинской повинности в течение года и снова
возвращение в университет.
Университетские годы
Теперь юношу интересует уже только химия, за математическими книгами он
засыпает. «Я понял тогда»,— говорит Байер:— «что химия является моимчетырьмя
одинаковыми
настоящим призванием, и, недолго думая, поехал в Гейдельберг к Бунзену,
лаборатория которого славилась тогда на всю Германию». Как это все
естественно, покойно и просто! — Ни мучительных исканий и сомнений, ни
бесплодной траты энергии на колебания. В 21 год человек уже определенно
знает, чего он хочет, и всю свою долгую жизнь будет хотеть того, чего желал в
21 год. В лаборатории Бунзена Байер находит большое увлеченное общество и
среди старших практикантов Роско, Лотара Мейера, Пебаля, Либена и из
русских — Шишкова и Бейльштейна. Вскоре через Пебаля Байер получает и
работу: исследовать, одинаковый ли по свойствам хлористый метил
получается из разных исходных материалов. Дело в том, что метан
CH4 (атом углерода с
валентностями,
насыщенными водородом), именовался в то время водородистым метилом и
изображался по теории типов CH3. II. Таким образом один из четырех атомов
водорода в метане был как будто на ином положении, чем три другие,
вследствие чего и можно было ожидать, что от замены этого особого
водорода хлором получится другое вещество, чем при замещении тем же
элементом водорода метальной группы. Были даже и опыты Пьерра,
подтверждавшие существование двух разных хлористых метилов.
Байер с охотой принялся за эту работу и добыл хлористый метил тремя
различными способами: из древесного спирта, из какодиловой кислоты и
прямым хлорированием метана. В первых двух случаях удалось установить
полную идентичность продуктов, последний же метод дал как будто нечто
иное. Объяснялось это однако, как указал впоследствии Бертло, примесями, с
устранением которых исчезала и разница в свойствах этого продукта с
полученными другими способами.
Импульс ко второй работе был дан русским химиком Л. И. Шишковым и в
довольно оригинальной форме. Не зная, что делать с какодиловой кислотой,
Байер посоветовался с Шишковым. «Теперь модно все обрабатывать 5
хлористым фосфором», отвечал тот. Байер беспрекословно последовал
«моде», но постепенно сделал из этой работы целую диссертацию. Работа
велась, не в институте, а в маленькой частной лаборатории Кекуле, который
был не в особенном фаворе у своего патрона. Байер делает по этому поводу
следующее любопытное замечание: «Бунзен, потеряв всякий интерес к
органической химии, не интересовался и моими работами над какодиловой
кислотой». Таким образом, вышло, что современная органическая химия,
возникшая в Англии и Франции и ввезенная к нам оттуда Кекуле, как в свое
время химия ГейЛюссака была ввезена Либихом, осталась в России «без
приюта и покровительства». Бунзен спокойно отпустил Кекуле в Гент.Формула какодиловой кислоты
Частная лаборатория Кекуле была скромна и занимала комнатку в одно окно.
Тяги вовсе не было, а для работ с вредными газами служила соседняя кухня,
труба которой часто тянула очень плохо. В результате, придя однажды в
лабораторию, Кекуле нашел своего юного практиканта в бессознательном
состоянии и с сильно опухшим, лицом. Оказалось, что Байер открыл
хлористый монометил мышьяк и сильно вдохнул его, не подозревая об
ужасных свойствах этого вещества.
Защита диссертации
Защищать диссертацию, написанную по латыни Байер поехал в Берлин. Работа
была принята, но весьма сухо, как нечто посредственное. Дело в том, что
тогдашние берлинские профессора химики Митчерлих и Розе и физик Магнус
были совершенно чужды новой органической химии и, по мнению Байера,
высказанному, конечно, впоследствии, просто но понимали его работы и не
знали, что делать с ним самим. Экзамен прошел без особого блеска, после чего
молодой доктор тотчас же уехал в Гент к своему учителю Кекуле. В 1860
году Байер возвращается на родину и вступает в число приватдоцентов
берлинского университета, посвящая свою вступительную лекцию мочевой
кислоте. Экспериментировать здесь Байер не может, так как в то время
университет не имел еще химической лаборатории, а устроить свою у
молодого доцента не хватает средств. Поступает предложение, занять
кафедру органической химии в ремесленном институте. Условия не
блестящие: 1800 марок годового жалования.
