Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом. Дмитрий Иванович Менделеев

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Иконка файла материала 38.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.  Дмитрий Иванович Менделеев Менделеев   жил   и   творил   в   эпоху   бурного   расцвета   естествознания,   когда наука одну за другой открывала тайны природы. Эта эпоха дала миру много славных имен. Среди них особое место занимало и занимает имя великого русского химика, который, смело бросив взор на десятилетия вперед, своим открытием намного опередил эпоху. Детство Детство Менделеева прошло в Сибири. Он был младшим в многочисленной семье директора Тобольской гимназии — Ивана Павловича Менделеева. Дети   развивались   под   сильным   влиянием   матери,   Марии   Дмитриевны Менделеевой.   Великий   ученый   всегда   говорил   о   своей   матери   с   чувством глубокой любви и уважения. Мария   Дмитриевна   воспитывала   детей   строго,   приучала   их   к   труду   и старалась в каждом развить его природные дарования. Она собрала довольно большую библиотеку и много читала детям. Маленький Менделеев — живой одаренный мальчик — был любимцем матери. Наделенный отличной памятью, которую он не утратил до конца жизни, мальчик жадно усваивал и то, что прочитывала ему мать, и то, что он наблюдал вокруг. До поступления в гимназию мальчик жил в тридцати верстах от Тобольска. Здесь   Мария   Дмитриевна   управляла   стекольным   заводом,   переданным   ей богатым ее братом. На этом заводе будущий великий химик впервые увидел превращение смеси из песка, известняка и соды в прозрачное, тонкое стекло. Он   наблюдал,   как   рабочие   с   помощью   трубок   выдували   из   расплавленной массы «холявы» — длинные цилиндры, которые потом развертывали в листы оконного стекла. Он видел, как делали бутылки, стаканы, банки. Несомненно, что эти детские наблюдения не прошли бесследно для будущего химика. В   гимназию   Менделеева   отдали   рано,   на   год   раньше,   чем   следовало   по возрасту. Вся семья снова переехала в Тобольск, который покинула после того, как Иван Павлович, потеряв зрение, вышел на пенсию. Юность В   гимназические   годы   Менделеев   много   читал.   В   Тобольске   тогда   жили ссыльные   декабристы.   Они   бывали   у   Менделеевых,   и   общение   с   ними,конечно,   оказало   влияние   на   вдумчивого,   впечатлительного   юношу.   Ведь декабристы были образованнейшими людьми своего времени. Быстро пролетели гимназические годы. Надо было подумать о том, чтобы продолжить   образование.   К   тому   времени   умер   отец   Менделеева.   Завод, которым управляла Мария Дмитриевна, сгорел. Большая семья была сильно стеснена   в   средствах,   потому   что   существовала   на   скромную   пенсию. Несмотря   на   это,   Мария   Дмитриевна   решила   обязательно   дать   своему младшему сыну высшее образование и выехала с ним в Москву. Поступить в Московский   университет   Менделееву   не   удалось.   В   те   годы   существовал закон,   по   которому   в   университет   принимали   только   тех,   кто   окончил гимназию в том же учебном округе. А Тобольская гимназия, которую окончил Менделеев, причислена была к Казанскому округу. В Петербургский университет Менделееву поступить было нельзя по той же причине, что и в московский. Мария Дмитриевна решила определить сына в Главный педагогический институт, который когда­то окончил Иван Павлович Менделеев. После долгих хлопот Менделеев был принят. Мария Дмитриевна осталась в Петербурге. Мужественная женщина готова была перенести всякие лишения   ради   любимого   сына.   Она   сняла,   из   экономии,   дешевый   угол   и отказывала себе во всем. Вскоре после поступления сына в институт, осенью 1850 года, Мария Дмитриевна заболела и умерла. Менделеев остался один в чужом огромном городе. Н. А. Ярошенко. Д. И. Менделеев. 1886. Масло. Главный педагогический институт Главный педагогический институт был закрытым учебным заведением с очень строгим режимом. Студенты жили в казенном помещении и уже в седьмом часу   утра   должны   были   в   полной   форме   являться   в   классы   для самостоятельных   занятий.   Студентам   младшего   курса   даже   не   раз­решали выходить на прогулки без сопровождающих.Менделеева   такой   режим   тяготил   меньше,  чем   других.  С  первых   же   дней своей студенческой жизни будущий химик проявил редкостную усидчивость и упорство в занятиях. Он глубоко изучал не только химию и физику, но и другие   родственные   науки.   