Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом. «Эффект открытия»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Иконка файла материала 7.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.  «Эффект открытия» Ничто не способно так поистине революционно служить научно­техническому прогрессу,   как   открытие   неизвестных   ранее   явлений   и   законов   природы. Научные   открытия   способны   неистощимо   питать   инженерное   творчество. Именно они дают толчок к созданию принципиально новых орудий труда и материалов. Тот, кто первый поместил кристалл рубина между двух зеркал, заложил основы лазерной техники. Кто расшифровал природу магнетизма — дал   человечеству   сотни   надежных   инструментов:   от   радиотелескопов   до ускорителей.  Кто  открыл  реакцию  полимеризации  — породил  богатство  и разнообразие   синтетических   материалов.   Такова   цена   открытий!   Эти открытия свидетельствуют о приоритете именно ученых в области физики, математики, квантовой электроники, геологии, химии, биологии… История одного открытия В Московском институте стали и сплавов экспериментальная капля карбида, сидевшая   на   графитовой   пластине,   в   течение   минуты   выела   в   ней сантиметровый   слой,   изменив   элементарную   кристаллическую   решетку углерода,   и   нарушила   справедливость   сразу   двух   физических   законов. Неизвестное   ранее   явление   ускоренного   испарения   углерода   из металлокарбидных и карбидоуглеродных! Чтобы   понять   «механизм»   и   значение   открытия,   вернемся   к   капле.   Она представляла   собой   расплав   вольфрама   и молибдена с   углеродом   и   была нанесена на графитовую пластину в качестве предполагаемого покрытия. Но вопреки   ожиданиям   она   не   растеклась   на   поверхности   защитным   слоем,   а разрушила ее. Казалось бы, неудача. Но исследовательская интуиция подсказала верный ход мысли: постижение через разрушение. Постижение новой закономерности. В   опыте   капля­«пожиратель»   не   увеличивалась   в   размере.   Возник   вопрос: куда же исчезает графит? Над каплей поставили медную водоохлаждаемую пластину   и   вскоре   увидели   на   ней   темный   блестящий   нарост.   С   жидкой поверхности   к   условной   мишени   устремлялись   частички   углерода.   Капля работала   как   молекулярный   насос.   Графитовый   «пол»   на   глазах перестраивался   в   «потолок»,   но   более   совершенной   конструкции,   с правильной атомной «упаковкой».Сущность каждого открытия заключена в том, что ученые познают еще одну закономерность   окружающего   нас   мира   и   заставляют   ее   служить   научно­ техническому прогрессу. Так, в металлургии довольно широко применяется метод горячего прессования для получения конструкционного графита. На практике технологи пришли к нехитрому выводу: если взять порошок графита и   спрессовать   его   при   высокой   температуре   в   присутствии   металла, получается   заготовка,   с   более   высокими   качествами,   чем   у   исходных материалов. Но почему так происходит, стало понятно не сразу. Впоследствии   это   явление   эффективно   удалось   реализовать   во   многих двойных   системах: углерод —   металл.   Тысячи   и   тысячи   таких   пар   — неисчерпаемая   база   создания   особого   класса   материалов   с   уникальным комплексом свойств. Удалось получить высокопрочные непористые графиты. Вбирая в себя те или иные полезные свойства металлов, такие графиты как бы многократно   их   усиливают.   К   примеру,   теплопроводность   некоторых усовершенствованных графитов в полтора раза превышает соответствующую способность меди (эталон проводимости тепла и электрического тока). Все это сделало в свое время область применения новых материалов в народном хозяйстве   практически   беспредельной.   Изделия   из   них   могут   работать   в условиях   резкого   перепада   температур,   тепловых   ударов,   больших механических нагрузок. Но ценность открытия не только в этом. В природе «срабатывает» все тот же эффект. Безотказно служит он и при получении искусственных алмазов, когда графит   в   присутствии   катализатора,   в   условиях   высоких   температур   и давлений проходит свое качественное превращение. Такова   судьба   каждого   большого   открытия:   значение   его   многозначно   и выявляется постепенно.