Экспериментальные исследования
Но… в распоряжение молодого профессора предоставлялась новая
благоустроенная лаборатория, в которой Байер проработал затем 12 лет. В
университете дела молодого приватдоцента шли далеко не блестяще.
Попробовал он объявить курс лекций по неорганической химии: занял
аудиторию, пригласил ассистента, потратился на приборы и принадлежности,
но никто не пришел. За этой неудачей последовала другая. В 1865м году
декан марбургского университета спросил Байера, согласен ли он занять
освободившуюся кафедру Кольбе. Согласие было дано немедленно. Но на
другой же день пришла депеша с извещением, что курфюрст самРазрабатывались группы мочевой кислоты,
распорядился кафедрой и, помимо министра и факультета, назначил в
Марбург старшего ассистента Бунзена Кариуса. Байера же в следующем году,
благодаря рекомендации А. Б. Гофмана, представили в экстраординарные
профессора берлинского университета, но без жалования.
Так прошли первые 10 лет службы Байера в Берлине. В лаборатории
ремесленного института постепенно развилась кипучая деятельность.
Экспериментальные исследования велись беспрерывно и за 10 лет дали
материал для 50 статей, напечатанных частью в сотрудничестве с учениками и
ассистентами.
индиго,
непредельных кислот, начато было изучение реакций конденсации и др. В это
же время был открыт сделавшийся впоследствии знаменитым метод
восстановления органических соединений перегонкой с цинковой пылью.
Байер получил при помощи этого метода основное вещество группы индиго
— индол. Затем в лаборатории Байера его ассистент Гребе и один из
практикантов Либерман воспользовались тем же методом для решения не
менее важного вопроса: какой углеводород лежит в основе ализарина,
знаменитой краски, содержащейся в корнях растения марены. Ответ
получился скорый и точный: углеводород этот — антрацен. Для Гребе стало
ясно, что сам ализарин — это диоксиантрахинон. Этим намечался путь
синтеза краски из антрацена. Синтез был осуществлен Гребе и Либерманом в
лаборатории Байера с поразительной быстротой и при участии Каро и
Перхина нашел себе доступ на фабрику. Этой работой была вписана первая и
блестящая страница в славную историю синтетическохимической
промышленности.
Неудивительно, что, в результате такой интересной деятельности Байеровой
лаборатории, имя Байера начало приобретать популярность в стране. И вот в
1870 году его зовут в Кёнигсберг. Байер отклоняет предложение, но, опираясь
на 10летнюю деятельность в институте, пробует укрепить свое положение в
Берлине и ходатайствует о маленькой прибавке к своему скудному
жалованью. В ответ получает резкий отказ. А уже имел семью. Приходилось
подрабатывать. Однако по этому пути Байер не пошел: его определенно
влекло к исследованию. И вот, когда надежды устроиться в Берлине
профессором химии на медицинском факультете еще раз не оправдалось,
Байер с радостью принимает приглашение в только что завоеванный
Страсбург и покидает свою родину.
Подлинно — нет пророка в своем отечестве.
Страсбургский период
В течение трех последних лет в берлинской лаборатории Байера работал и
знаменитый впоследствии органик Виктор Майер. Приехав в Страсбург,Байер нашел побежденный и частью разоренный город, мрачное и враждебное
отношение населения к победителям и опустелый университет.
Лаборатория была, однако удобна и просторна, и скоро в ней закипела
деятельная научная жизнь. С новой энергией принялись за изучение
разнообразных случаев конденсации, были исследованы и фталеины, открытие
которых частью обязано случаю. В первый раз Байер применил фталевый
ангидрид, как водоотнимающее средство, и нагрев с ним пирогаллол получил
галлеин, затем уже сознательно сам фталевый ангидрид был сконденсирован с
резорцином и фенолом, и таким образом добыты флюоресцоин и
фенолфталеин. В числе первых учеников Байера в Страсбурге были и оба
Фишера Эмиль и Отто.
Будущий Нобелевский лауреат Эмиль Фишер студентом работал над
фталеинами, а оставшись затем у Байера ассистентом, открыл фенилгидразин.
Конденсация фталевого ангидрида с фенолами при иных условиях привела
Байера к новому синтезу антрахиноновых производных и ализарина. Много
работ в Страсбургской лаборатории было посвящено открытым
нитрозосоединениям, которые привели Байера в область красок.
Приглашение в Мюнхен
Причина была в том,
В Страсбурге Байер прожил недолго, всего три года. Затем его позвали в
Мюнхен на опустевшую кафедру Либиха. Приглашение в Мюнхен являлось
весьма почетным, но в Мюнхене в это время, т.е. в 1875 году не было еще
лаборатории.
