В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.
Дмитрий Иванович Менделеев
Менделеев жил и творил в эпоху бурного расцвета естествознания, когда
наука одну за другой открывала тайны природы. Эта эпоха дала миру много
славных имен. Среди них особое место занимало и занимает имя великого
русского химика, который, смело бросив взор на десятилетия вперед, своим
открытием намного опередил эпоху.
Детство
Детство Менделеева прошло в Сибири. Он был младшим в многочисленной
семье директора Тобольской гимназии — Ивана Павловича Менделеева.
Дети развивались под сильным влиянием матери, Марии Дмитриевны
Менделеевой. Великий ученый всегда говорил о своей матери с чувством
глубокой любви и уважения.
Мария Дмитриевна воспитывала детей строго, приучала их к труду и
старалась в каждом развить его природные дарования. Она собрала довольно
большую библиотеку и много читала детям. Маленький Менделеев — живой
одаренный мальчик — был любимцем матери. Наделенный отличной памятью,
которую он не утратил до конца жизни, мальчик жадно усваивал и то, что
прочитывала ему мать, и то, что он наблюдал вокруг.
До поступления в гимназию мальчик жил в тридцати верстах от Тобольска.
Здесь Мария Дмитриевна управляла стекольным заводом, переданным ей
богатым ее братом. На этом заводе будущий великий химик впервые увидел
превращение смеси из песка, известняка и соды в прозрачное, тонкое стекло.
Он наблюдал, как рабочие с помощью трубок выдували из расплавленной
массы «холявы» — длинные цилиндры, которые потом развертывали в листы
оконного стекла. Он видел, как делали бутылки, стаканы, банки. Несомненно,
что эти детские наблюдения не прошли бесследно для будущего химика.
В гимназию Менделеева отдали рано, на год раньше, чем следовало по
возрасту. Вся семья снова переехала в Тобольск, который покинула после
того, как Иван Павлович, потеряв зрение, вышел на пенсию.
Юность
В гимназические годы Менделеев много читал. В Тобольске тогда жили
ссыльные декабристы. Они бывали у Менделеевых, и общение с ними,конечно, оказало влияние на вдумчивого, впечатлительного юношу. Ведь
декабристы были образованнейшими людьми своего времени.
Быстро пролетели гимназические годы. Надо было подумать о том, чтобы
продолжить образование. К тому времени умер отец Менделеева. Завод,
которым управляла Мария Дмитриевна, сгорел. Большая семья была сильно
стеснена в средствах, потому что существовала на скромную пенсию.
Несмотря на это, Мария Дмитриевна решила обязательно дать своему
младшему сыну высшее образование и выехала с ним в Москву. Поступить в
Московский университет Менделееву не удалось. В те годы существовал
закон, по которому в университет принимали только тех, кто окончил
гимназию в том же учебном округе. А Тобольская гимназия, которую окончил
Менделеев, причислена была к Казанскому округу.
В Петербургский университет Менделееву поступить было нельзя по той же
причине, что и в московский. Мария Дмитриевна решила определить сына в
Главный педагогический институт, который когдато окончил Иван Павлович
Менделеев. После долгих хлопот Менделеев был принят. Мария Дмитриевна
осталась в Петербурге. Мужественная женщина готова была перенести всякие
лишения ради любимого сына. Она сняла, из экономии, дешевый угол и
отказывала себе во всем. Вскоре после поступления сына в институт, осенью
1850 года, Мария Дмитриевна заболела и умерла.
Менделеев остался один в чужом огромном городе.
Н. А. Ярошенко. Д. И. Менделеев. 1886. Масло.
Главный педагогический институт
Главный педагогический институт был закрытым учебным заведением с очень
строгим режимом. Студенты жили в казенном помещении и уже в седьмом
часу утра должны были в полной форме являться в классы для
самостоятельных занятий. Студентам младшего курса даже не разрешали
выходить на прогулки без сопровождающих.Менделеева такой режим тяготил меньше, чем других. С первых же дней
своей студенческой жизни будущий химик проявил редкостную усидчивость и
упорство в занятиях. Он глубоко изучал не только химию и физику, но и
другие родственные науки. Его интересовали все отрасли естествознания.