Его   интересовали   все   отрасли   естествознания. Сохранился   до   наших   дней   гербарий,   собранный   Менделеевым   еще   в студенческие годы. Терпеливо искать научную правду, добывать ее упорным. постоянным трудом — таков был девиз великого химика. Этого девиза он придерживался всю жизнь. Учителями   Менделеева   в   Главном   педагогическом   институте   были выдающиеся   ученые:   физик   Э.   X.   Ленц,   математик   М.   В.   Остроградский, химик А. А. Воскресенский. Интерес   к   химии   проявился   у   Менделеева   уже   с   первого   курса. Неудивительно,   что   А.   А.   Воскресенский   оценил   способности   одного   из лучших своих учеников и уделял ему много внимания. Еще на студенческой скамье Менделеевым была написана исследовательская работа, которая привлекла всеобщее внимание. Она была посвящена изучению кристаллических   форм   минералов.   Уже   в   этой   работе   Менделеев подчеркивает черты сходства в поведении различных элементов. Эти важные наблюдения были как бы отправным пунктом для больших поисков, которые впоследствии привели ученого к великим открытиям. Менделеев окончил институт с золотой медалью. Его учителя, профессора Воскресенского, поздравляли с блестящей подготовкой выпускника. Работа о минералах   стала   кандидатской   диссертацией,   которую   Дмитрий   Иванович защитил при выпуске. Научная деятельность Менделеев вступил на путь самостоятельного научного творчества. Молодой химик   не   знал   устали   в   труде.   В   1856   году   он   защитил   магистерскую диссертацию.   Как   и   в   предыдущей   студенческой   работе,   так   и   в   этом исследовании,   посвященном   удельным   объемам   твердых,   жидких   и газообразных тел, Менделеева особенно интересовала повторяемость свойств простых тел при возрастании их атомного веса. Эти его первые работы имели немалое значение для открытия периодического закона. В   том   же   году   молодой   магистр   физики   и   химии,   которому   пошел   лишь двадцать   третий   год,   защитил   вторую   диссертацию   —   «О   строении кремнеземистых соединений», дающую право читать лекции студентам. Получив научное звание магистра, Менделеев стал доцентом Петербургского университета.   Помимо   чтения   лекций   и   научной   работы,   молодой   ученыйразвил   кипучую   общественную   деятельность.   В   своих   статьях,   заметках, отзывах   на   книги   Менделеев   доказывает   необходимость   развития отечественной русской промышленности, особенно химической. Уже тогда в Менделееве определилась одна важная черта, — он никогда не был ученым­ затворником, а всегда сочетал науку с практикой. Весы, сконструированные Д. И. Менделеевым для взвешивания газообразных и твёрдых веществ В 1859 году Менделеев отправился в первую свою заграничную поездку. Он проработал несколько лет в немецком университетском городе Гейдельберге. В квартире, где жил Менделеев, он организовал собственную лабораторию и провел   ряд   выдающихся   исследований   свойств   жидкостей.   Вернувшись   на родину   в   1861   году,   молодой   ученый   сразу   окунулся   в   работу.   В Петербургском университете он читал лекции по органической химии. Но, кроме   того,   он   преподавал   и   в   других   учебных   заведениях,   писал   для студентов курс «Органической химии», выступал в журналах со статьями. На   тридцать   первом   году   жизни,   после   блестящей   защиты   докторской диссертации   «О   соединениях   спирта   с   водой»,   Менделеев   был   избран профессором Петербургского университета. В этой работе Д. И. Менделеев изложил основы созданной им химической теории растворов. Периодический закон и таблица Менделеева Еще   несколько   лет   прошли   в   упорном,   неустанном   труде.   В   1869   году Менделеев   должен   был   выступить   с   докладом   на   очередном   заседании Русского химического общества. Но сам докладчик на это заседание, ставшее историческим,   явиться   не   мог.   Болезнь   приковала   Дмитрия   Ивановича   к постели. Вместо Менделеева на кафедру взошел его товарищ — профессор Н. А. Меншуткин — и показал собранию таблицу, которая называлась: «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве». Вслед за тем Меншуткин огласил доклад, написанный автором таблицы —Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Это и была обошедшая потом весь мир «Таблица Менделеева». Так   стало   известно   об   открытии   закона,   составляющего   основу   всей современной химии.