что Либих был инициатором
лабораторного преподавания. Свою знаменитую лабораторию, куда к нему
стекались ученики с разных концов Европы, Либих открыл уже в 1825 году и
проработал там 57 семестров. Как страстная натура, Либих внес столько
натиска и горячности в новое дело, что в результате оно совершенно его
утомило. Любимое дело стало тягостным и мучительным. Либих не мог
больше слышать о лаборатории. Либиха позвали в Мюнхен. Он принял
предложение, но поставил условием освобождение его от лабораторных
занятии со студентами. Университет пошел навстречу желанию Либиха, и в
течение 29 лет Мюнхен был лишен лабораторнохимического преподавания.
До приезда Байера в 1875 году никому не приходило в голову, что не
современно оставлять такой научный центр, как Мюнхен, без лаборатории и
что благоприятно разрешить эту задачу можно было и без Либиха,
сделавшееся ему непосильным бременем.
Переселившись в Мюнхен, Байер не нашел здесь ни химической лаборатории,
ни ассистентов, ни студентовхимиков. Из профессоровхимиков был тоже
только один заместитель Либиха и впоследствии его биограф, Фольгард. НоБайер был доволен: надо все создавать, а это легче и приятнее, чем
поправлять и приспосабливать старое.
В новом институте работа пошла с прежней энергией. Началось изучение
реакции конденсации, разработка группы фталеинов и индиго. Много
исследований было посвящено гидроароматическим соединениям и структуре
бензола. Главные результаты последних работ составили затем содержание
речи Байера «О строении бензола», произнесенной на юбилее его учителя
Кекуле.
Исследования индиго
Наиболее громкую славу создали Байеру его исследования в области индиго.
Этой древней краской Байер заинтересовался еще ребенком, по крайней мере
сам он рассказывает, как 13летним мальчиком на дареные деньги купил себе
кусок индиго, дивился его свойствам и в первый раз добыл из него по рецепту,
взятому из руководства Вёлера, изатин, которым так много занимался
впоследствии.
Работы над индиго начались с 1863 года и велись, с одним только, правда,
довольно длинным перерывом, в течение 20 лет. Байер мог заявить, что
«место каждого атома в молекуле индиго установлено экспериментальным
путем». В 1880 году Байер осуществил и синтез индиго из коричной кислоты.
В том же году был взят и первый патент на искусственное получение этой
старинной естественной краски.
Своими работами в области индиго, фталеинов, антрахиноновых и
нитропроизводных,
Байер оказал ценные услуги химической
промышленности. Не известно, в какой мере услуги эти были вознаграждены,
и мог ли Байер повторить фразу своего учителя Кекуле: «К промышленности
я всегда имел большой интерес, но от нее, право, не получал — никаких
интересов». Бернсе с Байером было иначе, чему можно только порадоваться,
как всякому шагу в сторону социальной справедливости, в том числе и более
верной материальной оценки истинно творческой работы, которую
современники всегда было более склонны вознаграждать щедро разливаемыми
юбилейными речами и загробными панегириками. Во всяком случае
непосредственно практическими целями Байер в своих работах не
руководствовался, от техники он был далек, как по среде, из которой вышел,
так и по образованию, которое получил. С техникой Байера сближали только
его сотрудники, такие, как Каро, Гребо, Либерман. Для Байера выше всего
стояли интересы науки, и он с одинаковым вниманием и глубиною изучал
индиго и строение бензола, фталеины и определение химического места в
терпенах, нитрозосоединение и основные свойства кислорода.
Синтез изатинаБайер верил, что в науке здоровое семя не пропадает и находит для себя
добрую почву. Современная техника, во всяком случае, оценила заслуги
Байера и давно уже причислила его к славнейшим создателям красочного
производства. Впоследствии к старинному званию „доктор философии“,
заработанному некогда юным Байером, присоединили еще новый, только что
изготовленный титул «доктор инженер», воспринятый уже старым ученым. И
не титул здесь венчал человека, а человек должен был освятить титул.
Как тип ученого, Байер является настоящим классиком. Он работает всегда,
при всяких условиях, непрерывно и продуктивно. Исследования его обычно
весьма продолжительны, детализированы и тянутся целыми десятилетиями.
Каждую тему он разрабатывает вглубь и вширь с упорством, выдержкой и
любовью. В нем нет торопливости, нет постоянной смены периодов бурного
натиска и упадка. Счастье и случай почти не играют роли в его открытиях.