Сохранился до наших дней гербарий, собранный Менделеевым еще в
студенческие годы.
Терпеливо искать научную правду, добывать ее упорным. постоянным трудом
— таков был девиз великого химика. Этого девиза он придерживался всю
жизнь.
Учителями Менделеева в Главном педагогическом институте были
выдающиеся ученые: физик Э. X. Ленц, математик М. В. Остроградский,
химик А. А. Воскресенский.
Интерес к химии проявился у Менделеева уже с первого курса.
Неудивительно, что А. А. Воскресенский оценил способности одного из
лучших своих учеников и уделял ему много внимания.
Еще на студенческой скамье Менделеевым была написана исследовательская
работа, которая привлекла всеобщее внимание. Она была посвящена изучению
кристаллических форм минералов. Уже в этой работе Менделеев
подчеркивает черты сходства в поведении различных элементов. Эти важные
наблюдения были как бы отправным пунктом для больших поисков, которые
впоследствии привели ученого к великим открытиям.
Менделеев окончил институт с золотой медалью. Его учителя, профессора
Воскресенского, поздравляли с блестящей подготовкой выпускника. Работа о
минералах стала кандидатской диссертацией, которую Дмитрий Иванович
защитил при выпуске.
Научная деятельность
Менделеев вступил на путь самостоятельного научного творчества. Молодой
химик не знал устали в труде. В 1856 году он защитил магистерскую
диссертацию. Как и в предыдущей студенческой работе, так и в этом
исследовании, посвященном удельным объемам твердых, жидких и
газообразных тел, Менделеева особенно интересовала повторяемость свойств
простых тел при возрастании их атомного веса. Эти его первые работы имели
немалое значение для открытия периодического закона.
В том же году молодой магистр физики и химии, которому пошел лишь
двадцать третий год, защитил вторую диссертацию — «О строении
кремнеземистых соединений», дающую право читать лекции студентам.
Получив научное звание магистра, Менделеев стал доцентом Петербургского
университета. Помимо чтения лекций и научной работы, молодой ученыйразвил кипучую общественную деятельность. В своих статьях, заметках,
отзывах на книги Менделеев доказывает необходимость развития
отечественной русской промышленности, особенно химической. Уже тогда в
Менделееве определилась одна важная черта, — он никогда не был ученым
затворником, а всегда сочетал науку с практикой.
Весы, сконструированные Д. И. Менделеевым для взвешивания
газообразных и твёрдых веществ
В 1859 году Менделеев отправился в первую свою заграничную поездку. Он
проработал несколько лет в немецком университетском городе Гейдельберге.
В квартире, где жил Менделеев, он организовал собственную лабораторию и
провел ряд выдающихся исследований свойств жидкостей. Вернувшись на
родину в 1861 году, молодой ученый сразу окунулся в работу. В
Петербургском университете он читал лекции по органической химии. Но,
кроме того, он преподавал и в других учебных заведениях, писал для
студентов курс «Органической химии», выступал в журналах со статьями.
На тридцать первом году жизни, после блестящей защиты докторской
диссертации «О соединениях спирта с водой», Менделеев был избран
профессором Петербургского университета. В этой работе Д. И. Менделеев
изложил основы созданной им химической теории растворов.
Периодический закон и таблица Менделеева
Еще несколько лет прошли в упорном, неустанном труде. В 1869 году
Менделеев должен был выступить с докладом на очередном заседании
Русского химического общества. Но сам докладчик на это заседание, ставшее
историческим, явиться не мог. Болезнь приковала Дмитрия Ивановича к
постели. Вместо Менделеева на кафедру взошел его товарищ — профессор Н.
А. Меншуткин — и показал собранию таблицу, которая называлась: «Опыт
системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве».
Вслед за тем Меншуткин огласил доклад, написанный автором таблицы —Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Это и была обошедшая потом весь мир
«Таблица Менделеева».
Так стало известно об открытии закона, составляющего основу всей
современной химии.