В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.
«Эффект открытия»
Ничто не способно так поистине революционно служить научнотехническому
прогрессу, как открытие неизвестных ранее явлений и законов природы.
Научные открытия способны неистощимо питать инженерное творчество.
Именно они дают толчок к созданию принципиально новых орудий труда и
материалов. Тот, кто первый поместил кристалл рубина между двух зеркал,
заложил основы лазерной техники. Кто расшифровал природу магнетизма —
дал человечеству сотни надежных инструментов: от радиотелескопов до
ускорителей. Кто открыл реакцию полимеризации — породил богатство и
разнообразие синтетических материалов. Такова цена открытий! Эти
открытия свидетельствуют о приоритете именно ученых в области физики,
математики, квантовой электроники, геологии, химии, биологии…
История одного открытия
В Московском институте стали и сплавов экспериментальная капля карбида,
сидевшая на графитовой пластине, в течение минуты выела в ней
сантиметровый слой, изменив элементарную кристаллическую решетку
углерода, и нарушила справедливость сразу двух физических законов.
Неизвестное ранее явление ускоренного испарения углерода из
металлокарбидных и карбидоуглеродных!
Чтобы понять «механизм» и значение открытия, вернемся к капле. Она
представляла собой расплав вольфрама и молибдена с углеродом и была
нанесена на графитовую пластину в качестве предполагаемого покрытия. Но
вопреки ожиданиям она не растеклась на поверхности защитным слоем, а
разрушила ее. Казалось бы, неудача.
Но исследовательская интуиция подсказала верный ход мысли: постижение
через разрушение. Постижение новой закономерности.
В опыте капля«пожиратель» не увеличивалась в размере. Возник вопрос:
куда же исчезает графит? Над каплей поставили медную водоохлаждаемую
пластину и вскоре увидели на ней темный блестящий нарост. С жидкой
поверхности к условной мишени устремлялись частички углерода. Капля
работала как молекулярный насос. Графитовый «пол» на глазах
перестраивался в «потолок», но более совершенной конструкции, с
правильной атомной «упаковкой».Сущность каждого открытия заключена в том, что ученые познают еще одну
закономерность окружающего нас мира и заставляют ее служить научно
техническому прогрессу. Так, в металлургии довольно широко применяется
метод горячего прессования для получения конструкционного графита. На
практике технологи пришли к нехитрому выводу: если взять порошок графита
и спрессовать его при высокой температуре в присутствии металла,
получается заготовка, с более высокими качествами, чем у исходных
материалов. Но почему так происходит, стало понятно не сразу.
Впоследствии это явление эффективно удалось реализовать во многих
двойных системах: углерод — металл. Тысячи и тысячи таких пар —
неисчерпаемая база создания особого класса материалов с уникальным
комплексом свойств. Удалось получить высокопрочные непористые графиты.
Вбирая в себя те или иные полезные свойства металлов, такие графиты как бы
многократно их усиливают. К примеру, теплопроводность некоторых
усовершенствованных графитов в полтора раза превышает соответствующую
способность меди (эталон проводимости тепла и электрического тока). Все
это сделало в свое время область применения новых материалов в народном
хозяйстве практически беспредельной. Изделия из них могут работать в
условиях резкого перепада температур, тепловых ударов, больших
механических нагрузок.
Но ценность открытия не только в этом. В природе «срабатывает» все тот же
эффект. Безотказно служит он и при получении искусственных алмазов, когда
графит в присутствии катализатора, в условиях высоких температур и
давлений проходит свое качественное превращение.
Такова судьба каждого большого открытия: значение его многозначно и
выявляется постепенно.