Взявшись за тему, он не отстает от нее, пока не получит ответа. Он переходит
от одного вопроса к следующему. У него нет горячности и задора для
ожесточенной полемики. Даже у молодого Байера хватает выдержки после 4
летней работы над индиго отложить в сторону эту любимую тему на целые 8
лет, потому что Кекуле опубликовал тогда сообщение о начатых им опытах
синтеза изатина. Когда за 8 лет Кекуле не удалось решить поставленной
задачи, Байер снова возвращается к индиго. Осуществляет синтез изатина и
самой краски, а потом опять индиго, но оставляя, однако, других
исследовании. Он публикует за это время не менее 20 экспериментальных
работ, касающихся индиго. Обладая прекрасным здоровьем, Байер не
нуждается в длительном и полном отдыхе. Если его утомило одно, он тотчас
же принимается за другое. Так, в 1885 году после долгих работ над индиго
Байер вдруг почувствовал отвращение к этой теме. Тогда он переходит к
новому вопросу.
Формулировка теории напряжения
Склонность атомов углерода к образованию более или менее длинных цепей в
органических соединениях несомненна, но обладают ли этой способностью и
свободные углеродные атомы? Нельзя ли построить длинные цепи из
ацетиленовых двойных звеньев, содержащие только на концах своих по атому
водорода или другого элемента и будут ли такие цени по свойствам подобны
другим органическим соединениям. Нельзя ли, затем, замкнуть эти цепи в
чистоуглеродные кольца? Эти образования будут, конечно, менее сложны,
чем, например, в алмазе, и можно ожидать, что эти новые формы углерода
представятся прозрачными, летучими, как камфора, и сильно взрывчатыми.
До взрывчатых алмазов Байер не дошел, но первую часть задачи, синтез
полиацетиленовых соединений, разрешил и, кроме того, был приведен этойработой к формулировке известной «теории напряжения», объясняющей
большую склонность углеродных цепей к образованию 56звенных колец.
Адольф фон Байер — великий экспериментатор
Как экспериментатор, Байер принадлежал к числу тех химиков, любимыми
аппаратами которых являются пробирка и часовое стекло. Байер делал
тысячи опытов всегда с простыми приборами и в малых размерах. И в малом
масштабе он умел видеть многое. Недаром он с удивлялся своему коллеге:
«Как ваши опыты дают отрицательные результаты! Признаюсь, я никогда не
сделал еще опыта с отрицательными результатами».
Та же характерная черта простоты уравновешенности и спокойствия
сказывается и в изложении Байера, в его статьях, письмах, речах. В лекциях
Байер подражал манере своего учителя профессора математики Диришлэ, про
которого говорит следующее: «никаких риторических оборотов, напряжения
тела или духа, и всетаки он увлекал своих слушателей, которые внимали его
словам почти с благоговением. Достигал он этого тем, что будил мысль в
слушателе и давал ему время в течение лекции додумать эту мысль до конца.
Так, я объяснял успех Диришлэ и старался впоследствии по мере сил ему
подражать». Как педагог, Байер выше всего ставил научное развитие
студентов и больше всего боялся перегрузить их память чистоописательным
материалом.
Эта боязнь заставила его выступать вместе с Вильгельмом Оствальдом
горячим противником введения государственных экзаменов для химиков как
университетских, так и окончивших технические школы. Вообще же по
экзаменам мюнхенская лаборатория Байера считалась строгой, ибо там был в
обычае так называемый «Doctorandum», т. е. экзамен подобный докторскому,
но производимый перед началом работы для диссертации.
В какой же общий вывод складываются впечатления от этих немногих
эпизодов из биографии Байера в связи с основными чертами его физиономии,
как ученого и профессора?
Этот человек твердо прошел длинный жизненный путь, до конца развернув
данный Богом талант, и, неустанно работая всю жизнь, сохранил полное
духовное и физическое здоровье. В конце пути, он мог сказать, что прожил
свою жизнь так, как хотел, как мог и как был должен. И ведь Байер не
исключение, от других он отличался талантом, не судьбою. Не слишком ли
много в нашем обществе говорят об организациях и не слишком ли мало и
вскользь мы заглядываем внутрь человека, мало ценим великое счастье ясно и
во время осознанного призвания, всесокрушающую силу неустанного
трудолюбия и выдержки, эту неукротимую волю к действию, рождаемую из не
остывающей любви к избранному делу.